Научная статья на тему 'Значимость выносливости в учебном процессе студентов, подготовке к будущей профессиональной деятельности'

Значимость выносливости в учебном процессе студентов, подготовке к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выносливость / адаптация / здоровье / работоспособность / физическая подготовка / учебная деятельность. / endurance / adaptation / health / working capacity / physical training / educational activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Сбитнева

В статье рассмотрены способы повышения выносливости. Анализируется взаимосвязь учебного процесса и выносливости студента. Обсуждается значение выносливости в жизни студента, важность и необходимость развития выносливости. Приведены примеры упражнений и рекомендации для самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ENDURANCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS PREPARING FOR FUTURE CAREERS

The article discusses ways to improve endurance. The interrelation of educational process and endurance of the student is analyzed. The importance of endurance in a student's life, the importance and necessity of endurance development are discussed. Examples of exercises and recommendations for self-control are given.

Текст научной работы на тему «Значимость выносливости в учебном процессе студентов, подготовке к будущей профессиональной деятельности»

ЗНАЧИМОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ, ПОДГОТОВКЕ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10332

Аннотация. В статье рассмотрены способы повышения выносливости. Анализируется взаимосвязь учебного процесса и выносливости студента. Обсуждается значение выносливости в жизни студента, важность и необходимость развития выносливости. Приведены примеры упражнений и рекомендации для самоконтроля.

Ключевые слова: выносливость, адаптация, здоровье, работоспособность, физическая подготовка, учебная деятельность.

Выносливость является крайне необходимым жизненным аспектом. Она влияет на состояние здоровья, личностный рост, физические и умственные факторы, общую работоспособность. Учебный процесс - это деятельность, направленная на получение особых учебных и практических знаний; процесс весьма трудоемкий, требующий хорошей физической и умственной подготовки. Переходя из школы в высшее учебное заведение, учащимся приходится менять свой режим, наблюдается значительная разница в нагрузках. Смена режима связана с методом подачи знаний, практических умений; с требованиями к выполнению работ; с системой посещений и отработки пропусков, и т. д. В период сессии нагрузка сильно повышается, вследствие чего студенты могут испытывать физическое и умственное перенапряжение. Рекомендуется следить за состоянием здоровья и правильно распределять свою нагрузку в течении дня.

Работоспособность студентов связана непосредственно с новым режимом обучения, а также с личными данными учащихся (здоровье, выносливость, заинтересованность и т. п.). В начале учебного года, в дальнейшем в начале нового семестра, наблюдается высокая работоспособность. Отдохнувший студент испытывает интерес в новых предметах. Под конец семестра, ближе к сессии,

работоспособность снижается, так как имеет место переутомление и волнение на почве предстоящих зачетов и экзаменов.

Важным вопросом является адаптация студентов к новому месту учебы. Меняется расписание, увеличивается время занятий - вместо 45 минут одного урока, проходит 1,5-часовая пара, появляются совершенно новые предметы, другой

преподавательский состав, одногруппники. Ко всему этому необходимо привыкнуть. Поэтому нередко бывают случаи опозданий, пропусков. На данный процесс привыкания может уйти от недели до месяца - запоминаются расположение корпусов, аудиторий, стабилизируется режим сна в соответствии с расписанием. Адаптация же к умственным нагрузкам происходит иначе, но так же является вопросом привычки. Студентам

необходимо воспитывать чувство ответственности перед самим собой, чтобы не накапливать большое количество долгов, особенно перед сессией. Важно вовремя сдавать контрольные,

доклады/рефераты, лабораторные,

коллоквиумы, а также нормативы по физической культуре. Для этого необходимо хорошо усваивать материал, который дают на занятиях, и достаточное количество времени тратить на самоподготовку. В связи режимом учебного процесса студенты испытывают недостаток двигательной активности, им

приходится по несколько часов проводить в сидячем положении, лишь 1-2 раза в неделю посещать занятия физической культуры. При отсутствии возможности посещения занятий по физической культуре, спортивных секций, норма двигательной активности может быть восполнена самостоятельными занятиями - утренняя зарядка, разминка в перерывах между занятиями/на работе, прогулка перед и после трудового/учебного дня. Эти несложные упражнения могут

способствовать развитию выносливости, которая в значительной степени влияет на состояние организма и его работоспособность. Прежде всего, степень выносливости влияет на состояние организма во время учебы, рабочего дня. Низкая выносливость говорит о низкой работоспособности, так как она является показателем способности переносить различного вида нагрузки в продолжительный период времени. Чем ниже ее уровень, тем большее напряжение испытывает организм. Напряжение возникает не только в физическом, но и в умственном плане, нагрузка ложится не только на различные группы мышц (в зависимости от рода действий и их протяженности), но и на центральную нервную систему. Поэтому с повышением уровня выносливости также повышается работоспособность центральной нервной системы, что контролирует работу мышц, органов и их систем. При нагрузке различного характера и интенсивности возможно развитие разного вида выносливости: общая выносливость напрямую зависит от качества работы вегетативных систем организма, в особенности от сердечнососудистой системы и дыхательной системы, соответственно, упражнения на ее развитие имеют аэробный характер; специальная выносливость имеет непосредственную зависимость от нервного и мышечного аппаратов, уровня их развития, способности организма расходовать запасы энергии, показателей силы и координации, в этом случае важна работа определенных мышц, органов и их систем. В качестве рекомендаций для

повышения уровня общей выносливости могут послужить следующие факторы: здоровый восьмичасовой сон, утренняя разминка, пробежка 1-3 раза в неделю, правильный рацион питания, дыхательные упражнения (такие как йога), стабильность выполнения упражнений, позитивный настрой. Данный вид выносливости особо необходим в беге, гребле, спортивной ходьбе, передвижении на лыжах, коньках.

Для тренировки спец. выносливости, помимо рекомендаций к общей выносливости, необходимы

узконаправленные упражнения, так как различные подвиды спец. выносливости требуют подготовки специальных групп мышц. Силовая спец. выносливость характеризуется способностью

превозмогать значительные силовые нагрузки, поэтому важно в выборе упражнений подбирать именно те, что будут способствовать усилению основных групп мышц. Координационная спец. выносливость требует высоких навыков координации, она применима в гимнастике, единоборствах. Также существует скоростная спец.

выносливость, что имеет большое значение на преодолении длительных дистанций. При тренировках, для получения необходимого результата, важно учитывать некоторые факторы:

Энергетическое обеспечение (работа проходит в условиях истинного напряжения, появляется необходимость следить за кислородным запасом, который непосредственно влияет на

энергетический тонус организма). Скорость и продолжительность выполнения упражнений (воздействуют на организм в биохимическом плане, влияют на кислородный баланс).

Продолжительность интервалов отдыха (уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку более аэробной). Вид отдыха (дополнительная нагрузка меньшей интенсивности дает возможность поддерживать дыхательные процессы на качественном уровне, избегая перепадов покоя и работы). Число повторений (увеличение числа повторений

способствует поддержанию деятельности

сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Восстановление, приводящее организм после прекращения работы в исходное состояние (устранение нарушений в нейрогуморальной системе, выведение продуктов метаболизма из мест возникновения и в последствие из организма). Стоит также упомянуть о ментальной выносливости, которая играет немало важную роль в общей работе, влияет на качество, количество, желание. Для ее развития необходимо тренировать собственную волю, этому способствуют различные виды мотивации (книги, фильмы, пример из жизни). Возможным способом развития воли также может

послужить выбор цели, к которой стремится человек - улучшение здоровья, повышение активности, продуктивности, рост личностных качеств. Необходимо вести дневник самоконтроля, найти место для тренировок с контролем посещаемости, человека (тренера, друга), который будет помогать. Именно от уровня выносливости зависит здоровье (физическое, психическое, ментальное), эффективность в работе (способность быстро и качественно ее выполнять), личностные или общественные

достижения (спортивные успехи; успехи в учебной, трудовой деятельности; личной жизни) и состояние в целом.

Библиографический список

1. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. -М.: Физкультура и спорт.

3. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость. - М.

4. Коц, Я. Спортивная физиология: Мышечный аппарат и выносливость. - М.: Физкультура и спорт.

5. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. - Наука и техника, 2010.

THE IMPORTANCE OF ENDURANCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS PREPARING FOR FUTURE CAREERS

O.A. Sbitneva, senior lecturer

Pryanishnikov Perm state agrarian and technological university (Russia, Perm)

Abstract. The article discusses ways to improve endurance. The interrelation of educational process and endurance of the student is analyzed. The importance of endurance in a student's life, the importance and necessity of endurance development are discussed. Examples of exercises and recommendations for self-control are given.

Keywords: endurance, adaptation, health, working capacity, physical training, educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.