Искусствоведение список научных статей
-
Фортепиано в вокальных сочинениях Чжао Юаньжэня: особенности фактуры и музыкального языка
В данной статье анализируется фортепианный аккомпанемент вокальных произведений Чжао Юаньжэня с точки зрения фактуры, использования полифонических приёмов и других аспектов. Статья ставит целью получить более глубокое представление о вокальных произведениях Чжао Юаньжэня и китайской фортепианной...
2022 / Чжоу ЛянВАК -
«Четыре псалма» ор. 74 Э. Грига на пересечении норвежской народно-песенной и немецкой романтической традиций
В статье рассматривается важная линия творчества Грига, проявленная в «Четырёх псалмах»: интеграция немецкого романтического стиля и народного норвежского фольклора. В результате этого рождается неповторимая «григовская» трактовка хорового жанра.
2022 / Шэнь Лянь КанВАК -
К вопросу о европейской хоровой культуре второй половины XVIII — первой половины XIX века: Великобритания и Германия
Статья посвящена хоровой культуре Великобритании и Германии второй половины XVIII — первой половины XIX века и затрагивает возникновение первых хоровых обществ и хоровых фестивалей. Особое рассмотрение в статье получает вопрос репертуара, что в том числе позволяет проследить преемственность...
2022 / Е Ю. АнтоненкоВАК -
К вопросу изучения педагогической деятельности Ферруччо Бузони
В статье ставится вопрос о необходимости изучения педагогической деятельности выдающегося итальянского музыканта Ферруччо Бузони в полном объёме — как в области фортепианного исполнительства, так и в сфере композиторского творчества. Выдвигается идея применения для этой цели понятия «сеть»,...
2022 / Б Б. БородинВАК -
«Весна священная» Стравинского в эпистолярном наследии Дебюсси
В статье анализируется переписка Дебюсси в ракурсе тем феномен Стравинского и Весна священная, которые он обсуждает с рядом корреспондентов, включая самого Стравинского. В письмах бросаются в глаза весьма противоречивые характеристики Весны священной. Автор предлагает искать причины не в самой...
2022 / М И. КатунянВАК -
Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: творческие параллели
В статье рассматриваются общие тенденции развития двух тюркских музыкальных культур в период становления профессионализма европейского типа в первой половине ХХ столетия. Показывается благотворное воздействие достижений азербайджанской профессиональной музыки на развитие татарской музыки в...
2022 / А Л. МаклыгинВАК -
Вклад Ибн ал-Хатиба в андалусско-магрибское классическое музыкальное наследие
На основе поэтических текстов из сохранившихся марокканских песенных сборников XVIII–XIX веков раскрывается вклад выдающегося арабо-испанского учёного-энциклопедиста Ибн ал-Хатиба в андалусское поэтико-музыкальное наследие и теорию музыки. С одной стороны, его строфическая поэзия стала неотделимой...
2022 / Т С. СергееваВАК -
Две вариации на тему «Композитор и фольклор»
Статья посвящена проблеме преломления элементов фольклорной музыкальной культуры двумя крупнейшими русскими композиторами — Стравинским и Рахманиновым. В центре внимания находится сопоставление народно-песенных и авторских структурных моделей в области ритмики, метра и мелодики.
2022 / Т А. СтаростинаВАК -
Александр Николаевич Скрябин. Элитарный композитор
Статья посвящена фигуре А.Н. Скрябина: внимание автора сконцентрировано на специфике музыкального языка, жанрово-стилистической направленности, вопросах национально-мировоззренческой причастности Скрябина к феномену русской музыкальной культуры.
2022 / Д И. ТопилинВАК -
Сквозь призму параллелей (по прочтении статьи А.Л. Маклыгина «Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: творческие параллели»)
Данные заметки вызваны впечатлениями от знакомства со статьёй А. Маклыгина «Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: творческие параллели». Автор комментирует некоторые положения статьи, ссылаясь на новые исследования азербайджанских и зарубежных учёных. Отмечен перспективный ракурс исследования — сквозь...
2023 / З А. Ахундова-дадашзадеВАК -
Органная педаль: история, эволюция, исполнительская практика
Статья посвящена истории возникновения и эволюции органной педали, а также некоторым вопросам исполнительских техник, применимых к этому важному отделу инструмента. В разных странах органная педаль возникала и развивалась с характерными для конкретной страны особенностями, что также нашло отражение ...
2023 / Л Г. Камелина, Е В. БурундуковскаяВАК -
Формирование и развитие класса контрабаса в Парижской консерватории в 1820–1830-е годы
В статье рассматривается процесс формирования класса контрабаса в Парижской консерватории. В конце 1820-х — начале 1830-х годов здесь развернулась важная для последующей контрабасовой практики дискуссия о постановке руки, конструкции смычка и настройке инструмента. Результатом стало внедрение в...
2023 / Р Д. Давлетшин, О В. ЖестковаВАК -
Бардашт в азербайджанском мугамном дастгяхе «Хумаюн»
В статье рассматривается роль и функциональное значение части под названием «бардашт» в азербайджанском мугамном дастгяхе и, в частности, в дастгяхе «Хумаюн». Имеющиеся многочисленные аудио- и видеозаписи дастгяха «Хумаюн», нотные записи исследователей мугама — Наримана Мамедова, Акрама Маммадли,...
2023 / Ф И. МахаммадзадеВАК -
Гучжэн и фортепиано: ансамбль национального и европейского инструментов в сочинениях китайских композиторов
В статье рассматриваются предпосылки и возникновение ансамбля гучжэна и фортепиано в творчестве китайских композиторов XX–XXI в. Использование традиционного и европейского инструментов в составе ансамбля, по мнению многих композиторов Китая, позволило взаимообогатить культуру Востока и Запада. Это...
2023 / Н В. Петрова, Д Р. ЗагидуллинаВАК -
Шариатский судья о музыкальной культуре российских мусульман в начале ХХ века. Страницы неизвестного эссе Хасана-Гата Габаши
Вниманию читателей представлен фрагмент уникальной арабографичной рукописи выдающегося татарского мыслителя начала ХХ века Хасана-Гата Габаши «Янә „Өмид“ пароходы» («Снова пароход „Надежда“») в переводе и с комментариями. Тема музыки и отношения к музыке в исламском обществе, всегда волновавшая...
2023 / Г Р. СайфуллинаВАК -
Эффект Чёрного лебедя: Вальс из балета «Семь красавиц» Кара Караева
Вальс из балета «Семь красавиц» — яркий пример Чёрного лебедя в творчестве Кара Караева. В нём представлен более интересный, чем в теории Нассима Талеба, вариант «чёрнолебяжьей» динамики, а «обман восприятия» обставлен эффектнее, чем в балете «Лебединое озеро» Чайковского, где Чёрный лебедь,...
2023 / Р И. СафаралибековаВАК -
«Языковые» и прочие игры Джона Адамса
Видный американский композитор Джон Кулидж Адамс в своей композиторской практике уделяет немало внимания заглавиям своих произведений, часто весьма красочным и необычным. Анализ этих заглавий и процесс их перевода на русский язык обнаруживает неизменное стремление Адамса к шуткам, каламбурам,...
2023 / Т В. ЦареградскаяВАК -
М.Г. Кондратьев и «Казань как „наше всё“»: к юбилею учёного
В статье раскрываются научные связи известного чувашского музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Михаила Григорьевича Кондратьева с Казанской государственной консерваторией им. Н.Г. Жиганова. Представлены основные направления деятельности учёного, отдельно выделена монография «Чувашская...
2023 / Бушуева Любовь ИвановнаВАК -
Транспонирование национальной культуры в процессе формирования современного балетного театра Бурятии
Транспонирование особенностей национальной культуры в современный балетный театр — одно из ведущих направлений в развитии балета Бурятии. В статье эта проблема рассматривается на примере спектакля, представленного в репертуаре Бурятского театра оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова. Это постановка...
2023 / Доржиева Галсана СодномовнаВАК -
Лидия Алексеевна Федотова: педагог и исследователь2023 / Жесткова Ольга ВладимировнаВАК