УДК 911.3:33
ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДА КУРСКА ПО КАЧЕСТВУ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ
© 2013 М. А. Силенок
аспирант каф. экономической, соц., полит. и рекреац. географии e-mail: misssilenok@gmail. com
Курский государственный университет
На основе фондовых данных, натурных наблюдений и использования ГИС-технологий было проведено исследование качества природной среды и зонирование города Курска по комфортности проживания. Оценка комфортности производилась после изучения структуры городских ландшафтов, которые рассматриваются как совокупность природных и антропогенных компонентов, взаимодействующих между собой.
Ключевые слова: городской ландшафт, природная среда, природноантропогенный комплекс, комфортность проживания.
Введение
Для города Курска, как и для большинства городов России, в последние десятилетия характерно значительное увеличение антропогенной нагрузки, а также рост территорий, занятых многоэтажной застройкой. Здесь также происходит увеличение количества автотранспорта при неизменной дорожно-транспортной сети. Для таких городов значительную актуальность в настоящее время имеет разработка комплекса природоохранных мероприятий, что может улучшить экологическое состояние городской среды.
Цель заключается в исследовании качества природной среды города Курска и оценке комфортности проживания населения на его территории c учетом ландшафтной структуры. Объектом исследования являются природно-антропогенные комплексы города Курска. Предметом изучения стали природно-техногенные процессы и вызванная ими экологическая ситуация и комфортность проживания на территории города. Для достижения поставленной цели необходимо изучить факторы формирования ландшафта современного города; провести ландшафтно-
функциональное зонирование г. Курска; оценить комфортность проживания на территории города. Результаты территориального анализа комфортности и качества селитебных зон позволят сформулировать ряд мер, направленных на снижение антропогенной нагрузки на территории города, а также корректно проводить новую градостроительную политику в г. Курске.
Факторы формирования ландшафта современного города Г ород представляет собой сложную динамичную природно-техногенную систему, которая непрерывно растёт количественно и изменяется качественно. Именно природный ландшафт служит основой формирования архитектурно-планировочной структуры, пространственной организации города [Глебова 2000; Григорян 1986]. Современный городской ландшафт формируется под влиянием исторического, экономического, производственного, транспортного и инженерно-технического факторов. Все эти факторы необходимо учитывать [Гутнов 1977; Стерлингов 1962].
Исторический фактор
Ему принадлежит важное значение в формировании городских ландшафтов. Своеобразие природных комплексов, слабо затронутых человеком, представляло собой
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
в прошлом хорошую основу для хозяйственной деятельности. Выбор места для основания города определялся стратегическим значением: рельеф, полноводные реки, леса. Сейчас естественная основа является определяющей в пространственной организации города и имеет эстетическое значение [Беляев 1999]. С постепенным увеличением числа жителей, началась интенсивная вырубка леса, появилось ремесленное производство, город быстро застраивался. В основном это была собственно селитьба с одноэтажными деревянными постройками. В настоящее время это центр города, который сохранил свой исторический «колорит» и представляет собой селитебный тип городских ландшафтов. Именно здесь находятся самые старые здания города: церкви Троицкого монастыря, дом Хлопонина, Михайловская церковь, Сергиево-Казанский собор, собор Знаменского монастыря, Архиерейский дом, ныне Краеведческий музей, манеж, мужская гимназия, Дворянское собрание, Госбанк, Казенная палата, Дворянский банк [Воротников 1975; Степанов 2006].
В XVIII-XIX веках происходило дальнейшее изменение природных ландшафтов. В связи с ростом численности расширялась территория города. Развитие промышленности, плотная застройка каменными домами, покрытие булыжником главных улиц города привели к снижению роли природных компонентов в комплексе «природа-город».
Экономический фактор
Быстрый рост численности населения, появление крупных промышленных предприятий, застройками каменными многоэтажными домами, асфальтирование улиц, развитие городской коммунальной службы привели к резкому изменению соотношения природных и антропогенных компонентов в пределах городской черты в пользу последних. В этот период уже все компоненты ландшафта претерпели изменения.
Производственный фактор
В городе имеется ряд предприятий разного профиля, которые являются основой промышленного типа ландшафта с высокой степенью антропогенной нагрузки. Машиностроительный комплекс представлен следующими предприятиями:
«Электроагрегат», «Техносфера», «Элеватормельмаш», «Курский станкостроительный завод», «Курскагромаш»; электронная промышленность - «Прибор», «Счетмаш», «Маяк», «Аккумулятор», «Электроаппарат»; химия и нефтехимия -
«Курскрезинотехника», «Композит», «Химволокно», «Курский завод резиновых и пластмассовых изделий» - химия и нефтехимия». Каждое промышленное предприятие вносит свои специфические особенности в разные компоненты ландшафта и на ландшафт в целом [Бирюков 1985, Курбатова 2004].
Транспортный фактор
Протяженность улично-дорожной сети города Курска насчитывает 901 улицу, включая проспекты, переулки, проезды, общей протяженностью 595,8 км. Густота автомобильных дорог колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории. Ежегодно строятся и капитально ремонтируются дороги и тротуары. Дорожное строительство оказывает влияние на рельеф, видоизменяя его, делая более изрезанным. Автотранспорт также влияет на ландшафт негативно. За последнее время резко увеличилось число автомобилей. Автотранспортом выбрасывается в год до 100 тыс. тонн вредных веществ. Эти выбросы губительно сказываются на почвах, растительности и опасны для человека. Увеличивается запыленность. Увеличение числа автомобилей приводит к некоторому перераспределению городской территории: увеличивается количество площадок под автостоянки, гаражи, заправочные станции. Часто это происходит за счет территорий зелёных насаждений.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). Том 1
Силенок М. А. Зонирование города Курска по качеству природной среды
и комфортности проживания населения
Инженерно-технический фактор
Более половины городской площади отведено под жилую застройку. В центре много старых зданий в 3-5 этажей. Для окраины характерны новые высотные здания в 12-17 этажей. В последнее время появилось много домов коттеджного типа. С жилищным строительством связана прокладка различных коммуникаций (водопровод, канализационная и газовая сеть). Это приводит к нарушению литогенной основы и рельефа, уменьшению скорости ветра, формированию различных вихревых потоков, повышению температуры на 1,5-2 градуса. Эти изменения, в свою очередь, ведут к увеличению влажности, уменьшению солнечной радиации, росту повторяемости туманов, трансформации механического состава почв.
Под воздействием инженерно-технического фактора формируются садовопарковые ландшафты, которые имеют большое рекреационное и эстетическое значение. Здесь человек целенаправленно конструирует ландшафт, чтобы создать оптимальные условия для отдыха. Озеленение дворовых территории выполняется в основном за счет газонов и кустарников.
Городские леса включают в себя более 20 урочищ, в том числе урочища «Шуклинка», «Паровое», «Пасека», «Сетное», «Солянка», «Парк», «Хохлов лес», «Агрегатное», «Горелый лес», «Конное», «Плоское» и другие. Общая площадь городских лесов, образующих Курское городское лесничество, составляет 3077га (на 2011 г.). С учетом данных факторов было проведено зонирование территории.
Зонирование города
Применяют для рационального размещения на выбранной территории элементов определенного назначения, составляющих единый планировочный комплекс города или агломерации. Город Курск характеризуется компактным типом планировочной структуры, где все функциональные зоны расположены в едином периметре. Таким образом, с учётом вышеперечисленных антропогенных факторов и существующего типа планировочной структуры на территории города можно выделить следующие типы ландшафтов: селитебный, промышленный, рекреационный.
Селитебный тип ландшафта города включает в себя жилые кварталы с мало- и многоэтажной застройкой. Сюда же была включена и коммунально-складская зона. Малоэтажная застройка представляет собой сложную мозаику небольших по площади ландшафтно-техногенных комплексом (одно- и двухэтажные постройки) и антропогенных ландшафтов в виде садов и огородов. Многоэтажная, где преобладают многоэтажные здания и заасфальтированные дворы. Уцелевшие природные комплексы сильно преобразованы, отличаются низкой озелененностью, фаунистически бедными биоценозами.
Промышленный, или заводской, тип отличается высокой степенью насыщенности техногенными объектами особого функционального назначения, а также сплошными массивами асфальтового и каменного покрытия. Поэтому биоценозы заводской территории отличны от биоценозов других типов городского ландшафта [Бирюков 1978].
Рекреационный, или парковый, ландшафт характеризуется максимальной для города озелененностью, естественным почвенным покровом, богатыми биоценозами. К таким территориям относятся зелёные посадки, районы массового отдыха и туризма [Лунц 1986].
Селитебная, промышленная, коммунально-складская территории вместе с транспортом и санитарно-защитными территориями образуют застроенную территорию города. Вне застроенной территории находятся лесопарки, подсобные хозяйства, питомники, кладбища, очистные сооружения, резервные территории [Крашенинников 1988].
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Для оценки комфортности были выделены основные природные ландшафтные комплексы. По рельефу, характеру рельефообразующих пород и почвенного покрова, глубине залегания грунтовых вод и микроклимату в г. Курске выделяются четыре типа ландшафтных комплексов (рис. 1): пойменный, надпойменно-террасный, склоновый, водораздельно-плакорный.
Рис. 1. Ландшафтные комплексы города Курска
Условия развития негативных природных процессов (почвенно-эрозионные, оползневые, карстовые, суффозионные, просадочные) не одинаковы на разных природных ландшафтных комплексах [Котлов 1977, Лопатина 1972]. Изучение природных условий города показывает, что более благоприятные природные условия для проживания, с наименьшей возможностью возникновения негативных природных процессов, отмечаются на водораздельно-плакорном ландшафтном комплексе, менее благоприятные - на надпойменно-террасном комплексе и склоновом, неблагоприятные природные условия сложились на пойменном комплексе.
Природные ландшафтные комплексы являются основой для формирования антропогенных комплексов. Принадлежность к типу местности в значительной мере определяет морфологию - контур - и внутреннюю структуру города, соотношение и пространственное размещение построек, садов, улиц и дорог.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). Том 1
Силенок М. А. Зонирование города Курска по качеству природной среды
и комфортности проживания населения
Рис. 2. Функциональные зоны города Курска
С учетом проведенного зонирования и сопоставления карт природных ландшафтных комплексов и функциональных зон города Курска, выделены следующие ландшафтно-функциональные зоны (рис. 3):
1) пойменный долинно-речной ландшафтный комплекс с преобладанием рекреационной зоны (парки, пойменные леса) и участками селитебной зоны;
2) надпойменно-террасный комплекс с участками промышленной и селитебной зоны;
3) склоновый комплекс с преимущественно селитебной зоной;
4) водораздельно-плакорный комплекс с преобладанием селитебной зоной (преимущественно многоэтажная застройка).
Наибольшую селитебную нагрузку испытывают территории водораздельно-плакорного и надпойменно-террасного ландшафтных комплексов, где расположились жилые кварталы и промышленные зоны. Именно здесь проживает наибольшая часть населения, преобладает многоэтажная застройка и сосредоточен промышленный потенциал города. Средняя степень воздействия отмечается на склоновом и пойменном комплексах с меньшей плотностью населения, преобладанием частного сектора и небольшим количеством промышленных предприятий.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Рис. 3. Карта ландшафтно-функциональных зон города Курска
Немалую нагрузку на территорию города оказывает транспорт (рис. 4). Курск является важным транспортным узлом юга России. Улично-дорожная сеть города Курска насчитывает 918 улиц, включая проспекты, переулки, проезды, площади и т.д., общей протяженностью 601,5 км, в том числе с твердым покрытием дорог - 501,9км. Густота автомобильных дорог колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.
Дороги, дорожные ландшафты, а также промышленные зоны города являются источником интенсивного загрязнения воздуха, почв, воды. Отрицательное воздействие этих объектов сказывается на значительном удалении от них. Для исследования была выбрана пылевая нагрузка, которая является интегральным показателем, отражающим результат воздействия различных природно-техногенных процессов на природноантропогенные комплексы города.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). Том 1
Силенок М. А. Зонирование города Курска по качеству природной среды
и комфортности проживания населения
Рис. 4. Схема транспорта города Курска
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Рис. 5. Карта летней пылевой нагрузки
Рис. 6. Карта зимней пылевой нагрузки
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). Том 1
Силенок М. А. Зонирование города Курска по качеству природной среды
и комфортности проживания населения
И летом и зимой максимальная запыленность наблюдается на пойменном и надпойменно-террасном комплексах. Таким образом, наиболее запыленной является южная, центральная и восточная части города. В летнее время отмечается возрастание запыленности с превышением ПДК. Это объясняется тем, что летом к промышленной пыли, выбросам автотранспорта и продуктам износа дорожного полотна, добавляется пыль с окрестных сельскохозяйственных угодий, а также городская пыль.
Дорожные ландшафты также являются источниками акустического загрязнения. Кроме того, источниками шума на территории города выступают: авиатранспорт, промышленные предприятия, коммунально-складские объекты, объекты электро- и теплоэнергетики; строительная техника; инженерное оборудование зданий, сооружений, жилых домов; шумы «бытового происхождения» [Бархин 1975; Бочкарёва 1996; Касимов 1995]. Основным источником шума является автомобильный транспорт (60-80% всех шумов, проникающих в места пребывания человека).
Острой для Курска является проблема транзитного транспорта.
Межрегиональная трасса Москва-Симферополь не имеет обхода города и проходит в пределах городских улиц, что ведет к концентрированию транспортных потоков. Кроме этого, в городе необходимо отметить следующие недостатки архитектурнопланировочной организации территории, негативно влияющие на акустический фон городской среды и на комфортность проживания в целом: это сокращение площади зеленых насаждений и несоответствие градостроительного баланса города нормативному.
Акустические поля, создаваемые автотранспортом на прилегающих к магистралям территориях, имеют сложную структуру и интенсивную динамику изменения во времени. Для анализа акустического режима были выбраны улицы Радищева и Парковая. Выбранные для исследования территории располагаются на разных природных комплексах (улица Радищева на водоразделе, улица Парковая в пойме реки), что позволит нам провести сравнительный анализ акустического режима этих территорий. Обе улицы имеют интенсивное транспортное движение. Измерения проводились в одинаковое время (рис. 7, рис. 8).
Анализ натурных измерений уровней шума и их графического отображения позволяет сделать вывод: ландшафтный комплекс, который является основой
исследуемой территории, никак не влияет на её акустический режим. Он зависит лишь от наличия транспортной магистрали на данной территории, интенсивности движения транспорта и архитектурных решений города.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Рис. 7. Карта акустического загрязнения примагистральных территорий автотранспортом по ул. Радищева
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). Том 1
Силенок М. А. Зонирование города Курска по качеству природной среды
и комфортности проживания населения
Рис. 8. Внутриквартальное зонирование территории по степени акустической комфортности (ул. Парковая)
На обоих исследуемых участках наибольшие значения акустического загрязнения зарегистрированы вдоль магистралей. Это так называемые зоны акустического дискомфорта. Уровень шума здесь достигает более 90 дБА. Такой шум негативно влияет на здоровье человека. Шум в пределах 60-80 дБА зарегистрирован в жилых кварталах, расположенных вдоль трасс. Уровень шума со значением в 60 дБА и менее зарегистрирован во дворах закрытого типа. Такая шумовая нагрузка является удовлетворительной и не оказывает негативного влияния на здоровье проживающих здесь горожан.
Оценка комфортности по природно-антропогенным показателям
Ландшафтные комплексы Хі Х2 Хз Х4
Водораздельно-плакорный 1 0 1 0,5
Склоновый 0,5 0 0,5 0,5
Надпойменно-террасный 0,5 0 0 0,5
Пойменный 0 1 0 0,5
Показатели: Хі - возможность развития негативных природных процессов; Х2 - селитебная нагрузка; Х3 - пылевая нагрузка; Х 4 - шумовая нагрузка
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
На территории города Курска выделено четыре типа природных ландшафтных комплексов. В соответствии с факторами формирования ландшафтов города и планировочной структурой выделены 3 типа функциональных и 4 типа ландшафтнофункциональных зон.
Проведение комплексной оценки показало, что благоприятные условия для жизни населения сложились на водораздельно-плакорном, склоновом и пойменном ландшафтных комплексах, менее благоприятные - на надпойменно-террасном комплексе (рис. 9).
Анализ полученных результатов позволил сформулировать ряд мер по снижению значительной степени антропогенной нагрузки на территории города Курска за счет развития системы особо охраняемых территорий и соблюдения водоохранных и лесозащитных зон.
Библиографический список
Бархин М. Г. Архитектура и город. М.: Наука, 1975. 222 с.
Беляев В. А. Ландшафтные методы в изучении систем города // Инженерная география. Экология урбанизированных территорий. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 358 с.
Бирюков Л. Е. Основы планировки и благоустройства населенных мест и промышленных территорий: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. Шк., 1978. 323 с.
Бочкарева Т. В., Калуцков В. Н., Воропаев А. И. Градоэкология и развитие города. Смоленск, 1996. 215 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). Том 1
Силенок М. А. Зонирование города Курска по качеству природной среды
и комфортности проживания населения
Глебова О. В. Становление и развитие учения о городских ландшафтах // Природный комплекс большого города. М.: Наука, 2000. 242 с.
Григорян А. Г. Ландшафт современного города. М.: Стройиздат,1986. 136 с.
Гутнов А. Э. Город как объект системного исследования // Системные исследования. М., 1977. 215 с.
Касимов Н. С. Эколого-геохимическая оценка состояния городов // Экогеохимия городских ландшафтов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 147 с.
Климов А. И. География физическая и градостроительство. Горький, 1967. 36 с.
Котлов Ф. В. Антропогенные геологические процессы и явления на территории города. М.: Наука, 1977. 169 с.
Крашенинников А. В. Жилые кварталы. М.: Высш. шк., 1988. 87 с.
Курбатова А. С., Башкин В. Н., Касимов Н. С. (под ред.) Экология города. М., 2004. 624 с.
Курск. Очерки истории города. Изд. Третье перераб. и дополн. / под ред. Р. В. Воротникова, С. М. Филиппова. Ценрально-Черноземное книжное издательство. Воронеж, 1975. 279 с.
Лопатина Е. Б., Назаревский О. Р. Оценка природных условий жизни населения. М.: Мысль, 1972. 148 с.
Лунц Л. Б. Городское зеленое строительство. М.: Издательство литературы по строительству, 1966. 196 с.
Степанов В. Пешком по городу: путеводитель по историческому центру г.Курска. Курск: ОАО ИПП Курск, 2006. 368 с.
Стерлингов В. Д. Архитектурно-планировочная проблема организации ландшафта крупного города. М., 1962. 150 с.