Научная статья на тему '11. 5. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа'

11. 5. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2776
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «11. 5. Военная тайна в системе информации ограниченного доступа»

11.5. ВОЕННАЯ ТАЙНА В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

Олейник Т. С., к.ю.н., доцент Голицинского пограничного института ФСБ России.

Шавкеро А.Б., доцент Голицинского пограничного института ФСБ России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, необходимой для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в обеспечении законности и правопорядка, а также в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. В свою очередь национальные интересы России в информационной сфере определяют задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Не секрет, что интересом иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения о внешнеполитическом, экономическом, научнотехническом потенциалах страны, о состоянии ее обороноспособности.

В рамках защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, а также обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России одной из таких задач является необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. В современном обществе вопросы защиты информации привлекают к себе внимание ученых и общества в целом. Это связано с объективной необходимостью ограничения прав и свобод граждан в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства1, а также в связи с рядом уголовных дел о разглашении государственной тайны.

Прежде необходимо остановиться на самом понятии «тайна», поскольку научное осмысление всякой категории начинается с понятийного аппарата. В различных толковых словарях понятие «тайна» определяется как «нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет», «сокрытое, неизвестное, неведомое», содержащееся «в скрытности, в неведении от кого-либо, в сокровенности», как «сохранение в негласности обстоятельства, разглашение которого принесло бы больше вреда, чем пользы» и даже как метод «жизненной борьбы за выживание»2. Рассмотренные понятия тайны в широком смысле слова близки к бытовому

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993. - 25 декабря. - П.3 ст.55.

2 См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1984; Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Аст-рель: АСТ, 2001; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. - М.: ГИС, 1956; Т.4. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. - М.: Юрист, 2001; Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. Части Общая и Особенная. - Спб. - 1910.

ее пониманию. Однако в правовом значении понятие тайны надо рассматривать в узком смысле слова как нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц3. Как в действующем законодательстве, так и в науке отсутствует определение обобщенного понятия тайны в правовом смысле слова, исходя из существующих различий между режимами доступа к ней и режима ограничения ее распространения. Следует заметить, что в правовом смысле тайны должна обладать такими признаками, как ценность (качество) информации, необходимость в ее охране и наличие специальных мер по ее защите. Указанные признаки присутствуют в понятии тайны, сформулированном Смольковой И.В.: «...с содержательной стороны тайна может быть определена как особым образом охраняемый законом блок секретной или конфиденциальной информации (сведений) известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения служебных, профессиональных и иных обязанностей или отдельных поручений, разглашение которых может повлечь юридическую ответственность»4. Однако и его можно дополнить, поскольку юридическая ответственность наступает не только за разглашение тайны, но и за ее незаконное получение, передачу и использование.

На сегодняшний день нет единого подхода и к классификации тайны. Различие в подходах к ней приводит к неоднозначному пониманию объема и содержания ее видов. В современном законодательстве упоминается более 30 видов различных тайн без должного разграничения содержания между схожими по принадлежности.

Различают несколько видов тайн. Например, Фатьянов А.А. предлагает классифицировать виды тайн на личную, семейную, корпоративную, коммерческую, государственную по следующим основаниям:

- по характеру тайн, содержанию относимых к ним сведений;

- по числу субъектов, обладающих теми или иными сведениями;

- по принципу первичности и вторичности систем ограничений в доступе к информации5.

Согласно классификации тайн правового значения у Смольковой И. В. можно выделить два основных вида: государственную (в том числе и военную) и конфиденциальную информацию, включающую в себя: личную (в том числе и персональные данные), семейную, профессиональную, коммерческую и служебную6.

Петрухин И.Л. различает два основных вида тайн: личную и профессиональную. Ко второй он относит: медицинскую, адвокатскую, журналистскую, религиозную тайны, тайну усыновления и записи актов гражданского состояния7. Лопатин В.А. выделяет порядка тридцати видов тайн, среди них такие, как: коммерческая тайна, профессиональная тайна, банковская тайна, служебная тайна, персональные данные и другие8. Рассматривая информацию как объект правового ре-

3 Кузьмин С.В. Тайна в уголовном праве. Автореф. дисс... канд юрид. наук. - Ставрополь - 2000. - С.8.

4 Смолькова И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе. - М. - 1999. - С.23.

5 См., например: Фатьянов А.А. Указ. Соч. - С.47-48.

6 См. Смолькова И.В. Указ. Соч. - С.22.

7 См. Петрухин И.Л. Личные тайны. - М.: ИГП РАН. - 1998.

8 См., например: Лопатин В.Н. Информационная безопасность в

России: Человек, Общество, Государство. - СПб. - 2000; Лопатин

В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения

информационной безопасности Российской Федерации (проект). - М. - 1998.

2'2010

Пробелы в российском законодательстве

гулирования, Белевская Ю.А. предлагает выделить такие виды тайн, как: сведения, отнесенные к государственной тайне, конфиденциальная документированная информация, персональные данные, сведения, составляющие банковскую, служебную, коммерческую

9

и иные виды тайн .

Как охраняемые законом тайны можно квалифицировать на: тайну частной жизни, профессиональную тайну, служебную тайну, коммерческую тайну, государственную тайну. Некоторые авторы в рамках уголовно-правовой охраны рассматривают как значимые государственную и служебную тайны10. Тесная связь государственной тайны и служебной подтверждается уже тем, что в различных хранилищах, архивах, библиотеках хранятся в огромных количествах документы с грифом «Для служебного пользования», которые прежде охранялись в рамках системы государственной тайны.

Если отталкиваться от понимания тайны как информации ограниченного доступа, то и анализ содержания защиты государственной тайны целесообразно рассматривать как вида такой информации. Наиболее верным представляется определение информации как объекта правовых отношений, изложенное в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»11 (далее Закон об информации), и подразделение ее на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В ранее действующем Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» в части 2 ст. 10 информация ограниченного доступа определялась двух общих типов: информация, отнесенная к государственной тайне (секретная) и конфиденциальная информация. Федеральный закон 2006 г. такого четкого разграничения уже не устанавливает, однако очевидно, что имеет его в виду. Поэтому в ст. 9 к информации ограниченного доступа относит всякую защищаемую информацию, а именно: государственную, коммерческую, служебную, профессиональную и иную, обязательность соблюдения конфиденциальности которой, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. Критериями такой классификации являются содержание информации и обладатель таковой. Каждый вид защищаемой информации предполагает определенный порядок регламентации, организации и осуществления защиты, который устанавливается исходя из важности и ценности информации. Уровень ее защиты определяется грифом секретности. Засекречивание информации представляет собой совокупность организационно-правовых мер, регламентированных законодательством по введению ограничений на распространение и использование защищаемой информации в интересах ее обладателя (собственника, владельца).

Обеспечение сохранности военной тайны как одной из гарантий внешней безопасности и обороноспособности государства в условиях мирного и военного вре-

9 Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина. // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №12. - С.16.

10 См., например: Дворников А.А. Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел: Ав-тореф. дисс... канд юрид. наук; науч. Рук. В.И. Морозов. - Тюмень. - 2007.

11 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31. - Ст. 3448.

мени является необходимым условием качественного выполнения поставленных перед Вооруженными Силами страны задач. К военной тайне относится значительная часть военных сведений, не подлежащих огласке, другими словами, сведения военного и оборонного характера, специально охраняемые государством. Слободанюк И.А. считает, что институт военной тайны и в современных условиях требует тщательного изучения и анализа12.

В настоящее время понятие военной тайны встречается в статьях 7 и 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»13, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.14 (например, в статьях 13, 72 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ).

В военном энциклопедическом словаре предлагается следующее понятие: «Тайна военная - сведения военного характера, не подлежащие оглашению. Часть их, ввиду особой важности для Вооруженных Сил и обороноспособности страны, относится к государственной тайне, другие - к служебной тайне. Перечень таких сведений устанавливается актами Министерства обороны РФ, на основе которых в Вооруженных Силах установлены специальные правила обращения с документами и другими источниками, содержащими военную тайну. Соблюдение таких правил обязательно для всех военнослужащих и прямо предусмотрено в военной присяге, воинских уставах, инструкциях и других актах органов военного управления» 5. Для сравнения в аналогичном словаре советского времени под военной тайной рассматриваются «сведения военного характера, являющиеся государственной тайной или составляющие служебную тайну. Сохранение тайны военной - одно из основных требований военной присяги советских Вооруженных Сил»16.

Институт военной тайны применительно к деятельности органов военного управления был определен в Наставлении по защите государственных секретов в Вооруженных Силах СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1987 г. № 556-126.

В советский период военная тайна включала в себя сведения под грифом «секретно» и сведения ограниченного распространения под грифом «Для служебного пользования» («ДСП»). Первые не относились к государственной тайне и как производные от нее ограничивались ведомственными перечнями. Вторые - не были определены никакими перечнями и являлись эффективным средством ограничения доступа граждан и средств массовой информации к тем сведениям, огласка которых могла навредить обороноспособности и военной безопасности государства.

12 Слободанюк И.А. Обеспечение сохранности военной тайны

как одна из гарантий внешней безопасности государства в условиях мирного и военного времени. // Информационно-

аналитический бюллетень. / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - 2007. - № 4. - С. 57.

13 Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 6. - Ст. 53.

14 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994. С. 78.

1 Военный энциклопедический словарь. / Под ред. Горкина А.П., Золотарева В.А., Карева В.М. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия. Научное издательство Рипол Классик, 2002.

или Военный энциклопедический словарь./ Аверьянов Ю. Т., Арсенюк Т. А., Бормотова В. И., Вожжов Г. А., Волкова В. И. - М.: Издательство: Эксмо, 2007.

16 Военный энциклопедический словарь. / Председатель глав. ред. Огарков Н.В. - М.: Издательство: Воениздат, 1984. С.723.

Институт военной тайны выполнял функцию «промежуточного звена» периода накопления секретных сведений ведомственного характера, обеспечивая тем самым сохранность государственной тайны. Система организации защиты военной тайны была идентична государственной тайне.

После принятия Закона о гостайне в 1993 г. гриф «секретно» стал исключительно применять к сведениям, составляющим государственную тайну, и был снят со значительного количества сведений военного характера, не подлежащих огласке. Это нарушило режим обеспечения сохранности военных сведений, что способствовало усилению опасности их разглашения.

Таким образом, военная тайна в советский период имела четкую правовую регламентацию и охранялась нормами Закона СССР 1958 г. «Об уголовной ответственности за воинские преступления».

В настоящее время сохраняется необходимость конкретизации предмета военной тайны и законодательного регулирования ее защиты. Примечательно, что Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в редакции 2006 г. включены сведения, «раскрывающие планы войск в мирное время в специальных (контртеррористических) операциях по обеспечению защиты государства, общества и личности от антиконституционных действий и противоправного вооруженного насилия»17. Ранее такие сведения относились к той категории военной тайны, которая не имела правовой регламентации18.

Как видно из анализа статьи 5 Закона о гостайне и указанного Перечня, сведения в военной области - это информация об организации и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. По сравнению с другими ведомствами и организациями Вооруженные Силы государства обладают значительно большим количеством сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому можно считать, что эти сведения являются военной составляющей государственной тайны.

Однако военную тайну могут составлять и сведения, не содержащие государственную тайну. Ахметшин Х.М. указывает, что «признаются содержащими государственную тайну лишь наиболее важные сведения в военной области, разглашение которых может причинить значительный ущерб интересам государства. Остальные же сведения военного характера, исходя из интересов военной службы и в связи с особым характером этой службы, должны быть признаны не подлежащими оглашению. Они являются второй составляющей военной тайны. Перечень таких сведений должен устанавливаться компетентными органами военного управления»19. Ко второй составляющей военной тайны относятся сведения о внутренней жизни Вооруженных Сил государства, разглашение которых может навредить интересам боевой готовности и боеспособности войск. Существует мнение, что за нарушение порядка сохранение военной тайны, а именно «за невыполнение военнослужащими своих обязанно-

17 См.: Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» II Российская газета. - 2006. - 17 февраля.

18 См.: Слободанюк И.А. Актуальные проблемы квалификации общественно-опасных деяний, совершаемых военнослужащими, посягающих на режим обеспечения сохранности государственной и военной тайны. Монография. - М.: 2005.

19 Ахметшин Х.М. Военно-уголвоное законодательство Россий-

ской Федерации. - М.: 1999. С. 169.

стей по строгому хранению военной тайны ... законодательно должна быть установлена уголовная ответственность»20. В свете современного развития информационных технологий, применяемых в военной и разведывательной сферах деятельности государства, а также в условиях борьбы с международным терроризмом, актуальность предложения усилить защиту военной тайны очевидна.

Таким образом, в широком смысле слова под военной тайной надо рассматривать сведения военного характера, как составляющие государственную тайну, так и не составляющие государственную тайну, но не подлежащие оглашению. В узком смысле слова, военную тайну следует рассматривать в рамках второй ее составляющей, ограничивая от государственной тайны. В практических целях имеет смысл законодательно закрепить понятие военной тайны как сведений в военной области, не составляющих государственную тайну, распространение которых ограничено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

20 Слободанюк И.А. Обеспечение сохранности военной тайны как одна из гарантий внешней безопасности государства в условиях мирного и военного времени. II Информационноаналитический бюллетень. I Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - 2007. - № 4. - С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.