Искусствоведение список научных статей
-
Гаэтано Греко и зарождение практики partimento
В статье рассматриваются истоки итальянской клавирной практики partimento, развивавшейся со второй половины XVII века до первых десятилетий XIX века в неаполитанских «консерваториях»-приютах. В их систему обучения она была введена композитором Гаэтано Греко. На основе анализа материалов рукописи...
2018 / З З. МитюковаВАК -
«Бакалавр музыки» и «доктор музыки» в университетах Оксфорда и Кембриджа (XVII — XVIII века)
Статья посвящена английскому феномену университетов Оксфорда и Кембриджа в XVII — XVIII веках — степеням в музыке. Учрежденные во второй половине XV века, степени бакалавра музыки и доктора музыки оставались престижными для карьеры музыканта и в XVII — XVIII веках. В статье рассматриваются...
2018 / Н И. НаумоваВАК -
Инструментальный театр Харрисона Биртвистла
В статье рассматривается проявление инструментального театра — одного из магистральных жанров постмодернистской эпохи — в наследии британского композитора Харрисона Биртвистла. Выделяются способы работы композитора с элементами театрализации исполнительского пространства. Анализируются сочинения...
2018 / В О. ПетровВАК -
Циклы клавирных сонат Карла Филиппа Эммануила Баха Wq 52 и Wq 55: прижизненные издания в библиотеке Казанской консерватории
В статье освещается клавирное творчество Карла Филиппа Эммануила Баха, представленное преимущественно собраниями клавирных сонат. Авторы более подробно останавливаются на прижизненном издании первого из сборников «Клавирных сонат для знатоков и любителей» Wq. 55 (Лейпциг, 1779 г.), хранящегося в...
2018 / П И. Пимурзин, М Е. ГирфановаВАК -
Тембровые поиски в творчестве современных азербайджанских композиторов (к вопросу применения народного инструментария)
Обогащение состава академических оркестров и ансамблей за счет привлечения народного инструментария — одна из примет современной музыки. В этот процесс внесли свой вклад и композиторы Азербайджана. Творчески развивая традиции Узеира Гаджибейли, они на новом этапе развития композиторской школы ведут ...
2018 / З А. Ахундова-дадашзадеВАК -
Некоторые черты народного ансамблевого музицирования в оркестровой технике татарских композиторов
В статье рассматриваются некоторые особенности темброво-оркестрового письма татарских композиторов старшего поколения С. Сайдашева и М. Музафарова. Обратившись в своих сочинениях к освоению европейской оркестровой техники, они сумели органично претворить и черты народного инструментального...
2018 / Д Р. ЗагидуллинаВАК -
Основные направления методологического учения в музыкознании: к созданию метанаучной концепции
В статье определяются кардинальные векторы музыкального науковедения. В плане сопоставления различных отраслей российской науки прослеживается эволюция методологического учения, раскрывается суть метанаучной концепции, обозначаются магистральные пути ее становления. Показано, что методологические...
2018 / О И. КулапинаВАК -
«Моралии» Якоба Хандла как отражение гуманистических тенденций в музыке богемского Возрождения
В культуре Богемии XVI века ренессансный гуманизм обрел ряд своеобразных черт. Автор статьи ставит целью на примере светского вокального сборника Якоба Хандла “Harmoniarum Moralium” выявить отражение отдельных гуманистических тенденций в музыкальной культуре Рудольфинской Праги. При этом основное...
2018 / Е В. РыжковаВАК -
Мультимедийные эксперименты в творчестве Тан Дуна как новый синтез искусств
Статья посвящена проблеме синтеза искусств в творчестве Тан Дуна в русле ведущей тенденции — влияния мультимедийных технологий на современную культуру в целом. Эксперименты с мультимедиа композитор использует для поиска нового языка, новых форм и содержания, что в результате и приводит к рождению...
2018 / Т С. СергееваВАК -
Социальная изоляция и музыкальное творчество
Статья посвящена проблеме социальной изоляции в музыкальном творчестве и композиторам, избравшим изоляционистские установки и отказавшимся от популяризации своей музыки. В статье рассматриваются возможные причины, побуждающие композитора к социальной изоляции, раскрываются положительные и...
2018 / В Е. СмотровВАК -
Пластическая риторика как способ объединения трех опер Моцарта / да Понте в трилогию
Статья посвящена двум постановочным версиям опер Моцарта на либретто да Понте (реж. П. Селларс, телеверсия 1989 г.; реж. К. Гут, Зальцбургский фестиваль, 2006 — 2009 гг.). Основным объектом рассмотрения становится применение постановщиками риторизированных пластических решений. Пластические коды в...
2018 / А А. Сокольская, О Б. МакароваВАК -
Герман Эрпф и его идея новой тональности
Статья посвящена Герману Эрпфу — немецкому ученому первой половины XX века, ученику и последователю Г. Римана. В центре внимания — книга Эрпфа «Очерки гармонической и звуковой техники новой музыки» (1927). Это одно из первых теоретических исследований гармонических техник современной музыки. Самой...
2018 / Л А. ФедотоваВАК -
Возможные модели музыкальной герменевтики
Рассматриваются 3 модели музыкальной герменевтики: герменевтика как биографика/ психоанализ, как перевод/пересказ и как этимологическое исследование. По всем трем приводятся примеры, позволяющие судить об их относительной результативности.
2018 / Л О. АкопянВАК -
Песенная традиция чистопольских кряшен: свадебные напевы
В статье рассматриваются свадебные напевы локальной традиции чистопольской подгруппы кряшен. Автором предпринимается попытка выявить специфику функционирования свадебных напевов в исследуемой традиции и их музыкально-стилистические особенности.
2018 / Л Р. ГилязоваВАК -
Из истории православного пения крещеных татар Мензелинского уезда Уфимской губернии
Статья посвящена рассмотрению истории православного пения крещеных татар, населявших Мензелинский уезд Уфимской губернии. На основе изучения дореволюционной и современной литературы выявляются пути формирования традиции, связанные с введением новой системы «инородческого» обучения и началом...
2018 / А Т. ГумероваВАК -
«Одинокий путник в неведомой стране»: Фёдор Павлов — исследователь народной музыки
Среди первых исследователей музыкальных культур народов России, населяющих Волго-Уральский регион, выделился Ф. П. Павлов (1892 — 1931), известный как музыкант, поэт, драматург, критик, публицист, ученый, организатор хоров, концертов и спектаклей, инициатор создания музыкальной школы. Всего...
2018 / М Г. КондратьевВАК -
Тюрко-славянский аспект взаимосвязей традиционной музыки, временны́х и пространственных искусств (к проблематике сравнительного искусствознания)
Традиционному сознанию многих тюркских и славянских народов свойственна трехуровневая концепция структуры мироздания, получающая свою реализацию как во временнóм (мир прошлого, настоящего, будущего), так и в пространственном аспектах (мир богов, мир человека на земле, мир подземный). В статье...
2018 / И В. МациевскийВАК -
Формульные напевы в традиции елабужских кряшен
В cтатье рассматриваются формульные напевы, функционирующие в традиции елабужских кряшен — локально-территориальной группе кряшенской общности, расселенной в Нижнем Прикамье. Напевы анализируются как с точки зрения интонационного наполнения, так и с точки зрения жанровых амплуа, а также соотношения ...
2018 / Е М. СмирноваВАК -
Загадки «Орфея и Эвридики» К.В. Глюка
Статья посвящена azione teatrale “Orfeo ed Euridice” Кристофа Виллибальда Глюка (либретто Р. Кальцабиджи, 1762), оригинальным и новаторским качествам либретто и музыки, выделяющим эту оперу из ряда реформаторских опытов других композиторов.
2018 / И П. СусидкоВАК -
Многохорные сочинения Марка-Антуана Шарпантье и проблема параллельных квинт и октав в музыке эпохи барокко
В статье рассмотрены сочинения для двух и четырех хоров Марка-Антуана Шарпантье — единственного из французских композиторов эпохи барокко, который постоянно обращался к многохорной музыке. Подчеркивается важность поездки Шарпантье в Рим для появления этих сочинений. Выявлены три способа организации ...
2018 / А В. БулычёваВАК