Корреляция между самооценкой и ощущением одиночества у студентов медицинских вузов показала, что студенты с высокой самооценкой (30%) часто имеют лучшие социальные связи и коммуникативные навыки, что снижает их ощущение одиночества, составляя 10%. У студентов с умеренной самооценкой (40%) ощущение одиночества более выражено из-за возможных колебаний в самовосприятии и социальном взаимодействии и составила 40%. Студенты с низкой самооценкой (30%) могут сталкиваться с более значительными трудностями в социальных взаимодействиях и чувствовать себя более изолированными, что увеличивает их ощущение одиночества, составляя 50%. Взаимосвязь самооценки и социальных связей показала, что высокая самооценка способствует уверенности в общении и установлении социальных контактов, снижая ощущение одиночества. Напротив, низкая самооценка может приводить к социальной тревожности и избеганию контактов, усиливая чувство изоляции. Интенсивное учебное расписание и давление могут ограничивать социальные взаимодействия, усиливая ощущение одиночества, особенно у студентов с низкой самооценкой, которые могут чувствовать себя менее способными справляться с академическими вызовами. Результаты подчеркивают важность психологической поддержки и развития социальных навыков в медицинских учебных заведениях.
Выводы. Исследование показало взаимосвязь между типами высшей нервной деятельности и психоэмоциональными характеристиками студентов медицинских вузов, такими как самооценка и ощущение одиночества. Выявленная связь, подчеркивающая необходимость интегрированного подхода в образовании, которая должна включать не только академическую подготовку, но и развитие психоэмоциональной устойчивости и социальных навыков
1 КУРС СТУДЕНТТЕР1 АРАСЫНДА КОНСТИТУЦИЯ ТYРЛЕРIНIH ЖЫНЫСТЫК Ж8НЕ АЙМАКТЫК ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1
Базарбаева С.М., 1 Динмухамедова А.С., 2 Айзман Р.И., 3
Нусупова А.Ж.
1(М.Козыбаев атындагы СолтYстiк Казахстан университетi, Петропавл, Казахстан), 2 (Л.Гумилев атындагы Еуразия улттьщ университет'!, Астана, Казахстан ), 3 (Новосiбiр мемлекеттiк педагогикалыц университетi, Новосiбiр, Ресей)
Студенттер af3acbiHbin дамуыныи морфофункционалды параметрлерiн зерттеу олардыи алды^ы тYPfыльщты аймаfына байланысты университетте о^а бешмделушщ жалпы заидылыщтарын аньщтауfа, аfзаныи жыныстыщ жэне айма^тыщ ерекшелiктерiн аньщтауfа, денсаулыщ жаfдайын болжауfа, денсаулыщ са^тау баfдарламалары мен о^ыту мен тэрбиелеу эдютерн жасауfа мYмкiндiк бередi [1].
СолтYCтiк ^аза^стан университетiнiи бiрiншi курсыныи 400 студентi зерттелдi. Дене конституцияныи тYрi М.В. Черноруцкийдiи эдiстемесi бойынша аныщталды.
Алынfан мэлiметтерге сэйкес, дене бтмнщ астеникалыщ тYрi ^ыздарда (67%), ал Yлдар тобында гиперстениктер басым екендiгi аныщталды (4%). Студенттердiи нормостеникалыщ типi бойынша таралу жиiлiгi бойынша зерттеу топтарыныи арасында айтарлыщтай айырмашылыщтар аньщталfан жо^.
^алада тYратын студенттер арасында нормостеникалыщ типтiи (57% ^ыздар мен 49% Yлдар) жэне гиперстеникалыщ типтiи - ауыл тYPfындары арасында (79% Yлдар, 42% ^ыздар) басым екендИн растайды. Дене бiтiмiнiи астеникалыщ тYрi ^алалыщ ^ыздарда (27%) ауылдыщ ^ыздармен (5%) салыстырfанда басым. Зерттелетн топтарда Yлдар арасында астеникалыщ дене бтмнщ болуы аньщталfан жо^. ¥лдар мен ^ыздар арасында дене бiтiмi бойынша тYрлерiнiи теи бeлiнбеуi ерлер мен эйелдердщ соматотиптерiн ^алыптастырудаш гетерогендi eзгергiштiк фактiсiн растайды [2,3]. Эр тYрлi айма^тардаш студенттердiи дене бтмдернщ тYрлерiн салыстыра отырып, екi топтыи Yлдары гиперстеникалыщ тYрiне бейiм екендИ аныщталды (50% солтYCтiктер, 80% оитYCтiктер), ал ^ыздарда пинье индексiнiи кeрсеткiштерi нормостеникалыщ типке кeбiрек сэйкес келд^ дегенмен солтYCтiк айма^таш ^ыздардыи 25% - астеникалыщ тYрi болfан, студенттер арасында оитYCтiк аудандардан гиперстеникалыщ тип (41%) айтарлыщтай Yлес алды.
Осылайша, студенттердi зерттеу барысында элеуметш-экономикалыщ жэне климатогеографиялыщ факторлардыи жастардыи физикалыщ дамуы мен денсаулыfына эсерiне байланысты конституция тYрлерiнiи жыныстыщ жэне айма^тыщ айырмашылыщтары аныщталды. Алынfан деректер елiмiздiи эртYрлi eиiрлерiнен о^а келетiн студенттерге арналfан бейiмдеу баfдарламаларын жасау кезнде пайдаланылатын болады.
Эдебиет
1.Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи //Здоровье и образование в XXI веке, 2017. - Т. 19. - №5. - С.73-78.
2. Колокольцев М.М. Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 287-291.
3. Каусова Г.К., Одаманов М.А. Особенности организационных форм медико-санитарного обслуживания сельского населения // Здоровье и болезнь. — 2013. — № 2. — С. 37-42.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ И ВЫРАЖЕНИЕ
Бекназарова З.А., Зухурова П.М.
Учреждение ГОУ «Таджикский государственный медицинский университет им.Абуали ибни Сино»», Душанбе, Республика
Таджикистан
Целью исследования явилось исследовать взаимосвязь между типами высшей нервной деятельности (ВНД) и алекситимией у студентов медицинских вузов.
Материал и методы. Нами обследовано 200 студентов 2 курса медицинского факультета ГОУ «ТГМУ им. Абуали ибни Сино». Психофизиологическое исследование проводилось на программно-аппаратном комплексе «Психотест» (Нейрософт, 2009; http://www.neurosoft.ru) по которому студенты были классифицированы по типам высшей нервной деятельности (ВНД), оценивали алекситимию у каждой группы студентов в контексте их ВНД.
Результаты исследования. Анализ предполагаемого распределения алекситимии среди различных темпераментов показывает, как основные характеристики каждого темперамента могут влиять на способность осознавать и выражать эмоции. Таким образом, сравнительный анализ показал, исходя из предполагаемого анализа распределения алекситимии среди различных темпераментов, мы можем наблюдать следующие тенденции в процентном соотношении и предполагаемых причинах: высокий уровень алекситимии: холерики имеют высокий уровень алекситимии в 20% случаев, что меньше, чем у флегматиков (10%) и сангвиников (10%). Это может быть обусловлено их эмоциональной вспыльчивостью и быстрой сменой настроений, что усложняет глубокое осознание эмоций. Флегматики и сангвиники демонстрируют наименьший процент высокой алекситимии (по 10%), что может быть связано с их способностью к подавлению эмоциональных проявлений и эмоциональной открытостью соответственно. Их