TV. ПРОБЛЕМЫ РЕКЛА МНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РЕКЛАМЫ
И.А. Комарова Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
The article analyses the specific features of regional advertising market on the example of Tambov region. The author studies the ways of activities conducted by advertising agencies in Tambov.
Key Words: advertising, advertising agency, advertising market
В статье анализируется специфика регионального рынка рекламы на примере Тамбовской области. Автор рассматривает направления деятельности рекламных агентств г. Тамбова.
Ключевые слова: реклама, рекламное агентство, рынок рекламы
За относительно короткий срок в России сложилась довольно мощная и обширная рыночная инфраструктура, частью которой является реклама. Современная российская реклама находится в процессе становления или институциализации, который происходит с опорой на западный опыт. В то же время -реклама явление самобытное и требует тонкого с точки зрения особенностей страны и даже региона подхода. Большая часть российских потребителей, особенно в регионах, выражает недоверие рекламе, считая, что реклама не учитывает региональных традиций, отрицательно влияет на социальное самочувствие населения в небольших городах [5]. Поэтому развитие рекламы и рекламной деятельности в регионе должно заключаться в поддержке региональных рекламных агентств, чья деятельность направлена на рекламу местной продукции.
Целью данной статьи является анализ регионального рынка рекламы Тамбова и Тамбовской области, а именно рекламных агентств с позиций предоставляемых ими услуг.
Таблица 1 - Спектр услуг, предоставляемых рекламными агентствами г. Тамбова
Рекламное агентство Вид рекламы
Наружная реклама Реклама на / в транспорте Печатная реклама, полиграфия Видео реклама Аудио- реклама Интернет реклама БТЬ, Промо-акции
РА «Сталкер» * *
Группа компаний «Юлис» * *
РА «Фиеста» *
Рекламно-информационное агентство «АИСТ» * *
ООО «Инфо-Ю» * * * *
ООО «Тамбов-реклама» * *
РА «Старт Маркетинг» * * * *
РА «Арт-трек+» *
Тамбов-Медиа Центр *
ООО «Арт-инфо» *
РА «Стандарт» * * * * * * *
Тамбов-Реклам-Сервис *
РА «Лик» *
РА «Альянс медиа групп» * * * * *
РА «Тритон» * * *
РА ООО «ПИКСЕЛ» * *
РА «Открытые Коммуникации» * *
ООО Ре- *
кламно-
маркетинговый центр «Русская Реклама»
ООО «Гриф» * * *
Агентство * * * * * * *
маркетинговых коммуникаций «SmartBrief»
РА «ЭПИ- * * * *
центр»
Наружка Тамбов *
ООО «Медиа Базар -Тамбов» *
РА «Ava Studio» * * *
РА «Мистер POS» *
ООО «Парадиз» * *
ООО «Реал» *
Рекламная * *
компания «Платинум»
Рекламная * * * *
группа «ВДВ»
Согласно обобщенным данным, на региональном рынке существует только 2 агентства, предоставляющих полный спектр рекламных услуг. Это Агентство маркетинговых коммуникаций <^тайВпеВ> и РА «Стандарт».
РА <^тайВпеБ> имеет большой опыт на рекламном рынке города Тамбова, обеспечивая клиенту полный комплекс услуг для продвижения брендов и рекламы в Тамбовском регионе. Агентство специализируется в размещении рекламы в Тамбове: в проведении промо-акций (БТЬ в Тамбове), размещении наружной рекламы в Тамбове, размещении рекламы в СМИ.
В список услуг РА «Стандарт» входят практически все направления рекламной и PR деятельности: медиапланирование, размещение рекламы в СМИ Тамбова и Тамбовской области, а также размещение рекламы в СМИ любых городов, интересующих заказчика; изготовление видео и аудиопродукции, разработка фирменного стиля, проведение В^-акций, директ-маркетинг, организация специализированных предприятий (открытие магазинов, проведение презентаций).
Остальные рекламные агентства, работающие на региональном рекламном рынке, либо специализируются на отдельных видах рекламы, либо предоставляют различные виды услуг, не охватывая все виды рекламы.
Наружная реклама является достаточно востребованным видом рекламу как у региональных, так и у национальных рекламодателей. В Тамбове и области услуги по размещению наружной рекламы предоставляют: РА «Сталкер», Группа компаний «Юлис» РА «Фиеста», Рекламно-информационное аген-ство «АИСТ», ООО «Инфо-Ю», ООО «Тамбов-реклама», РА «Старт Маркетинг», РА «Арттрек+», РА «Стандарт», РА «Лик», РА «Альянс медиа групп», РА «Тритон», ООО «Инфою», Агентство маркетинговых коммуникаций «^тайВпеБ», РА «ЭПИцентр», Наружка Тамбов, ООО «Парадиз», ООО «Реал».
Эффективная аудитория наружной рекламы выше в сравнении с остальными видами, так как численный и личностный состав которой меняется практически ежеминутно. Наружная реклама может быть просмотрена людьми, которые не попадают в охват рекламы в печатных СМИ, на телевидении и радио [1].
Наружная реклама имеет и такое преимущество, как ненавязчивость. Именно этот вид рекламы не оказывает раздражающего действия на большинство тех людей, которые ежедневно видят рекламные постеры.
Наружную рекламу возможно размещать там, где чаще всего бывают потенциальные клиенты компании, не тратя бюджет на остальных.
Реклама на транспорте в нашем регионе применяется не достаточно широко. Основным недостатком транзитной рекламы, в частности автобусных наклеек, является ее неспособность охватить отдельные секторы рынка, например, людей, проживающих
в предместьях и пользующихся собственными автомобилями, сельское население, а также бизнесменов и профессионалов, почти не прибегающих к услугам общественного транспорта.
Толпы пассажиров в «часы-пик» затрудняют чтение рекламы; транзитная реклама исключает избирательность, что может не соответствовать нуждам некоторых рекламодателей; наклейки в автобусах настолько однотипны. Их часто путают друг с другом; окружающая обстановка в общественном транспорте не может способствовать престижу рекламируемого товара.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, показатель запоминаемости у транзитной рекламы, согласно исследованиям маркетинговой компании Simmons Market Research, выше 71%, возможно, благодаря ее динамичности, мобильности по сравнению с рекламными щитами [2].
Тем не менее, большое количество общественного транспорта (36% троллейбусов и 65% автобусов) остается неоформленным. В это число входят наименее популярные маршруты. Это связано с тем, что из-за постоянных колебаний рынка часть рекламодателей уходят в другие сегменты наружной рекламы [7].
Лидирующие позиции по размещению рекламы на транспорте независимо от региона занимают товары категории «Бытовая техника», а также продовольственные товары и напитки [7].
В Тамбове рекламой на транспорте занимаются рекламные агентства РА «Сталкер», Рекламно-информационное аген-ство «АИСТ», РА «Стандарт», Тамбов-Реклам-Сервис, РА «ЭПИцентр», ООО «Гриф», Агентство маркетинговых коммуникаций «SmartBrief».
Достаточно широко на региональном рынке Тамбова представлена печатная реклама, которая включает в себя как рекламу в СМИ (газеты, журналы), так и полиграфию (буклеты, листовки, визитные карточки, брошюры, каталоги и т.п.). Услуги по производству и размещению печатной рекламы представляют такие рекламные агентства как: Группа компаний «Юлис», ООО «Инфо-Ю», ООО «Тамбов-реклама», РА «Старт Маркетинг», РА «Стандарт», РА «Альянс медиа групп», РА «Тритон», РА ООО «ПИКСЕЛ», РА «Открытые Коммуникации», ООО «Гриф», Агентство маркетинговых коммуникаций «SmartBrief»,
ООО «Парадиз», Рекламная компания «Платинум», Рекламная группа «ВДВ».
Есть в этой сфере агентсва, специализирующиеся исключительно на производстве печатной рекламной продукции. Это агентство «Тамбов-Медиа-Центр», а так же ООО «Арт-Инфо». Последнее занимается производством плакатов, буклетов, визиток, флаеров, листовок, брошюр, каталогов, а также предоставляет такие услуги как фальцовка, биговка, подборка, шитье на две скобы, склейка, брошюровка. Эксклюзивным предложением является печать на конвертах и самокопирующихся бумагах. Таким образом, услуги по производству печатной рекламы в Тамбове представлены достаточно широко, а, следовательно, пользуется спросом у рекламодателей. Это, прежде всего, связано с относительной «дешевизной» данного вида рекламы. Кроме того, полиграфическая реклама, как никакая другая, дает возможность выдерживать корпоративный стиль.
Что же касается рекламы в газетах и журналах, она получила широкое распространение на тамбовском рекламном рынке и по объему затрат уступает лишь рекламе по телевидению. Реклама в газетах дешевле телевизионной. Составляющая успеха предприятия, реализующего свою продукцию в тамбовском регионе -это высокое доверие читательской аудитории Тамбова к местным печатным СМИ, таким как Газета бесплатных объявлений. Все для Вас (ВДВ-Тамбов), газеты «Тамбовский меридиан», «Житье-Бытье - Тамбов», «Тамбовский Курьер», «Новая Тамбовщина», «Наедине-Тамбов», «Город-на-Цне», «Наш город Тамбов» и др.
Вместе с тем качество воспроизведения рекламных оригиналов в газетах обычно невысокое. Отсюда размещенные в них рекламные объявления, как правило, менее привлекательны, и каждое издание имеет одновременно много таких объявлений, в связи с чем воздействие любого из них в отдельности снижается [1].
Телевидение охватывает самую большую аудиторию. Для рекламы по телевидению используются слайды, кино- и видеоролики. Возможна и прямая передача из телестудии или с места события.
Региональная реклама в Тамбове и области транслируется по следующим телеканалам: Первый канал-Тамбов, РТР-
Тамбов, НТВ-Тамбов, СТС-Тамбов, ТНТ-Тамбов, REN TV-Тамбов, Домашний-Тамбов.
Телевизионные объявления включают в себя изображения, звук, движение, цвет и поэтому оказывают на рекламную аудиторию значительно большее воздействие, чем объявления в других средствах массовой информации. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной и вместе с тем сложной и дорогостоящей в производстве, особенно если основывается на компьютерной графике.
Недостаток телерекламы в том, что во время ее трансляции внимание потенциального потребителя должно быть сосредоточено на экране, в ином случае рекламное обращение не будет воспринято. Телевидение дает возможность широкомасштабной рекламы товаров массового потребления, но неэффективно для промышленных товаров [1].
На региональном рынке телевизионной рекламы работают такие агентства как ООО «Инфо-Ю», РА «Старт Маркетинг», РА «Стандарт», РА «Альянс медиа групп», РА ООО «ПИКСЕЛ», Агентство маркетинговых коммуникаций «SmartBrief», РА «ЭПИцентр», ООО «Медиа Базар - Тамбов», РА «Ava Studio», Рекламная группа «ВДВ».
Основным преимуществом радио-рекламы является возможность 24-часового вещания в регионе и разнообразие программ. Услуги по размещению рекламы на радио представляют ООО «Инфо-Ю», РА «Старт Маркетинг», РА «Стандарт», РА «Альянс медиа групп», Агентство маркетинговых коммуникаций «SmartBrief», РА «ЭПИцентр», РА «Ava Studio», Рекламная группа «ВДВ».
Рекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах, охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от того, где они находятся - на работе, на отдыхе, в пути. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость. Вместе с тем в процессе восприятия рекламных обращений, транслируемых по радио, не участвует зрение, через которое человек получает до 90% информации. Кроме того, радиореклама усложняет установление двусторонних коммуникаций с потребителем. Часто у него нет под рукой
ручки, карандаша, бумаги, чтобы записать переданные в объявлении данные.
За несколько последних лет Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что можно смело констатировать: Всемирная паутина изменила коммуникационную среду. Мы стали больше общаться (пусть даже в режиме онлайн), существенно расширился круг контактов, а распространение информации достигло просто немыслимой скорости. Было бы странным, если бы на эти изменения никак не отреагировали рекламные агентства [4].
Для большинства рекламодателей Интернет стал одним из важных маркетинговых инструментов. Реклама в Сети постепенно укрепляет свои позиции, и это связано с целым набором преимуществ: открытость, доступность информации в течение 24 часов, свободный выбор информации и др. Именно поэтому мы наблюдаем переход компаний от «классического» пиара в пиар «виртуальный» [4]. Создание корпоративных сайтов, бан-нерная, контекстная и другие виды рекламы в сети Интернет становятся частью рекламного рынка нашего региона. Тем не менее, услуги по созданию и продвижению рекламы в сети интернет предоставляют только два агентства: РА «Стандарт» и Агентство маркетинговых коммуникаций «^таЛВйеВ». Это связано, прежде всего, с относительной новизной данного вида рекламы, да и Интернета вообще. По мере того, как тамбовчане будут все больше привыкать к сети Интернет и становится активными пользователями сетевых ресурсов, спрос на рекламу в Сети будет расти, а, следовательно, увеличиться и предложение.
Говоря об интернет-рекламе, нельзя не затронуть новый для тамбовчан и тесно связанный с ней вид рекламы - рекламу в 8Ш8-сообщениях. В условиях, когда мобильный телефон стал обязательным атрибутом городского жителя, SMS-реклама является эффективным интерактивным средством массовой информации, которое сочетает в себе воздействующую силу телемаркетинга, преимущества цифровой обработки электронной почты и выгоды локализации, характерные для мобильной коммерции. Возможности точной фокусировки делают SMS-рекламу особенно подходящей для тех условий, в которых важное значение имеют время и место контакта. В целом приемлемость SMS-рекламы составила 44%. Данное средство массовой
информации менее навязчиво, чем, например, традиционный телемаркетинг, т. к. респонденты могут выбирать, прочесть им сообщение и когда, тогда как звонок телефона воспринимается как требовательный вызов и вырабатывает условный рефлекс. SMS-реклама оказывает три разных вида воздействия: отклик, брендинговый эффект и влияние на совершение покупок. Уровни отклика потребителей на sms-рекламу варьируются от 68% до 3%, составляя в среднем 31% [7]. Тем не менее, невзирая на все достоинства данного вида рекламы, не многие тамбовские рекламодатели используют sms-рассылку. В основном этими рекламными услугами пользуются магазины и торговые точки с целью сообщить об обновлении ассортимента товара, новинках. Услуги по предоставлению рекламы в sms-сообщениях предоставляет только одно агентство - это РА «Открытые Коммуникации», осуществляющее корпоративную SMS-рассылку с индивидуальным буквенным номером.
В последние годы на российском рекламном рынке, в том числе и рекламном рынке регионов, все чаще и чаще разграничивают такие направления развития маркетинговых коммуникаций как ATL и BTL. Термины Above The Line и Below The Line появились в середине ХХ века. Говорят, что разделение произошло совершенно спонтанно. По российской классификации BTL включает в себя: стимулирование сбыта среди торговых посредников, стимулирование сбыта среди потребителей, прямой маркетинг, special events, POS-материалы [3]. В Тамбове данные рекламные услуги предоставляют РА «Стандарт», РА «Альянс медиа групп», РА «Открытые Коммуникации», Агентство маркетинговых коммуникаций «SmartBrief», РА «Ava Studio», РФ «Мистер POS», Рекламная компания «Платинум», Рекламная группа «ВДВ» и ООО Рекламно-маркетинговый центр «Русская Реклама», специализирующееся только на данном виде рекламы.
Положительной тенденцией последних лет является перевод BTL-бюджета из разряда «остаточных» в категорию основных. Согласно различным прогнозам в течение ближайших двух лет BTL-коммуникации продолжат свое триумфальное шествие по России, в то время как бюджеты ATL-коммуникаций будут
находиться в состоянии постоянной трансформации и секвестрования [3].
Таким образом, на тамбовском региональном рынке представлены многопрофильные рекламные агентства, предоставляющие широкий спектр услуг по созданию и размещению рекламной продукции. Остается лишь обратить внимание на вопрос качества. Ведь ключевым здесь является не только разнообразие предоставляемых услуг, но и их должный уровень как по креативности, так и по используемым технологиям. Только тогда реклама, созданная в нашем регионе, сможет приблизиться по уровню к столичной рекламе. Важное значение здесь имеет подготовка кадров, способных осуществлять художественно-творческую, организационно-управленческую, консультативную, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере рекламы, создании с помощью рекламы положительного имиджа региона в России и в мире.
Список литературы
1. URL: http://www.startmarketing.ru/99-15.html
2. Восприятие транзитной рекламы: достоинства и недостатки // URL: http://5ka.ru
3. Бернетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации интегрированный подход. - СПб.: Питер, 2001.
4. Замарацкая С.П. Интернет как современный и очень действенный инструмент PR // Реклама. Теория и практика. 2007. №6.
5. Круть О.Б. Становление и функционирование рекламы в регионе: Автореф. ... дисс к.с.н. Тюмень, 2006.
6. Прохоров А.В. Маркетинг территорий как фактор развития туризма // Развитие индустрии туризма и гостеприимства: опыт, проблемы, инновации (заочная): Мат-лы всеросс. науч.-практич. конф. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.
7. Ретти Р., Грандколас У., Дикинс Б. Реклама на основе sms-сообщений: уровни отклика потребителей и брендинговые эффекты // Реклама. Теория и практика. 2007. № 6.
8. Саркисян О.А. Реклама на транспорте: обзор и анализ российского рынка, мировой опыт // Реклама. Теория и практика. 2007. №6.