Искусствоведение список научных статей
-
Свадебный обряд астраханских липован
В данной статье дается описание свадебного обряда липован и его музыкальное наполнение (особенность ритмической организации песенных образцов). Определяются общие и специфические черты этнографического контекста песенной традиции астраханских липован.
2016 / О А. ИвановаВАК -
О творческих контактах казахских кюйши с музыкальным искусством народов Северо-Каспийского региона
Взаимовлияние в области домбрового исполнительства народов Северо-Каспийского региона обусловлено как географическим соседством этносов, так и родством генетических корней. Процесс межкультурного взаимодействия народов Северо-Каспийского региона отразился на различных аспектах казахского домбрового ...
2016 / А Е. ТурумбетоваВАК -
Музыка как элемент театрализации кинофильма
Во многих современных фильмах театрализация отдельных составляющих или всей киноформы используется как способ обновления и индивидуализации художественного языка кино. В некоторых случаях этот процесс достигает необыкновенной свободы (как технической, так и эстетической) в использовании визуальных...
2017 / Ю В. МихееваВАК -
Система народных календарных ценностей астраханских липован
В данной статье освещается этнографическое описание календарного цикла астраханских липован-старообрядцев, проживающих на территории Астраханской области в селе Успех Камызякского района. Проводится сравнительная характеристика общерусских календарных традиций с традициями календарного цикла...
2017 / О А. ИвановаВАК -
Парадоксы закадрового звука: специфика аудиовизуальных контрапунктов в фильмах Тарантино
Статья фокусируется на рассмотрении одной из специфических постмодернистских особенностей фильмов Тарантино, вызывающей эффект «разрыва шаблона» в зрительском восприятии: при наличии выраженного звукозрительного контрапункта семантический контрапункт аудио- и видеоряда себя часто почти не...
2017 / М В. КарасёваВАК -
В объективе — киноконференция2017 / Е Н. ХадееваВАК
-
Ритуал как основа сценического действия в спектакле Клауса Гута по опере Моцарта «Дон Жуан»
В статье рассматриваются воплощения «ритуалов перехода» в постановке моцартовского «Дон Жуана» (реж. К. Гут, Зальцбургский фестиваль, 2008). Основной акцент сделан на соотношении нарративных и ритуальных элементов в постановке. Постановщики спектакля используют аналитический и экспрессивный арсенал ...
2017 / О Б. Макарова, А А. СокольскаяВАК -
Исполнительские сложности камерно-вокальных сочинений Антона Веберна
В статье рассматривается один из важных вопросов камерно-вокального творчества Антона Веберна — исполнительские трудности. Проблема анализируется как в общем плане (темповые особенности, метроритмические особенности, динамический план), так и на трех отдельных уровнях: выразительные возможности...
2017 / М В. МелюковаВАК -
Музыкальный мир Беларуси XVII — первой половины XVIII века сквозь призму межкультурных связей
В статье рассматриваются вопросы межкультурного взаимодействия в сфере музыкального искусства между Беларусью, Россией и западноевропейским регионом в эпоху барокко. Отмечается, что для музыкального мира Беларуси было характерно многовекторное взаимодействие с широким геокультурным пространством.
2017 / О В. ДадиомоваВАК -
Музыкально-инструментальная культура татар позднего средневековья
В статье рассматриваются музыкальные инструменты татар Среднего Поволжья, связанные с элитарной культурой Казанского ханства после его вхождения в состав России. В этот период возникло движение татарского кадимизма (позднесредневековый консерватизм), которое было направлено на сохранение старой...
2017 / Г М. МакаровВАК -
Иоганн Себастьян Бах Токката (с фугой) d-moll для органа BWV 565. К вопросу о хоральных истоках и духовных смыслах
В статье предпринимается попытка дать научное обоснование духовному содержанию органной Токкаты (с фугой) d-moll И.С. Бах (BWV 565). Рассматривается связь этой Токкаты с хоральным наследием барокко, в частности с хоралами “Vater unser im Himmelreich” и “Christ lag in Todesbanden”. Проводится...
2017 / Т Ф. ПродьмаВАК -
Поэтические ритмы как фактор выразительности в сарабандах французских композиторов XVII — начала XVIII века
В статье рассматривается метроритмическая организация французской сарабанды XVII столетия, предназначенной для пения и представлявшей собой chanson à danser (песня для танца) либо danse chantée (танец с пением, или спетый танец). Основное внимание уделено так называемым «страстным ритмам»,...
2017 / Л Д. ПылаеваВАК -
The Stabat Cadence
The paper examines Stabat Cadence from the different perspectives: its origin and nature of grammar; its nature as a topic in music by Pergolesi, Mozart and others; and its status as a musical exemplar (model for imitation) in the18th century music.
2017 / G. SanguinettiВАК -
Влияние исторического исполнительства на современных пианистов
В статье рассматриваются специфические способы артикуляции, необходимые для выразительного исполнения музыки барокко на клавесине. Обосновывается необходимость знания этих особенностей для стилистически более точной игры произведений И.С. Баха на современном рояле.
2017 / С М. ШабалтинаВАК -
Особенности жанрового решения современного телемюзикла (на материале телевидения Беларуси 2000-х годов)
В статье выявляются особенности жанрового решения современного телемюзикла, определяются основные композиционно-драматургические и жанрово-стилевые черты музыкальных телефильмов, созданных на Белорусском телевидении в 2000-е годы.
2017 / Е О. СушкоВАК -
Вклад Владимира Добровольского и Николая Бера в изучение и сохранение смоленских песенных традиций
Настоящая статья знакомит с многолетней собирательской деятельностью на Смоленщине выдающегося этнографа, краеведа, фольклориста Владимира Николаевича Добровольского (1856 — 1920) и хормейстера, дирижера московского Большого Императорского театра, выпускника Петербургской консерватории Николая...
2017 / И В. СветличнаяВАК -
О чем поет саз? О жанре сазда сөйләшү («разговор на сазе») астраханских татар
В статье рассматриваются уникальные музыкально-инструментальные наигрыши на саратовской гармошке, распространенные в быту астраханских татар, — сазда сөйләшү («разговор на сазе»), выявляются их музыкально-исполнительские особенности. Прослеживаются параллели с типологически сходными явлениями в...
2017 / Н Г. АгдееваВАК -
Сочинения Геннадия Воробьёва для скрипки и фортепиано (к истории скрипичного искусства Чувашии)
В музыкальном быту чувашей смычковый сěрме купăс с незапамятных времен занимал важное место. В XIX веке его вытеснила скрипка. Кроме того, с распространением школьного просвещения в российской глубинке XIX века именно скрипка стала наиболее распространенным помощником учителей народных школ....
2017 / М Г. КондратьевВАК -
Гармонь в татарской традиционной культуре: к вопросу о происхождении
В статье представлен обзор истории возникновения и развития гармони от ее прототипов — свободно-язычкового инструмента под названием «шэн» и других, оснащенных мехами, до обретения ею современной конструкции. Рассматриваются европейские и российские корни гармони. Приводятся высказывания...
2017 / П У. КуйвиненВАК -
Словесный текст и жанр в церковных хорах Антона Брукнера
В данной статье выявляются источники словесных текстов в церковных хорах Антона Брукнера, а также поднимается проблема определения жанра рассматриваемых произведений, поскольку одни исследователи обозначают хоры жанром «мотет», другие — жанрами церковной католической практики. Автором...
2017 / Д Е. ЛокотьяноваВАК