Научная статья на тему 'Значимость вузовского курса дисциплины «Математика» в дисциплине «Информатика» для будущих инженеров транспортной отрасли'

Значимость вузовского курса дисциплины «Математика» в дисциплине «Информатика» для будущих инженеров транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕР / МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRANSPORT BRANCH / TRANSPORT EDUCATION AND TRAINING / AN ENGINEER / MATHEMATICS / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Настащук Наталья Александровна, Полякова Татьяна Анатольевна

Проведён анализ ФГОС ВО по направлениям транспортной отрасли и выделен набор компетенций, формирование которых способствует подготовке высококвалифицированных инженеров. Определены основные темы дисциплин «Математика» и «Информатика», в рамках которых прослеживаются их межпредметные связи. Приведены соответствующие примеры задач, предложены методические рекомендации к построению занятий по математике и информатике с точки зрения осуществления межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Настащук Наталья Александровна, Полякова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF HIGH SCHOOL COURSES DISCIPLINE «MATHEMATICS» IN THE DISCIPLINE «COMPUTER SCIENCE» FOR FUTURE ENGINEERS OF TRANSPORT BRANCH

The article is considered the significance of mathematical preparation for the students of transport branch in the study of the discipline "Computer Science". It was analyzed the federal state educational standards of higher education for the directions of transport branch. And it was extracted a set of competencies; the formation of those ones have to facilitate highly qualified engineers' training. It was defined the main topics of the disciplines "Mathematics" and "Computer Science", in which their interdisciplinary connections can be traced. It was proposed the examples of corresponding tasks, the methodical guidelines for the construction of lessons in mathematics and computer science from the perspective of the interdisciplinary connections.

Текст научной работы на тему «Значимость вузовского курса дисциплины «Математика» в дисциплине «Информатика» для будущих инженеров транспортной отрасли»

11. Babicheva, I. V., Boldovskaya, T. E. Matematicheskaya statistika : rabochaya tetrad' [Mathematical statistics: a workbook]. Omsk, SibADI publ., 2016. Available at: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd79.pdf (in Russian).

© И. В. Бабичева, Т. Е. Болдовская, 2017

Авторы статьи:

Ирина Владимировна Бабичева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: ivbabicheva@mail.ru

Татьяна Ерофеевна Болдовская, кандидат технических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: teb73@mail.ru

Рецензенты:

И. И. Раскина, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной информатики и математики, Омский государственный педагогический университет.

Е. А. Рождественская, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет.

УДК 378.147 DOI 10Л7238^П1998-5320.2017.27Л32

Н. А. Настащук,

Омский государственный университет путей сообщения

Т. А. Полякова,

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск

ЗНАЧИМОСТЬ ВУЗОВСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» В ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Проведён анализ ФГОС ВО по направлениям транспортной отрасли и выделен набор компетенций, формирование которых способствует подготовке высококвалифицированных инженеров. Определены основные темы дисциплин «Математика» и «Информатика», в рамках которых прослеживаются их межпредметные связи. Приведены соответствующие примеры задач, предложены методические рекомендации к построению занятий по математике и информатике с точки зрения осуществления межпредметных связей.

Ключевые слова: транспортная отрасль, транспортное образование, инженер, математика, информатика, информационно-коммуникационные технологии.

В условиях развития научно-технического прогресса и интенсивной информатизации транспортной инфраструктуры математические методы находят важное место в современных исследованиях, связанных с информационными и технологическими процессами на транспорте. Ряд учёных-методистов в области преподавания математики и информатики справедливо замечают, что «современная вычислительная техника требует от инженера знаний основ вычислительной математики и применения этих знаний к решению научно-технических задач» [1]. В то же время «усиление информационной компоненты в математической подготовке студентов во многом обновляет концепции преподавания дисциплин математического цикла» [1]. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает задача подготовки будущих инженеров транспортной отрасли к совместному использованию методов математики, информатики и информационных технологий в современных транспортно-технологических системах (ТТС). Таким образом, усиливается значимость вузовского курса математики при изучении дисциплины «Информатика» будущими инженерами транспортной отрасли.

В связи с этим возникает необходимость выявить межпредметные связи дисциплин «Математика» и «Информатика» с целью создания эффективной методической системы обучения этим дисциплинам будущих инженеров транспортной отрасли.

Аналитический обзор Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [2-9] позволил выделить набор компетенций, формирование которых будет содействовать

подготовке высококвалифицированного инженера транспортной отрасли, способного получать новые математические и естественно-научные знания, используя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также применять методы математики и информатики в ТТС. В таблице 1 представлены эти компетенции.

Таблица 1

Анализ ФГОС ВО транспортного образования

Вид транспорта Наименование специальности/ направления подготовки Компетенции

Автомобильный 23.03.02 - Наземные транс-портно-технологические комплексы 23.03.03 - Эксплуатация транс-портно-технологических машин и комплексов ОПК-3: готовность применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и эконо-мических) для идентификации, формулиро-вания и решения технических и технологи-ческих проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов (23.03.03). ОПК-4: способность использовать законы и методы математики, естественных, гумани-тарных и экономических наук при решении профессиональных задач (23.03.02)

Железнодорожный 23.05.03 - Подвижной состав железных дорог 23.05.04 - Эксплуатация железных дорог ОПК-3: способность приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образо-ва-тельные и ИТ (23.05.03, 23.05.04). ОПК-10: готовность к использованию методов статистического анализа и современных ИТ в ТТС (23.05.04)

Воздушный 24.03.02 - Системы управления движением и навигация 25.05.04 - Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов ОПК-6: способность использовать пакеты прикладных программ при решении профессиональных задач (25.05.04). ПК-13: готовность решать производствен-ные инженерно-технические задачи с использованием современных вычисли-тель-ных средств и компьютерных технологий (24.03.02)

Водный 26.03.01 - Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства 26.05.01 - Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники ПК-9: способность эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчётов параметров технологического процесса (26.05.01). ПК-37: готовность изучать технические данные транспортного процесса, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (26.03.01)

Анализ работ [1, с. 10-12] позволил выявить, что математическую основу информатики составляют все важнейшие разделы современной математики, и особенно те из них, на которых базируются прикладные разделы математики. И это не случайно, поскольку математические методы, используемые на разных стадиях работы над задачей, чрезвычайно разнообразны. Речь может идти как о математическом моделировании для постановки задачи, в ходе которого определяется состав входной информации, так и различных вычислительных процедурах, связанных с алгоритмизацией задачи и определяющих методы переработки входной информации, чтобы получить требуемые промежуточные или окончательные результаты. Отметим при этом, что поиск подхода к постановке и решению задачи и определение состава входной информации, которая необходима для решения задачи, - это два существенно связанных между собой процесса, требующие точного согласования.

Для информатики особую роль играют теория множеств и математическая логика (алгебра высказываний и алгебра предикатов, минимизация булевых функций). Так, например, математический аппарат теории множеств и математической логики является теоретической основой темы «Базы данных и системы управления базами данных». Например, такие теоретико-множественные понятия, как «отношение» и, в частности, отношения порядка, играют важную роль в базах данных, а отношения эквивалентности связаны с различными алгоритмами переработки информации, дающими один и тот же результат или, другими словами, с такими различными массивами данных, обработка которых приводит к одной и той же информации. В основе большинства систем управления базами данных лежит реляционная модель данных, которая «основана на совокупности двумерных

таблиц, обладающих определёнными свойствами (отношений), над которыми могут быть выполнены различные операции (реляционная алгебра), такие как декартово произведение, выбор, проекция и другие, результатом выполнения которых также является отношение» [13]. Работа с данными в реляционных отношениях может осуществляться с помощью выражений реляционного исчисления, в основе которого лежит теория предикатов.

Столь же важны для информатики и теория вероятностей, теория информации, математическая и прикладная статистика, вычислительная геометрия и компьютерная графика, такие разделы дискретной математики, как комбинаторика и комбинаторные методы, элементы теории графов и теории автоматов, а также методы оптимизации. Теория кодирования, изучаемая в рамках курсов математики и информатики в разделе «Комбинаторика», имеет большое значение для будущих инженеров транспортной отрасли. Так, например, её основные положения применяются для передачи сигналов при движении поездов. Элементы математической статистики также активно используются в курсе «Информационные системы и процессы, моделирование и управление». Знания, полученные в результате изучения таких разделов математики, как «Элементы линейного программирования» и «Регрессионный анализ», используются в таких дисциплинах, как «Информационная логистика», «Математическое моделирование систем и процессов».

Особую роль для информатики играют вычислительные разделы математики, так как с их применением связана алгоритмизация всех важнейших классов математических задач и, следовательно, разработка проблемно-ориентированного математического обеспечения для компьютеров. Таким образом, «математический аппарат является важнейшей составной частью информатики, а необходимые математические знания - условием успешного применения информатики в конкретных науках и различных областях знаний» [11]. В свою очередь, информатика даёт мощный вычислительный инструмент, который позволяет производить вычисления гораздо быстрее, что способствует оптимизации учебного процесса.

Результаты анализа основных содержательных линий вузовского курса «Математика» для студентов транспортной отрасли [2-9] с точки зрения возможностей осуществления межпредметных связей с дисциплиной «Информатика» представлены в таблице 2.

Таблица 2 наглядно показывает, что в дисциплине «Информатика» преобладают темы, содержащие реализацию информационно-математических моделей с помощью соответствующих программных средств.

Таблица 2

Межпредметные связи дисциплин «Математика» и «Информатика»

№ Основные содержательные Темы курсов, реализующие межпредметные связи

п/п линии курса «Математика» Дисциплина «Математика» Дисциплина «Информатика»

1. Элементы линейной и векторной алгеб- 1.1. Матрицы и действия над ними. Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) Решение СЛАУ в программных средствах Excel и MathCAD. Обработка массивов данных в электронной таблице (ЭТ) Excel. Решение оптимизационных (транспортных) задач в ЭТ Excel. Обработка массивов данных в ЭТ Excel. Разветвляющийся алгоритм. Решение уравнений. Программирование. Обработка двумерных массивов

ры, аналитической геометрии 1.2. Векторы. Действия над векторами. Программирование. Обработка одномерных массивов

1.3. Прямоугольная декартова система координат на плоскости и в пространстве. Прямая и плоскость в пространстве. Кривые второго порядка на плоскости и поверхности второго порядка в пространстве Геометрическое моделирование в графическом редакторе Paint и MathCAD. Построение графиков функций и диаграмм с помощью программ-ных средств Word, Paint, Excel, MathCAD

Окончание таблицы 2

№ п/п Основные содержательные линии курса «Математика» Темы курсов, реализующие межпредметные связи

Дисциплина «Математика» Дисциплина «Информатика»

2. Дифференциальное исчисление функций одной действительной переменной 2.1. Основные элементарные функции и их свойства Работа с функциями в программных средствах Excel и MathCAD

2.2. Построение графиков функций Арифметический цикл. Табулирование функции одной переменной. Построение графиков функций в ЭТ Excel

2.3. Производная функции Решение задач с применением формул и функций в ЭТ Excel

3. Интегральное исчис-ление функции одной действительной переменной 3.1. Понятие определенного интеграла и его вычисление Решение задач с применением формул и функций в ЭТ Excel

4. Численные методы и основы численного эксперимента 4.1. Численные методы решения нелинейных уравнений. Интерполяция функций Решение нелинейных уравнений в программных средствах Excel и MathCAD

4.2. Численное интегрирование и дифференцирование. 4.3. Основы вычислительного эксперимента Выполнение аналитических преобразований и численное решение задач с помощью математических программных пакетов (Maple, MathCAD и др.)

5. Дискретная математика 5.1. Понятие множества. Операции над множествами БД и СУБД. Проектирование БД. Запросы к БД. Разветвляющийся алгоритм. Задачи на пересечение областей

5.2. Алгебра высказываний предикаты, булевы функции, теория алгоритмов Основы алгебры логики. Логические основы ЭВМ. Вычисления с условием в ЭТ Excel. Базы данных. Проектирование базы данных. Запросы к БД. Разветвляющийся алгоритм. Формирование сложных условий. Поиск информации в сети Интернет. Поисковые запросы

5.3. Графы Решение задач оптимизации транспортных потоков в ЭТ Excel

6. Теория вероятностей и математическая статистика 6.1. Вероятность случайного события. Равновероятные события Измерение количества информации

6.2. Кодирование. Комбинаторика Представление (кодирование) информации.

6.3. Математическая статистика Анализ данных в списках в ЭТ Excel. Обработка экспериментальных данных в ЭТ Excel

Рассмотрим примеры заданий, предлагаемых студентам транспортной отрасли в рамках дисциплины «Информатика», решение которых будет способствовать формированию у них соответствующих компетенций (таблица 1). В этих заданиях проиллюстрированы межпредметные связи вузовских курсов «Математика» и «Информатика».

С понятием «вероятность» в информатике связаны задачи измерения количества информации по формулам Р. Хартли и К. Шеннона. Американский инженер Р. Хартли заложил основы теории информации, определив меру количества информации для некоторых задач. Предложенная им формула имеет следующий вид:

I = ^2N

где N - количество равновероятных событий;

I - количество бит в сообщении, такое, что любое из N событий произошло, тогда N = 22. Иногда формулу Хартли записывают так:

I = log2N = log2(l/p)=-log2p, где каждое из К событий имеет равновероятный исход p=1/N, N=1^. Ниже приведён пример, в котором необходимо измерить количество информации.

Задача № 1. Световое табло на железной дороге состоит из светящихся элементов, каждый из которых светится одним из 4-х различных цветов. Сколько различных сигналов можно передать при помощи табло, состоящего из 3-х таких элементов, при условии, что все элементы должны гореть?

Задача № 2. В электронной таблице (ЭТ) Excel табулировать функцию f W и построить её график.

f (x) =

2 - x, 1 ,

x > 2

- 2 < x < 2 x < -2

X л Y v(X v Z )

4

x + 2,

построить таблицу истинности

Задача № 3. В ЭТ Excel для логического выражения (ИСТИНА или ЛОЖЬ).

Задача № 4. Используя арифметический цикл, составить блок-схему вычисления суммы и произведения, а также программный код на Visual Basic for Applications. На лист ЭТ Excel вывести значения суммы и произведения, а также промежуточные значения параметра цикла, накапливаемой переменной суммы и произведения.

Функция Исходные данные Результат

G 14 1- = 25 - + H i i=6 V x x = ^ G=11.479

D 9 1 = u + lnlu + П i ' 1 i=Wi + 8 u = 45 D=48.807

Задача № 5. В ЭТ Excel вычислить следующие характеристики квадратной матрицы A:

Матрица А Характеристики для вычисления

Г10 - 21 0 17 > Сумма матрицы А и каждой строки матрицы А.

3 102 2 - 51 Произведение 1-й строки и 2-го столбца матрицы А (поэлементно).

A = Транспонировать матрицу А.

1 10 9 88 Произведение матрицы A на число 5.

Определитель матрицы A.

l0 -15 19 - 97 ) Обратную матрицу для матрицы А.

Задача № 6. Используя арифметический цикл со сложным ветвлением, составить блок-схему вычисления функции и программный код на Visual Basic for Applications. На лист ЭТ Excel вывести значения Х и Y в виде таблицы и номер ветвления.

У =

ctg x - x , x < 0.4

sin x - 2x + 0.45, 0.4 < x < 0.5

3x4 + J4+1, x > 0.5, Ax = 0.01 x2 +1

Следует также отметить важность реализации прикладного потенциала математики и информатики в решении задач, ориентированных на представителей транспортной отрасли, поскольку именно прикладная направленность в обучении данным дисциплинам способствует формированию

чётких представлений о необходимости знаний, полученных в процессе изучения математики и информатики в области будущих профессиональных интересов студентов [14, 15].

Овладение информационно-математическим моделированием будет способствовать освоению математико-программных методов для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и, как следствие этого, решения профессиональных задач. В работе [10] под математико-программными методами понимаются методы исследования объекта с количественной и качественной сторон на основе применения ЭВМ. Эти методы представляют собой комплекс математических дисциплин и ИКТ.

Так, например, при изучении дисциплины «Детали машин и основы конструирования» необходимо выполнять расчёты механических передач и соединений деталей машин с использованием таких программных средств, как Excel, MathCAD, а также выполнять геометрическое моделирование в MathCAD и машиностроительных системах автоматизированного проектирования (САПР) КОМПАС, AutoCAD, T-FLEX и др. Развитие машиностроительных САПР опирается на прочную научно-техническую базу - компьютерную графику и обработку изображений [17].

В работах [18, 19] предложен пример алгоритма решения задачи о нахождении средней скорости движения автомобиля с помощью интернет-сервиса «Яндекс-пробки». При решении этой задачи наглядно прослеживается связь математики и информатики и иллюстрируется возможность применения их методов для решения профессиональных задач, ориентированных на представителей транспортных специальностей. Авторы обращают внимание на важность таких разделов математики, как «Теория графов», «Математическая статистика», «Корреляционно-регрессионный анализ», «Дифференциальное и интегральное исчисления». Так, например, «автомобильную дорогу можно представить в виде графа, вершины которого - перёкрестки, а рёбра - участки дороги между перекрёстками. Задача сервиса - расчёт средней скорости движения по ребру графа, длина которого известна. В качестве источника данных может участвовать любой автомобилист, имеющий мобильное устройство с подключенным GPS приёмником и установленным приложением. Данные о движении автомобиля фиксируются в виде трека, в котором описываются маршрут его перемещения и средняя скорость. Все собранные треки привязываются к определённому дорожному графу и обрабатываются разнообразными математическими методами» [18].

Итак, анализ математической и информационной подготовки будущих инженеров транспортной отрасли, а также примеров заданий взаимной интеграции знаний, полученных при изучении математики и информатики, позволил сформулировать методические рекомендации к построению занятий по этим дисциплинарным направлениям с целью осуществления их межпредметных связей.

1. Усиление демонстрации межпредметных связей математики и информатики на занятиях по каждой из дисциплин в процессе рассмотрения примеров и решения задач по смежным темам, в которых эти связи особенно чётко прослеживаются.

2. Использование студентами сетевых образовательных ресурсов в процессе изучения нового учебного материала и выполнения заданий. Например, электронные библиотечные системы, математические редакторы, прикладные программы, функционирующие в режиме онлайн.

3. Взаимодействие с преподавателями кафедр, осуществляющих подготовку студентов по специальным дисциплинам, с целью совместной работы над прикладными задачами, требующими в процессе своего решения применения методов математики и информатики.

4. Ориентация студентов на дальнейшее использование методов математики и информатики при написании отчётов по производственной практике, выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование предлагаемых методических приёмов в преподавании математики и информатики будет способствовать непрерывному процессу обучения этим дисциплинам в течение всего периода обучения в вузе, а также формированию у студентов соответствующих компетенций (таблица). Современный инженер транспортной отрасли становится более подготовленным к использованию методов математики и информатики для решения задач в своей будущей области специализации и непрерывному самообразованию в условиях глобализации и динамично развивающегося информационного общества.

Библиографический список

1. Кочегурова, Е. А. Информационные аспекты преподавания вычислительной информатики для студентов технических университетов / Е. А. Кочегурова, Е. С. Горохова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 15. - С. 6-10. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95143.htm

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (уровень бакалавриата). - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/230302.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (уровень бакалавриата). - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/230303.pdf

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог (уровень специалитета). - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/230503.pdf

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог (уровень специалитета). - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/230504.pdf

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 24.03.02 Системы управления движением и навигация (уровень бакалавриата). - URL: http ://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/240302.pdf

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета). - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/250504.pdf

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обес-печение судоходства (уровень бакалавриата) - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/260301.pdf

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 26.05.01 Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники (уровень специалитета). -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/260501 .pdf

10. Хэкало, Е. Е. Классификация информационно-математических моделей / Е. Е. Хэкало // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 886-890. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85178.htm

11. Левитин, Е. С. Математическое образование и математика в современной цивилизации : В 6 томах. Часть II: Кому и зачем нужна математика? Роль математики в прошлом, настоящем, будущем. Том 5: О прикладных направлениях в математике / Е. С. Ливитин. - М.: Поли Принт Сервис, 2014. - 756 с.

12. Михалев, А. В. Вопросы преподавания информатики для непрофильных специальностей классических университетов - URL: http://xn—8sbacgtleg3cfdxy.xn--p1ai/2004/reports/mihalev.htm

13. Диденко, О. П. Особенности математической подготовки студентов направления прикладная информатика / О. П. Диденко, Е. В. Морарь // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. - 2014. - № 2. - С. 47-50.

14. Полякова, Т. А. Реализация прикладной направленности на занятиях по высшей математике в техническом вузе / Т. А. Полякова // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы : материалы международной научно-практической конференции. - Омск : СибАДИ, 2015. -С. 287-292.

15. Полякова, Т. А. Реализация принципа профессиональной направленности обучения математике в техническом вузе / Т. А. Полякова // Методика преподавания дисциплин естественнонаучного цикла : современные проблемы и тенденции развития: материалы Всероссийской конференции. - Омск : Омская юридическая академия, 2014. - С. 65-69.

16. Болдовская, Т. Е. Методика формирования математической компетентности студента инженерного вуза: цели и перспективы / Т. Е. Болдовская, Т. А. Полякова, Е. А. Рождественская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 3. - С. 76-80. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16054.htm

17. Настащук, Н. А. Компьютерная графика как технологическая составляющая проектно-конструкторской деятельности инженера железнодорожного транспорта / Н. А. Настащук, Д. В. Тарута // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2013. V. 16. № 2. С. 424-432 - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/pdf/7.pdf

18. Рождественская, Е. А. Реализация прикладной направленности обучения высшей математике посредством рассмотрения алгоритмов решения задач в интернет-сервисах [Электронный ресурс] / Е. А. Рождественская, Т. Е. Болдовская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 13. - С. 366-370. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85074.htm

19. Болдовская, Т. Е. Задачи математического моделирования транспортных потоков в курсе математики в техническом вузе / Т. Е. Болдовская, Е. А. Рождественская // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы II Международной научно-практической конференции. - Омск : СибАДИ, 2016. - С. 7 - 12.

20. Рягин, С. Н. Методологические основы исследования преемственности среднего общего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений / С. Н. Рягин // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 79-83.

21. Рягин, С. Н. Метапредметные результаты среднего общего и высшего профессионального образования, обеспечивающие преемственность в условиях системных изменений / С. Н. Рягин // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5. - С. 147-150.

N. A. Nastaschuk, Omsk State Transport University T. A. Polyakova, The Siberian Automobile and Highway University

THE SIGNIFICANCE OF HIGH SCHOOL COURSES DISCIPLINE «MATHEMATICS» IN THE DISCIPLINE «COMPUTER SCIENCE» FOR FUTURE ENGINEERS

OF TRANSPORT BRANCH

The article is considered the significance of mathematical preparation for the students of transport branch in the study of the discipline "Computer Science". It was analyzed the federal state educational standards of higher education for the directions of transport branch. And it was extracted a set of competencies; the formation of those ones have to facilitate highly qualified engineers' training. It was defined the main topics of the disciplines "Mathematics" and "Computer Science", in which their interdisciplinary connections can be traced. It was proposed the examples of corresponding tasks, the methodical guidelines for the construction of lessons in mathematics and computer science from the perspective of the interdisciplinary connections.

Keywords: transport branch, transport education and training, an engineer, mathematics, computer science, information and communication technologies.

References

1. Kochegurova E. A., Gorohova E. S. Informacionnye aspekty prepodavanii vychislitel'noj informatiki dlya studentov tekhnicheskih universitetov. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», 2015, no. 15, pp. 2934.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki

23.03.02 Nazemnye transportno-tekhnologicheskie kompleksy (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the direction of training 23.03.02 Ground transport and technological complexes (undergraduate level)] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/ 230302.pdf

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki

23.03.03 EHkspluataciya transportno-tekhnologicheskih mashin i kompleksov (uroven' bakalavriata). [Federal state educational standard of higher education in the direction of training 23.03.03 Operation of transport and technological machines and complexes (undergraduate level)] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/230303.pdf

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 23.05.03 Podvizhnoj sostav zheleznyh dorog (uroven' specialiteta). [Federal state educational standard of higher education in the specialty 23.05.03 railway Rolling stock (level specialties)] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/

230503.pdf

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 23.05.04 EHkspluataciya zheleznyh dorog (uroven' specialiteta). [Federal state educational standard of higher education in the specialty 23.05.04 railway operations (level specialties)] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/

230504.pdf

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 24.03.02 Sistemy upravleniya dvizheniem i navigaciya (uroven' bakalavriata). [Federal state educational standard of higher education in the direction of training 24.03.02 of the motion control System and navigation (undergraduate level).] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/240302.pdf

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 25.05.04 Letnaya ehkspluataciya i primenenie aviacionnyh kompleksov (uroven' specialiteta). [Federal state educational standard of higher education in the specialty 25.05.04 Flight operation and use of aircraft systems (level specialties)] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/250504.pdf

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 26.03.01 Upravlenie vodnym transportom i gidrograficheskoe obes-pechenie sudohodstva (uroven' bakalavriata). [Federal state educational standard of higher education in the direction of training 26.03.01 Management of waterways and hydrographic support of navigation (undergraduate level)] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/260301 .pdf

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 26.05.01 Proektirovanie i postrojka korablej, sudov i ob"ektov okeanotekhniki (uroven' specialiteta). [Federal state educational standard of higher education in the specialty 26.05.01 the Design and construction of ships and ocean engineering objects (level specialties)] Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/260501.pdf

10. Hehkalo E. E. Classification of information-mathematical models. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». 2015, no. 13, pp. 886-890.

11. Levitin E. S. Matematicheskoe obrazovanie i matematika v sovremennoj civilizacii: V 6 tomah. Chast' II: Komu i zachem nuzhna matematika? Rol' matematiki v proshlom, nastoyashchem, budushchem. Tom 5: O prikladnyh napravleniyah v matematike. [Mathematics education and mathematics in modern civilization: in 6 volumes. Part II: Who and why math? The role of mathematics in the past, present, future. Volume 5: On the directions of applied mathematics]. Moscow, Poli Print Servis, 2014, 756 p.

12. Mihalev A. V. Voprosy prepodavaniya informatiki dlya neprofil'nyh special'nostej klassicheskih universitetov [The problems of teaching computer science for non-core specialities of classical universities] Available at: http://xn—8sbacgtleg3cfdxy.xn--p1ai/2004/reports/mihalev.htm

13. Didenko O. P., Morar' E. V. Peculiarities of mathematical training of students of the specialty applied Informatics. Aktual'nye problemy prepodavaniya matematiki v tekhnicheskom vuze. 2014, no. 2, pp. 47-50.

14. Polyakova T. A. Implementation of applied orientation in the classroom in higher mathematics in a technical University. Fundamental'nye i prikladnye nauki - osnova sovremennoj innovacionnoj sistemy : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, SibADI publ., 2015, pp. 287 - 292.

15. Polyakova T. A. Implementation of the principle of professional orientation of teaching mathematics in technical College. Metodika prepodavaniya disciplin estestvennonauchnogo cikla: sovremennye problemy i tendencii razvitiya: materialy Vserossijskoj konferencii. Omsk, Omskaya yuridicheskaya akademiya publ., 2014, pp. 65-69.

16. Boldovskaya T. E., Polyakova T. A., Rozhdestvenskaya E. A. the Method of formation of mathematical competence of engineering student of the University: objectives and prospects. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». 2016, no. 3, pp. 76-80.

17. Nastashchuk N. A., Taruta D. V. Komp'yuternaya grafika kak tekhnologicheskaya sostavlyayushchaya proektno-konstruktorskoj deyatel'nosti inzhenera zheleznodorozhnogo transporta. Mezhdunarodnyj ehlektronnyj zhurnal «Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society)», 2013, V. 16, no. 2, pp. 424-432.

18. Rozhdestvenskaya E. A., Boldovskaya T. E. Computer graphics as the technological component of design activity of an engineer of railway transport. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», 2015, no. 13, pp. 366-370.

19. Boldovskaya T. E., Rozhdestvenskaya E. A. mathematical modeling of transport streams in the course of mathematics in a technical University. Nauka XXI veka: opyt proshlogo - vzglyad v budushchee: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, SibADI publ., 2016, pp. 7-12.

20. Ryagin S. N. Methodological basis for the study of the secondary general and higher vocational education continuity in the context of their systemic changes. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. no. 6 pp. 79-83.

21. Ryagin S. N. Metaprojective results of secondary general and higher professional education, ensuring continuity in the conditions of systemic changes. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2011. no. 5 рр. 147-150.

© Н. А. Настащук, Т. А. Полякова, 2017

Авторы статьи:

Наталья Александровна Настащук, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, e-mail: nat_lion@mail.ru

Татьяна Анатольевна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск.

Рецензенты:

В. А. Далингер, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой математики и методики обучения математике, Омский государственный педагогический университет.

Т. А. Ширшова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.