Звенит, говорит, хохочет, плачет...
Томан И.Б.
«Язык есть, речей нет — вести подает» Русская народная загадка
В старину на Руси красны девушки выходили на перекресток дорог и, прислушиваясь, ждали: зазвонит колокол — к смерти, зальется колокольчик — к свадьбе.
Счастье приносит колокольчик, злых духов прогоняет, весть подает... На протяжении веков жизнь людей была немыслима без него. Древнейшие колокольчики относятся к III тыс. до н.э., и сейчас, когда Вы читаете эти строки, в разных концах земли выходят из добрых рук мастеров колокольчики — медные, глиняные, фарфоровые, хрустальные — и начинают петь свои нехитрые милые песенки и что-то рассказывать на своем звонком языке.
Выставка колокольчиков в Фонде народных художественных промыслов
Раньше колокольчики были необходимой частью повседневной жизни; в ХХ веке практическая надобность в них отпала, и колокольчики стали заполнять музеи и собрания коллекционеров, напоминая о «добром старом времени», о котором так сладко и грустно помечтать среди суеты мегаполиса. Если бы вам захотелось побывать в прелестном и хрупком мире колокольчиков, наполнить свой слух и сердце задорными и нежными переливами, — вам стоило побывать на первой Международной выставке «Путешествие колокольчика», которая проходила в Москве в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации с 27 апреля по 10 июля 2010 года. В ней участвуют коллекционеры
А.А. Глушецкий и М.М. Лобашевский, интернет-сообщество «Колокольная галерея», Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне, Семикаракорское предприятие «Аксинья», изготовляющее изделия из фарфора и фаянса (Ростовская обл.); Дятьковский хрустальный завод (Брянская обл.), новгородский завод металлоизделий «Олевс», экспериментальное художественно-производственное объединение «Вель» (Москва) и многочисленные мастера и художники из России и других стран. На выставке представлены более 1000 колокольчиков из России, Белоруссии, Украины, Англии, Болгарии, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Франции, Чехии, Швеции, Арабских Эмиратов, Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая, Японии, Канады, США и многих других стран. Самые старшие из них — скифские и финно-угорские, которым более двух тысяч лет, а самые юные появлялись из рук мастеров прямо на открытии выставки.
На выставке колокольчиков
Самые разные стороны человеческой жизни связаны с колоколами и колокольчиками. Отсюда — многообразие их видов: культовые, ездовые (подающие акустический сигнал при езде на лошадях, верблюдах, оленях, слонах), вызывные (обычно использовавшиеся при вызове слуг) и другие. Нередко, особенно в ХХ—ХХ1 вв., колокольчики не имели конкретной прагматической цели. Их изготовляли к юбилеям и памятным датам (например, на выставке представлен колокольчик, отлитый к 300-летию дома Романовых) или просто в качестве сувениров, главное достоинство которых — не звон, а внешний облик. Образ сувенирного колокольчика определяется обычно его формой и функцией. Вот почему среди них преобладают женщины в пышных юбках (это могут быть крестьянки в национальных костюмах и величественные королевы) и музыканты (люди, животные, но чаще всего ангелы). Впрочем, представленные на выставке сувенирные колокольчики столь разнообразны, что перечислить их просто невозможно. Лучше приходите на выставку, ибо лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
О чем рассказывают колокольчики?
Родина колокольчиков — Китай. Самые древние (XXIII—XI вв. до н.э.) из них были найдены именно здесь. Несколько «моложе» ассирийские колокольчики IX века до н.э. Хорошо известны они были грекам, римлянам и другим древним народам. В христианском богослужении колокола используются с V—VI вв. Вначале их отливали монахи, а затем стали появляться мануфактуры по изготовлению колоколов. Старейшая из них — Whitechapel в Лондоне, которой почти 500 лет! В России церковные колокола появились в конце Х века вместе с введением христианства. Впрочем, церковные колокола — это отдельная большая тема. Здесь же мне хотелось бы рассказать именно о колокольчиках.
Подобно своим большим братьям — церковным колоколам, колокольчики имеют две
«Бронзовое слово» колокола
основные функции (нередко связанные между собой): они отгоняют темные силы и подают акустические сигналы, которые несут богатейшую информацию и передают самые разные оттенки чувств.
Вспомним стихотворение друга Пушкина Петра Вяземского, которое, будучи положенным на музыку Павлом Булаховым, стало народной песней:
Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт, Колокольчик, заливаясь, Упоительно звенит.
Впоследствии П.А. Вяземский пишет «Еще тройку» — и здесь уже колокольчик звучит совсем по-другому:
Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт, Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и визжит.
Звенит, говорит, хохочет, плачет.
По дороге голосисто Раздается яркий звон, То вдали отбрякнет чисто, То застонет глухо он.
Словно леший ведьме вторит И аукается с ней, Иль русалка тараторит В роще звучных камышей.
И неудивительно. Если в первом случае удалой ямщик «едет к любушке своей», то здесь — одинокий путник в ночи, который едет сквозь метель неизвестно куда и зачем...
Итак, колокольчик может не только звенеть, но и плакать, хохотать и визжать. А еще он может греметь:
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
(Слова И. Макарова, музыка А. Гурилева)
И гудеть, как ни странно, колокольчик тоже может:
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
(Слова Ф. Глинки, музыка А. Верстовского)
Разные чувства будил в душах людей звон колокольчика: радость, печаль, тревожное ожидание... В поэзии ХХ века образ колокольчика, уходящего в небытие, вызывал не только ностальгические чувства, но подчас он связывался с чем-то роковым и зловещим. Приведу отрывок из стихотворения А. Башлачева «Время колокольчиков» (1984).
Но с каждым днем времена меняются. Купола растеряли золото. Звонари по миру слоняются. Колокола сбиты и расколоты.
Что ж теперь ходим вкруг да около На своем поле — как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит здесь — время колокольчиков.
Загремим, засвистим, защелкаем!
Проберет до костей, до кончиков.
Эй, братва! Чуете печенками
Грозный смех русских колокольчиков?
Колокольчики надо не только слушать, но и. читать. Многие русские поддужные колокольчики (поддужными назывались колокольчики, подвешенные под дугой над головой коренника почтовой или курьерской упряжи), наряду с затейливым орнаментом, имеют надписи. Это уникальный исторический источник, своего рода афоризмы житейской мудрости русского народа. В качестве надписей обычно использовались пословицы и поговорки, которые были девизом изготовителя и впоследствии должны были стать и девизом владельца. Вот, например, некоторые из них (в современной орфографии): «Старый друг лучше новых двух»; «Волков бояться — в лес не ходить»; «Не сули журавля в небе, а давай синицу в руки»; «Нет барыша, зато слава хороша».
Где посмотреть и послушать колокольчики?
Разумеется, на выставке «Путешествие колокольчика». Но не только. В России и в других странах есть специально посвященные им музеи.
Один из самых известных — Валдайский музей колоколов, основанный в 1995 году. Помните слова песни «. и колокольчик, дар Валдая.»? Так что этот город, расположенный примерно посередине ямщицкого тракта между Москвой и Петербургом, как нельзя лучше подходит для такого рода музея. Есть легенда, в соответствии с которой Иван III, покоривший Новгород, решил вывезти вечевой колокол в Москву. Однако вблизи Валдая колокол упал с саней и разбился на множество осколков, превратившихся в колокольчики, которым суждено было петь по всей России о былой вольности. Как и многие красивые легенды, она не соответствует историческим
реалиям и отражает лишь одно: народную мечту о справедливости, о возможности вмешательства высших сил в дела людские. На самом деле колокол был привезен в Москву, однако дальнейшая его судьба, относительно которой существует множество предположений, точно не известна.
Коллекционирование колокольчиков — занятие весьма распространенное. Однако для некоторых людей оно из хобби превратилось в призвание, воплотившееся в частные музеи, которые пользуются огромной популярностью у российских и зарубежных туристов. Среди них — Д.Г. Мостославский, основавший в 1993 году в Ярославле замечательный музей «Музыка и время», в коллекции которого около 2000 колокольчиков.
В 2002 году в столице Удмуртии Ижевске был создан Музей ямского быта. В его основе — частная коллекция Д.Р. Никулина, в составе которой более 250 колокольчиков и другие атрибуты жизни ямщиков.
Литература
1. Ганулич А.К. «Слышен звон бубенцов издалека....» М: Советская Россия, 1990.
2. Глушецкий А. России бронзовое слово. О чем говорит поддужный колокольчик. М: (б.и.), 2007.
3. Ефремов В.А. Ямские колокольчики Тюмени и Щадринска. Тюмень: Мандрика, 2000.
4. Калганов В.Г. Древнейшие колокольчики России ^Х1 вв. Щадринск: Исеть, 1999.
5. Калганов В.Г. Колокольчики, бубенчики звенят, рассказать они историю хотят. М: Лекдот, 2000.
6. Калганов В.Г. Колокола. Колокольчики: история, современность, будущее. Щадринск: (б.и.), 2004.
7. Ким В.А. Ямские колокольчики и бубенцы. Т.1. Описание ямских колокольчиков и бубенцов по губерниям России и мастерам. 1802-1917.
Среди знаменитых коллекционеров колокольчиков следует назвать бывшего директора историко-художественного заповедника «Ростовский кремль» В.А. Кима (1938—2000). Его огромное собрание экспонируется в одном из музеев Ростовского кремля.
Немало сюрпризов любителей колокольчиков ожидает и в музеях «неколокольного» профиля. Их можно встретить почти в каждом историко-художественном музее и в некоторых мемориальных. Например, в доме-музее Булата Окуджавы вы увидите очаровательную коллекцию сувенирных колокольчиков.
Музеи колокольчиков есть также в Германии (Apolda, Greifenstein), Голландии (Asten), Аргентине (Mina Clavero) и во многих других странах.
В разных концах земли гудят и звенят, хохочут и плачут, поют и говорят колокола и колокольчики. И каждому есть что сказать, и каждый понимает их язык, созвучный музыке души человеческой.
Ростов Великий: Ростовский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 1998.
8. Коллекция колокольчиков // www.mybells.ru. Дата обращения: 27.05.2010.
9. Колокольчики и колокола: коллекции и история // www.decorbells.ru. Дата обращения: 27.05.2010.
10. Колокольная галерея // htpp://showbells.ru. Дата обращения: 27.05.2010.
11. Ростов Великий: (б.и.), 1998.
12. Моня В.С. Мчатся тройки по России: колокола, колокольчики и бубенцики. СПб.: Серебряный век, 2008.