10.14. ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Хунтерова О.В., аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации.
Аннотация: Статья посвящена анализу организации и правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы в отечественных пенитенциарных учреждениях в начале ХХ века
Ключевые слова: арестанты, пенитенциарная система, режим, трудовое использование, условно-досрочное освобождение.
ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS OF EXECUTION OF
PUNISHMENT IN THE FORM OF IMPRISONMENT A T THE BEGINNING OF XX CENTURY
Khunterova Oksana Vladimirovna, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University Cooperation.
Annotation: The article is devoted to analysis of organization and legal regulation of execution of punishment in the form of imprisonment in the home penitentiary establishments at the beginning of XX century.
Keywords: Prisoners, penitentiary system, regimen, labour use, release on parole.
На рубеже XIX - XX веков в деятельности пенитенциарной системы России начинают явно прослеживаться положительные тенденции. Об этом свидетельствовали развитое для своего времени, правовое обеспечение, серьезные теоретические разработки в пенитенциарной сфере и другие качественные характеристики.
Государство существенно увеличило общие расходы на содержание тюремного ведомства. В 1879 году они исчислялись в сумме около 9 млн. рублей, в 1906 -почти 18 млн. рублей, в 1907 - 20,5 млн. рублей, в 1911 году - 31,5 млн. рублей, а в 1912 году превысили 34 млн. рублей1.
Значительно улучшилось питание и медицинское обслуживание арестантов. К 1905 году 67% тюрем имели собственные больницы. В остальных местах заключения медицинская помощь арестантам оказывалась в городских и земских больницах. Это способствовало снижению уровня смертности среди заключенных с 4042 случаев на тысячу заключенных в 1881-1885 годы, до 18-19 случаев на тысячу заключенных в 1901-1906 годы.
Существенный прогресс был достигнут в организации трудовой занятости арестантов. Доля работавших заключенных за период с 1879 по 1913 годов увеличилась вдвое.
На более качественном уровне осуществлялось просветительно-культурное воздействие на заключенных. В начале ХХ века в 14% тюремных учреждений имелись собственные школы, в 39% - библиотеки, в 28% регулярно проводились коллективные чтения и собе-седования.2
1 Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 123.
2 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи
(XVIII - начало XX в.). Т.2. СПб, 1999. С. 36-68.
В теории и практике отечественной пенитенциарии окончательно сформировались идеи перевоспитания преступника, возможности коррекции его психоповеденческих характеристик, необходимости создания условий для ресоциализации лиц, отбывших наказание. С 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в назначенный судом срок наказания. В 1913 году осужденные получили право реабилитации.
Органично вписывалось в положительную динамику развития пенитенциарной системы и принятие Общей тюремной инструкции 1915 года. Появление этого документа было логичным и обусловленным общими тенденциями в реализации карательной политики государства в сфере борьбы с общеуголовной преступностью. К сожалению, в связи с грядущей революцией, этот добротный и основательный документ действовал очень непродолжительное время и не успел в полной мере реализовать свой потенциал в регламентации процесса исполнения наказания.
Наряду с другими вопросами исполнения наказания, Общая тюремная инструкция довольно подробно регулировала исправительно-воспитательное воздействие. Прежде всего, это касалось школьных занятий в тюрьмах. Для работающих арестантов они не превышали двух часов в день, а для не занятых на работах и несовершеннолетних, по решению начальника учреждения, время занятий удлинялось. Программа занятий разрабатывалась с учетом имеющегося преподавательского состава и уровня подготовки арестантов. На занятиях особое внимание обращалось на обучение молитвам, чтению и письму, элементарным правилам арифметики, основам географии и отечествоведения.
Раз в неделю заведующий библиотекой доставлял в камеры книги. Их количество не должно было превышать трех экземпляров на человека, не считая Евангелие, Библии и молитвенника. Подробные правила пользования библиотекой устанавливались начальником места заключения.
Особое внимание уделялось постпенитенциарной помощи арестантам. 1 сентября 1895 года было утверждено Положение о действующем под покровительством императрицы Александры Федоровны Попечительстве о домах трудолюбия и рабочих домах. Дома трудолюбия и рабочие дома создавались для оказания помощи в трудовом устройстве и социальной реабилитации освобождаемым из мест заключения.
Циркуляром № 68 от 11 сентября 1908 года был объявлен, утвержденный министром юстиции, Нормальный устав Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патроната). Статья 1 устава так формулировала цели общества: «1) содействовать лицам, освобождаемым из мест заключения в устройстве их быта, в видах возвращения на путь честной жизни и 2) помогать нуждающимся семействам заключенных и ссыльных»3.
Общество довольно активно оказывало помощь освобождающимся из мест заключения. Они снабжались за счет патроната пищей, одеждой, медикаментами, рабочим инструментом и материалами. Общество выдавало им ссуды и денежные пособия; содействовало в трудоустройстве и помещении в приюты, больницы, школы, дома трудолюбия, бесплатные или дешевые квартиры, а также помогало в получении видов на жительство и решении других жизненно важных вопро-
3 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т.2. СПб, 1999. С. 36-68.
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
Хунтерова О.В.
сов. Для этих целей открывались специальные приюты, столовые, дома трудолюбия, мастерские, школы и т.д.
Законом от 24 декабря 1912 года были утверждены Правила о государственной помощи Обществам покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения. Этот документ предоставлял Обществам ряд льгот и преимуществ налогового характера и освобождали их от некоторых сборов в пользу государства. Законом предусматривалась и финансовая помощь Обществам со стороны государства. Но это касалось только Обществ, действующих на основании Нормального устава и Обществ, уставы которых разработаны и утверждены в установленном порядке до принятия закона от 24 декабря 1912 года, а также Санкт-Петербургского и Московского мужских и дамских бла-
4
готворительно-тюремных комитетов .
Общества, нуждающиеся в помощи государства, направляли в Главное тюремное управление соответствующие ходатайства, с приложением отчета о своей деятельности за прошедший год; отчета о своих доходах и расходах за прошлый год и свои расчеты предполагаемых расходов и доходов на следующий год.
Статья 7 Правил устанавливала, что государственная помощь назначалась Главным тюремным управлением при недостаточности в Общества собственных средств на финансирование предстоящих расходов по оказанию помощи лицам, принятым под его покровительство.. При этом размер государственной помощи на год не должен был превышать суммы, собранной самим Обществом в предшествующем году.
Помимо предусмотренных в ст. 7 ежегодных государственных пособий, в случае особой необходимости Главное тюремное управление могло оказывать Обществам единовременную финансовую помощь на реализацию каких-нибудь крупных проектов (строительство помещений, оборудование мастерских и т.д.).
Качественно новое состояние отечественной пенитенциарии при котором органично соединялись усилия государственных структур, тюремного ведомства и общественно-благотвортельных формирований в вопросах трудового и бытового устройства освобождаемых и помощи членам их семей, способствовало снижению уровня преступности, особенно рецидивной, благоприятно сказывалось на состоянии режима и дисциплины в местах заключения, позволяло более эффективно организовывать процесс исправительного воздействия и достигать целей наказания.
Накопленный за предыдущее время опыт трудоис-пользования заключенных позволил разработать в 1914 году проект нового вида мест заключения — исправительных работных домов, которые должны были заменить тюрьмы.
Авторы проекта, отмечая «развращающее влияние краткосрочных тюремных приговоров», указывали, что «есть категория людей, вредных в социальном отношении, людей праздношатающихся, тунеядцев, для которых единственной мерой может быть только принудительная и долговременная работа». По их мнению, работные дома также необходимы государству, как больницы для больных. Их обитатели — те же больные, но не физически, а морально, да отчасти и физически. И пока для них не устроены больницы, где их будут лечить принудительным трудом, до тех пор, «бродя среди населения, питаясь от милости окру-
4 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т.2. СПб, 1999. С. 411.
жающих или путем преступления, развращаются все более и более сами, и фактом своего существования развращают других» .
При подготовке проекта составители использовали не только отечественный опыт, но и опыт зарубежный, деятельность реформаториев в США. Они ратовали за необходимость введения неопределенных приговоров с установлением максимальных сроков заключения и в России. По их мнению, когда назначен срок наказания - стимул для работы над собой у арестанта пропадает. Если же существует возможность покинуть заведение, проявив признаки исправления, каждый будет стараться вести себя правопослушно. Однако самой возможности досрочного освобождения для полноценного воздействия на личность правонарушителя было недостаточно. Поэтому авторы проекта предлагали по аналогии с реформаториями установить систему пост-пенитенциарного воздействия на освобожденного посредством общественных патронатов.
Законопроект из Государственной Думы был передан в Государственный Совет. К сожалению, дальнейшую его судьбу нам проследить не удалось.
Усилению воспитательного эффекта способствовал одобренный Государственною Думою и Государственным Советом и утвержденный 22 июня 1909 года императором закон об условном досрочном освобождении осужденных. Он дал значительное снижение количества нарушений режима в исправительных арестантских отделениях и тюрьмах. Уже в 1910 году досрочное освобождение было применено к 12353 арестантам, в 1911 - к 14040, а в 1912 году - к 11 599 арестантам . Положения Закона были доведены до сведения тюремного начальства приложением к циркуляру № 34 от 4 июля 1909 года. Главное тюремное управление подчеркивало, что цель Закона «пробудить и развить в лицах, отбывающих наказание лишением свободы, стремление к самоисправлению, путем предоставления им возможности сократить срок своего наказания хорошим поведением во время содержания под стражею и воздержанием от совершения новых проступков и порочного образа жизни по освобождении из тюрьмы... настоящий закон... имеет чрезвычайно важное значение и с точки зрения интересов тюремной дисциплины... результаты этой меры, в качестве средства воздействия на заключенных и побуждения их к добровольному подчинению тюремным правилам во много раз превышают те, которых удалось достигнуть применением самых суровых дисциплинарных взысканий»7.
Недаром И.Я. Фойницкий определил условнодосрочное освобождение как "венец льгот, которого может добиться арестант". Условное досрочное освобождение применялось к приговоренным к заключению в тюрьме, в исправительном арестантском отделении или исправительном доме при отбытии не менее 3/4 назначенного им срока наказания, но не ранее чем через 6 месяцев отбывания наказания в месте заключения, не считая времени содержания под стражей в качестве подследственного. Досрочное освобождение предоставлялось осужденным только «в том случае, если их одобрительное поведение во время за-
5 Окунев Н. Исправительно-работные дома - на смену тюрьмам. СПб., 1914. С. 1.
6 Лучинский Н.Ф., Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (18791914гг.). СПб., 1914. С. 72.
7 Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I.
ключения дает достаточные основания предполагать, что по освобождении из заключения, они будут вести добропорядочный образ жизни»8. К лицам, осужденным за казнокрадство и подлежащим после отбытия срочного заключения водворению в Якутскую область или ссылке на поселение, условное досрочное освобождение не применялось.
Возбуждать ходатайство о применении досрочного освобождения имели право прокурор, начальник места заключения, члены комитетов и отделений попечительного Общества и члены местных обществ патроната, а также состоящие при учреждениях священники и врачи. Арестант освобождался постановлением Особого совещания во главе с одним из местных мировых судей, которое подлежало утверждению окружным судом. Об эффективности этого нового для российской пенитенциарии института свидетельствует тот факт, что условное досрочное освобождение из-за ненадлежащего поведения арестантов на свободе отменялось в 1910 году только в 94 случаях, в 1911 - в 213 и в 1912 году - в 321 случае9.
Все освобождаемые из отделений на протяжении четырех лет находились под надзором полиции или обществ, их принявших. В течение этого времени они не вправе были без разрешения полиции или обществ менять место жительства и временно покидать район проживания. Аналогичные ограничения распространялись и на высланных в Сибирь. Кроме того, существовал перечень местностей, где освобождаемым запрещалось находиться и проживать.
Список литературы:
1. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 123.
2. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т.2. СПб, 1999. С. 411.
3. Окунев Н. Исправительно-работные дома - на смену тюрьмам. СПб., 1914. С. 1.
4. Лучинский Н.Ф., Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914гг.). СПб., 1914. С. 72.
5. Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I.
Рецензия:
Представленная на рецензирование научная статья Xунтеровой О.В. выполнена на актуальную тему, поскольку в последнее время можно наблюдать дискуссии по данному вопросу. Статья посвящена анализу организации и правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы в отечественных пенитенциарных учреждениях в начале XX века.
Несомненным достоинством настоящего исследования является последовательность изложения мыслей, позволяющая автору раскрыть тему в полном объеме. Автором творчески использованы нормативные правовые акты и научная литература, умелая опора на них в процессе раскрытия темы говорит о внимательном отношении к процессу исследования. Работа отличается самостоятельным подходом исследования к формулировке основных положений, выводов и рекомендаций.
8 Уголовно-исполнительное законодательство России XIX -начала XX века. С. 100.
9 См.: Лучинский Н.Ф., Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914гг.). СПб., 1914. С. 72.
Научная статья Хунтеровой О.В. на тему «Организационно-правовые аспекты исполнения наказания в виде лишения свободы в начале ХХ века» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации Н.И. Петренко