УДК 339.543.624 Федоров Н.В.
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЕАЭС - ВЬЕТНАМ: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Фактор Вьетнама в политике России в Азиатско-Тихоокеанском регионе», поддержанного РФФИ (грант № 17-07-50013)
В статье анализируются результаты работы зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом, которая официально начала функционировать в октябре 2016 г. Проблема рассматривается в контексте условий этого соглашения о зоне свободной торговли и ключевых тенденций российско-вьетнамских отношений. Подписание соглашения стало возможным во многом благодаря высокому уровню российско-вьетнамских политических отношений и курсу Вьетнама на многостороннюю внешнюю политику. Соглашение играет важную политическую роль в российско-вьетнамских отношениях и способствовало росту торгового оборота между Вьетнамом и государствами-участниками ЕАЭС, но не смогло изменить некоторых проблем для России в торговле с Вьетнамом (например, отрицательное сальдо для России в торговом обороте с Вьетнамом и сокращение доли промышленной продукции в российском экспорте).
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, евразийская интеграция, зона свободной торговли, Вьетнам, российско-вьетнамские отношения.
N.V. Fedorov
THE FREE TRADE ZONE OF THE EAEU-VIETNAM: RESULTS OF THE FIRST YEAR OF WORK
The article analyzes results of work of the free trade zone between the Eurasian Economic Union and Vietnam, which began to formally functionin October 2016. The problem is considered in the context of conditions of this free trade agreement and key trends of Russian-Vietnamese relations. The signing of the agreement became possible mostly because of high level of Russian-Vietnamese political relations and the course of Vietnam for multilateral foreign policy. The agreement plays important political role in Russian-Vietnamese relations and helped to raise the trade turnover between Vietnam and the EAEU member-states, but it couldn't change some problems for Russia in trade with Vietnam (for instance, negative balance for Russia in the trade turnover with Vietnam and decrease of share of industrial goods in Russian export to Vietnam).
Key words: Eurasian Economic Union, Eurasian integration, free trade zone, Vietnam, Russian-Vietnamese relations.
С
оздание зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ) стало знаковым событием как для процессов евразийской интеграции, так и для российско-вьетнамских отношений. Соглашение о зоне свободной торговли вызвало повышенный интерес у исследователей. Еще до подписания этого соглашения, которое произошло 29 мая 2015 г., российские и вьетнамские исследователи анализировали возможные последствия подписания данного соглашения для российско-вьетнамской торговли [Изотов 2013; Локшин 2014; Мосяков 2014; Фам Нгуен Минь 2015]. После подписания документа в Институте Дальнего Востока РАН был организован круглый стол, на котором произошел обмен мнениями между ведущими экспертами [Мазырин 2015]. А.П. Цветов (Российский совет по международным делам) подробно рассмотрел условия и особенности соглашения о зоне свободной торговли [Цветов]. В.М. Мазырин (Институт Дальнего Востока РАН) исследовал соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и СРВ в контексте политики Вьетнама в сфере создания зон свободной торговли [Мазырин 2016]. Ключевые особенности соглашения были отмечены также в статье Фам Чан Хай Нга (МГИМО) [Фам Чан Хай Нга 2016]. Некоторые авторы в своих работах рассматривали влияние соглашения на российско-вьетнамскую торговлю, однако последние тенденции в эволюции взаимодействия между Вьетнамом и странами ЕАЭС, которые произошли в 2017 г., не были ими исследованы [Воловик 2016]. Западные эксперты также затрагивали в своих исследованиях проблему соглашения о зоне свободной торговли, но указывали на его преимущественно политическое значение [Roberts&Moshes 2016]. Соглашение о ЗСТ официально вступило в силу 5 октября 2016 г. и год спустя представляется актуальным подвести предварительные итоги, связанные с реализацией этого договора.
Целью данной статьи является определение результатов функционирования соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и СРВ в контексте анализа особенностей этого документа.
Значение и актуальность этой темы обусловлены тем, что соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом является первым договором подобного рода, подписанным Евразийским экономическим союзом. ЕАЭС стремится к развитию сотрудничества с различными государствами и региональными объединениями. При этом формат зоны свободной торговли представляется, по мнению ряда российских исследователей, одной из оптимальных форм взаимодействия для ЕАЭС [Васильева, Лагутина 2016: 30; Косов, Фролов 2015: 64]. Вьетнам является одной из самых динамично развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона, а важность сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве и в АТР неоднократно отмечалась как в официальных заявлениях, так и в оценках экспертов. Президент России В.В. Путин в своем выступлении на саммите АТЭС в 2014 г. говорил, что одна из стратегических целей Евразийского экономического союза - «более активно подключаться к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [Деловой саммит форума АТЭС]. По словам первого
заместителя министра экономического развития России А.Е. Лихачева, «у Вьетнама появляется уникальная возможность стать торгово-инвестиционным мостом между двумя крупнейшими региональными объединениями - ЕАЭС и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии» [Лихачев: Вьетнам может стать торгово-инвестиционным мостом между ЕАЭС и АСЕАН].Участники круглого стола в Институте Дальнего Востока указывали, что зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом является возможностью для России «институционально "сомкнуть" азиатско-тихоокеанское и евразийское направление своей внешней политики» [Мазырин 2015: 78]. Евразийские идеи в России, как отмечал исследователь Парадорн Рангсимапорн (Оксфордский университет), были тесно связаны с представлением о необходимости расширения взаимодействия со странами АТР [Rangsimaporn 2006: 385].
Переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС велись и ведутся со многими государствами, но только с Вьетнамом они оказались успешными. Секрет этого достижения во многом кроется как в особенностях российско-вьетнамских отношений, так и во внешнеполитическом курсе Вьетнама. Российско-вьетнамские отношения отличаются отсутствием противоречий, высоким уровнем политических контактов, но относительно низким уровнем экономического сотрудничества. Во многом они развиваются на основе взаимодействия между Советским Союзом и Вьетнамом в годы холодной войны. После объединения Вьетнама в 1975 г. СССР превратился в ключевого партнера и союзника Ханоя. Распад Советского Союза в 1991 г. вызвал сокращение сотрудничества во многих сферах. Вместе с тем Российская Федерация и Вьетнам сохранили основу для взаимодействия и с начала 2000-х гг. можно было говорить о постепенном укреплении отношений. Вьетнам с начала 90-х гг. взял курс на многостороннюю внешнюю политику, расширял экономическое взаимодействие с широким кругом стран и развивал экспортно-ориентированные отрасли своей экономики. Россия, хотя уже не была военно-политическим союзником СРВ, каким был СССР, оставалась для ханоя одним из центров мировой политики и государством, с которым у Вьетнама сложились прочные и конструктивные отношения. В 2001 г. была принята декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом, а в 2012 г. уровень отношений был повышен до «всеобъемлющего стратегического партнерства». Вьетнам остается единственной страной Юго-Восточной Азии, обладающей подобным статусом в отношениях с Москвой. Наиболее интенсивное развитие получило сотрудничество в сфере энергетики (включая совместные проекты по добыче нефти и газа на шельфе Южно-Китайского моря) и в военно-технической области.
В то же время торговый оборот между Россией и Вьетнамом оставался относительно невелик (с точки зрения его доли и в российской, и во вьетнамской внешней торговле), несмотря на его рост с начала 2000-х гг. Если в 2000 г. торговый оборот между Россией и Вьетнамом составлял около 420 млн долл., то в 2014 г. он вырос до 3,7 млрд долл. Однако, для сравнения, в том же 2014 г. торговый оборот Вьетнама с его крупнейшими торговыми партнерами - КНР, США,
Республикой Корея и Японией, составлял, соответственно, 58,5 млрд, 34,9 млрд, 28,9 млрд, 27,6 млрд долл. [Вьетнам: Внешняя торговля и инвестиции]. В 2015 г. объем российско-вьетнамской торговли составил 3,9 млрд. долл. [В 2015 году оборот российско-вьетнамской торговли составил 3,9 млрд долларов], а в 2016 г. - 3,8 млрд [Торговля между Россией и Вьетнамом в 2016 г.]. При этом на долю России накануне подписания соглашения о зоне свободной торговли приходилось более 90% торгового оборота стран ЕАЭС и Вьетнама [Мазырин 2015: 71]. Наметились тенденции к уменьшению доли высокотехнологической продукции в российском экспорте во Вьетнам и ее увеличению - в импорте из СРВ [Воловик 2016: 21-22]. Среди других проблем российско-вьетнамской торговли отмечалось общее сокращение экспорта товаров из России, и, соответственно, образование отрицательного сальдо с ее стороны [Мазырин 2014: 108]. По мнению В.М. Мазырина, причины этого заключались отчасти в том, что Россия встречала во Вьетнаме сильную конкуренцию со стороны ряда государств, которые заключили с СРВ соглашения о свободной торговле и получили тем самым более выгодные условия для доступа на вьетнамский рынок. Выходом из сложившейся ситуации исследователь видел образование зоны свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным Союзом (переговоры о создании которой уже велись) [Мазырин 2014: 109]. О необходимости формирования зоны свободной торговли говорили и другие исследователи, как из России [Изотов 2013: 110; Локшин 2014: 63; Мосяков 2014: 43-44], так и из Вьетнама [Фам Нгуен Минь 2014: 48].
У Вьетнама, в свою очередь, сложился немалый опыт в формировании зон свободной торговли с различными государствами и интеграционными объединениями (в настоящее время у СРВ заключено 15 соглашений подобного рода) [Мазырин 2016: 76]. Также создание зоны свободной торговли с ЕАЭС укладывалось в рамки курса Вьетнама на диверсификацию его внешних политических и экономических отношений [Мазырин 2015: 79]. Стремление Ханоя к проведению самостоятельной внешней политики стало еще одним фактором успеха в подготовке соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС. В условиях ужесточения политики Запада по отношению к России после начала украинского кризиса Вьетнам продолжил курс на развитие связей с Евразийским экономическим союзом. Таким образом, ханой не стал следовать в фарватере западной политики, тогда как, к примеру, Новая Зеландия сразу же прервала переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС после обострения ситуации на Украине [Цветов]. С точки зрения В.М. Мазырина, большую роль сыграла и система устойчивых связей между Россией и Вьетнамом: «Вьетнам - наш давний и проверенный партнер с относительно отлаженными механизмами взаимодействия, прежде всего в политической сфере» [Мазырин 2016: 72]. Все указанные выше причины предопределили интерес к заключению соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом и, в конечном итоге, обусловили подписание этого документа.
Первые идеи о подключении Вьетнама к процессам евразийской интеграции были высказаны еще в 2009 г.[Цветов] Вначале речь шла о сотрудничестве Вьетнама с Таможенным Союзом. В 2010-2012 гг. проводилось исследование
целесообразности создания зоны свободной торговли. В 2013-2014 гг. проходили официальные переговоры. 15 декабря 2014 г. была принята декларация о завершении переговоров по соглашению о свободной торговле между Вьетнамом и Таможенным Союзом. «Правопреемником» Таможенного Союза стал Евразийский экономический союз, который стал официально функционировать с начала 2015 г. 29 мая 2015 г. состоялось подписание соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и СРВ.
Отмечалось, что соглашение во многом носило компромиссный характер. Отмена таможенных тарифов должна была происходить постепенно, многие уязвимые товарные позиции были защищены, действовала система квот [Цветов]. В докладе, подготовленном Евразийской экономической комиссией, указывалось, что «либерализация торговли с Вьетнамом, по оценкам совместной исследовательской группы, не влечет за собой значимых рисков для экономик стран ЕАЭС» [Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле].
По оценкам экспертов, торговый оборот между Россией и Вьетнамом благодаря соглашению о зоне свободной торговли может возрасти до 8-10 млрд долл. к 2020 г. [Мазырин 2015: 77]. В более оптимистических прогнозах называлась даже цифра в 15-20 млрд [Товарооборот между Вьетнамом и Россией в январе-июле вырос на 28%]. В то же время, по мнению В.М. Мазырина, зона свободной торговли есть «знаковое событие, однако на данном этапе больше политическое, чем экономическое» и реальных результатов следует ждать лишь через 10-15 лет [Мазырин 2015: 81]. Участники круглого стола в Институте Дальнего Востока отмечали: «Соглашение весомо как первый преференциальный торговый договор, заключенный ЕАЭС с внешним игроком. Оно легитимизирует развитие ЕАЭС в качестве единого и самостоятельного субъекта мировой политики и экономики. Это, в свою очередь, вносит существенный вклад в копилку политических активов ЕАЭС, усиливая не только его привлекательность как перспективного партнера для других стран, но и чувство сплоченности среди участников евразийской интеграции в целом» [Мазырин 2015: 78]. Также зона свободной торговли между ЕЭАС и СРВ предоставляет возможности для выработки наиболее оптимальных и эффективных механизмов взаимодействия в подобном формате для Евразийского экономического союза [Цветов].
5 октября 2016 г. соглашение после его ратификации всеми сторонами официально вступило в силу.
Если же говорить о результатах соглашения, то, с одной стороны, зона свободной торговли стала важной частью повестки дня в отношениях между Вьетнамом и странами ЕАЭС, как в рамках встреч на высшем уровне (как, например, во время визита президента Вьетнама в Россию в июне 2017 г.), так и в ходе деятельности межправительственных комиссий и рабочих групп. В рамках развития зоны свободной торговли проводятся разнообразные выставки и мероприятия, направленные на стимулирование торгово-экономического сотрудничества - например, круглый стол «Зона свободной торговли ЕАЭС: Новые возможности для предпринимателей России и Вьетнама» (организован Торгово-
промышленной палатой Российской Федерации в июне 2017 г.) [Зона свободной торговли ЕАЭС]. Также вопросам развития зоны свободной торговли уделялось внимание на таких мероприятиях, как Российско-вьетнамский экономический форум (июнь 2017 г., Москва) [Алексей Груздев] и «Евразийская неделя» (август 2017 г., Астана) [Российский экспортный центр на «ЭКСПО 2017»]. В продвижении возможностей зоны свободной торговли между ЕАЭС и СРВ принимают участие торговое представительство России и отделение Российского экспортного центра во Вьетнаме.
Соглашение о зоне свободной торговли положило начало реализации новых совместных проектов. Например, еще 21 марта 2016 г. был подписан протокол о сборке автомобилей на территории Вьетнама. Это стало, по словам министра промышленности и торговли России Д.В. Мантурова, «первым проектом двустороннего сотрудничества, заключенным в развитие соглашения о зоне свободной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза и Вьетнамом» [Россия и Вьетнам подписали протокол по производству автомобилей].
Что касается роста торгового оборота, то, по данным Евразийской экономической комиссии, с октября 2016 г. по июнь 2017 г. торговый оборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом вырос на 11,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2015-2016 гг. При этом Казахстан увеличил торговый оборот с Вьетнамом более чем в два раза, Беларусь - на 23,3 %, Россия - на 5,5% [На 11,8% вырос товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом].
Следует отметить, что объемы торговли России с Вьетнамом имеют тенденции к расширению. Так, в 1-м квартале 2017 г. российско-вьетнамский торговый оборот увеличился на 23,7 % и составил около 985 млн долл. по сравнению с соответствующим периодом 2016 г. При этом экспорт России увеличился на 16,42 %, а ее импорт из Вьетнама - на 27,46 %. [Внешняя торговля России с Вьетнамом в 1 кв. 2017 г.]. Во 2-м квартале 2017 г. российско-вьетнамский торговый оборот вырос на 32,98% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом (в том числе экспорт России - на 13,51 %, а импорт - на 40,82%) [Внешняя торговля России с Вьетнамом во 2 кв. 2017 г.].
По информации Федеральной таможенной службы России, торговый оборот между Россией и Вьетнамом в январе-сентябре 2017 г. составил 2 811,2 млн долл. (российский экспорт - 705,8, импорт - 2 105,4). При этом за период с января по сентябрь 2016 г. российский экспорт составил 704,5 млн, импорт -1 633,3 млн [Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран].
По данным торгового представителя России в СРВ, с начала 2017 г. вырос экспорт во Вьетнам российского зерна, продовольственных товаров, целлюлозно-бумажной и химической продукции, угля и стали. Вьетнам увеличил экспорт в Россию всех ключевых позиций своих товаров, в том числе - электронной продукции, одежды, обуви, сельскохозяйственных товаров [Торгпредство России во Вьетнаме].
Таким образом, с одной стороны, наблюдается рост торгового оборота (в том числе у Беларуси и Казахстана). С другой стороны, сохраняется ряд проблем в торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Вьетнамом. Прежде всего, это ведение Россией торговли с Вьетнамом с дефицитом с ее стороны (при этом импорт из СРВ растет более высокими темпами, чем экспорт из России). С этим моментом часто связывали риски, которые могли быть следствием соглашения о зоне свободной торговли и которые заключались в опасении наплыва вьетнамских товаров на рынки ЕАЭС [Изотов 2013: 115; Мазырин 2015: 77]. Кроме того, экспорт из России и других стран ЕАЭС все в большей степени состоит из сельхозпродукции, сырья и полуфабрикатов, тогда как из Вьетнама импортируются промышленные товары, в том числе и электроника. Еще в 2013 г. исследователь Д.А. Изотов (Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН) предсказывал, что если при установлении зоны свободной торговли товарная номенклатура экспорта из России останется без изменений, то будет наблюдаться рост отрицательного сальдо торгового баланса не в пользу России [Изотов 2013: 114].
Подобные проблемы является, зачастую, следствием недостаточно эффективной работы по использованию возможностей зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. К примеру, на заседании круглого стола «Зона свободной торговли ЕАЭС: Новые возможности для предпринимателей России и Вьетнама» было подчеркнуто, что важной составляющей процесса развития зоны свободной торговли «является юридическое и информационное сопровождение, которое на данный момент не выглядит оптимальным, адекватным поставленным задачам». Участники круглого стола обратились к представителям российских и вьетнамских властей, деловых кругов и СМИ с просьбой содействовать реализации потенциала зоны свободной торговли между ЕЭАС и Вьетнамом [Зона свободной торговли ЕАЭС]. Недостаток информации о рынках России и Вьетнама как проблему торговых отношений отмечал и российский исследователь В.Н. Колотов (Санкт-Петербургский государственный университет) [Азиатский рынок]. Таким образом, вопрос информационного обеспечения российско-вьетнамской торговли остается столь же актуальным, как и до заключения соглашения о свободной торговле [Фам Нгуен Минь 2014: 49].
Зона свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом продемонстрировала первые результаты. В то же время на данный момент она неспособна разрешить ряд проблем в торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. Решение этих вопросов - в переменах в самой российской экономике, укреплении механизмов российской политики в странах АТР, расширении возможностей по поддержке экспорта из России и других стран ЕАЭС во Вьетнам. Однако можно предполагать, что сохраняющееся внимание к зоне свободной торговли сможет стимулировать активность государственных структур и деловых кругов по развитию отношений между странами ЕАЭС и Вьетнамом.
Литература
Азиатский рынок: Россия наступает на хвост Китаю [Электронный ресурс] // Новая эпоха: сайт. - URL: http://yenicag.ru/aziatskij-rynok-rossiya-nastupaet-na-hvost-kitayu/ (дата обращения 14.09.2017).
Алексей Груздев: Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом создает новые условия для расширения российско-вьетнамского сотрудничества [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации. Министерство экономического развития Российской Федерации: сайт. - URL: http://www.ved.gov. ru/news/23050.html (дата обращения 01.09.2017).
В 2015 году оборот российско-вьетнамской торговли составил 3,9 млрд долларов [Электронный ресурс] // EastRussia. Информационно-аналитическое агентство «Восток России»: сайт. - URL: https://www.eastrussia.ru/news/v-2015-godu-oborot-rossiysko-vetnamskoy-torgovli-sostavil-3-9-mlrd-dollarov/ (дата обращения 19.09.2017).
Васильева Н.А., ЛагутинаМ.Л. Евразийский экономический союз в условиях трансформации системы международной торговли // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 1. - С. 29-31.
Внешняя торговля России с Вьетнамом в 1 кв. 2017 г. [Электронный ресурс] // Внешняя торговля России: сайт. - URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-05/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-vetnamom-v-1-kv-2017-g/ (дата обращения 02.10.2017).
Внешняя торговля России с Вьетнамом во 2 кв. 2017 г. [Электронный ресурс] // Внешняя торговля России: сайт. - URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-08/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-vetnamom-vo-2-kv-2017-g/ (дата обращения 02.10.2017).
Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран за январь - сентябрь 2017 года [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: сайт. - URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_con tent&view=article&id=25865&Itemid=1977 (дата обращения 03.10.2017).
Воловик Н. Начало функционирования зоны свободной торговли Евразийского экономического союза и Социалистической Республики Вьетнам // Экономическое развитие России. - 2016. - № 10. - С. 20-24.
Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: сайт. - URL: http:// www.eurasiancommissionorg/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/Forms/AllItems. aspx (дата обращения 10.04.2017).
Вьетнам. Внешняя торговля и инвестиции [Электронный ресурс] // Российско-азиатский бизнес-союз: сайт. - URL: http://rvbu.ru/stati/397-vneshnyaya-torgovlya-i-investicii.html (дата обращения 11.06.2017).
Деловой саммит форума АТЭС [Электронный ресурс] // Президент России: сайт. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46988 (дата обращения 21.05.2017).
Менеджмент: научный анализ
Зона свободной торговли ЕАЭС: Новые возможности для предпринимателей России и Вьетнама [Электронный ресурс] // Информационное агентство REX: сайт. - URL: http://www.iarex.ru/news/54162.html (дата обращения 29.09.2017).
Изотов Д.А. Либерализация российско-вьетнамской торговли: плюсы и минусы для экономики России // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 6. - С. 108-115.
Косое Ю.В., Фролов В.Е. О перспективах расширения Евразийского экономического союза // Управленческое консультирование. - 2015. - № 11. - С. 59-65.
Лихачев: Вьетнам может стать торгово-инвестиционным мостом между ЕАЭС и АСЕАН [Электронный ресурс] // Евразийский коммуникационный центр: сайт. - URL: http://eurasiancenter.ru/news/20151126/1004300832.html (дата обращения 11.05.2017).
Локшин Г.М. Политическое сотрудничество России и Вьетнама // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2014. - № 25. - C. 55-63.
Мазырин В. Вьетнам: Зоны свободной торговли // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - № 3. - С. 72-82.
Мазырин В. Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - № 5. - С. 71-82.
Мазырин В.М. Экономические отношения России и Вьетнама в первой половине 2010-х гг.: ведущие тенденции // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2014.- № 24. - С. 105-128.
Мосяков Д.В. Перспективы российско-вьетнамского экономического сотрудничества // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2014.-№ 25. - С. 41-44.
На 11,8% вырос товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом с момента вступления в силу Соглашения о ЗСТ [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: сайт. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/25-09-2017.aspx (дата обращения 02.10.2017).
Российский экспортный центр на «ЭКСПО 2017» [Электронный ресурс] // Российский экспортный центр: сайт. - URL: https://www.exportcenter.ru/news/ rossiyskiy-eksportnyy-tsentr-na-ekspo-2017/ (дата обращения 21.09.2017).
Россия и Вьетнам подписали протокол по производству автомобилей [Электронный ресурс] // Евразийский коммуникационный центр: сайт. - URL: http:// eurasiancenter.ru/news/20160321/1004342984.html (дата обращения 05.06.2017).
Товарооборот между Вьетнамом и Россией в январе-июле вырос на 28% [Электронный ресурс] // Евразийский коммуникационный центр: сайт. - URL: http:// eurasiancenter.ru/news/20160907/1004395547.html (дата обращения 12.08.2017).
Торговля между Россией и Вьетнамом в 2016 г. [Электронный ресурс] // Внешняя торговля России: сайт. - URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-vetnamom-v-2016-g/ (дата обращения 08.09.2017).
Торгпредство России во Вьетнаме. Пост в Фейсбук. 30.08.2017. - URL: https://www.facebook.com/rustrademissionVN (дата обращения 02.10.2017).
Фам Нгуен Минь. Оценка состояния и путей развития торговли между СРВ и РФ // Вьетнамские исследования. - 2015. - № 5. - С. 44-54.
Фам Чан Хай Нга. Особенности соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом // Горизонты экономики. - 2016. - № 6. - С. 92-95.
Цветов А. Шесть вопросов о ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам: сайт. - URL: http://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/shest-voprosov-o-zst-eaes-vetnam/ (дата обращения 12.09.2017).
Rangsimaporn, P. Interpretation of Eurasianism: Justifying Russia's Role in East Asia // Europe-Asia Studies. - 2006. Vol. 58, № 3. - P. 371-389.
Roberts, S.P.; Moshes, A. The Eurasian Economic Union: a case of reproductive integration? // Post-Soviet Affairs. -2016. Vol. 32, № 6. - P. 1-24.