Научная статья на тему 'Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека'

Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
990
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека»

всех потенциалов человека в процессе проектирования жизненного пути. Но здесь возникает еще один ограничитель - низкий уровень аутопсихологической компетентности, т.е. недостаточность знаний о себе как субъекте деятельности.

Кроме этого ограничениями для проектирования успешной жизненной стратегии личности могут стать:

- низкий уровень мотивации в совершенствовании своей личности;

- наличие стереотипов в процессе определения вектора проектирования жизненной стратегии:

- недостаточный уровень волевых усилий личности в процессе преодоления жизненных трудностей;

- отсутствие знаний относительно построения выбора эффективных методов саморегулирования и самокоррекции и т.д.

Преодоление многих ограничений сегодня связано с развитием практической психологии, когда психологи могут оказать реальную помощь человеку в определении вектора проектирования успешной жизненной стратегии; оптимизации имеющихся потенциалов; выборе эффективных методов построения жизненного пути; актуализации условий, способствующих повышению продуктивности деятельности личности в направлении достижения поставленной цели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1997.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 229 с.

3. Акмеологический словарь/Под общ. Ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2005. -161 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

6. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.

7. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М., 1997.

8. Денисова Э.В. Жизненный путь личности как психологическая проблема. Сборник научных трудов. Развивающаяся личность в системе высшего образования России. Под ред. И.Б. Котовой. - Ростов-на-Дону, 2001.

9. ДеркачА.А. Акмеология. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 681с.

10. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. М. -СПБ, 2003. - 252с.

11. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. - М., 2000.

12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 328 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1973.

14. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи. Сборник. Пер. с англ. - М.: «Рефл.-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.

15. Adler A. Social interest: A challeng to man kind. - New York, 1964.

Л.В. Посошенко

ЗНАЧИМОСТЬ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

Проблемы психологии мужчины и женщины в настоящее время активно обсуждаются в обществе. Обусловлено это многими причинами современной жизни -актуальными проблемами и тенденциями развития семьи, существенными измене-

ниями ролей мужчины и женщины в обществе, с одной стороны, привлечением внимания к личности, человеку и изучением его субъективной реальности, индивидуальности - с другой.

Социальные изменения, растущий интерес к изучению различий в возможностях мужчины и женщины, требуют ответов на многие вопросы. Чем психологически различаются современный мужчина и современная женщина? Кто такой настоящий мужчина? Как им стать? Как можно эффективно взаимодействовать с противоположным полом? Эти вопросы, как и многие другие, требуют ответа, но с учетом современной специфики общества. Сегодня социальный прогресс и демократизация отношений полов, стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. Все происходящее в социальном положении женщин и мужчин привело к тому, что были подорваны многие привычные стереотипы мужественности и женственности [7]. Дисгармоничные взаимоотношения между мужчиной и женщиной приводят к формированию неадекватной полоролевой идентичности. Характер этих взаимоотношений определяет развитие личности и общества.

Проблемы развития полоролевой идентичности и взаимодействия полов нашли свое отражение в работах психологов, социологов, сексологов и психиатров.

Полоролевая идентичность является частью идентичности личности. Ряд исследователей (В.Н. Павленко, 2000, Л.Б. Шнайдер, 2001) рассматривают идентичность с точки зрения различных соотношений «личность - общество», делая акцент на тех факторах, которые считаются для него наиболее значимыми. Такое понимание идентичности можно встретить в подходе Э. Эриксона. Э. Эриксон (Э. Эриксон, 2000) понимает идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я» на протяжении всей жизни человека в изменяющемся социальном окружении. Из модели взаимодействия человека и общества, предложенной Э. Эриксоном, следует, что идентичность формируется у индивида на каждой ступени развития при непосредственном участии общества с постепенным расширением радиуса взаимодействия с ним.

Я.Л. Коломинский и М.Х. Мелтсас (Я.Л. Коломинский и М.Х. Мелтсас, 1985) отмечают, что полоролевая идентичность делится на две составляющие. Половая идентичность представляет понимание принадлежности себя к определенному полу, единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу, и собственно полоролевая идентичность есть знание и усвоение ролей мужчин и женщин. Таким образом, полоролевая идентичность рассматривается как осознание и переживание юношами и девушками своей половой принадлежности, которая предполагает наличие у них определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.

Согласно Г. Крайг (Г. Крайг, 2001), полоролевая идентичность является самой важной частью «Я-концепции». Ребенок должен узнать свою половую принадлежность, то есть связанное с полом поведение и типичные половые особенности. К возрасту 2,5 лет большинство детей уже может категоризировать других как мальчиков или девочек, мужчин или женщин. К 6-7 годам дети понимают, что их пол устойчив и сохраняется на протяжении всей жизни, несмотря на изменения внешности. Первый уровень понимания, достигаемый между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. Позднее, между 5 и 7 годами, дети достигают постоянства пола, то есть понимания того, что мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки - женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени [4]. Таким

образом, каждый возрастной этап характеризуется решением задач, связанных с полоролевой идентичностью.

Полоролевая идентичность включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (Репина Т.А., 2004). Рассмотрим эти компоненты.

Когнитивный компонент предполагает формирование полового самосознания, куда входят представления о себе как представителе определенного пола и представления о содержании типичного ролевого поведения, соответствующего полу ребенка.

Поведенческий компонент - это усвоение моделей типичного для представителей того или другого пола поведения и реализация их в жизни.

Эмоциональный компонент - это возникновение полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций и определенных типичных для пола потребностей и мотивов, тесно связанных с нравственным развитием личности. Именно эмоциональный компонент, а также дифференциация половых ролей мужчины и женщины и соответствующих этому содержанию особенностей социальных ожиданий и социального давления общества и ближайшего окружения способствуют появлению психических различий между представителями разного пола [6]. В исследовании Е.М. Иж-вановой (2004) отмечается, что у каждой личности есть образ Я как представителя определенного гендера, то есть самооценка, аффективное самоотношение и потенциальная поведенческая реакция, которая определяется этим образом Я и отношением к этому образу. Следовательно, полоролевая идентичность как совокупность установок на себя имеет три составляющих: когнитивную, аффективную и поведенческую. Таким образом, аффективная составляющая полоролевой идентичности -это эмоциональное отношение личности к своей гендерной принадлежности (аффективное самоотношение).

Адекватное развитие аффективной составляющей полоролевой идентичности характеризует принятие личностью своей гендерной принадлежности, неадекватное выражается в ее отвержении или смешении (диффузии) гендерной идентичности

[3].

Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносится самосознание личности и все свойства поведения индивида. Под половой ролью понимается вид социальных ролей, имеющих нормативный характер и выражающих определенные социальные ожидания, проявляющиеся в поведении [8]. В процессе полоролевой идентификации важную роль играет эмоциональная окрашенность образа и гендерная (половая) роль. Общество и группа сверстников более терпимы к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в более широком диапазоне: например, девочки могут выбрать модель «свой парень» и получить признание своего со стороны своего семейного и социального окружения.

В различных культурах половые роли существуют в контексте определенной системы половых символов и стереотипов маскулинности (мужественности) и фе-мининности (женственности). Маскулинность и фемининность представляют, с одной стороны, филогенетически обусловленные свойства психики, а с другой - социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе. В понятие фемининно-сти (женственности) входит пассивность, заботливость и способность приспосабливаться. Девушки должны оставаться достаточно гибкими для того, чтобы соответствовать системе ценностей потенциальных супругов. Но в современном обществе у девушек поощряется приобретение различных умений, необходимых для развития личности, получение финансовой самостоятельности и независимости. Идеалы маскулинности и фемининности в обществе противоречивы.

На каждой стадии онтогенетического развития субъект приобретает новые

психологические качества, связанные с осознанием своей половой принадлежности. «Застревание» на определенной стадии развития порождает неадекватную полоролевую идентичность и мешает принятию гендерных ролей, как у мужчин, так и у женщин. Ряд исследователей (Э. Эриксон, Д. Марсиа, 1996) отмечают, что юношеский возраст есть возраст перехода во взрослую жизнь. На каждом возрастном этапе личность решает нормативные задачи развития, в том числе своей полоролевой идентичности. Юность, с точки зрения, решения нормативных задач развития личности сталкивается со следующими «болевыми точками»:

1. временная протяженность - временная спутанность;

2. уверенность в себе - самосознание;

3. учебно-профессиональная деятельность - неспособность работать;

4. лидерство и ведомость - спутанность авторитетов [3].

Поэтому можно выделить основные направления развития полоролевой идентичности в юношеском возрасте: адекватная идентичность (эмоциональное принятие своей гендерной роли, сформированность представлений о себе как о представителе определенного пола, дифференцированность способов поведения относительно своего или противоположного пола) - спутанная (диффузная) идентичность (эмоциональное восприятие себя как ребенка, либо противоположно своему полу, несформированность представлений о том, какие должны быть настоящие мужчины и настоящие женщины, недифференцированность паттернов поведения относительно своего и противоположного пола).

Э. Эриксон (Э. Эриксон, 1996), считает, что у юношей и у девушек даже влюбленность является попыткой «прийти к определению собственной идентичности через проекцию своего дифференцированного образа «Я» на другого и возможность таким образом увидеть этот образ отраженным и постепенно проясняющимся». Таким образом, молодые люди формируют восприятие себя как представителя определенного пола, отражаясь в предмете своей влюбленности. В исследованиях есть данные, которые показывают, что на взаимоотношения с противоположным полом очень сильно влияют отношения, складывающиеся именно в юношеском возрасте. Одной из форм кризиса идентичности в юности является кризис интимности. Э. Эриксон (Э. Эриксон, 1996), что «если молодой человек не может вступать в действительно интимные отношения с другими людьми и собственными внутренними ресурсами, то в позднем отрочестве или ранней взрослости его межличностные связи становятся весьма стереотипныи, а сам он приходит к глубокому чувству изоляции... Прежде, чем будет достигнут уровень генитальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентичности; каждый из партнеров в действительности старается лишь прийти к самому себе.».

У юношей и девушек основа формирования идеальных представлений о мужественности и женственности — значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя как человека определенного пола (в сфере межполовых взаимоотношений идеальные образы мужчин и женщин) как субъектов и объектов общения, представления о себе и о других сверяются на практике, в непосредственной деятельности общения. В юности нормативные представления о мужчинах и женщинах становятся достаточно жесткими и стереотипными. Желая утвердиться в своей в своей мужской роли, юноша всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. С другой стороны, чувство влюбленности, возникающее в ранней юности - это попытка увидеть себя с данной точки зрения: как меня воспринимает представитель противоположного пола, насколько я привлекателен для нее или привлекательна для него.

Особенностью «Я» - концепции юношеского возраста является повышенная чувствительность к особенностям своего тела и внешности. Молодые люди вырабатывают определенные стандарты, идеалы, образцы «мужественности» и «женственности», которым они изо всех сил стремятся следовать в одежде, манерах, жаргоне. Часто эти эталоны завышены или противоречивы, что порождает множество внутренних конфликтов - вариации синдрома дисморфофобии, повышенную тревожность, понижение уровня притязаний, трудности в общении, застенчивость[10]. Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью, то есть желанием выглядеть адекватно своему полу. Идеальный образ телесного «Я» формируется под влиянием контроля норм культуры, средств массовой информации, в особенности в группе сверстников. Так как критерии возмужалости определены довольно однозначно, всякое нарушение канонов маскулинности влечет за собой опасность быть подвергнутым остракизму (Сапогова Е.Е., 2001). Фактически самосознание молодого человека акцентировано на трех важных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноши и девушки выглядят в глазах других, что они собой представляют; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным учениям, индивидуальным способностям и требованиям общества [10]. Для юношей и девушек характерна возрастающая уверенность в том, что индивидуальность и целостность, имеющие значение для себя, равно значимы для других. В этом проявляется чувство идентичности, рассматриваемое в концепции Э. Эриксона.

Таким образом, с точки зрения развития полоролевой идентичности, содержания ее компонентов, юношеский возраст представляется важным периодом развития личности, с которым, в первую очередь, связано решение задач принятия себя как мужчины или как женщины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.// Вопросы психологии, 1991, №4, с.74-81.

2. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование.// Вопросы психологии, 1989, №3, с. 64-69.

3. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрастах. Автореф. дис. .канд. пс. наук. М., 2004. - 215 с.

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.

5. Кон И.С. Психология половых различий.//Вопросы психологии, 1981, №2, с. 47-57.

6. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. - М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 288 с.

7. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков.// Вопросы психологии, 1997, №4, с. 39-47.

8. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М. Политиздат, 1990. - С. 282.

9. Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики. Общая психология. Тексты: В 3т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / ОТв. ред. В.В. Петухов. - М.:УМК «Психология»; Генезис,2002. - С. 177-192.

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - Тула, 2001. - 420 с.

11. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подрост-ков.//Вопросы психологии №3, 1985. - С. 84-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.