ПЕДАГОГИКА. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 37.01
Дормидонтова Л. П.
ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье сосредоточено внимание на анализе педагогической литературы по проблеме творческого развития подрастающего поколения посредством музыкального фольклора. В ней представлены определения понятий «фольклор», «музыкальный фольклор», классификация детского фольклора (календарный, потешный, игровой) на основе исследований Г. С. Виноградова и О. И. Капицы. Показана значимость музыкального фольклора в формировании детского творчества. Поскольку особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность, автором приведен анализ исследований музыкального фольклора народов Поволжья (русского, татарского, чувашского, мордовского).
Ключевые слова: творческое и личностное развитие, музыкальный фольклор, фольклор народов Поволжья, дошкольники, младшие школьники
Dormidontova L. P.
THE IMPORTANCE OF MUSICAL FOLKLORE IN THE CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract: The article focuses on the analysis of pedagogical literature on the problem of creative development of the younger generation through musical folklore. It presents definitions of the concepts of "folklore", "musical folklore", classification of children's folklore (calendar, funny, game) based on the research of G. S. Vinogradov and O. I. Kapitsa. The importance of musical folklore in the formation of children's creativity is shown. Since the peculiarity of folklore is its pronounced regional affiliation, the author provides an analysis of the research of musical folklore of the peoples of the Volga region (Russian, Tatar, Chuvash, Mordovian).
Keywords: creative and personal development, musical folklore, folklore of the peoples of the Volga region, preschoolers, younger schoolchildren
В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является их личностное развитие.
Обозначенная проблема становится все более актуальной, что подтверждается основными нормативно-правовыми документами — федеральными государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают «личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской и гражданской идентичности...» [20].
Роль фольклора незаменима в выполнении задач духовно-нравственного, эстетического, патриотического, гражданского воспитания, а также творческого развития дошкольников и младших школьников. Импровизационная основа фольклора дает педагогу исключительные возможности для свободного творческого развития детей. Музыкальный фольклор — это уникальная, самобытная культура наших предков. Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества,
раскрывая творческие способности и потребности.
Роль и педагогическая значимость музыкального фольклора в формировании детского творчества наиболее полно и глубоко раскрыты в трудах Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой, Л. А. Ра-пацкой и др. [1, 8, 14, 15].
В народной музыке отражалась жизнь и быт народа, мысли, чувства, духовный опыт предков. Многое создавалось специально для детей. Произведения детского фольклора приобрели содержание и форму в соответствие с особенностями детского возраста и психики ребенка. Говоря о педагогических возможностях фольклора как средства воспитания, следует отметить, что фольклор разделяют на взрослый и детский. Детский фольклор — неотъемлемая часть традиционной устной культуры, которая включает, с одной стороны, произведения, обращенные к детям, с другой — собственно детское творчество. Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных песен, а так же пестушками, потешками, прибаутками. Г. С. Виноградов и О. И. Капица предложили следующую классификацию детского фольклора: календарный, потешный, игровой.
В календарный фольклор включаются произведения, связанные у детей с природой, календарными датами, или произведения, имеющие сезонный характер. К наиболее распространенным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным,
птицам, насекомым, растениям. Потешный фольклор — это прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение. Их назначение — развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Он включает следующие группы игр: драматические, хороводные, спортивные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в действии, в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного действа. По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводы и шествия [3, 9].
Музыкальный фольклор является средством формирования начал мировоззрения ребенка, его эстетических и нравственных сторон, развивает его образное и ассоциативное мышление. Он увлекает детей своими яркими поэтическими образами, вызывая у них положительные эмоции, дает им доступные понятия о жизни, природе, труде и быте человека, помогает усвоить народные обычаи и традиции. Музыкальный фольклор — это синтез поэзии, музыки и движения, что дает возможность в увлекательной форме развить общие музыкальные способности ребенка: музыкальность, ритмичность, ладовое чувство, музыкальный слух и голосовые возможности. Б. В. Асафьев указывал на такие важные свойства фольклора как синкретичное единство творчества, исполнительства и восприятия этномузыки, а также
его импровизационный и вариативный характер. Исследуя народную песню, он обратил внимание на ее образный строй, мелодическую природу, историзм содержания. В своей работе «Русская народная песня и ее место в школьном воспитании и образовании» Б. В. Асафьев обозначил возможности освоения народной песни детьми [2]. Главным свойством фольклора он видел его тесную связь с природой и бытом народа. Посредством народной песни Б. В. Асафьев предлагал развивать у школьников творческое воображение. Он обращал внимание на подбор музыкального репертуара, который должен способствовать воспитанию у детей художественного вкуса и эстетической оценки, а также соответствовать реальным возможностям эмоционального восприятия ребенка. Б. В. Асафьеву принадлежит тезис о том, что народная музыка, как одна из форм образно-познавательной деятельности сознания, есть образно-звуковое отображение действительности. Поэтому музыкальная интонация, особенно в народной музыке, связывает и слушание, и исполнение, и творчество. В своих работах Б. В. Асафьев затрагивает широкий круг вопросов значения фольклорной музыки в аспекте методического музыковедения. Важным замечанием ученого являются практические приемы, предложенные им, в воспитании творческих навыков у детей: присочинение к напеву подголосков, варьирование мелодии, создание простейшего аккомпанемента, сочинение несложных мелодий на короткие фольклорные тексты, вовлечение детей в творческие импро-
визации самого педагога и побуждение детей продолжать начатую другими сочинительную работу [1].
Специфическим свойством музыкальной интонации является ладо-вость — это эмоциональная окраска интонации. Музыка многих народов основана на терцовых, квартовых и квинтовых ладовых звеньях. Их сочетание придает своеобразный колорит национальным мелодиям. Типичные ладовые образования народной музыки очень удобны для развития у детей ладотонального слуха. Также народная песня является незаменимым средством в постижении ребенком чувства ритма. Так как суть ритма, как указывает Б. М. Теплов, есть моторика, то и ребенок постигает его не только слухом, но и слухо-двигательным образом. Многие фольклорные произведения исполняются с движениями, часто импровизационными, что требует от исполнителя применить свою фантазию и воображение. Чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В текстах фольклорных песен сочетаются и чувства, и ритмы: короткие временные доли соответствуют слогам текста и повторяются движениями, например: шаг — четверть, бег — восьмая, припляс — шестнадцатая. Достичь детям ритмическую и текстовую устойчивость помогают хороводы, сюжет которых способствует развитию у детей согласованности коллективных движений, активности музыкального, ритмического и ладотонального слуха [16].
В народных песнях, играх, обрядах, праздниках содержится прекрасный материал для развития у детей эстетического чувства, рас-
ширения кругозора и формирования музыкальной культуры. На основе фольклора у ребенка развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщиться к ценностям народной музыки, традициям и обычаям своего народа. В книге «Родное слово» К. Д. Ушин-ский подчеркнул воспитательное и художественное значение фольклора. Им разработан один из ведущих принципов этнопедагогики, на котором строится работа в детском саду и школе: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, а затем к пониманию и усвоению мировых культур [19].
Известный педагог и просветитель С. И. Миропольский отмечал благотворное влияние народной музыки на детские души и воспитание здорового вкуса. Он указывал на особое воспитательное значение при драматизации народной песни, в которой сочетается творческое начало, музыкальность и артистизм исполнения. В песне ребенок проявляет свое творчество через сочинение подголосок, проявляя свою индивидуальность и самостоятельность [12]. Музыкант и педагог А. Л. Маслов в своей работе «Методика пения в начальной школе» в начале XX века впервые выдвинул идею всестороннего творческого развития детей через народную песню, которая основана на национальном звукоряде и характерных оборотах [11].
Особая заслуга в теории и практики освоения фольклора принадлежит О. И. Капице. В труде «Детский фольклор» ею исследован фольклор для детей, дано его определение — творчество взрослых для детей и детское традиционное твор-
чество. Она отмечала, что фольклор находится в тесной связи с психикой ребенка. Такие особенности фольклорного творчества, как ритм, метрика, повторения, звукоподражания, соответствуют детским вкусам и восприятию. Ею замечено, что с различными возрастными периодами интересы и круг детского восприятия меняются. Также меняются и фольклорные произведения: в первые годы жизни ребенка это колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, элементарные игры с пальцами и другие забавы. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста используется творчество хороводов, посиделок, святочных игр [9].
Оригинальные формы внедрения творческих традиций в воспитательную практику предложил педагог-новатор В. А. Сухомлинский: театрализованные сказки, кукольный театр, сочинение мелодий на фольклорные тексты, составление композиций танцев, оркестровка народных мелодий. Он предлагал начинать систематическую работу по фольклору с календарно-земле-дельческого цикла, сопровождая обрядовыми несложными действиями: праздник первого снопа, святочные гадания, Масленица, закликание Весны и др. Эмоционально-действенное постижение народных традиций помогает детям стать непосредственным участником обряда, самовыражаться через пение закличек, приговорок, сопровождая их образными движениями. Наибольший интерес, отмечает В. А. Сухомлинский, представляют для детей народные игры. В них развивается инициатива, находчивость, воображение. Музы-
кальные народные игры включают в себя пение и способствуют быстрому запоминанию движений, развивают ритмическую слаженность («Кострома», «Гори-гори ясно», «Две тетери» и др.). В. А. Сухомлинский подчеркивает, что изучение фольклора, эмоциональные беседы о нем, участие в театрализованных действиях способствуют творческому развитию учащихся, вырабатывают интерес к познанию фольклорного наследия, повышают уровень культуры и воспитанности [18].
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность. Особый интерес представляют работы, посвященные проблеме формирования личности детей посредством национальной культуры. Педагог-фольклорист Л. Л. Куприянова выделила основные задачи при использовании фольклора в педагогическом процессе начальной школы, которые заключаются в том, чтобы дать учащимся начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки. Ею замечено, что освоение фольклорного материала формирует у младших школьников знания о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Л. Л. Куприяновой предложена музыкально-творческая работа с учащимися на принципах фольклорного творчества, в котором развивается эмоционально-чувственная сфера, художественно-образное и ассоциативное мышление, фантазия. Л. Л. Куприянова установила, что народные попевки помогают уча-
щимся быстро скоординировать голос и слух, научить чистоте интонирования, а элементы народных движений развивают координацию и позволяют через индивидуальное творчество передать национальный характер произведения [10].
Изучение традиций татарского народа в эстетическом воспитании и использовании их в современной практике школы исследовались З. М. Явгильдиной. В ее работах обоснованы возможности реализации национально-регионального компонента в современных условиях школьного обучения Татарстана. На основе определения функционального значения и систематизации татарского детского фольклора ею разработан спецкурс «Татарский детский фольклор и его использование на уроке и во внеклассной деятельности». З. М. Явгильдиной сделан вывод о том, что музыкальный фольклор способствует эффективному решению целого спектра задач как художественно-эстетического развития учащихся, так и развития их художественно-творческих способностей [21]. Культура мордовского народа исследована доктором филологических наук Т. П. Девяткиной. Она впервые предложила использовать в музыкально-эстетическом воспитании детей обычаи и свадебные обряды мокши и эрзи. Наряду с музыкальным фольклором детей знакомят с народными приметами, мифологией и традиционными верованиями мордвы, лексико-по-этическими особенностями некоторых песенных жанров [6]. Вопросам воспитательной проблематики чувашского фольклора посвящена работа доктора педагогических наук
Т. Н. Петровой. Ученый обращает внимание на то, что чувашская народная музыка до нашего времени сохранила в себе традиции, присущие национальному характеру и мировоззрению чувашского народа. Использование музыкального фольклора в школе помогает детям усваивать национальную музыкальную культуру и музыкальные традиции, на которых воспитываются патриотические чувства, духовно-нравственные качества личности [13].
Вместе с тем следует обратить внимание на тот факт, что современный ребенок живет в условиях полиэтничного региона и находится в постоянном общении с носителями иных культурных традиций. Это важно для такого крупного региона, как Среднее Поволжье, в частности Ульяновского региона, где разные народы живут в дружеском общении и постоянном взаимодействии друг с другом. Дети очень чутко реагируют на национальные мелодии своего народа и народов, проживающих рядом. Некоторые исследователи обращаются к диалогу национальных культур в процессе воспитания детей. Активно творческое освоение традиций национальной музыкальной культуры своего и других этносов Симбирско-Ульяновского региона исследовали ряд педагогов: М. И. Богомолова, Г. Р. Ганиева, Л. М. Захарова, А. Ю. Тихонова. В них освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ народных традиций, обычаев, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, исследуется проблема знакомства детей с музыкальным фольклором народов Поволжья и приобщения к нему.
Творческие способности человека неразрывно связаны с национальной культурой, и их формирование является предпосылкой самоутверждения личности в социокультурной среде.
В исследованиях доктора педагогических наук М. И. Богомоловой рассматривалась проблема использования фольклора в целом и материнского фольклора в частности в педагогическом процессе детского сада. Особо подчеркнуто, что народная философия, педагогика и эстетика берут свое начало именно в колыбельной песне. Фольклор выступает как средство коммуникации, как транслятор национальных культурных традиций, средство воспитания духовности. Обращается внимание на то, что приобщение детей к национальной культуре пока не получило достаточного отражения как в теории, так и в практике воспитания: не разработана система ознакомления детей с разными аспектами национальной культуры, не всегда эффективны методы и приемы работы. М. И. Богомоловой подчеркивается значимость использования колыбельной с раннего возраста, с помощью нее дети учатся выражать свои переживания, настроения, мысли и чувства. В исследовании ученого выявлены педагогические условия приобщения детей к колыбельной песне: это специальный отбор содержания колыбельных и их связь с другими фольклорными жанрами, что способствует формированию интереса у детей к овладению умениями в самостоятельной творческой деятельности; это наличие продуманной методики, обеспечивающей развитие
у детей творческих способностей; это активная позиция ребенка в освоении содержания колыбельных и как результат отражения их в творческой деятельности [4].
В исследовании Г. Р. Ганиевой подчеркивается, что национальная культура имеет тесную связь с культурой разных народов, которая оказывает активное влияние на национальное самосознание, способствует развитию личности. Чем лучше человек знаком с национальной культурой, фольклором народов, проживающих рядом, тем проще ему адаптироваться и реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо придавать современному образованию поликультурную направленность, учитывая региональную принадлежность образовательного учреждения [5].
В монографии доктора педагогических наук Л. М. Захаровой «Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании» исследованы возрастные характеристики дошкольников и определены основные задачи, формы, средства и показатели формирования у них культуры межнационального общения. Выделяются три этапа в содержании работы в этом направлении и третий этап связывается с творческим развитием детей через участие в народных праздниках (первый этап — формирование ценностных представлений о семье, второй — накопление эмоционально-ценностного опыта общения). Полученные на первых двух этапах впечатления, знания и сформированные умения дети воплощают в творческой игровой деятельности и в драматизации. В исследовании отмечается, что народные праздни-
ки и развлечения служат социализации ребенка посредством включения его в реальную социальную жизнь через проигрывание праздничного действа и осознание своей причастности к данному этносу [7].
Доктор культурологи А. Ю. Тихонова исследовала музыкальный фольклор народов Поволжья. Ею выделены важнейшие особенности русской фольклорной традиции Верхнего Поволжья — преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Это многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скомо-рошины. Она отмечает, что песенная традиция Среднего Поволжья сильно отличается от традиций других регионов. Преобладающими являются медленные хороводы, которые приурочены к определенным датам крестьянского календаря. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже — балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. А. Ю. Тихонова охарактеризовала русскую песенную культуру Нижнего Поволжья, в которой особо выделяются оригинальные частушечные циклы, колыбельные, трудовые припевки. Проанализировав все многообразие татарского музыкального фольклора, А. Ю. Тихонова отметила, что песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни, а в фольклоре крещеных татар много гостевых песен. В музыкальном быту татар основное место занимала инструментальная музыка. В состав музыкальных инструмен-
тов татарского народа входили ку-рай (свирель из тростника), гусли, скрипка, кубыз (варган), кабал (бубен), домра, мандолина, гармоника. Особо ценным для нашего исследования является охарактеризованная ученым сохранившаяся до наших дней система обрядов и традиций для подрастающего поколения. Она включает в себя период жизни человека от рождения до взросления: 1) детство (обряд «наречения имени», праздники «грачиной каши», «нового дня», «рождения солнца»): колыбельные, игровые, сатирические, плясовые песни; 2) период приобщения к трудовой деятельности: напевы помощи, пахоты, жатвы, сенокоса, обработки гусей; 3) романтический период юношества (обряд «деревенские посиделки»): хороводные, игровые, плясовые, уличные частушки; деревенские напевы, наигрыши. В чувашском музыкальном фольклоре А. Ю. Тихоновой выделена популярность песен: песни «помочи», песни «сохи и плуга», масляничные песни, свадебные, хороводные, игровые, поси-делочные, гостевые и пирушечные. К лучшим образцам песенного творчества чувашского народа относятся хороводные песни, отличающиеся высокой художественностью образов и красотой мелодии. А. Ю. Тихонова отметила, что мордовский музыкальный фольклор сохранил свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении. При этом он несет в себе национально-своеобразный язык мордовского народа: песни рождественского дома, весенние песни, песни-моления, приуроченные к календарным и семейным праздникам. В танцевальном фоль-
клоре много движений, связанных с изображением повадок и целых сцен из жизни животных. У мордвы есть несколько видов хороводов. В одних разыгрываются сюжеты на трудовые темы — исполнители изображают одновременно и работающих людей, и предметы их труда. Содержанием других является свободная фантазия на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Ученым разработана программа по ознакомлению старших дошкольников с музыкальным фольклором народов Поволжья, в которой основной целью является знакомство детей с народными песнями, играми, плясками, а также развитие творческих способностей через свободную импровизацию [17].
Подводя итог нашему исследовательскому поиску роли и педагогической значимости музыкального фольклора как средства творческого развития детей, можно выделить импровизационную основу всех фольклорных жанров: песен, хороводов, танцев, плясок, игр. В них дошкольники и младшие школьники могут проявить свою фантазию, индиви-
дуальное творчество через простоту текста и вариативность мелодии, которая помогает передать в движении различные оттенки настроения. Ярко выраженная ладовая основа национальных мелодий служит хорошим средством для творческого самовыражения ребенка через передачу в движении своих эмоций и чувств, характера музыкально-игрового образа. Четко проявляющаяся жанровая основа календарного и обрядового фольклора, несложные фольклорные текстовые формы служат основой для песенных, танцевально-игровых, вокально-инструментальных импровизаций. Использование простых в употреблении народных музыкальных инструментов при исполнении песен и плясок представляет ценность при формировании у детей творческих умений. Выделенные ценности и достоинства позволили сделать вывод о том, что музыкальный фольклор разных народов служит не только источником приобщения детей к культуре своего и живущих рядом народов, но и создает естественное образовательное пространство их творческого и личностного развития.
Список литературы:
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. С. 3-136.
2. Асафьев Б. В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987.
3. Виноградов Г. С. Детский фольклор. СПб: Историческое наследие, 1999.
4. Богомолова М. И. Использование жанра колыбельной в раннем приобщении детей к национальной культуре: учеб. пособие. Ульяновск: Качалин А. В.2018.
5. Ганиева Г. Р. Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Набережночелнинский государственный педагогический институт. Набережные Челны, 2007.
6. Девяткина Т. П. Свадебные обряды и песни мордвы (мокши и эрзи). Саранск: Издательство Саранского ун-та, 1995.
7. Захарова Л. М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании. Практико-ориентированная монография. Ульяновск: УлГПУ, 2008.
8. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.
9. Капица О. И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Ленинград: Прибой, 1928.
10. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Учеб.-метод. пособие для учителя музыки. М.: Мнемозина, 2002.
11. Маслов А. Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1913.
12. Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. СПб., 1992.
13. Петрова Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2000.
14. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 1998.
15. Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе. М.: Владос, 2002.
16. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.
17. Тихонова А. Ю. Региональная культура: образовательный аспект. Ульяновск: Ульяновский ин-т повышения квалификации и перепод-гот. работников образования, 2006.
18. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.
19. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. М.: Логос, 1998.
20. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. М.: ВАКО, 2022.
21. Явгильдина З. М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Казанский государственный педагогический университет. Казань, 1998. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/tatarskij-detskij-folklor-kak-sredstvo-vospitanija-muzykalno-jesteticheskogo.html (25.10.2024).
Сведения об авторе:
Дормидонтова Лариса Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, профессор Российской академии естествознания. E-mail: [email protected].