А.А.ЛЕБЕДЕНКО,
кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КММЦР, Москва
ЗНАМЯ МИРА: К ПРОБЛЕМЕ ИСТОКОВ И СМЫСЛА ЗНАКА ТРИЕДИНСТВА
Символ Матери Мира, дающей всему дыханию Космоса форму и назначение, претворяющей ядро в неисчислимые проявления, увенчал нашу Землю красотою.
Учение Живой Этики.
Беспредельность
Владычица Знамени Мира! К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья Высших Сокровищ?
Н.К.Рерих
Главная цель нашего исследования состоит в том, чтобы показать взаимосвязь Знака Триединства и Великой Матери — Создательницы всего сущего, проявленного и непроявленного.
Идея Знамени Мира родилась в пространстве России и принадлежит выдающемуся отечественному мыслителю, художнику, ученому и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху, автору международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Этот договор, вошедший в историю как Пакт Рериха, является основой современной международной правовой системы сохранения и защиты культурных ценностей в мирное и в военное время.
Уникальность Пакта Рериха в том, что он был инициирован человеком высочайшего духовного уровня, великим мыслителем и гуманистом, идеи которого обладают огромным значением для настоящего и будущих поколений. Одной из основных идей
Н.К.Рериха является всеединство человечества на основе Культуры, общечеловеческих этических ценностей — Любви, Знания и Красоты. Согласно его мысли, термин Культура состоит из двух корневых основ: культ и ур. Слово культ уже в самых древних языках имело очень глубокое духовное значение и обозначало священнодействие, таинство, почитание. Корень ур в переводе с санскрита означает свет. Поэтому мыслитель определяет Культуру как почитание Света [см.: 1, с. 63] и дает этому слову заглавное написание.
Именно искусство и знание, по мысли Н.К.Рериха, являются основой самосознания народа. В очерке «Знамя Мира» мыслитель раскрывает важнейшее эволюционное значение культуры для человечества: «Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение, и после этого синтез открывает врата высокой культуры» [2, с. 74]. Художник утверждает, что понятие культуры, вмещающее все прекрасное, все вдохновляющее, «должно вызывать в нас и соответствующее понятие единения» [3, с. 69].
Пакт Рериха провозгласил идею мира во всем мире через культуру и этим утвердил новую ступень развития сознания человечества. По мысли художника, «если Пакт не только помешает, но прекратит военные действия, то это будет лишь его несомненной заслугой. <...> Ведь сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество. И в этом общечеловеческом постулате все, что напоминает об истинной культуре духа, о творчестве, о строительстве, должно быть обережено и утверждено» [3, с. 90].
Главы и представители отдельных государств, подписавшие 15 апреля 1935 года данный Пакт, по сути, заложили фундамент мировой духовной Общины. Эволюционные идеи Пакта способствовали возникновению уникальной международной общественной организации — Всемирной Лиги Культуры. Елена Ивановна Рерих писала американским сотрудникам: «Пусть все Наши
Учреждения и Общества сохраняются и развиваются, но поверх их пусть входит в жизнь Всемирная Лига Культуры. Пусть все члены Наших Учреждений будут вместе с тем и членами Всемирной Лиги Культуры. <...> Она вместит следующие отделы: первый — отдел мира; второй — духовного совершенствования; третий — науки; четвертый — искусства; пятый — материнства и воспитания; шестой — ремесел и труда; седьмой — кооперации и промышленности; восьмой — охраны безопасности; девятый — землеустройства и строительства; десятый — здравия охранения. Остальные войдут как части указанных отделов. Так, справедливость найдет место в мире, войско — в охранении безопасности и казна — в сотрудничестве [и] кооперации. Конечно, духовное совершенствование вмещает религии и философии. Отделы предполагают советы и председателей» [4, с. 277—278]. Н.К.Рерих считал, что эта Лига «укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты» [3, с. 68].
Итак, философское мировоззрение Николая Рериха было гениально облечено им в форму упомянутого юридического документа, который явился фундаментом охранения сокровищ человеческого духа. Народный художник СССР С.Т.Конёнков так определил значение принятой в 1954 году в Гааге «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»: «Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права» [5, с. 191]. Н.К.Рерих впервые в истории человечества заявил о необходимости почитания общего для народов Земли духовного начала — Культуры, которое объединяет всех людей вне зависимости от их национальной принадлежности.
Идеи Николая Рериха получили большую поддержку и резонанс во всем мире. Их приветствовали многочисленные организации, музейное и научное сообщество, — ведь этот договор обеспечивал юридическую защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их многочисленных сотрудников. Многие выдающиеся деятели науки и культуры поддержали Пакт Рериха. Среди них были Рабиндранат Тагор, Сарвепалли Радхакришнан, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Томас Манн, Альберт Эйнштейн и др.
Для защиты ценностей культуры Пакт Рериха предложил особое знамя: «Так, для объединения народного сознания даем Зн[амя] М[ира]» [4, с. 232]. Николай Константинович при этом акцентирует внимание на том, что «Знамя есть знак, есть символ общечеловеческих сокровищ» [3, с. 167]. В философской системе Живая Этика читаем: «.Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры» [6, 331].
На Знамени Мира изображен Знак Триединства — древнейший всеобъединяющий символ, прошедший через тысячелетия. Н.К.Рерих пишет, что этот знак олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом Вечности. Это также «религия, знание и искусство в кольце Культуры» [7, с. 206]. Знак Триединства у всех народов является выражением вечного божественного Начала, символом устремления к миру Высшему. Древнейшая философия Востока утверждает: «Божество едино, ибо Оно беспредельно. Оно троично, ибо Оно вечно проявляется» [8, с. 105]. Единый Принцип (Парабраман) выявляет из своей Сущности Триаду (Троицу), которая символизирует духовный мир, высшие бессмертные принципы в человеке и космосе: Атма — Буддхи — Манас (Дух — Душа — Разум).
Тройственность в единстве является общей идеей для многих древних народов, основой их религии и философии. Индийская Тримурти включает в себя Брахму — Творца, Вишну — Сохранителя и Шиву — Разрушителя и Возродителя. Троица египтян содержала один женский и два мужских принципа: Исида, Озирис, Гор (матерь—отец—сын). В орфической философии высшая триада состояла из Хаоса, Хроноса и Фанеса. В зороастризме высшими божествами считались Ахурамазда (олицетворение положительного начала в мире), Митра (воплощение света) и Анахит (богиня плодородия). Верховную троицу богов составляли: у этрусков Ти-ния, Уни и Минерва, а у римлян Юпитер, Юнона и Минерва.
Выбранный для Знамени Мира символ с древнейших эпох (палеолит, неолит) был самым распространенным среди народов мира. Николай Константинович отмечает, что и «Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мёмлинга на груди Христа ясно виден этот же знак.
Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Лада-ка и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия» [3, с. 165—166]. Художник считал, что «никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре» [3, с. 166]. Однако, как делает вывод мыслитель, при существовании множества толкований этого знака, «в разном устремлении к Высшему сознание объединялось на тех же ступенях. Именно разнообразие подходов среди желаний выразить наивысшее [выделено мной. — А.Л.] является таким ценным признаком» [9, с. 202].
Знаком Триединства в мировых религиях и в целом в культурах народов отмечены такие священные изображения, как Нюй-Ва [10], Гуань-Инь [11], Хатхор [12, с. 65], Богоматерь [13, с. 77], Мадонна [13, с. 78], Христос [13, с. 78], Благословенный Будда [14, с. 37], Святой Сергий Радонежский [13, с. 77], Архангел Михаил [13, с. 80, 83], Николай Чудотворец [15, с. 126], Святые Борис и Глеб [13, с. 77]. Также этот знак мы встречаем на одеждах Изольды, Снегурочки, Ярослава Мудрого, героев Монголии, Тибета, Индии, изображенных на картинах Н.К.Рериха.
Современные ученые пришли к выводу, что у племен древних раннеземледельческих культур Великая богиня, или Великая Матерь — прародительница всей живой природы, подательница
плодородия, хозяйка небесных вод — считалась верховным божеством и трехконечный знак (в том числе и трилистник) является ее символом [см.: 16, с. 167, 169]. Как известно, Н.К.Рерих также придерживался этой идеи, в письме барону М.А.Таубе он писал: «Триединость колосьев соответствовала Матери Мира» [цит. по: 3, с. 266].
Знак триединства в форме трилистника присутствует на одеянии жреца из Мохенджо-Даро (III тыс. до н.э.) [5, с. 50], на изображениях древнеегипетской богини неба Хатор (XIV в. до н.э.) [5, с. 51] и архаической китайской богини Нюй-Ва (206—220 до н.э.) [17] — создательницы людей. Этот же знак в виде трех точек, расположенных в форме треугольника, мы наблюдаем на изображении Нюй-Ва (618—905 гг.) [10]; в виде трех окружностей — на маске Гуань-Инь работы тибетских мастеров [18]; трех точек — опять же на изображении Гуань-Инь в исполнении художника Дэн Сянъина (2005 г.) [19].
Гуань-Инь является женской ипостасью Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия, и выступает в качестве Женственного Творца Вселенной, сила которого проявляется через слово, звук и речь. Имя Гуань-Инь означает «внемлющая звукам мира», ее также называют «Божественным Гласом». Образ Гуань-Инь (Матери Милосердия и Знания) можно видеть на таких картинах Н.К.Рериха, как «Превыше гор» (1924), «Капли жизни» (1924), «Прогулка Гуань-Инь» (1925), «Агни-йога» (1928), «Гуань-Инь» (1933), «На гималайских вершинах» (1933), «Песнь водопада» (1937) и др. [см.: 20, с. 19-25].
Далее рассмотрим христианскую (католическую и православную) культурную традицию, которая неразрывно связана со Знаком Триединства. В письме А.М.Асееву Н.К.Рерих писал, что знак Трех Сфер является трехперстным знаком православного Крестного Знамения, католическим знаком Троицы, знаком трех сокровищ Востока и др. В целом, как отмечает Николай Константинович, «знак устремляет сам по себе различных людей к своеобразно добрым мыслям. И это уже благо» [21, с. 28]. Свою мысль о том, что знак Триединства это и есть знак Пресвятой Троицы, художник подтверждает и в словах, обращенных к митрополиту Платону: «.Наш знак . знак Триединства, знак Троицы - нужно сохранить. Три сферы можно видеть и на Папском гербе, и на
очень многих, как католических, так и православных, иконах» [12, с. 52]. В 1932 году художник создает картину «Знак Троицы» как авторское осмысление знака Триединства в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» и в письме барону М.А.Таубе пишет о смысле этого Изображения: «Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева "Святая Живоначальная Троица" Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ — символ древнего Христианства, освященный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке [картина «Знак Троицы». — прим. А.Л. ], сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева» [3, с. 207]. Следует отметить, что по мысли Павла Флоренского, изложенной в работе «Троице-Сергиева Лавра и Россия», Пресвятая Троица является духовной сущностью нашего народа, сердцем русской культуры и определяет собой подвижнический облик России на века вперед [см.: 22, с. 361, 365]. Далее мыслитель пишет о первоначальном почитании в день Пресвятой Троицы Духа Святого — Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности. Впоследствии по приказу патриарха Никона молитвы Духу Святому были перенесены на следующий за Троицей день — День Духа Святого, в который, по проникновенной догадке русского народа, «Земля — именинница», то есть она празднует своего Ангела, свою духовную Сущность — Радость, Красоту, Вечную Женственность [22, с. 364].
В христианской традиции Знак Триединства часто встречается в иконографии и картинах средневековых художников на изображениях Богоматери и Мадонны. Например, такие два мастера XV века, как русский Амвросий и нидерландский Ян Ван Эйк, помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами [13]. Художник XV века Маттео Джованни на одеянии Мадонны поместил три пятиконечные звезды в трех кругах, от которых исходят восемь лучей и три символа бесконечности [15, с. 130]. Ганс Мёмлинг в работах «Святая Урсула и девы» и «Святая Урсула с младенцем» [12, с. 124] расположил над головой святой символическую корону — готический трилистник, — завершающий элемент витража стрельчатых окон готического собора. Жан Фуке (XV в.) украсил
корону Владычицы трилистником из трех кругов [5, с. 56]. На короне «Царицы Небесной над рекой жизни» (алтарная роспись церкви св. Духа в Талашкино (1910-1914) работы Н.К.Рериха) мы видим тот же знак. Также мафорий1 на голове Мадонны (картина Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма) отмечен тремя кругами.
В православной традиции Знак Триединства присутствует на изображениях Богоматери, на омофорах2 святых, одеяниях архангелов и в декоративном рельефе храмов. Например, мафорий на голове Богородицы на иконе XVI века [12, с. 160] украшен восьмиконечной звездой, лучи которой завершены тремя кругами. Трилистником в круге отмечена икона XV века «Покров». Также Знак Триединства изображен на нимбе Владычицы (икона «Богоматерь Знамение». 1630). Орнаментом из трех точек украшены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII века [13, с. 77]. Плащ Святой Заступницы на картине Н.К.Рериха «Мадонна Защитница» (1933) декорирован таким же узором.
Итак, мы приходим к выводу, что в культуре народов мира Знак Триединства с древнейших времен неразрывно связан с Женским Началом. Иконография образов Гуань-Инь, Нюй-Ва, Хатор, Богородицы и Мадонны свидетельствует о том, что Священная Триада неразрывна с образом Матери Мира, которая всему сущему является жизнедательницей. Проводя параллели с буддийской традицией, отметим, что Будда так наставлял своих учеников: «Подобно матери, охраняющей свое единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе такую беспредельную любовь ко всем существам» [23, с. 89].
Необходимо отметить, что творчество Н.К.Рериха — живописное, литературное и эпистолярное - возвеличивает Женское Начало и подчеркивает его ведущую, эволюционную роль в истории человечества. Перечислим некоторые картины русского художника, посвященные великим женским Образам: «Девассари Абунту» (1905), «В монастыре» (эскиз декорации для постановки пьесы М.Метерлинка «Сестра Беатриса» (1914)), «Царица Небес-
1 Мафорий — верхняя одежда, длинное женское покрывало, спускавшееся с головы до пят. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело.
2 Омофора — длинная широкая лента с изображениями крестов.
ная над рекой Жизни» (эскиз росписи апсиды церкви в Талаш-кино (1910-е)), «Вестник» (1922), «Матерь Мира» (1924), «Матерь Турфана» (1924), «Жанна д'Арк. Триптих» (1931), «Держательни-ца Мира» (1933), «Оттуда» (1936), «Ведущая» (1924, 1932, 1944), «Добрые травы» (1941), «Настасья Микулична» (1943) и др.
Идея «Мировой Души — Вечной женственности, идущей в мир, чтобы спасти человечество, возродить его к новой, духовно полноценной жизни» [24, с. 72] — это ведущая идея русской философии Серебряного века. Если в мифологическом восприятии мира Великая Матерь, Природа, Начало всего сущего почиталась в некоторых культах древних как стихийное начало, «как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода» [25, 38], то в творчестве Н.К.Рериха Женское Начало становится активной творческой силой в нашей сущности [там же], преобразующей действительность. Во многих работах художник раскрывает космический аспект деятельности Матери Мира как созидательницы и защитницы культурных ценностей. Например, это картины «Мадонна Орифламма» (1932), «София Премудрость» (1932), <^апС;а Protectrix» (Святая покровительница) (1933), «Труды Мадонны» (1933, 1936); очерки «Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой» (1929—1931), «Стража Матери Мира» (1931), «Венец женщины» (1934), «Великий облик» (1935), «Женщина» (1935), «Судьба» (1935), «Прекрасный путь» (1944); стихотворение «Владычица Знамени Мира» (1932) и др.
На картине Рериха «София-Премудрость» (1932) Святая София, Премудрость Божия, изображена в ореоле пламенеющих крыльев. Царственная, огненноликая всадница летит над градами, храмами, дворцами и музеями, развернув свиток с изображением Знака Знамени Мира — символом охраны сокровищ духа человеческого и трижды написанным по-древнегречески словом «свято». В книге «Держава Света» художник приводит строки из ответного письма Е.И.Рерих М.Н.Германовой: «Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота. Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий. Женщина — мать и жена, свидетельница развития
мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли, знания. Женщина — вдохновительница Красоты — знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты. Итак, немедленно приступим к несению Великого Знамени Новой Эры, эры Матери Мира» [26, с. 37—38]. В пламенных словах Е.И.Рерих, обращенных к женщинам, — великая объединяющая, охраняющая роль женщины-матери, собирающей своих детей под знамя Культуры во имя единства и сохранения мира. Н.К.Рерих, создавая картину «Матерь Мира» (1924), верил в то, что каким бы именем ни называлась Великая Матерь — Мадонна, Матерь Кали, Преблагая Дуккар, Иштар, Куанин, Мириам, Белая Тара, Радж-Раджесвари, Ниука — она объединит Восток и Запад и все человечество. Величественный образ Матери Мира заполняет все пространство звездного неба. Окруженная ослепительным серебристым сиянием двух белоснежных сверкающих окружностей, в ореоле фиолетовой, синей и голубой ауры, она насыщает дыханием жизни — светоносным блистанием своих лучей — космическую Беспредельность.
Литература и примечания
1. Рерих Н.К. Культура — почитание света // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
2. Рерих Н.К. Знамя Мира // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
3. Знамя Мира. М.: МЦР; Бисан-Оазис, 1995.
4. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. 1. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 1999.
5. Пакт Рериха. Знак Триединости. СПб.: ООО «Фирма КОСТА», 2005.
6. Учение Живой Этики. Иерархия.
7. Рерих Н.К. Знамя Мира // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1995.
8. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т., 4 кн. Т 1. Кн. 1. М.: КМП «Си-ринъ», 1993.
9. Рерих Н.К Листы дневника. [В 3 т.] Т 1. М.: МЦР; Бисан-Оазис, 1995.
10. Роспись по шелку, династия Тан (618—905 гг.), найдена: Синьцзян, Тур-фан, местность Астана. Режим доступа: http://mypaper.pchome.com.tw/ jameshsu12/P12 (дата обращения: 29.05.2014).
11. Керамическая фигура сидящей Гуань-Инь, датируемая временем правления императора Канси (1662—1722), 22 см, продана с аукциона. Режим доступа: http://www.chinese-porcelainart.com/acatalog/Catalogue_
Sold_Chinese_Famille_Verte_Porcelain_Page_1_26.html (дата обращения: 29.05.2014).
12. Символ Знамени Мира: ступени тысячелетий. СПб.: Коста, 2010.
13. См.: Маточкин Е.П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // Мир Огненный. № 4. 1997.
14. Стенная завеса (фрагмент). Монголия, нач. XX в. См.: Культура и время. 2005. № 3.
15. Пакт Рериха. История и современность. Каталог выставки. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2012.
16. Голан А. Миф и символ. М.: РУССЛИТ, 1994.
17. Изображенные на стене гробницы из эпохи династии Хань (206—220 до н.э.), Китай, Шаньдун, Инань. Есть в: Chavannes Е. La Sculpture sur Pierre en Chine — Han. Paris, 1893, Plate 24. Режим доступа: http://rub.ihp.sinica. edu.tw/~hanrelief/h/h08_0202_0103.htm (дата обращения: 29.05.2014).
18. Маска Гуаньинь работы тибетских мастеров. Режим доступа: http://www. asiaartonline.com/1034-9old-chinese-lucky-copper-kwan-yin-head-mask-statue-zmsx3344.html (дата обращения: 29.05.2014).
19. Гуань-Инь. Художник Дэн Сянъин. 2005 г. Режим доступа: http://www. chineseartpaintings.com/1dxy001f.html (дата обращения: 29.05.2014).
20. Миронова М.Ю. Николай Рерих. Трансформация образа Гуань-инь // Дельфис. № 2. 2013.
21. Рерих Н.К. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества: сб. В 2 т. Т. 2. М.: Сфера, 1996.
22. Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 2. Троице-Сергиева Лавра и Россия. М.: Мысль, 1996.
23. Рокотова Наталия. Основы Буддизма. Новосибирск: Согласие, 2001.
24. Орлов В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М., 1976.
25. Учение Живой Этики. Беспредельность.
26. Рерих Н.К. Женщинам // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор.