Научная статья на тему 'Знак как отображение географического пространства-времени: возможности междисциплинарных исследований'

Знак как отображение географического пространства-времени: возможности междисциплинарных исследований Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
563
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАК / ИНФОРМАЦИЯ / НАВИГАЦИЯ / ГНОМОН / ФОРМА ТЕНИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Паранина Алина Николаевна, Паранин Роман Викторович

Исследования северных лабиринтов, проведенные авторами с помощью гномона солнечных часов-календарей, позволяют реконструировать процесс создания знаков как отражения (графического отображения) технологий астрономического ориентирования в пространстве-времени. В статье рассмотрены: семиотические возможности графиков тени как моделей географического пространства-времени (маркировка сезонов года и положения в географическом пространстве); примеры графического и семантического соответствия характерных форм тени и образцов материальной и нематериальной культуры; новый метод семиотических и лингвистических реконструкций от природного источника информации о пространстве-времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знак как отображение географического пространства-времени: возможности междисциплинарных исследований»

научный поиск

УДК 911.3.009 ББК 26.8

А.Н. Паранина, Р.в. Паранин

ЗНАК КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ: ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫ1Х ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования северных лабиринтов, проведенные авторами с помощью гномона солнечных часов-календарей, позволяют реконструировать процесс создания знаков как отражения (графического отображения) технологий астрономического ориентирования в пространстве-времени. В статье рассмотрены: семиотические возможности графиков тени как моделей географического пространства-времени (маркировка сезонов года и положения в географическом пространстве); примеры графического и семантического соответствия характерных форм тени и образцов материальной и нематериальной культуры; новый метод семиотических и лингвистических реконструкций - от природного источника информации о пространстве-времени.

Ключевые слова:

знак, информация, навигация, гномон, форма тени.

Паранина А.Н., Паранин Р.В. Знак как отображение географического пространства-времени: возможности междисциплинарных исследований // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 3. - С. 95-101.

© Паранина Алина Николаевна - кандидат географических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: galina_paranina@mail.ru © Паранин Роман Викторович - студент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: galina_paranina@mail.ru

Объекты и методы

Северные лабиринты - спирали, выложенные из дикого камня, располагаются на берегах северных морей от Великобритании до России; знаки лабиринта встречаются на всех континентах кроме Антарктиды и весьма почитаемы у всех народов (рис. 1, А, Б). Самое большое и древнее скопление лабиринтов находится на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага (на площади 1,25 км1 более 30 объектов возрастом до 6500 л.).

Наши исследования лабиринтов Белого моря 2009-2016 гг. показали, что бис-пиральные лабиринты-гномоны могут выполнять функции солнечных часов-календарей [3-7; 9-13]. Наиболее функциональны выкладки рисунков, симметричных относительно меридиана, проведенного через центр, - в них полуденная тень центрального сложения (или одиночного камня), достигает в течение года крайних дуг: летом - внутренней, зимой - внешней (рис. 1, А).

Гномон (греч. «тот, кто знает») вошел в историю культуры как древнейший астрономический инструмент - угломер, который обеспечил объективную основу существующих систем измерения, а в навигации - определение географической широты и создание региональных сетей. Сравнение знаков с геометрией (формой) теней позволяет установить их семантические связи с первоисточником - природой в планетарно-космиче-ском измерении.

Если последовательно прочерчивать положения тени и соединять вершины линий, расходящихся от гномона, получится графическая запись движения Солнца за один день - вилы света (рис. 2, А, В). Очевидно, что этот график тени составляет геометрическую основу атрибутов верховных языческих богов: рыбий хвост (отдельные черточки - плавниковые лучи), рога (черточки - годовой прирост) или крылья (черточки - перья). Шесть основных на- ¡5 правлений соответствуют равноденствиям ц. и солнцестояниям и образуют матрицу ка- ^

А

Б

В

Рис. 1. Биспиральные лабиринты и технологии гномона: А - лабиринт № 1 на Большом Заяцком о-ве, d = 10 м; Б - критская серебряная монета; В - лабрис из коллекции археологического музея в Ираклионе (о. Крит).

о

А - зимнее солнцестояние: тени ложатся в северном секторе площадки, т.к. восходы/заходы Солнца имеют место в южной половине горизонта;

Б - весеннее и осеннее равноденствия: тени образуют линию З-В;

В - летнее солнцестояние: тени ложатся в южном сек-

торе площадки.

Рис. 2. Схема площадей, покрытых тенью (гномон в горизонтальной проекции - точка).

лендаря, а также многих знаков, образов и символов.

Графическая модель года по расчетам суммы суточных теней (с интервалом в 1 час) на 22 число каждого месяца является ключом к пониманию целого ряда символов, образов и легенд. При её художественной интерпретации получается лабрис - двусторонний двурогий топор Зевса (рис. 1, В) и другие сакральные образы: солнечный рак, многорукий или шестиру-кий Шива, лотос как символ «дня богов», длящегося один год, феникс, дракон и др. Площадь, покрытая тенью - основа солярных символов, отражающих время, цикличность, неразрывное единство мира: света и тени, хаоса и порядка.

Алгоритм кодирования знаков природы «природный процесс - знак - мифологический образ» позволяет дать этим понятиям новые определения, основанные на их функциях, свойствах и генезисе: «знак» -графическая модель природного процесса (реальное его отражение, абстрактное для

восприятия); «образ» - художественная модель знака (конкретен по форме, идеален по содержанию); «миф» - обобщенная образно-сюжетная модель природного процесса (при раскрытии рационального содержания мифа, его мистическая составляющая существенно уменьшается).

Результатом проведенного исследования стала навигационная концепция информационного моделирования мира и новые методы анализа семиотики природы и культуры [5; 11].

Обсуждение результатов.

Исследования технологий навигации позволяют установить связь графических знаков и художественных образов: 1) между собой (знак-знак, знак-образ, образ-образ); 2) с природным процессом (астрономическим событием и его фенологическим следствием, значимым для жизни); 3) с фонетическим эквивалентом - огласовкой. В таблицах приведены некоторые примеры соответствия знаков и символов календар-

ным формам тени и элементам астрономических инструментов (табл. 1-3).

Звуки, обозначаемые латинскими буквами V/U, легко заменяются (например, в английском, осетинском и др.). Генетическое родство графики этих букв можно объяснить на навигационной основе, если сопоставить U с верхней, а V - с нижней границами зимней тени (рис. 2, А). Содержание этих знаков - полный цикл, начало и конец дня и года, первый день в Заполярье, формируется в процессе прямого визирования (наблюдения восходов/заходов

Солнца в пригоризонтной обсерватории), а на этапе обратного визирования (по гномону) - дополняется осознанием единства света/тени.

Звук «у» входит в древние сакральные имена (например, Укко - верховный бог в карело-финском эпосе, Уран - бог неба в греческой мифологии), в обозначение времени - ур (hour, англ.). Поскольку вилка, обращенная «рогами» вверх, отображает самый короткий день года, когда восход и заход максимально сближаются, а в полярных районах сливаются в одну точку, то

Таблица 1

Семиотика и семантика графика тени за сутки

№ График тени Время суток Знаки-эквиваленты Семантика знаков

1 I - черта восход 1, I единица, первый, начало.

2 V/U - вилы заход 2, S, Z, N цикл измерений; четность (парность); направление, угол, номер.

3 перегиб, середина полдень Y буква «ипсилон» греч., «игрек» лат. прообраз меридиана, оси ординат

4 3 луча из одной точки восход,за-ход, полдень трезубец символ власти над тьмой и хаосом: атрибут Зевса, Посейдона, Шивы; тамга Рюрика («лапка ворона»)

5 расходящиеся лучи прорисовка по часам разметка солнечных часов тени, расходящиеся от гномона: «венчик», «раковина», «павлин», «рыбий хвост», «рога», «крылья» и др.

о

СП I—

о

CD ^

ю О

Таблица 2

Семиотика и семантика графика тени за год

№ График тени Время года Знаки-эквиваленты Семантика знаков

V буква «в» лат.

и буква «у» лат.

1 V Зима Рога, поднятые вверх бык - символ зимы

Сокол, летящий вниз элемент геральдики

треугольник вершиной вниз «зимняя пирамида»

2 весна/ горизонтальная линия граница: зима/лето, параллель

— осень Сокол (Др. Египет) символ Солнца

л, буква «л» кириллица

Д буква «дельта» греческого алфавита

пирамида ▲ верх, вертикальные связи, наиболее устойчивая форма в поле силы тяжести Земли

3 Л Лето «всевидящее око» гномон фиксирует на графике весь путь Солнца (а в пригоризонтной обсерватории фиксируются только точки восхода/захода)

Рога вниз поверженный бык

Сокол, летящий вверх элемент геральдики

4 Х Солнцестояния «косой» крест, треугольники, совмещенные в гексаграмме Зима и лето, земля и небо, огонь и свет: единство противоположностей, взаимное дополнение

5 Ж год коло (рис. 2, Г; 3), Ж, форма креста (I +Х) Буква «Ж»; графическая матрица алфавита и образов пространства-времени (лабрис, лотос, Шива, орел др.)

98 Таблица 3

Семиотика и семантика технологии инструмента-гномона

№ Инструмент Комментарий Знаки Семантика знаков

1 I Вертикальный гномон I, Т Первый угломер - источник знаний и знаков (посох, скипетр, жезл, фигура человека, таула, столп, трон); тор (полдень), топ (место); начало, время, бытие (ist)

2 ST Гномон и веревка (или змея) кадуцей, посох Ас-клепия и др. Шест и веревка - основа разметки и измерения, циркуль, отвес, прямоугольный треугольник (3х4х5); змея - символ вечности-возрождения (циклического времени), спираль, зигзаг (граф).

3 L Вертикальный гномон с тенью L, 7, Г Обозначение тени-знака: угла, движения, левой стороны, горизонтальной плоскости

4 А Наклонный гномон А Буква - символ начала, заменила в этом значении «I» и «Т»

5 О Круг, лимб О Круг - модель горизонта, Лимб - разметка круга, этапы цикла

6 □ Точка - горизонтальная проекция гномона □ ! i Обозначение Солнца в астрономии (круг с точкой) и лингвистике (знак восклицания, «и» с точкой)

7 П Солнечные врата, окна и др. формы направленного луча П Буква «п», кириллица

о

получаем объективное обоснование природной основы ряда слов, связанных с понятием «узкий». Реалистичное объяснение получает так же ткацкое понятие «уток» -нить, которая вплетается между прямыми параллельными элементами «основы», и образует острый угол на краях холста.

Двусторонняя форма графика света объясняет: имена верховных богов (например, di-we крито-микен. «бог», Дий - Зевс, Дый -славянский аналог Зевса, Дивы - боги и полубоги, санскр. «сияющие», Буга - в мифах Сибири и др.; мифологические сюжеты и народные традиции, в которых бык - олицетворение зимы (беды), и победа над ним обеспечивает приход лета (жизни), например, сибирские календарные мифы о борьбе быка и коня, жертвоприношения быков в античности и традицию корриды. Укрощение минотавра в лабиринте так же можно понять на основе календаря, т.к. штык и веревка - инструменты, необходимые и достаточные для его создания (рис. 1, Б).

Гномон дает лингвистике объективные критерии и материальная основа для анализа наименьших фонетических единиц и графических элементов - звуков, букв, слогов. Например, можно выделить основу понятий, образованных с помощью элементарной фонетической единицы пе-: перо (деталь графика теней и элемент крыла птицы) -перст (палец-гномон технологии ладонь-часы/календарь - в Карелии и Армении) -Перун (бог-громовержец, воплощаемый форме вертикального гномона-идола) -

петр (камень, астрономический визир мегалитического календаря). Приведенные понятия связаны с технологиями солярного ориентирования и солнечным культом, что позволяет соотнести значение исходного элемента пе- с понятием «свет».

При добавлении в рассматриваемую выборку новых понятий, гласные звуки не учитываются, а согласные варьируют: взаимозаменяемы в/ф/б/п, р/л, д/т и другие парные звуки [1; 2]. Например, Пейва /pdivd «Солнце /день», в карел. и финн. языках. Очевидна связь со светом и Солнцем слов: wa-o - обозначение лабиринта в микенских текстах, Ваал - верховный финикийский бог (изображается в трехрогом шлеме), вал - возвышенность (часто встречается в топонимах Карелии), вол - бык с преувеличенными размерами рогов, би - шест в китайской гномонике I тыс. л. до н.э.

Природный феномен, обозначаемый понятием «свет», - источник жизни, энергии и информации, имеющий огромное количество свойств и отношений, каждое из которых может быть обозначено. Например, исследования истории оптики показали, что понятия «glas» (свет) и «глаз» (орган зрения) идентичны фонетически, т.к. являются звеньями одного процесса [8].

В [1] представлена концепция топонимической маркировки территориальных систем по Солнцу, состояние которого можно описать тремя основными характеристиками: цвет, высота, температура. Южные элементы систем получают названия, харак-

теризующие Солнце в полуденной кульминации: горячий, высокий, красный; северные элементы маркируются понятиями «белый», «низкий», «холодный». На широком топонимическом материале, автором рассмотрено значение парных звуков р/л в корнях рус- и лоп-, как противопоставление юга и севера. Ретроспективный анализ технологий навигации позволяет нам соотнести возраст этих названий с эпохой мегалитов [6].

В технологии обратного визирования суточная кульминация Солнца отмечается по тени, направленной на север. Этот надежный ориентир, получаемый ежедневно в любой точке географического пространства, объясняет фонетическое сходство слов: нем. Norden «север» и Ordnung «порядок», лат. ось ординат, ороген «горы» и других, связанных с высшей точкой процесса (кульминацией). В фонетической паре р/л гномон раскрывает новые соотношения: движение Солнца (Ра) и знак (форма тени), вертикальная и горизонтальная плоскости, восток и запад, правая и левая стороны (лицом к северу).

Навигационная природа знака объясняет графическое и семантическое родство знаков, применяемых для обозначения времени и температуры (Т), а так же совершенно несходных букв и звуков ф/т [f /1] - Фео/Тео/Дао (в именах, в обозначении бога), где: Т - гномон и основные ориентиры СЮ и ЗВ; Д - соответствует летней пирамиде, обращенной вершиной вверх -символу движения вверх и жизни (рис. 2, В); Ф - полному годовому кругу, в котором проявляются все процессы природы, включая разрушение [5; 7].

В качестве комментария к семиотическим возможностям инструментов разной формы (табл. 3), отметим, что первые описания солнечных часов в форме «Т» относятся к 1306-1290 до н.э. (на стене гробницы Сети 1), а на Севере России до сих пор существует традиция установки навигационных крестов перекладиной на север, что служит компасом для путников и моряков.

Мегалитические сооружения в форме буквы «Т» известны как таулы на о-ве Минорка в Средиземном море (возраст 3000 л.). Таула располагается в южной части или в центре поселения, достигает высоты 3,7 м и представляет собой вертикальный столб (монолит или несколько камней, друг на друге) перекрытый горизонтальным камнем. К столбу обычно примыкает U-образная стена. Т-образные инструменты обнаружены так же в восточ-

ной Турции, в т.ч. на мегалитическом комплексе Гебекле-Тепе (более 11000 л.).

Эффективность использования Т-образного гномона (тау-креста) была проверена нами в эксперименте. Тень от предмета в форме «Т», обращенного перекладиной на север, симметрична в моменты прохождения Солнца через точки с азимутами 90° и 270°, и только в полдень превращается в прямую линию. В остальное время дня, тень перемещается с запада на восток в форме, напоминающей букву «Г», а ее прорисовка напоминает знак свастики. Эти результаты согласуется с навигационным прочтением названия знака, предложенным нами в 2010 г.: св «свет» и стик «палка» [7].

Вертикальный гномон и его тень, связанные лучом света, образуют прямоугольный треугольник, стороны которого всегда соотносятся как 3-4-5 (это соотношение, лежащее в основе теоремы, одно из доказательств которой принадлежит Пифагору, использовалось в Др. Египте с XXIII в. до н.э. и в Др. Вавилоне с XXVIII в. до н.э.). Мифологизированный образ этого треугольника, названного в античное время «египетским», представлен тремя персонажами Осирис-Изида-Гор, который в некоторых версиях заменяется на Время. Распределение сторон треугольника между родителями Гора очевидно: вертикальная сторона - инструмент, олицетворяет мужское начало, горизонтальная сторона - его подвижная тень, которая непрерывно меняет форму, транслируя движение Солнца (точнее - суточное и годовое движение Земли). В Китае рисунок треугольника 3-4-5 помещен в книге «Чжоу би» («Чжо-уский/всеохватный гномон»), написанной в I тыс. до н.э. в качестве математического канона. Примечательно название книги, в которой «Чжоу би» впервые упомянут -«Трактат о небесных знаках».

Поскольку практика астрономических наблюдений порождает одни и те же знаки, знания и философию, то нет нужды представлять сходные элементы разных культур как результат заимствования. Так, в одной из основных концепций китайской натурфилософии инь-ян, «инь» первоначально означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы» (это можно отнести к этапу прямого визирования, связанному с ландшафтными ориентирами). Цитата из трактата «Ней-цзин» поэтически передает противоречивость использовании технологии гномона в процессе отражения информации природы в знаке и знании - контрасты соот-

о

ношений: непрерывного движения неба и спокойствия земли под ногами наблюдателя, энергии Солнца, активности инструмента, трансформирующего эту энергию и пассивности тени, зафиксированной материально, графически - на плоскости земли:

Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь... Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Соотношение женского и мужского начала типично: ян - вертикаль, собственно процесс/инструмент, и инь - форма тени, информация. Название энергии ци [tsi] так же имеет фонетические и семантические аналогии (ist).

Развитие навигации и оптики, формирование частного понятия «отражение» и соответствующей философской категории - неразрывны. Наши исследования тамги как знака пространства-времени, показали, что отражение природного процесса в знаке и знании может передаваться посредством симметрии и равновесия, - не только в графической основе изображения, но и в смысловой и событийной линиях художественного сюжета, в структуре имен и названий. Например: Шамаш, Истис, Осирис, керек-сур (дом Солнца) и др. Это позволяет нам предположить, что слово может представлять собой схему природного процесса и/или алгоритм его познания (измерения) [5].

Гномон обеспечивает реалистическое понимание основы знаков и слов восходящих к понятию «мера»: Мир, Меру, мен («я», «камень» и «человек»). В контексте солярного культа, основанного на развитии навигационных технологий, наиболее популярные имена Изиды (Ист, Истис) читаются как процесс (восход-заход-кульминация - 123, IST) и его отражение в знаке с помощью тени гномона-трона (три его ступени являются солнечным календарем). Это предположение находит подтверждение в надписи на саисском камне - постаменте статуи Изиды: «Я - то, что было, что есть и что будет» (Время), в широком употреблении фонетических элементов на основе ist- в обозначении бытия (рус. это есть/ нем. es ist / англ. it is) и сторон горизонта (East, West). Примечательно, что глагол быть (to be) содержит элемент би применяемый только по отношению 1-му лицу (Ich bin) [4; 5].

Эволюция технологий солярной навигации привела не только к забвению древних инструментов (мегалитов), но и к усовершенствованию гномона в соответствии с задачами более точного отражения пространства-времени. Проблема неодинаковой продолжительности часовых отрезков была решена наклоном гномона на Полярную звезду, что сделало его похожим на циркуль, землемерный инструмент и быка - букву «А», лежащую на боку. При этом на смену восточным богиням жизни Истис и Иштар пришла Астарта [10].

Таким образом, исследование природы знака в контексте навигации как непрерывной формы практической мыслительной деятельности, направленной на адекватное поведение в динамичной природной среде, требует проработки исторических и археологических артефактов, реконструкции забытых технологий [9-13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Вся познавательная и созидательная деятельность основана на знаках Космоса, в их сочетании с жизненно важными процессами географического пространства. Многообразие форм гномона рассмотрено в специальной литературе, однако форма тени до сих пор не была предметом исследований ни в одном из научных направлений.

Традиционные методы семиотики и лингвистики идут по пути реконструкции сверху - от современного многообразия знаков. Отличие нового (навигационного) подхода - реконструкция снизу, от первоисточника, путем воспроизведения природного процесса. Сочетание этих подходов в междисциплинарных исследованиях обеспечивают более высокое качество реконструкций, проверку и воспроизведение результатов.

Проведенные авторами исследования показывают, что знаки и их элементы: 1) графически соответствуют матрице теней гномона и самого инструмента; 2) семантически согласуются с природными процессами, характерными для периодов времени, которые они маркируют; 3) генетически связаны между собой, т.к. восходят к единой первооснове - движению Солнца.

Очевидно, что число первоначальных графических комбинаций не слишком велико, а набор соответствующих им природных процессов достаточно неоднозначен и широк, чтобы выступить в роли «точек роста» семантических «ветвей» и того разнообразия знаков, которое мы имеем сегодня.

Список литературы:

101

[1] Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. - Петрозаводск: Карелия, 1990. - 152 с.

[2] Паранин В.И. История варваров. - СПб.: РГО, 1998. - 284 с.

[3] Паранин Р.В., Паранина Г.Н. Лабиринт: ориентация в географическом пространстве и эволюция знака // Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика. Материалы IV Поморских чтений по семиотике культуры, 7-11 июля 2008 г. -Архангельск, 2009. - С. 516518.

[4] Паранина Г.Н. Свет в лабиринте: время, пространство, информация. - СПб.: Астерион, 2010. - 123 с.

[5] Паранина Г.Н. Отражение пространства и времени в древних символах (на примере знака Рюрика) // Общество. Среда. Развитие. - 2010, № 2. - С. 199-207.

[6] Паранина А.Н. Природное и культурное наследие как отражение эволюции освоения пространства-времени. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллект. моногр. по мат. IV Междунар. науч.-практ. конф., С-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 28-30 октября 2015 года. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 71-80.

[7] Паранина Г.Н., Паранин Р.В. Северные лабиринты как астрономические инструменты в соотношении с образцами мифологии и символами культуры // Общество. Среда. Развитие. - 2009, № 4. -С. 120-134.

[8] Стафеев С.К., Томилин М.Е. Пять тысячелетий оптики: предыстория. - СПб.: Политехника, 2006. -304 с.

[9] Paranina G.N. Northern Labirinths - gnomon and models of geographical space // Elsevier. Procedia. Social and Behavioral Sciences. - 2011, № 19, p. 593-601.

[10] Paranina A.N. Navigation in Space-Time as the Basis for Information Modeling // J. Archaeological Discovery. Vol. 2. - 2014, № 3. - P. 83-89. doi: 10.4236/ad.2014.23010.

[11] Paranina A.N. Gnomon as sours of information on planet rhythms // Intern. J. Geomate, Osaka, Japan. -2016, vol. 10. - P. 1815-1821.

[12] Paranina A.N, Paranin R.V. Interaction of the nature and ancient persons on the coast of the White Sea // J. Wetlands Biodiversity. - 2014, № 4. - P. 131-140.

[13] Paranina A., Paranin R. Northern Labyrinths as Navigation Network Elements // Activities in Navigation. Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. - London - New-York - Leiden: CRC Press, 2015. -P. 177-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.