ЗНАНИЕВЫЕ РАБОТНИКИ ДЛЯ SMART-ГОРОДА
УДК 331:004.3
Наталья Владимировна Тихомирова,
д.э.н., профессор, ректор МЭСИ, зав. кафедрой «Управление интеллектуальными ресурсами» Тел. +7 (495)442 77 77 Эл. почта: [email protected]
Современные тенденции информационного общества и будущие витки его развития сделают возможными появление «умных», или Smart-городов. Существующие в Smart-обществе, населенные Smart-людь-ми, они являются уже не футуристической фантазией, а основным перспективным трендом развития.
Ключевые слова: знаниевые работники, Интернет-технологии, информационное общество, «Умный» город, цифровые тренды, электронные технологии.
Natalia V. Tihomirova
Doctor of Economics, professor, rector of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Head of Department "Managing of intellectual resources" Те1. +7 (495)442 77 77 E-mail: [email protected]
KNOWLEDGE WORKER FOR SMART CITIES
Current trends of the information society and future turns of its development enable emergence of Smart Cities. Being presented in a Smart Society and inhabited by Smart people, they are no longer a futuristic fantasy but occur to be the main trend of promising growth.
Keywords: knowledge worker,Internet technology,smart society,Smart City,digital trends,electronic technologies.
Будущее сегодня в большей мере, чем от чего-либо другого, зависит от развития каналов коммуникации и средств передачи и обмена информацией. Прорыв в средствах коммуникации и Интернет-технологий обеспечил прогресс, который невозможно было предвидеть всего 8-10 лет назад. Мы звоним через Интернет, совершаем покупки и оплачиваем банковские счета в Сети, заказываем билеты и лекарства, смотрим фильмы и слушаем музыку. Все это отражает возросшую динамику жизни общества, и, конечно, касается и высшего образования, и самого процесса познания: сегодня один поисковый запрос в сети заменяет несколько дней в библиотеке. Можно без преувеличения говорить, что в наш электронный век информация — это все, это главное богатство, и оно будет определять также и развитие городов.
В отношении информации можно обратить внимание на два важных момента. Во-первых, — на темпы роста ее объемов. Согласно результатам последних исследований, в 2010 году в мире было сгенерировано 4 эксгабайта информации — а это больше, чем за последние 5 тысяч лет.
Второе. Информация стала полностью открытой. Сегодня нет ничего такого, что нельзя было бы узнать в Яндекс или Google, более и менее важные события становятся известны жителям всего мира в считанные минуты, причем каждое из них можно рассмотреть с нескольких точек зрения - в новостных обзорах и на форумах.
Сегодня Интернет в полной мере присутствует во всех сферах общественной и деловой жизни. Причем Россия тут развивается ускоренными, «догоняющими» темпами: так, индекс проникновения Интернета в среднем по разным социальным группам в России составил в 2011 году около 48 процентов и продолжает расти, особенно в среде молодежи возрастом 18-24 лет. Сегодня к интернету подключено 10 млрд устройств. Cisco Internet Business Solutions Group (IBSG) прогнозирует, что к 2020 году их число достигнет 50 млрд, то есть по шесть на каждого жителя планеты.
Среди основных цифровых трендов выделяются сегодня наиболее перспективные. Во-первых, это то, что можно условно назвать «Круг близких» - в будущем году следует ожидать усовершенствования технологий фильтрации в социальных сетях. Это персонифицированные новости, или социально-сетевое чтение - новый стандарт в сфере потребления онлайнового контента. В сфере финансовых инноваций будут расти и развиваться мобильные транзакции во всевозможных формах. Это также даст толчок развитию инноваций в сфере информационной безопасности и защиты данных.
Второй важный тренд будет касаться такого круга связей, как «дом, тело, сеть» - все шире будут внедряться различные компактные и доступные устройства, позволяющие отслеживать состояние своего тела и автоматически приспосабливаться к окружающей среде. Вместе с этим будет устойчиво расти и такой тренд, как повсеместный доступ к данным с множества устройств, благодаря развитию облачных технологий.
Будет все шире развиваться такая сфера, как контроль над данными - мы сможем вычислять показатели любой своей деятельности в цифровом мире. Уже сейчас на рынке появляется все большее количество сервисов, специализирующихся на разных ее видах - они занимаются всем: от отслеживания нашей веб-истории до контроля над тем, сколько топлива потребляет наш автомобиль на каждом сантиметре пути.
В кризисе информационного общества, которое трансформируется в то, что сегодня принято обозначать термином Smart Society - Smart-общество, рождается город будущего, «умный город». Среди основных моментов, которые будут характерны для Smart-города, во-первых, экономика, основанная на высоких и притом энергосберегающих технологиях, и так называемая «зеленая» инфраструктура. Это город, в котором большинство строений или, по крайней мере, значительную часть застройки представляют собой «умные» дома. Без сомнения, это будет «город Сети» или «город-сеть», в котором Интернет играет главную и основную роль - не только в личных и деловых, но и в повседневных, бытовых коммуникациях жителей как друг с другом, так и с городскими структурами.
В таком «городе-сети» пользователи будут генерировать услуги и контент, а
№2, 2012
82
вертикальные связи уступят место горизонтальным - благодаря развитым схемам государственно-частного партнерства. Открытые данные и открытый доступ к информационным ресурсам обеспечат практически полную прозрачность - и, следовательно, подконтрольность гражданам. В Smart-городе одну из главных ценностей будет представлять социальный капитал. Так, членство горожан в ассоциациях и клубах по интересам (например, профсоюзах), благотворительность, волонтерство, развитость некоммерческих организаций будут напрямую влиять на процветание городской экономики. За счет широкого использования новых технологий, мобильности экономики и самих жителей в таком Smart-городе приобретается принципиально более высокое качество жизни, чем в ныне существующих городах: формируется богатая цифровая культура общения и обучения, открывается повсеместная доступность новых знаний и информационных решений, тяжелый труд превращается в «умный». Приоритетными ценностями становятся человеческие достоинства, основанные на гибкости и оригинальности. Важнейшим вопросом становится подготовка кадров, обладающих творческим, креативным потенциалом, умеющих работать и думать в новых условиях. Так, умение быстро и эффективно находить и использовать информацию является обязательным для человека с информационной культурой. Специалист, не обладающий практическими навыками работы в соцсетях, с электронными источниками, не умеющий составлять личные базы знаний, будет неэффективен, а следовательно, не востребован. Подготовить кадры, обладающие навыками работы в Smart-обществе, является главной задачей Smart-образования.
Впервые о нем серьезно заговорили в 2009 году, во многом в связи с Digital Divide Two, или вторым цифровым разрывом. Первый цифровой разрыв позволял оценить положение стран, народов, континентов по части насыщения электронными технологиями, в основном это были количественные оценки. Была отмечена следующая зависимость: страны, обладающие большим количеством технологий, благодаря им развиваются еще активнее. Во втором цифровом разрыве использование информационно-коммуникационных технологий начало эффективно коррелировать с новой мотивацией к получе-
нию знаний, а они в свою очередь становятся доступными все большему количеству людей. Примером тому являются блоги, открытые образовательные ресурсы.
Активное использование новых знаний, размещаемых в открытых образовательных ресурсах, - принципиальная позиция второго цифрового разрыва. Именно она стала основой формирования философии Smart education, которое можно определить как гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Smart education подразумевает объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий.
Smart-общество ставит перед университетами новую глобальную задачу: подготовку кадров, обладающих креативным потенциалом, умеющих думать и работать в новом мире. Для этого их надо учить новым практическим навыкам: коммуницировать в соцсетях, отбирать полезную информацию, работать с электронными источниками, составлять личные базы знаний. При этом крайне необходимо совершенствовать и технологическую среду университетов.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) - вуз, строящий на базе классического учебного заведения Smart-университет. 20 лет назад вуз внедрил новейшую образовательную технологию - e-learning, которая, с одной стороны, выступает как ведущий ресурс, основа, система управления университетом, с другой стороны - как возможность создания наиболее комфортных условий для реализации способностей студента и преподавателя, индивидуализации процесса обучения, повышения качества учебного процесса за счет использования качественно обновленных учебных материалов.
Едиными технологиями, единым учебно-методическим обеспечением студентов охвачены все структурные подразделения МЭСИ, расположенные в городах не только России, но и Казахстана, Армении, Белоруссии, Латвии. Коммуникативно-интегрированная система управления и организации учебного процесса включает в себя электронную среду обучения «Виртуальный
кампус», информационные центры дисциплин, систему управления финансами, систему показателей качества, систему управления академическими знаниями.
Всю систему непрерывного образования МЭСИ охватывают единые электронные технологии обучения и единая педагогика. В университете успешно реализован проект «Виртуальный кампус», 100% обучающихся имеют возможность взаимодействовать с МЭСИ через Интернет, рабочие места преподавателей и студентов оснащены оборудованием для использования современных образовательных технологий. Электронные технологии в МЭСИ используются на всех формах обучения, осуществлен переход на Web 2.0.
Студенты МЭСИ не только используют реальное программное обеспечение, но и учатся учиться с помощью информационных технологий. Им в любое время доступна учебная информация: персональная страница на портале, учебные планы, график учебного процесса, сведения о преподавателях, кафедрах, институтах. Студенты получают расписание на свои мобильные телефоны и карманные компьютеры, могут подписаться на новости и учебные объявления. Во всех профессионально значимых учебных дисциплинах помимо теории они осваивают прикладные программы и умеют использовать их в предметной области.
МЭСИ - распределенный электронный университет, в котором внедрена Единая информационная образовательная среда, функционирующая 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году. ЕИС позволяет развивать индустриальные подходы в обучении и внедрять унифицированные и стандартизированные учебные процедуры, обеспечивая при этом гибкость и персонификацию обучения.
МЭСИ использует свой потенциал в процессах информатизации. Так, университет разработал комплексную систему информатизации основных направлений деятельности администраций малых городов РФ, а также Глобальную электронную среду обучения для масштабного, эффективного обучения и переподготовки для всех уровней образования и слоев населения. Развивая данные направления, МЭСИ активно и плодотворно сотрудничает с администрацией Ульяновской, Ярос-лавкой, Тульской областей, Министерством обороны РФ, Министерством
Экономика, Статистика и Информатика
№2, 2012
83
чрезвычайных ситуаций, торгово-промышленными палатами городов. Созданные на основе единой информационной сети МЭСИ совместные межвузовские научно-образовательные центры позволят доставить образовательные программы вузов непосредственно по месту жительства обучаемых.
Ярославский филиал МЭСИ реализует проект, который может способствовать развитию Smart-city. В частности, сформированы библиотека документов, полезных сайтов, научных статей и фотогалерея по данной тематике. Среди прогнозируемых результатов проекта - разработка предложений и рекомендаций для органов законодательной и исполнительной власти региона в развитии города в соответствии с идеологией Smart-city, а также создание репо-зитория знаний в этой области и организация совместной распределенной научной работы.
На сегодняшний день необходима специальная подготовка человека в жизни в информационном обществе, где информация и знания - главная преобразующая сила, а информационные ресурсы - стратегические ресурсы общества. Глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий являются сегодня основой новой экономики, а непрерывное образование и способность к переквалификации -неотъемлемой частью сохранения со-
циального статуса личности. Судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию. В связи с этим необходима новая стратегия развития образования, которая позволит перейти от обучения 1Т к обучению с помощью 1Т. Этой моделью выступает Smart-образование.
Его развитие позволит каждому развивать и реализовывать свой творческий, научный и профессиональный потенциал, что в конечном итоге приведет к появлению кадров, готовых использовать преимущества Smart-обще-ства и работать с целью повышения интеллектуального потенциала не только отдельного города, но и всей страны. Таким образом, Smart-университе-ты, выступающие как центры научного и инновационного развития каждого региона и стимулирующие интерес к интенсивному развитию всех отраслей экономики России, являются основой Smart-городов, которые в конечном итоге создадут Smart-Россию.
Литература
1. Корню Б. Новые задачи образования в обществе знания // Дистанционное и виртуальное обучение. Москва 2007. - № 6 июнь.
2. Тихомирова Н.В. Информационные технологии: ключ к инновационному развитию малых городов. //
Innovation Development Outsourcing. -М.: Изд-во: IDO press, №1 (4), 2011. -С.50-52.
3. Стратегия ЕС «Европа 2020»: Smart, Sustainable & Inclusive Growth. (стратегия утверждена Европейским Советом 17 июня 2010 г.) - http:// ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm
4. Форум «Технологический Форсайт» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сентябрь 2010. Тема: Smart ИКТ и «зелёный рост» - http://www.oecd.org/site/ 0,3407,en_21571361_45683854_1_1_1_1_1,00html
References
1. Kornyu B. The new root of the problem of education in the knowledge society // Distance and virtual learning. Moscow 2007. - № 6 June.
2. Tihomirova N.V Information technology: the key to the innovative development of small towns. // Innovation Development Outsourcing. - M.: Publishing house: IDO press, № 1 (4), 2011. - P.50-52.
3. The EU strategy "Europe 2020»: Smart, Sustainable & Inclusive Growth. (the strategy adopted by the European Council June 17, 2010) - http:// ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm
4. Forum "Technology Foresight" Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). September 2010. Subject: Smart ICT and «green growth» -http://www.oecd.org/site/ 0,3407,en_21571361_45683854_1_1_1_1_1,00.html
№2, 2012