НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ
2017 № 3
DOI 10.15393/10^.2017.3261
Ирина Святославовна Андрианова
кандидат филологических наук, заведующая Web-лабораторией Института филологии Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Российская Федерация) yarysheva@yandex.ru
ЗНАКОМЫЕ ДОСТОЕВСКОГО:
К. П. ВИЛЬБОА - РУССКИЙ КОМПОЗИТОР С ФРАНЦУЗСКОЙ ФАМИЛИЕЙ*
Аннотация. Всю свою жизнь Ф. М. Достоевский так или иначе был связан с музыкой: любил петь, посещал литературно-музыкальные вечера и концерты, русскую и итальянскую оперу, музыка нашла отражение и в его творчестве. Писатель был вхож в круг композиторов, музыкантов, певцов и артистов. С ними Достоевский встречался в разные годы, но особенно в 1860-е, — в дружеском кругу, на литературно-музыкальных вечерах, где они часто выступали вместе. Среди его знакомых были музыканты и композиторы М. И. Глинка, К. Н. Лядов, М. П. Мусоргский, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, А. Н. Серов, П. П. Сокальский, В. Ф. Одоевский, Ф. М. Толстой, К. П. Вильбоа, Г. Венявский, Н. А. Ка-шевский. С некоторыми из них Достоевский встречался лишь однажды, с другими — был связан тесным общением в течение длительного периода. В конце 1860 — начале 1861 гг. состоялось знакомство Достоевского с композитором К. П. Вильбоа, учеником и помощником М. И. Глинки. Общий интерес к народности в искусстве и русской идее на короткое время сблизил Вильбоа и Достоевского. В данной статье на основе изучения периодических изданий XIX века выявлены забытые и новые факты биографии Вильбоа, дан обзор его взаимоотношений с Глинкой и с Достоевским. Сохранилось единственное письмо композитора к писателю от 2 апреля 1861 г., которое не было опубликовано полностью. Оно иллюстрирует уровень музыкальной образованности Достоевского и круг его музыкального общения в 1860-е гг. В Приложении дается комментированная публикация этого документа.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, К. П. Вильбоа, М. И. Глинка, Балакиревский кружок, народность в искусстве, русские композиторы XIX века, просвещенный дилетантизм
Одна из сторон уникальной личности Ф. М. Достоевского — человека, обладавшего выдающимся художественным даром, — музыкальная восприимчивость, способность глубоко понимать музыку. Свое определение музыки писатель дал в письме И. С. Тургеневу: «...это тот же язык, но высказывающий то, что сознание еще не одолело»1. В исследовательских работах отмечались музыкальная одаренность писателя и музыкальность его творчества, родство композиции произведений Достоевского с принципами музыкальной драматургии [2]; [5]; [6]. Не случайно произведения писателя представляют значительный интерес для композиторов: в различных музыкальных жанрах нашли воплощение все его романы, а также ряд рассказов. Как выразился С. М. Соловьев, «Достоевский был "футурологом" и провидцем музыки будущего, музыки ХХ века с ее диссонансом
© И. С. Андрианова, 2017
и шумами, "цветомузыки" нового типа, с ее широчайшей амплитудой звучания от гармоничнейших народных песен до крика и неистовств новейших течений, отображая усложненный мир переживаний человека новой эры» [19, 265].
На протяжении всей жизни Достоевский был связан с музыкой: любил петь, посещал литературно-музыкальные вечера и концерты, русскую и итальянскую оперу, был вхож в круг музыкантов, певцов и артистов. (Факт очевидной близости Достоевского к музыкальному миру привел Е. Савину, автора статьи в студенческом альманахе «Малоизвестные страницы истории Консерватории», к неверному умозаключению о том, что писатель обучался в открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории2.)
По воспоминаниям А. Г. Достоевской, из зарубежных композиторов писатель выделял Моцарта, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Россини и «испытывал искреннее наслаждение, слушая любимые вещи» [7, 205].
Из русских композиторов Достоевский особенно ценил М. И. Глинку — создателя самобытного, глубоко народного русского музыкального искусства. Истинное значение этого композитора «сознавалось разве князем В. Ф. Одоевским и еще очень немногими»3, среди которых был Достоевский. Его встреча с Глинкой на вечере у А. И. Пальма и С. Ф. Дурова в 1849 году углубила и расширила «представления писателя о музыкальном искусстве» [5, 58]. Впечатление от игры и пения Глинки, одно из самых глубоких эстетических переживаний писателя, впоследствии отразилось в повести «Вечный муж», герой которой, Вельчанинов, исполняет романс Глинки «К ней».
Национальная сказочно-эпическая опера Глинки «Руслан и Людмила», которую Достоевский посетил впервые 18 апреля 1843 г.4, стала одним из его любимых музыкальных произведений.
Великий русский композитор был любимым и у спутницы писателя. Вслед за мужем Анна Григорьевна выделяла среди известных ей музыкальных произведений оперу Глинки «Руслан и Людмила»5. Жена Достоевского была знакома с Л. И. Шестаковой, сестрой Глинки, много сделавшей для прославления имени великого композитора6. Последняя передала в коллекцию автографов Анны Григорьевны отрывок из «Географии», писанной М. И. Глинкой въ 1829 году7.
Свою любовь к опере Глинки писатель стремился передать детям. Как вспоминала Л. Ф. Достоевская:
Достоевский <...> предпочитал водить нас в оперу. Замечательно, что он всегда выбирал одну и ту же оперу «Руслан и Людмила» Глинки по одноименной поэме Пушкина. Можно было подумать, что Достоевский хотел, чтобы эта опера особенно запечатлелась в наших детских сердцах. <.> Мы с братом были от нее в восторге, что не помешало нам изменить ей. Когда мы однажды пришли в театр, мы услышали, что один из певцов внезапно заболел и «Руслан и Людмила» заменяется «Бронзовым конем», комической оперой, очень модной
тогда. Отец рассердился и хотел вернуться домой. <...> Очевидно, ему не хотелось, чтобы мы были ослеплены чудесами Востока, он желал, чтобы мы остались верными его дорогой Людмиле [8, 153-154].
С петербургскими музыкантами Достоевский встречался в разные годы в дружеском кругу, на литературно-музыкальных вечерах, где они часто выступали вместе. Кроме М. И. Глинки, в конце 1840-х гг. на собраниях С. Ф. Дурова Достоевский познакомился с пианистом Н. А. Кашевским. С конца 1845 года он стал общаться с В. Ф. Одоевским, который известен не только как писатель, но и как композитор и музыкальный критик.
В большей степени музыкальной атмосферой Достоевский был окружен в 1860-е гг. В это время он сблизился с А. Н. Серовым, композитором и музыкальным критиком, ставшим сотрудником журналов «Время» и «Эпоха»; общался с П. П. Сокальским, Ф. М. Толстым, К. П. Вильбоа, Г. Венявским; встречался с такими знаменитыми музыкантами, как К. Н. Лядов, М. П. Мусоргский, А. Г. Рубинштейн (с его братом пианистом Н. Г. Рубинштейном Достоевский познакомился позднее — на Пушкинском празднике в 1880 году).
Переписка с музыкантами в архиве Достоевского представлена письмами к нему за 1860-е гг. композиторов и музыкальных критиков: А. Н. Серова (НИОР РГБ. Ф. 93.II.8.101); Ф. М. Толстого (НИОР РГБ. Ф. 93.II.9.57); К. П. Вильбоа (НИОР РГБ. Ф. 93.II.2.33).
Единственное письмо Константина Петровича Вильбоа (от 2 апреля 1861 года), адресованное Достоевскому, до сих пор не было опубликовано полностью8. Между тем оно иллюстрирует уровень музыкальной образованности писателя и круг его музыкального общения в 1860-е гг. Имя композитора Вильбоа в настоящее время забыто, хотя встречается в справочных изданиях и энциклопедиях, где представлена краткая информация о его жизни и деятельности9. Он творил в эпоху титанов русской музыки (М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и др.) и сегодня на их фоне выглядит сочинителем второго плана, тогда как в XIX веке был популярной фигурой в мире музыки.
Константин Петрович Вильбоа (Villebois, Вильбуа), вошедший в историю русской музыки как композитор, дирижер и педагог, родился 17 (29) мая 1817 года в Петербурге, воспитывался во Втором Петербургском кадетском корпусе, был регентом церковного хора юнкеров Главного инженерного училища, играл на фортепиано, сочинял романсы, с 1837 года служил в гвардейской артиллерии, работал в военно-учетном комитете, в 1853-1854 гг. дирижировал хором певчих и бальным оркестром Павловского полка.
Основная профессиональная деятельность Вильбоа была связана с военной службой. Систематического музыкального образования поручик артиллерии не получил, поэтому считается одним из последних представителей так называемого «просвещенного дилетантизма» в России. Словом «дилетант» (dilettante) итальянского происхождения именовали просвещенных
Илл. 1. К. П. Вильбоа10
любителей, способных наслаждаться ((ШеИаге) предметами искусства. Дилетантизм весьма актуален для первой половины и 60-70-х гг. XIX столетия — времени деятельности Балакиревского кружка «Могучая кучка». Это «явление очень мощное, почвенное для России и притом чрезвычайно противоречивое, — пишет Н. А. Миронова. — Он ассоциировался с большим, чем любительство, — с духовной свободой, с возможностью реализации творческих сил человека, и это придавало ему особый ореол. Известно, что русская музыкальная культура XVIII века в большой мере создавалась просвещенными дилетантами» [15, 13]. Обратную сторону этого явления указал Б. С. Штейн-пресс: «Росту национального искусства
мешало не только пассивное подражание иностранным образцам. Сильным тормозом был дворянский дилетантизм. Музыка все еще не представлялась серьезной отраслью творческого труда и общественной деятельности» [23, 165]. Музыку дилетанты писали между делом, на досуге, для удовольствия, для того, чтобы испробовать свои возможности.
«Вильбоа не развил своего таланта и дальше дилетантизма не пошел», — утверждается в Словаре Брокгауза и Ефрона11. Тем не менее его деятельность имеет определенное значение в истории русской музыки. Он является автором около 200 романсов и песен (в том числе популярного дуэта «Моряки» на стихи Н. М. Языкова), музыки к драме «Псковитянка» Л. Мея. В кружке редакции журнала «Москвитянин» состоялась встреча и знакомство Вильбоа с драматургом А. Н. Островским. В 1856-1857 гг. композитор участвовал в фольклорной экспедиции по реке Волге вместе с Островским и В. П. Энгельгардтом, результатом которой стал выпуск двух сборников русских народных песен (1860), редактором которых был Ап. Григорьев12. В состав этих сборников также вошли 25 песен, записанных Вильбоа от собирателя русского фольклора Т. И. Филиппова (см. об этом: [24]).
Композитор Вильбоа пробовал свои силы и в жанре оперы. Две из них — «Тарас Бульба» и «Цыганка» — не были закончены. «Наташа, или Волжские разбойники» (на стихи Вс. Крестовского) поставлена на сцене Московского Большого театра в 1861-м, в Петербурге — в 1863 году. Автор пытался воплотить идею русской национальной оперы. В оценке ряда критиков это сочинение считается «поверхностным и слабым в смысле техники подражанием Глинки» [11, 193], а его автор назван «как бы эпигоном quasi-русского
стиля»13 . Между тем композитор имел успех: «Публика с большими овациями принимала "Наташу" Вильбоа, и автор был вызываем раз 20, — писал М. А. Балакирев В. В. Стасову, — но конечно восторг публики к "Наташе" пройдет. <...> У нас хлопает публика всякой русской опере...»14.
Вильбоа сблизился с М. И. Глинкой в 1850-е гг., был вхож в дом композитора. Ему принадлежат аранжировки для фортепиано опер Глинки и
«Камаринской». Но в 1855 году Глинка навсегда разорвал эти отношения, о чем сообщал в письме к В. П. Эн-гельгардту от 7 апреля 1855 года:
Въ большей части романсовъ и пЪсенъ, въ переложеши ихъ на оркестръ, моимъ сотрудникомъ былъ Вильбуа, который въ последнее время набилъ руку такъ, что могъ инструментовать подъ мою диктовку. <...> Вильбуа — мой подмастерье (какъ я называлъ его) смастерилъ подъ конецъ такую штуку, что я съ нимъ навсегда разсорился. <.. .> по настоятельной просьба Вильбуа, я съ сестрою, приняли деятельное учаспе въ издашяхъ Стелловскаго <...>. Въ этихъ 2 собрашяхъ (романсов и песен Глинки. — И. А.) обрелись «Сомн-Бше» и «Уснули голубыя», переделанные отвратительнымъ образомъ (мастерство безъ сомнешя поручика) — вопреки моего непозволешя, а что еще лучше, подъ моимъ именемъ. <...> Чрезъ несколько дней является Вильбуа и какъ будто бы ни въ чемъ не бывало. Я началъ дружески упрекать его, а онъ, развалившись и принявъ нагло-равнодушный видъ (по моему Вильбуа есть ничто иное, какъ еще не переродившшся наглый французъ-самецъ. Довольно!) — наконецъ сказалъ мне: «А вамъ какое дело, я-ли перекладывалъ?» <.> Я взялъ его руку, сказавъ: «Въ последнш разъ! <.> въ жизни мы уже не встретимся»15.
С издателем Ф. Т. Стелловским, пользовавшимся дурной славой у многих писателей и композиторов, Вильбоа активно сотрудничал и после смерти Глинки в 1857 году, зарабатывая на имени и сочинениях композитора. Так, в нескольких номерах газеты «Русский мир» за 1860 год размещена афиша о выходе из печати первого акта оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»,
<
Шм11 Г ---
НА-Г ЛИЛ
ВОЛЖСК1Е РАЗБОЙНИКИ'
Х.П.9 Ж 1, 1111. |Н НН.
1 *0РЬ №1.»шнь та а *Р|Я ...................и ГИ|№||, 3|()|| • ■ ||| 3 ¿УЭТЪ к ХОРЬ II. ||||у1и...... , „г.п, Ни 4 РИМНСЪ Л VI.' ...........ytixn.ui. « КвАРТЕГЬ И *ННМЪ.!а т.-Г.я кротщд дми I II1 к ктги'сч: || АНТРАКТ!» 111, (иГ. рткн. «> РОМДНСЪ.Жшм, дня: и||.|.г|?ттп.|а и СЦСЯА. ДУЭТЬнХОРЪ. 11(ГП>|1Я.П. КН.. 1ЧШИ}'. .г; „ 1» ЛР1Я ........................тратил я
1.. А Р Г Я П.- | ■ |ыщ н-)'ч и1| доЛру нити»' и. ХОРЪ РАЗБОЙНИКОВ*..III.II.- ;ч„.. н СЦЕНА в ♦ННАЛЬ.ЛХЪ пгт.нп. тип.
.тт-кпи ,
С.ГЕТЕРБУРГЪ » Ш ^гг.ишиш» ДВИРЛКШИЗИ ^ 0. СТЕЛЛОВСКАГО. РЛТПРС1ГЛ1И ИЫНТОША
Илл. 2. Титульный лист издания оперы К. П. Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники» с дарственной надписью автора от 17 января 1864 г.
аранжированной для фортепиано в четыре руки К. П. Вильбоа» (см.: Илл. 3), с таким текстом после нее:
До сихъ поръ ни одна еще русская опера не была никогда издаваема для фортешано, въ четыре руки <...>. Опера «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ», какъ произведете гешальное и служащее полнЪйшимъ выражешемъ нашей народной музыки, которая съ этой оперы начинаетъ свою новую эру, по преимуществу, должна быть издана прежде другихъ произведенш нашего гешальнаго, единственнаго народнаго композитора.
Арранжировка оперы поручена была К. П. Вильбоа, который еще при жизни композитора, подъ его руководствомъ, арранжировалъ эту оперу <...>.
Настоящш трудъ, Г. Вильбоа уже окончилъ вполне <...>.
Прежшя издашя произведенш Глинки возбуждали всегда живое сочувсгае русской публики и пользовались огромнымъ успЪхомъ; по этому, Стелловскш, предпринимая теперь издаше этой оперы въ арранжировкЪ для фортешано въ четыре руки, имЪетъ въ виду удовлетворить потребность любителей русской музыки и почитателей роднаго великаго таланта.
Большiя издержки на издаше этого огромнаго произведешя, лишаютъ издателя возможности продавать оперу, по выпуск^ ея въ свЪтъ, по дешевой цЪн'Ь...16
ВЫШЕЛЪ ИЗЪ ПЕЧАТИ И РАЗДАЕТСЯ Гг. ПОДПИСАВШИМСЯ
ПЕРВЫЙ АКТЪ ОПЕРЫ:
ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ,
ж, а оттает,
АРРАНЖИРОВАННОЙ
ДЛЯ ФОРТЕШАНО ВЪ ЧЕТЫРЕ РУКИ,
Илл. 3
История взаимоотношений Глинки и Вильбоа не стала подобной истории литературных Моцарта-гения и Сальери-завистника. Вильбоа не выказывал намека на соперничество с великим русским композитором, он был его помощником и подражал ему по-ученически, как дилетант профессионалу, не забывая при этом о своей материальной выгоде.
Воспоминания современников (литератора В. М. Сикевича и композитора В. Т. Соколова) о Вильбоа, описывающие его трагикомические отношения с окружающими, свидетельствуют о противоречивом характере и неординарной личности русского композитора с французской фамилией.
Из воспоминаний В. Т. Соколова:
Не помню теперь, где и когда именно, я познакомился съ Константиномъ Петровичемъ Вильбоа. Знаю только, что когда въ зданш Михайловскаго замка открыли церковь для юнкеровъ инженернаго училища, то составился хоръ изъ любителей, въ которомъ и я участвовалъ, а дирижеромъ хора пригласили Вильбоа. <...> Такъ какъ наши церковныя спевки большею часпю оканчивались пешемъ светскихъ хоровъ (почти исключительно сочиненш самого Вильбоа), то тутъ мне пришлось познакомиться съ дирижировашемъ Вильбоа. Онъ велъ это дело очень хорошо; хоры были тщательно разучены, и пелись съ соблюдешемъ всехъ нюансовъ.
Но это касалось только светскихъ хоровъ. Въ деле же церковной музыки, ея исполнешя, Вильбоа оказался совершенно слабымъ и неопытнымъ. При его горячемъ, нетерпеливомъ характере, онъ часто требовалъ отъ насъ не-возможнаго и, будучи незнакомъ съ церковной музыкой, нередко придавалъ исполненш ея светскш характеръ. Кроме того, онъ не зналъ порядка церковной службы (хотя по вере былъ русск1й), такъ что надобно было ему подсказывать, что следуетъ петь, и это, конечно, тормозило какъ ходъ службы, такъ и известную степень ея совершенства въ исполненш. <...>
О Вильбоа ходило много анекдотовъ, было делано много каррикатуръ. <.> Вильбоа часто противоречилъ самому себе въ своихъ сужден1яхъ объ чемъ бы то ни было: то, что онъ вчера хвалилъ — сегодня порицалъ; или то, что онъ вчера называлъ белымъ — сегодня называлъ чернымъ...17
Из воспоминаний В. М. Сикевича:
Въ числе постоянныхъ гостей Леоновой (оперной певицы. — И. А.) вспоминается мне и Вильбуа, талантливый авторъ многихъ романсовъ, между прочимъ, известнаго дуэта Моряки, и композиторъ оперы «Наташа». Въ описываемое мною время Вильбуа трудился надъ пересоздашемъ своей «Наташи», которая за несколько летъ передъ темъ была имъ поставлена на оперной сцене и потерпела неудачу. Теперь композиторъ особенно много работалъ надъ главною парт1ей мамушки, которая назначалась имъ для Леоновой и на которой сосредоточивался весь интересъ оперы. Вильбуа несомненно былъ очень талантливъ, но пристраспе къ вину много вредило этому таланту. Интересно было послушать его, подчасъ сильно охмелевшаго, когда онъ садился за рояль и хриплымъ, почти беззвучнымъ голосомъ пелъ «Въ двенадцать часовъ по ночамъ» или что нибудь изъ другихъ излюбленныхъ своихъ произведенш; тутъ и исполнитель нередко плакалъ и въ то же время извлекалъ неудержимыя слезы у своихъ слушателей, которые по целымъ часамъ бывало не отпускаютъ безголосаго певца отъ рояля, уговаривая его еще и еще продолжать неподражаемо мастерское пеше. Когда «Наташа» была вновь окончена, она пошла въ бенефисъ Леоновой и имела большой успехъ, благодаря главнымъ образомъ таланту бенефищантки. <...>
По окончанш оперы публика несколько разъ вызывала Леонову вместе съ композиторомъ; этотъ моментъ былъ великимъ торжествомъ для Вильбуа. Прямо изъ театра мы большей компашей были приглашены Дар1ей Михайловной на чай; все, вместе съ хозяйкой, были уже въ полномъ сборе, когда явился и Вильбуа и, подбежавъ къ хозяйке, упалъ ей въ ноги. — «Спасибо, голубушка, родная, выручила, вынесла», — произнесъ онъ, глубоко взволнованный, и разрыдался18.
Достоевский познакомился с Вильбоа, вероятно, в 1860-м — начале 1861 гг. через общих знакомых А. Н. Серова или Ап. Григорьева19, посещавших, как и Константин Петрович, кружок молодого «Москвитянина». Сохранилось единственное письмо Вильбоа к Достоевскому от 2 апреля 1861 года, свидетельствующее о тесном общении композитора и писателя в этот период. В письме Вильбоа извиняется за то, что из-за болезни не мог быть у Достоевского; просит его достать билет на симфонический концерт Дирекции императорских театров под управлением К. Н. Лядова, который состоится 6 апреля 1861 года; сообщает, что направление журнала «Время» ему близко, предлагает написать туда статью об этом концерте и народности в музыке. По мнению Вильбоа, заявленные в программе концерта петербургские композиторы Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Гуссаковский (за исключением только «неразвитаго Лядова» и Глинки) «мало втруютъ и со-знаютъ народность въ искуствп>» (см. Приложение).
Известно, что Достоевский как редактор журналов «Время» и «Эпоха» придавал большое значение музыкальным вопросам, о чем свидетельствуют опубликованные в этих изданиях статьи П. П. Сокальского («О музыке в России» — Время, 1862, № 3), А. Н. Серова («Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика» — Эпоха, 1864, № 6 и 12), Ап. А. Григорьева («Русский театр» — Эпоха, 1864, № 1-2) и др. Однако статья Вильбоа, о которой тот сообщал в своем письме, не была опубликована во «Времени»: не прислал ее сам композитор или не принял Достоевский — неизвестно. Во всяком случае, упрек Вильбоа в адрес композиторов — участников Балакиревского кружка в том, что они далеки от народа, является недальновидным и основан, видимо, только на впечатлении от программы концерта. Главную ее часть составили Аллегро Симфонии А. С. Гуссаковского, музыкальные сочинения, созданные по литературным произведениям как зарубежных авторов (увертюра «Король Лир» М. А. Балакирева, сцена в храме из «Эдипа» М. П. Мусоргского), так и российских (опера-балет «Торжество Вакха» А. С. Даргомыжского и отрывок из оперы «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи на стихи А. С. Пушкина), и только три произведения на фольклорной основе (фантазия для оркестра и хора «Ванька-Танька» К. П. Лядова по мотивам народной песни и «два нумера изъ творенш нашего народнаго композитора М. И. Глинки»20). Стоит учесть, что этот концерт явился первой
«своеобразной пробой сил будущей "Могучей кучки"» [5, 82] — в то время они были больше известны в музыкальных кругах, чем широкой публике. Лядов-дирижер, пропагандируя отечественную музыку, впервые поставил в свой концерт произведения композиторов из Петербурга. Об этом концерте Балакирев помнил спустя годы21, а Мусоргский в свое время писал Балакиреву: «Концерт Лядова очень интересен»22. В дальнейшем участники Балакиревского кружка заявляли себя наследниками недавно ушедшего из жизни Глинки и как раз развивали идеи русской национальной музыки, раскрывая в своих сочинениях различные стороны народной жизни, психологию, характеры, взаимоотношения людей из народа.
По наблюдению А. А. Гозенпуда, год спустя «Время» напечатало статью П. П. Сокальского «О музыке в России» (Время, 1862, № 3), содержавшую сочувственную оценку «Торжества Вакха» Даргомыжского и увертюры Кюи к «Кавказскому пленнику». Определенно, что Вильбоа, упрекавший «Могучую кучку» в отсутствии народности в их музыке, «не был художественным авторитетом для Достоевского» [6, 89]. Прямых оценок Достоевским творчества композиторов балакиревского кружка не сохранилось. Но отметим интересный факт: в коллекции автографов, собранной А. Г. Достоевской в том числе благодаря мужу, содержится письмо М. А. Балакирева к Д. В. Аверкиеву от 30 апреля 1868 года23.
Можно предположить, что Достоевский не упустил возможности присутствовать на нашумевшем концерте 6 апреля 1861 года и помог достать билет для Вильбоа. На это косвенно указывает следующий факт. Композитор в письме к Достоевскому упоминает о том, что он послал несколько строк в газету «Северная пчела» в качестве анонса, «гдт укололъ немного Рубинштейна<,> Германовскаго и Сттова, за то, что они изволютъ пп>ть и играть избитыя до приторности сочинетя, извтстныя встмъ, даже школ<ь>никамъ и ттмъ разрушаютъ единство направлетя программы» (см. Приложение). Анонс концерта Лядова вышел в 77-м № «Северной пчелы» в четверг 6 апреля:
На Маршнскомъ т<еатр^>: Г. Лядовъ дастъ большой вокальный и инструментальный концертъ24.
Отзыв о концерте, где содержится упрек в сторону музыкантов А. Г. Рубинштейна, А. Германовского и оперного певца И. Я. Сетова, появился в печати уже после концерта — 10 апреля, в № 80-м «Северной пчелы». Этот факт может указывать на то, что автор заметки присутствовал на концерте:
Давно ли, кажется, начался концертный сезонъ, и вотъ уже незаметно приближается его окончаше <...>. За этимъ концертомъ следовалъ концертъ нашего талантливаго капельмейстера русской оперной труппы, К. Лядова <.>. Программа концерта была въ высшей степени любопытна. Не исчисляя всехъ нумеровъ, мы заметимъ только одно, что г. Лядовъ, какъ русскш, постарался
составить свой концертъ изъ сочиненш русскихъ композиторовъ, имена ко-торыхъ редко встречаются на нашихъ многочисленныхъ и довольно моно-тонныхъ концертахъ: «Торжество Вакха» г. Даргомыжскаго, сочинен1е въ виде ораторш, увертюра соч. Балакирева, несколько нумеровъ изъ новой оперы «Кавказскш пленникъ» г. Кюи, хоръ изъ Эдипа, соч. г. Мусоргскаго, allegro изъ симфонш г. Гусаковскаго, романсъ и фантаз1я для оркестра соч. К. Лядова и два нумера изъ творенш нашего народнаго композитора М. И. Глинки — вотъ капитальныя пьесы музыкальнаго вечера г. Лядова. Жаль, что, при этомъ чисто русскомъ ассортименте, гг. Рубинштейнъ, Сетовъ и Германовскш включили несколько сочиненш западныхъ композиторовъ. Лучше бы они взяли примеръ съ г. Ч1арди, который, хотя и неимеетъ претензш слыть за русскаго, а все-таки играетъ на флейте не что либо иностранное, а вар1ацш на руссюя темы25.
Общий интерес к народности в искусстве и русской идее на короткое время сблизил Вильбоа и Достоевского и способствовал их общению. Начиная с 1860-х гг. писатель, по словам А. П. Власкина и Г. К. Щенникова, проявляет «пристальный, с течением времени все более акцентированный и конструктивный для его творчества интерес к народности»: «Народность в понимании и выражении Достоевского обобщает многосоставное явление русской духовности, которое может быть обозначено как "народная религиозная культура"» [3, 28].
Свой взгляд на народность в музыке Вильбоа изложил во вступлении к статье «Краткий очерк музыкальных занятий детей», вышедшей в 87-м № газеты «Русский мир» за 1860 год (затем — в педагогическом «Журнале Министерства народного просвещения», ред. К. Д. Ушинский. 1860. № 10):
Въ последнее время понимаше музыки вошло въ необходимое услов1е каж-даго образованнаго человека. <...>
Изъ техъ странъ Европы, где вся масса народа склонна къ музыке, Росая представляетъ исключительный примеръ. Простой народъ, отстраненный своею жизшю отъ всякаго посторонняго вл1яшя, создалъ музыку, носящую на себе полный отпечатокъ нащональности, характеръ и самобытность которой резко отличаетъ ее отъ запада.
Въ Россш существуютъ: простое церковное пеше и народныя песни. Первое есть единственная въ этомъ роде музыка, не имеющая ничего общаго съ за-паднымъ церковнымъ пешемъ. Второе есть полное отражеше жизни народа, характеризующее те положешя, при которыхъ сложилось оно. Народныя песни замечательны особенно темъ, что въ составленш словъ музыки ихъ участво-валъ весь народъ. Такой избытокъ самостоятельнаго пешя, а следовательно музыки, даетъ верное понят1е о врожденной наклонности русскихъ къ этому искусству.
По мнению Вильбоа, музыка должна войти в состав общеобразовательных предметов русской школы. Однако же, замечает автор статьи, «музы-кальныя занят1я еще до сихъ поръ не введены въ кругъ детскаго образовашя. Оне не имеютъ права гражданства, на ряду съ другими предметами». Между тем «среднее сослов1е, отдалившись более или менее отъ народности и подпавши вл1янш извне, <.> утрачиваетъ отчасти любовь къ музыке»26.
Общение Достоевского и Вильбоа не могло быть продолжительным: оно началось и завершилось в первой половине 1860-х гг. Во второй половине 1860-х гг. Вильбоа переехал в Харьков, где преподавал историю и теорию музыки в университете, был успешным капельмейстером. «Театральный оркестръ, благодаря дирижорству г. Вильбоа, сделался лучшимъ въ городе», — отмечалось во «Всемирной иллюстрации»27. Здесь он открыл бесплатную музыкальную школу для детей всех сословий28. В 1872 году снова вернулся в Петербург, где прожил до 1876 года, однако вероятность того, что в это время он мог встречаться с Достоевским, крайне мала: фамилия Вильбоа не встречается в документах писателя, в мемуарах А. Г. Достоевской и его окружения.
В 1876 году Вильбоа уехал в Варшаву. Здесь он поступил на службу в артиллерийское ведомство, где и работал до 1880 года. Скончался русский композитор 4 (17) июля 1882 года в Варшаве — «скоропостижно, въ крайней бедности, после долгой трудовой и скитальческой жизни» [22, 191]. В некрологе, посвященном Вильбоа, Ц. А. Кюи писал, что композитор не заслужил того молчания, которым сопровождалась его кончина, и указал, что его записи русских народных песен, сделанные вместе с А. Н. Островским и В. П. Эн-гельгардтом, являются громадной заслугой перед русской музыкой29.
ПРИМЕЧАНИЯ
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Эпистолярное наследие Ф. М. Достоевского и его корреспондентов (1832-1867). Подготовка к публикации. Комментарии». № 17-34-01056а2.
1 Достоевский Ф. М. Письмо к Тургеневу И. С. От 23 декабря 1863 г. // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. СПб., 1985. Т. 28. Кн. 2. С. 60.
2 В статье Е. Савиной отмечено: «Не менее ценную информацию мне удалось отыскать в отчетах РМО (Русского музыкального общества. — И. А.) за 1862-63 гг. За тот год, что он преподавал в Консерватории <К. П. Лядов>, у него числилось около 60 воспитанников. И каково же было мое изумление, когда среди незнакомых фамилий я наткнулась, не больше — не меньше, на Федора и Михаила Достоевских! Как они оказались в стенах Консерватории? Ведь на момент поступления Федору Михайловичу был 41 год, а его брату — 42! Полагаю, не всем известно, что в Консерваторию в первые годы ее существования поступали люди, не завершившие впоследствии свое музыкальное образование и не получившие звание свободного художника. <.> В то время обучаться музыке было принято, даже модно, особенно среди людей дворянского происхождения» [18, 6-7]. Исследователям, знакомым с биографией Достоевского, известно, что в сентябре 1862 г.
(время официального открытия Консерватории) получение музыкального образования не было в числе жизненных приоритетов Ф. М. и М. М. Достоевских: они находились «в затруднительном материальном положении» [13, 379]. В отчете РМО за 1862-1863 гг., обнаруженном Е. Савиной, в списках воспитанников Консерватории числятся не писатель и его брат, а сыновья М. М. Достоевского — Федор (1842-1906) и Михаил (1846-1896). Первый из них учился в Консерватории с 1862 по 1865 гг. у А. Г. Рубинштейна и стал пианистом, директором Саратовского отделения РМО; второй — учился музыке по классу скрипки (А. Г. Достоевская вспоминала: «...Миша Достоевский, племянник Федора Михайловича, семнадцатилетний юноша, тогда изучавший игру на скрипке и по дороге из консерватории домой заходивший к нам» [7, 168]).
3 XIX вЪкъ. Светская музыка // Энциклопедически словарь: [86 т.] / изд. Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. СПб., 1899. Т. XXVIII. С. 700.
4 Ризенкампф А. Е. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Литературное наследство. М., 1973. Т. 86: Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. С. 322.
5 Достоевская А. Г. Ответы на анкету в «Альбоме признаний» 1889 г. [7, 678].
6 В НИОР РГБ сохранились письма Л. И. Шестаковой к А. Г. Достоевской за 1890—1902 гг.
7 НИОР РГБ. Ф. 93.II.2.93.
8 Выдержки из него привел музыковед А. А. Гозенпуд в обеих своих книгах, допустив досадную ошибку при цитировании: «.за исключением разве недоразвитого Лядова», тогда как в рукописи: «.за исключением разве неразвитого Лядова» (курсив мой. — И. А.) [5, 82]; [6, 89].
9 См.: Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1983. Т. 1. С. 786; Киселев В. А. Н. Островский и Вильбоа // А. Н. Островский и русские композиторы. М.—Л., 1937; The International Library of Music for Home and Studio: Music Literature / editor-in-chief, Charles Dennée. 1965. Vol. 2. P. 719.
10 Использована фотография с сайта http://www.biografija.ru.
11 Энциклопедически словарь: [86 т.] / изд. Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. СПб., 1994. Т. VI. С. 349.
12 Руссюя народныя пЪсни, записанныя подъ пЪше и аранжированныя для одного голоса съ аккомпанементомъ фортепьяно К. Вильбоа / Текстъ подъ редакщею Ап. Григорьева. С. Петербургъ: У Ф. Стелловскаго, 1860; Вильбоа К. П. 100 русскихъ пЪсень, записан-ныхъ съ народнаго напева и аранжированныхъ для одного голоса съ аккомпанементомъ фортетано / Текстъ подъ редакщею Ап. Григорьева. М.: Изд. А. Гутхейль. 158 с. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_004470198/viewer/
13 XIX вЪкъ. Светская музыка // Энциклопедически словарь: [86 т.] / изд. Брокгаузъ Ф. А., Ефронъ И. А. СПб., 1899. Т. XXVIII. С. 700.
14 Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым. М.: Музгиз, 1935. С. 189 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_005268493/viewer/?page=235
15 [Глинка М. И.] Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его съ родными и друзьями. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1887. С. 347—349 [Электронный ресурс]. URL: http:// xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003651162/viewer/?page=183
Этот же случай вспоминала певица Д. М. Леонова, в репертуаре которой были песни Глинки и Вильбоа: «У Глинки бывал Вильбоа, который отдавал многие свои сочинения под его редакцию. Из романса М. И. Глинки "Уймитесь волнения страсти" Вильбоа сделал дуэт и напечатал его без просмотра М. И. Когда М. И. проиграл этот дуэт на фортепиано,
то положительно пришел в негодование и сказал ему резко: "Разве может быть у меня такое соединение, какое вы сделали". М. И. был так раздражен, что тут же сгоряча просил Вильбоа не бывать больше у него» (Воспоминашя артистки императорскихъ театровъ Д. М. Леоновой // Исторически вЪстникъ. 1891. Т. 43. С. 341 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/005664_000048_RuPRLIB15000409/viewer/?page=387).
16 Русски Мiръ. 1860. № 77.
17 Соколовъ В. Т. Изъ воспоминани // Исторически ВЪстникъ. 1889. Т. 37. С. 537—538.
18 Сикевичъ В. М. Былыя встречи // Исторически ВЪстникъ. 1893. Т. 52. С. 112—113 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/005664_000048_RuPRLIB15000428/ viewer/?page=119
19 В «Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского» и в «Окружении Достоевского» С. В. Белова в числе персон, которые могли познакомить Достоевского с Вильбоа, назван А. Н. Островский. В то же время у самого С. В. Белова отмечено, что «знакомство Достоевского с Островским произошло в Москве во второй половине июня 1861 г., о чем Достоевский писал 31 июля 1861 г. поэту Я. П. Полонскому» [1, 148]. Однако письмо Вильбоа к Достоевскому датировано 2 апреля 1861 г. — следовательно, их знакомство произошло раньше, чем писатель познакомился с Островским.
20 Северная Пчела. 1861. № 80.
21 М. А. Балакирев, В. В. Стасов. Переписка: в 2 т. М.: Музыка, 1970. Т. 1. С. 249.
22 Мусоргский М. П. Письма. М.: Музыка, 1981. С. 28.
23 НИОР РГБ. Ф. 93.II.1.66.
24 Северная Пчела. 1861. № 77 (Четвергъ, 6 Апреля).
25 Петербургское Обозрите // Северная Пчела. 1861. № 80 (ПонедЪльникъ, 10 Апреля).
26 Русски Мiръ. 1860. № 87. С. 422—423.
27 Изъ Харькова (Корреспонденщя «Всемiрной иллюстраци») // Всемiрная иллюстращя. 1870. Т. 3. ЯнварьЛюнь. № 64. С. 214.
28 В «Харьковских губернских ведомостях» (1867, № 8) опубликован ее устав.
29 [Кюи Ц. А.] К. П. Вильбоа (Некрологъ) // Голосъ. 1882. 23 Ноября (5 Декабря). № 319. С. 2. Автор некролога не подписан. Атрибуция сделана по «Библиографическому указателю статей Ц. А. Кюи»: Кюи Ц. А. Избранные статьи. Л.: Гос. муз. изд-во, 1952. С. 624-660.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К. П. Вильбоа — Ф. М. Достоевскому
Многоуважаемый и добрейшш Эедоръ Михайловичь! Я не могъ никакъ быть у Васъ сегодня, потому что боленъ, что засвидетельствовать можетъ Викторъ Ивановичь Якушкинъ, который меня пользуетъ. Нашъ климатъ таковъ, что въ немъ гнездятся зародыши разныхъ недуговъ.
Искренно благодарю за доставленное удовольств1е, или лучше сказать, за наслаждете, которое я испытываю при чтенш Журнала Время. Дай Богъ ему расти и плодит<ь>ся до нескончаемой цыфры. <л. 1>
Уразумевъ вполне направлете Журнала, я бы считалъ для себя1 истинною радостт, чемъ нибудь содействовать той правде, которую проводите Вы на страницахъ его.
Музыка вообще, а наша Русская въ особенности, есть темный закоу-локъ, куда не всякой заглядываешь и где творятся вотющ1я угловатости и кривды. Въ сегоднишнихъ афишахъ объявленъ Концертъ Лядова который будетъ въ Четвергъ 6 Апреля. Составь весьма любопытенъ, ибо въ немъ исполнятся много сочиненш нашихъ здешнихъ <л. 1 об.>
Петербургскихъ композиторовъ, а именно: Даргомыжскаго, Балакирева, Муссорскаго, Гуссаковскаго и наконецъ самаго К. Лядова (не упоминая Глинки). Все поименнованные личности мало веруютъ и сознаютъ народность въ искустве (за исключетемъ разве неразвитаго Лядова). Мне бы очень хотелось по поводу этаго концерта написать статью совпадающую съ духомъ литературы2 критическихъ статей вашего Журнала, но я боленъ и выходить эти дни не могу, а боюсь что все билеты расхватаютъ; а потому если3 Вы можете добыть4 какъ нибудь мне билетъ, то много и много буду Вамъ благодаренъ и возвращу следуемыя за него деньги. <л. 2> Затруднетя взять билетъ, я не могу самъ отстранить, потому что у меня вся прислуга состоитъ изъ не сведущихъ въ этомъ деле женщинъ да ктому же дистанщя огромнаго размера. Между прочимъ, я послалъ къ Толбину въ виде анонса несколько строчекъ въ Пчелу, где укололъ немного5 Рубинштейна<,> Германовскаго и Сетова, за то, что они изволютъ петь и играть избитыя до приторности сочинетя, известныя всемъ, даже школ<ь>никамъ и темъ разрушаютъ единство направлетя программы.
До пр1ятнаго свидатя добрейшш Эедоръ Михайлови<чъ> вашъ искренно преда<нный> К. Вильбоа
2 Апреля 1861 года вечеръ
На случай Адресъ мой
На углу Знаменской и Сапернаго переулка
въ доме Абросимовой № 13. Констан<тинъ> Петров<ичъ> Вильбоа <л. 2 об.>
1 Было: себе, исправлено: для себя
2 литературы вписано.
3 если вписано.
4 Было: устроить, исправлено на: добыть
5 Далее было: за
2 апреля 1861 г., С.-Петербург — в С.-Петербург
Источник текста: НИОР РГБ. Ф. 93.11.2.33. 2 лл.
Отрывок опубликован в книгах А. А. Гозенпуда: [5, 82]; [6, 89].
Публикуется полностью впервые.
Комментарии:
...Викторъ Ивановичь Якушкинъ (1829-1872, tРим, Тестаччо). Лекарь в Санкт-Петербурге, затем в Мценском уезде. Учился в Орловской гимназии вместе с Н. С. Лесковым (Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. М., 1958. Т. 11. С. 71). Окончил в 1854 году Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Титулярный советник. Демократ по убеждениям. Сын помещика и крепостной. Брат фольклориста, этнографа и писателя Павла Ивановича Якушкина. Жена — в дев. Елизавета Мардарьевна Милюкова — благотворительница, организовавшая училище для крестьянских детей в Чернском уезде Тульской губернии. Двоюродный брат Ивана Дмитриевича Якушки-на — декабриста. Исследователи творчества И. С. Тургенева высказывали предположение, что В. И. Якушкин был одним из прототипов Базарова (см.: [21]; [17]).
О личном знакомстве Достоевского с В. И. Якушкиным доподлинно неизвестно. Писатель был знаком с Е. И. Якушкиным — сыном И. Д. Якуш-кина, двоюродным племянником В. И. Якушкина. Сохранились 3 письма Ф. М. Достоевского к Е. И. Якушкину из Семипалатинска за 1857-1858 гг. (НИОР РГБ. Ф. 93.1.6.48).
.. Журнала Время — литературный и политический журнал, издававшийся братьями М. М. и Ф. М. Достоевскими в 1861-1863 гг. Основное направление журнала — «почвенническое» (понимание русской идеи как примирения всех европейских идей). Был закрыт правительственным распоряжением весной 1863 года.
...Концертъ Лядова — Константин Николаевич Лядов (24 апреля (6 мая) 1820 — 7 (19) декабря 1871; похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге) — пианист, оперный композитор и дирижер, педагог. Принадлежал к известной в Петербурге музыкальной династии. Воспитывался в Императорском Театральном училище. С 1850 года — дирижер, позднее главный капельмейстер русской оперы в Петербурге и первый капельмейстер Мариинского театра. Лядов на протяжении двух лет вел хоровой класс и занимал должность преподавателя элементарной теории музыки в открывшейся осенью 1862 года первой в России Консерватории при Русском музыкальном обществе в Петербурге. Отец композитора А. К. Лядова (см. о них: [16]).
...Даргомыжскаго... — Александр Сергеевич Даргомыжский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург) — композитор, основоположник реалистического направления в русской музыке. Наиболее известные произведения — оперы «Эсмераль-да» (1838-1841), «Торжество Вакха» (1843-1848), «Русалка» (1848-1855), «Каменный гость» (1866-1869). Даргомыжский, кроме Глинки, повлиял на формирование Вильбоа как композитора. В 1850-е гг. Вильбоа входил в кружок Даргомыжского (см. об этом: [14, II]).
...Балакирева... — Милий Алексеевич Балакирев (21 декабря 1836 (2 января 1837), Нижний Новгород — 16 (29) мая 1910, Санкт-Петербург) — русский композитор, пианист, дирижер, педагог, глава «Могучей кучки». Основатель (вместе с Г. Я. Ломакиным) «Бесплатной музыкальной школы», состоявшей под императорским покровительством. С 1883 года заведовал придворной певческой капеллой. Основные произведения: оркестровая музыка к «Королю Лиру» (1860), увертюра на чешские темы (1856), романсы, песни и др.
...Муссорскаго... — Модест Петрович Мусоргский (9 (21) марта 1839, с. Ка-рево, Псковская губ. — 16 (28) марта 1881, Санкт-Петербург) — русский композитор, член «Могучей кучки». В 1852-1856 гг. учился в Школе гвардейских прапорщиков. В 1858 году вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Основные произведения: симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), оперы «Борис Годунов» (1869), «Хованщина» (ок. 1873-1880), романсы и песни и пр. Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге 4 февраля 1881 года. Когда перед публикой вынесли портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон (см.: [12, 269]). А. А. Гозенпуд отмечает, что Мусоргский и Достоевский встречались, участвуя в одних и тех же литературно-музыкальных вечерах, и имели общих знакомых и друзей: Т. И. Филиппова, И. Ф. Горбунова, Д. М. Леонову, Ф. И. Стравинского и некоторых других [6, 169]. О родственности талантов Достоевского и Мусоргского см.: [10]; [5]; [6]; [20]; [4].
...Гуссаковскаго... — Аполлон Селиверстович Гуссаковский (1841, Ахтыр-ка, Украина — 25 февраля (9 марта) 1875, Санкт-Петербург) — русский композитор, член «Могучей кучки». По образованию химик, окончивший факультет естественных наук Петербургского университета (1863). Большинство его сочинений создано в 1857-1861 гг., в дальнейшем отошел от музыкальной деятельности.
...не упоминая Глинки... — Михаил Иванович Глинка (20 мая (1 июня) 1804, с. Новоспасское, Смоленская губ. — 3 (15) февраля 1857, Берлин) —
русский композитор. Основные произведения: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836), «Руслан и Людмила» (1837-1842), романсы и песни и др. Родоначальник русской музыкальной классики, определивший новое понимание народности в музыке. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и др.
...послалъ къ Толбину ... несколько строчекъ въ Пчелу... — Василий Васильевич Толбин (1821 или 1823-1869) — русский поэт и очеркист. Как художественный критик сотрудничал в «Сыне Отечества», «Финском вестнике», «Искре», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Литературной газете» и др. В начале 1860-х гг. писал фельетоны в журнал «Северная пчела» и был постоянным членом редакции. О личном знакомстве Толбина с Достоевским неизвестно. Черта биографической близости: и Толбин, и Достоевский посещали собрания петрашевцев. Первый бывал там нечасто, хотя был привлечен к следствию и давал показания (см.: [9; 60, 116, 122]).
...Рубинштейна... — Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, с. Выхватинец, Подольская губ. — 8 (20) ноября 1894, Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный педагог. Один из основателей Русского музыкального общества, директор Петербургской консерватории в 1862-1867 гг. Основные произведения композитора: оперы «Дмитрий Донской» (1849), «Демон» (1875), «Купец Калашников» (1880) и др., оратории, симфонии, концерты для фортепиано и пр.
.. .Германовскаго... — Адам Германовский (Герман) — виолончелист; родился в 1839 году в Варшаве; с успехом концертировал в России; преподаватель игры на виолончели.
...Сттова... — Иосиф Яковлевич Сетов (наст. фам. Сетгофер-Сетгоф; 1826, Москва — 26 декабря 1893 (7 января 1894), Киев) — оперный певец, режиссер, антрепренер. Родился в Москве в семье выходцев из Венгрии. Закончил юридический факультет Московского университета, служил чиновником Министерства народного просвещения. Оставил службу ради вокальной карьеры. Пению обучался в Париже. 20 сентября 1855 года дебютировал в партии Сэра Эдгара Равенсвуда в опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Петербургской императорской труппе (Мариинский театр), на этой сцене он проработал с 1855 по1864 гг. Пел в концертных выступлениях К. Н. Лядова, Э. Ф. Направника, И. О. Шрамека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов, С. В. Энциклопедический словарь «Ф. М. Достоевский и его окружение» / С. В. Белов. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — Т. 1: [А-К]. — 572 с.
2. Борисова, И. В., Жаткин Д. Н. Немецкая музыкальная классика в творческом осмыслении Ф. М. Достоевского / И. В. Борисова, Д. Н. Жаткин // Вестник РУДН. — 2008. — №2. — С. 5-10 [Электронный ресурс]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-muzykalnaya-klassika-v-tvorcheskom-osmyslenii-f-m-dostoevskogo (10.07.2017)
3. Власкин, А. П., Щенников, Г. К. Народность / А. П.Власкин, Г. К. Щенников // Достоевский : Эстетика и поэтика : словарь-справочник. — Челябинск : Металл, 1997. — С. 28.
4. Гаричева, Е. А. Достоевский и Мусоргский : к характеристике речевой и музыкальной интонации / Е. А. Гаричева // Достоевский. Материалы и исследования. — Санкт-Петербург, 2001. — Т. 16. — С. 199-221.
5. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка / А. А. Гозенпуд. — Ленинград : Музыка, 1971. — 175 с.
6. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство / А. А. Гозенпуд. — Ленинград : Сов. композитор : Ленингр. отд-ние, 1981. — 224 с.
7. Достоевская, А. Г. Воспоминания. 1846-1917 / А. Г. Достоевская ; вст. статья, под-гот. текста, примечания И. С. Андриановой и Б. Н. Тихомирова. — Москва : ООО «Бос-лен», 2015. — 768 с.
8. Достоевская, Л. Ф. Достоевский в изображении своей дочери / Л. Ф. Достоевская. — Санкт-Петербург : Андреев и сыновья, 1992. — 244 с.
9. Егоров, Б. Ф. Петрашевцы / Б. Ф. Егоров. — Ленинград : Наука, 1988. — 237 с.
10. Каратыгин, В. Г. Избранные статьи / В. Г. Каратыгин. — Москва : Музыка, 1965. — 351 с.
11. Каренин, В. Комментарии / В. Каренин // Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым. — Москва, 1935. — С. 193-195.
12. Лапшин, И. И. Модест Петрович Мусоргский / И. И. Лапшин // Лапшин И. И. Художественное творчество. — Петроград : Центр. кооперативное изд-во «Мысль», 1922. — С. 188-269.
13. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского : в 3 т. — Санкт-Петербург : Академический проект, 1999. — Т. 1 : 1821—1864. — 536 с.
14. Мерович, А. Б. Русский бытовой романс второй половины XIX века / А. Б. Мерович. — Москва, Ленинград : Гос. муз. изд-во, 1948. — V, 116 с.
15. Миронова, Н. А. Московская консерватория: истоки : воспоминания и документы, факты и комментарии / Н. А. Миронова. — Москва : Московская гос. консерватория, 1995. — 93 с.
16. Помазанский, А. Е. Лядовы и Помазанские — музыкальная семья. Из истории русской музыкальной культуры XIX-XX вв. / А. Е. Помазанский. — Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2014. — 279 с. [Электронный ресурс]. —URL : http://www.spbgasu.ru/ upload-files/users/anastasia/kafedri/istorii/Ljadov.pdf (10.07.2017).
17. Пустовойт, П. Г. И. С. Тургенев — художник слова / П. Г. Пустовойт. — Москва : Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
18. Савина, Е. Константин Лядов — один из первозванных... / Е. Савина // Малоизвестные страницы истории Консерватории. — 2012. — Вып. XII. — С. 4-9.
19. Соловьев, С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского / С. М. Соловьев. — Москва : Сов. писатель, 1979. — 352 с.
20. Степанова, И. Мусоргский и Достоевский / И. Степанова // М. П. Мусоргский и музыка XX века. — Москва, 1990. — С. 41-64.
21. Чернов Н. Об одном знакомстве И. С. Тургенева / Н. Чернов // Вопросы литературы. — 1961. — № 8. — С. 188-193.
22. Чешихин В. История русской оперы (с 1674 по 1903 г.) / В. Чешихин. — Санкт-Петербург : И. Юргенсон, 1905. — 638 с.
23. Штейнпресс Б. С. Музыка XIX века / Б. С. Штейнпресс. — Москва : Сов. композитор, 1968. — Ч. 1 : Классицизм и романтизм. — 486 с.
24. Шишкова М. П. Тверской край — Музыка — Санкт-Петербург / М. П. Шишкова. — Тверь : Фактор, 2003. — 143 с.
Irina S. Andrianova
Ph.D. in Philology, Head of Web-laboratory of the Faculty of Philology, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) yarysheva@yandex.ru
DOSTOEVSKY'S ACQUAINTANCES:
K. P. VILLEBOIS, RUSSIAN COMPOSER WITH A FRENCH SURNAME
Abstract. All his life F. M. Dostoevsky was bound with music. He liked singing and attended literary and musical events and concerts, Russian and Italian opera. Thus, music found its way in his works. The writer was well-received among the composers, musicians, singers and actors. Dostoevsky used to meet Petersburg musicians in different years, particularly, in 1860 in the circle of his friends, at literary and musical events, where they often appeared together. Among his acquaintances there were musicians and composers M. I. Glinka, K. N. Lyadov, M. P. Mussorgsky, the Rubinsteins, A. N. Serov, P. P. Sokalsky, K. P. Villebois, G. Venyavsky, N. A. Kashevsky. Dostoevsky met only once some of them while he was bound with others by companionship during a long time. In late 1860 — early 1861 Dostoevsky got acquainted with composer K. P. Villebois, a disciple and assistant of M. I. Glinka. A common interest they had in determining an ethnie in art and in the Russian idea drew them together for a short period of time. This article based on the study of the periodicals of the 19th century reveals the forgotten and new biographical data of Villebois and presents an overview of his relations with Glinka and Dostoevsky. There is the only letter of the composer to the writer remained unpublished in full. It shows the level of Dostoevsky's musical culture and his circle of contacts among musicians in the 1860s. Attached to the article there is the letter published with commentaries.
Keywords: Dostoevsky, K. P. Villebois, M. I. Glinka, Balakirev's circle, an ethnie in art, Russian composers of the 19th century, "enlightened dilettantism"
REFERENCES
1. Belov S. V. Entsiklopedicheskiy slovar «F. M. Dostoevskiy i ego okruzhenie» [Encyclopedic Dictionary "F. Dostoevsky and His Environment": in 2 Vols]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2001, vol. 1. 572 p. (In Russ.)
2. Borisova I. V., Zhatkin D. N. German Classical Music in the Creative Interpretation by F. M. Dostoevsky. In: Vestnik RUDN [RUDNJournal], 2008, no. 2, pp. 5-10. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-muzykalnaya-klassika-v-tvorcheskom-osmyslenii-f-m-dostoevskogo (accessed 10 July 2017). (In Russ.)
3. Vlaskin A. P., Shchennikov G. K. Nation. In: Dostoevskiy: Estetika ipoetika: slovar'-spravochnik [Dostoevsky: Aesthetics and Poetics. Dictionary and Reference Book]. Chelyabinsk, Metall Publ., 1997. 28 p. (In Russ.)
4. Garicheva E. A. Dostoevsky and Mussorgsky: on the Characteristic of Speech and Musical Intonation. In: Dostoevskiy. Materialy i issledovaniya [Dostoevsky. Materials and Researches]. St. Petersburg, 2001, vol. 16, pp. 199-221. (In Russ.)
5. Gozenpud A. A. Dostoevskiy i muzyka [Dostoevsky and Music]. Leningrad, Muzyka Publ., 1971. 175 p. (In Russ.)
6. Gozenpud A. A. Dostoevskiy i muzykal'no-teatral'noe iskusstvo [Dostoevsky and Music and Drama Art]. Leningrad, Sovetskiy Kompozitor Publ., 1981. 224 p. (In Russ.)
7. Dostoevskaya A. G. Vospominaniya. 1846-1917 [Memoirs. 1846-1917]. Moscow, Boslen Publ., 2015. 768 p. (In Russ.)
8. Dostoevskaya L. F. Dostoevskiy v izobrazhenii svoey docheri [Dostoevsky as Figured by His Daughter L. Dostoevskaya]. St. Petersburg, Andreev i synov'ya Publ., 1992. 244 p. (In Russ.)
9. Egorov B. F. Petrashevtsy [The Petrashevets Circle]. Leningrad, Nauka Publ., 1988. 237 p. (In Russ.)
10. Karatygin V. G. Izbrannye stat'i [Selected Articles]. Moscow, Muzyka Publ., 1965. 351 p. (In Russ.)
11. Karenin V. Commentaries. In: Perepiska M. A. Balakireva s V V Stasovym [Correspondence Between M. A. Balakirev and V. V Stasov]. Moscow, 1935, pp. 193-195. (In Russ.)
12. Lapshin I. I. Modest Petrovich Mussorgsky. In: Lapshin 1.1. Khudozhestvennoe tvorchestvo [Lapshin 1.1. Artistic Creation]. Petrograd, Mysl' Publ., 1922, pp. 188-269. (In Russ.)
13. Letopis' zhizni i tvorchestva F. M. Dostoevskogo: v 3 tomakh [The Chronicle of Dostoevsky's Life and Works: in 3 Vols]. St. Petersburg, Akademicheskiy proekt Publ., 1999, vol. 1: 1821-1864. 536 p. (In Russ.)
14. Merovich A. B. Russkiy bytovoy romans vtoroy poloviny XIX veka [The Russian Domestic Romance of the Second Half of the 19th Century]. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 1948. 116 p. (In Russ.)
15. Mironova N. A. Moskovskaya konservatoriya: istoki: vospominaniya i dokumenty, fakty i kommentarii [The Moscow Conservatory: Origins: Memories and Documents, Facts and Commentaries]. Moscow, Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya Publ., 1995. 93 p. (In Russ.)
16. Pomazanskiy A. E. Lyadovy i Pomazanskie — muzykal'naya sem'ya. Iz istorii russkoy muzykal'noy kul'tury XIX-XX vv. [The Lyadovs and the Pomazanskys are Musical Families. From the History of Russian Musical Culture of the 19th and 20th Centuries]. St. Petersburg, Politekhnika-servis Publ., 2014. 279 p. Available at: http://www.spbgasu.ru/upload-files/ users/anastasia/kafedri/istorii/Ljadov.pdf (accessed 10 July 2017). (In Russ.)
17. Pustovoyt P. G. I. S. Turgenev — khudozhnik slova [I. S. Turgenev Is an Artist of the Word]. Moscow, Moscow State University Publ., 1987. 301 p. (In Russ.)
18. Savina E. Konstantin Lyadov Is One of the First Called. In: Maloizvestnye stranitsy istorii Konservatorii [Little-known Pages of the History of the Conservatory], 2012, issue 12, pp. 4-9. (In Russ.)
19. Solov'ev S. M. Izobrazitel'nye sredstva v tvorchestve F. M. Dostoevskogo [Figures of Speech in the Works of F. M. Dostoevsky]. Moscow, Sovetskiy pisatel' Publ., 1979. 352 p. (In Russ.)
20. Stepanova I. Mussorgsky and Dostoevsky. In: M. P. Musorgskiy i muzyka XX veka [M. P. Mussorgsky and Music of the 20th Century]. Moscow, 1990, pp. 41-64. (In Russ.)
21. Chernov N. About One Acquaintance of I. S. Turgenev. In: Voprosy literatury, 1961, no. 8, pp. 188-193. (In Russ.)
22. Cheshikhin V. Istoriya russkoy opery (s 1674 po 1903 g.) [The History of Russian Opera (From 1674 to 1903)]. St. Petersburg, I. Yurgenson Publ., 1905. 638 p. (In Russ.)
23. Shteynpress B. S. Muzyka XIX veka [Music of the 19th Century]. Moscow, Sovetskiy Kompozitor Publ., 1968, part 1: Classicism and Romanticism. 486 p. (In Russ.)
24. Shishkova M. P. Tverskoy kray — Muzyka — Sankt-Peterburg [Tver Region — Music — St. Petersburg]. Tver, Faktor Publ., 2003. 143 p. (In Russ.)
Дата поступления в редакцию: 16.07.2017