Искусствоведение список научных статей
-
Накануне: исторический контекст рождения музыкального театра в Чувашии (1950–1960-е гг.)
В данной статье автор представляет музыкальный театр Чувашии не как обособленное явление духовной жизни общества, а как часть многосоставного комплекса национальной культуры, пытаясь определить его место в системе общекультурных ценностей народа. В круг затронутых проблем входят общая...
2021 / М Г. МитинаВАК -
Ласло Викар и татарский музыкальный фольклор
Прибытие в Казань в 1969 году венгерских исследователей — этномузыколога, ученика Золтана Кодая, Ласло Викара и тюрколога — профессора Будапештского университета Габора Берецки. Основная цель учёных — запись музыкального фольклора народов Среднего Поволжья. На протяжении 1970-х годов они побывали в ...
2021 / З Н. СайдашеваВАК -
Шамиль Шарифуллин и его поиски обновления композиторского образования
Последнее десятилетие XX века стало временем подъёма внимания к проблемам отечественной системы подготовки композиторов. В связи с этим многие заинтересованные в этом вопросе музыканты и педагоги-композиторы стали высказывать свою точку зрения на существующие недостатки композиторского образования...
2021 / И Ф. ТалиповВАК -
Цикл «прелюдия и фуга» в китайской музыке: на примере цикла «Четыре маленькие прелюдии и фуги» Дин Шандэ
В статье рассматривается полифоническая музыка китайского композитора и пианиста Дин Шандэ. В его цикле «Четыре маленькие прелюдии и фуги» представлены образцы работы с полифонической техникой в рамках малого цикла «прелюдия и фуга» на национальном материале.
2021 / Цао Синьюй, Н Г. АгдееваВАК -
Творчество Хуан Анлуна в контексте современной фортепианной музыки
В статье представлено творчество китайского композитора и пианиста Хуан Анлуна в контексте современной фортепианной музыки. Рассмотрены специфические черты фортепианного стиля композитора на примере Полифонического цикла ор. 68, а также проанализированы его исполнительские особенности.
2021 / Ян ПэйВАК -
Духовные произведения композиторов Татарстана: новая жизнь традиции
Статья посвящена претворению духовной тематики в произведениях композиторов Татарстана. На основе анализа сочинений Н. Варламовой и Р. Калимуллина показано взаимодействие канонических и индивидуальных черт, собственная интерпретация жанра.
2022 / Г Н. АкбароваВАК -
Концерт для двух фортепиано Цзян Вэнье как первый образец жанра в музыке Китая
Фортепианный концерт op. 16 (1936) китайского композитора Цзян Вэнье — первое произведение данного жанра в Китае и Японии. В работе обнаруживаются национальные ладовые особенности и их роль в тематизме сочинения, а также принципы взаимодействия с западноевропейской музыкой.
2022 / Ван ЦзясиньВАК -
Преподавание музыкально-теоретических предметов онлайн: современные инструменты и возможности
В статье рассматриваются особенности внедрения цифровых технологий в музыкально-теоретическое обучение на всех уровнях музыкального образования. Особое внимание уделяется вопросам организации онлайн-занятий, проводимых педагогом дома и в учебных аудиториях (гибридных занятий).
2022 / М В. КарасеваВАК -
Н.К. Метнер. Соната-вокализ: взгляд исполнителя
В статье рассмотрено уникальное в своём жанре произведение крупнейшего представителя русского позднего романтизма — Соната-вокализ ор. 41 № 1 Николая Карловича Метнера. Цель работы — возродить интерес и привлечь внимание широкого круга исполнителей и любителей музыки к этому сочинению.
2022 / Н А. МедведевВАК -
Ван Цзяньминь и его рапсодии для эрху и фортепиано
В данной статье рассматриваются рапсодии для эрху и фортепиано китайского композитора Ван Цзяньминя. Даётся обоснование выбора жанра, анализируется роль фортепиано в ансамбле с эрху, использование современных композиторских и исполнительских приёмов, прослеживается эволюция жанра в творчестве...
2022 / Н В. ПетроваВАК -
Музыка Назиба Жиганова к татарским драматическим спектаклям в контексте развития театрального творчества композитора в 40–50-е годы XX века
В статье впервые рассматривается музыка Н. Жиганова, специально созданная для спектаклей Татарского государственного академического театра имени Г. Камала в 40–50-е годы XX столетия, на основе архивных материалов театра (нотных и литературных). Раскрывается историко-культурный контекст создания...
2022 / Д Ф. ХайрутдиноваВАК -
Композитор Ренат Еникеев. В поисках национального стиля (на примере произведений для фортепиано)
Статья представляет собой анализ ряда фортепианных произведений Р. Еникеева. Насыщая фактуру хроматизмами, диссонирующей аккордикой, полимелодическими приёмами, композитор сохраняет национально узнаваемый колорит мелодических линий.
2022 / Л В. БражникВАК -
М.М. Бородай в Казани: опыт успешной оперной антрепризы
М.М. Бородай был одним из самых успешных антрепренеров в русском театре конца XIX — начала XX века. Анализ деятельности оперной труппы, созданной им в Казани и входившей в состав Казанско-Саратовского драматического товарищества (1893–1901), показывает ценность его коммерческого и творческого опыта ...
2022 / А В. Карпова, Е В. ПорфирьеваВАК -
«Российская песня»: к проблеме типологизации жанра
В статье осуществляется стадиально-типологическая характеристика «российской песни» — одного из популярных жанров музыкальной культуры русского города XVIII века. Ритмический ракурс рассмотрения материала подтверждает предположение о принадлежности «российской песни» мусической традиции. Это...
2022 / А В. Кудрявцев, Е М. СмирноваВАК -
Мелостилевой синтез в музыке азербайджанских композиторов ХХ века
В ХХ веке мелодика азербайджанской традиционной музыки устной традиции обогатилась композиторской ветвью, синтезирующей традиции музыки Востока и Запада. Закономерности традиционной музыки отразились в мелодическом стиле У. Гаджибейли, превратив его в «опознавательный знак» композиторской...
2022 / К Я. НасироваВАК -
Особенности оркестровки Б. Чайковского на примере симфонической поэмы «Подросток»
В статье рассматриваются вопросы темброво-оркестровой организации Б. Чайковского на примере симфонической поэмы «Подросток». Анализ сочинения позволил обратить внимание на вопросы, связанные с тембровым воплощением тематизма и его оркестровым развитием, формообразующим значением оркестровых...
2022 / Е Е. Никифорова, Д Р. ЗагидуллинаВАК -
Мансур Музафаров и татарский драматический театр
В 2022 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося татарского композитора Мансура Музафарова. Статья посвящена неизученному наследию композитора — его музыке для татарских драматических спектаклей «Идегәй» и «Таң атканда», поставленных в Татарском государственном Академическом театре имени ...
2022 / Д Ф. Хайрутдинова, Д Э. ХайрутдиноваВАК -
Мансур Музафаров. Опера «Галиябану»: к вопросу о редакциях (по материалам Государственного архива Республики Татарстан)
В 2022 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося татарского композитора-классика Мансура Музафарова. Он стоял у истоков становления татарской профессиональной музыки. Статья посвящена первой опере композитора «Галиябану», являющейся показательной в аспекте освоения жанра оперы татарскими ...
2022 / Н Г. АгдееваВАК -
Эльфия Бурнашева: музыкант и педагог
Статья посвящена творчеству пианистки, профессора Казанской консерватории Э.В. Бурнашевой (1942–2021) и приурочена к 80-летию со дня рождения. Профессиональная деятельность Бурнашевой рассматривается с двух сторон — исполнительской и педагогической. Впервые предпринимается попытка характеристики её ...
2022 / Р Д. Гимадиева, И Т. СалаховаВАК -
Риторические наименования музыкальных фигур эпохи барокко в аспекте терминологического полилингвизма
В статье идёт речь о терминологическом полилингвизме музыкально-риторических фигур в трудах эпохи барокко; исследуется латинская и греческая терминология музыкальных фигур с учётом идей гуманизма, постреформационного образования и лингвистического пуризма.
2022 / А А. МальцеваВАК