Научная статья на тему 'Значимость медиакомпетентности для инженера-бакалавра в условиях компетентностного подхода'

Значимость медиакомпетентности для инженера-бакалавра в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕР-БАКАЛАВР / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / ENGINEER-BACHELOR / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCES / MEDIA / MEDIA EDUCATION / MEDIA COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндеева Светлана Вильсуровна

Подписание болонского соглашения российской стороной повлекло за собой переход на двухуровневую систему подготовки. В статье рассмотрены, какие пути решения из сложившейся ситуации нашли высшие технические университеты. Автор рассматривает компетентностный подход и систему компетенций по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия» с квалификацией «бакалавр». В статье подчеркивается необходимость формирования медиакомпетентности инженера-бакалавра в условиях модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость медиакомпетентности для инженера-бакалавра в условиях компетентностного подхода»

высшем профессиональном образовании [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Якутского государственного университета // Научный журнал. - Якутск, 2009. - Т. 6. - № 2 (апрель-июнь). - С. 38-44.

10. Максимова, Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде [Текст] : автореф. дис.

.. .д-ра пед. наук / Г. П. Максимова. - Ростов н/Д., 2007. - 49 с.

11. Малкова, И. Ю. Метод проектов [Текст] / И. Ю. Малкова. - Томск : изд-во ТГУ, 2006. - 43 с.

12. Альварес, Н. Л. Медиаобразование и межкультурные коммуникации: от виртуальных проектов - к реальным результатам [Текст] / Н. Л. Альварес // Медиаобразование. - 2006. - № 2. - С. 21-27.

Миндеева Светлана Вильсуровна

Ассистент кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», Иркутск, Россия

УДК 37.011 ББК 74.202

ЗНАЧИМОСТЬ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЛЯ ИНЖЕНЕРА-БАКАЛАВРА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Подписание болонского соглашения российской стороной повлекло за собой переход на двухуровневую систему подготовки. В статье рассмотрены, какие пути решения из сложившейся ситуации нашли высшие технические университеты. Автор рассматривает компетентностный подход и систему компетенций по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия» с квалификацией «бакалавр». В статье подчеркивается необходимость формирования медиакомпетентности инженера-бакалавра в условиях модернизации российского образования.

Ключевые слова: высшее техническое образование; инженер-бакалавр; компетентностный подход; компетенции; медиа; медиаобразование; медиакомпетентность.

THE IMPORTANCE OF MEDIA COMPETENCE FOR THE ENGINEERBACHELOR IN COMPETENCE APPROACH

The article deals with the ways of improving the situation in the technical universities caused by the Bologna process and the transition to two-level educational system. The article gives the solutions to stop it. The author studies the competence approach and the system of competences in 231000 «Program engineering» with the qualification "bachelor". Then the article describes the necessity to form media competence of the engineer-bachelor in the modernization of the Russian education.

Key words: higher technical education; engineer-bachelor; competence approach; competences; media; media education; media competence.

Модернизация Российского образования направлена на развитие ключевых компетенций, предпосылками этого послужила идея компетентностного подхода, которая закрепилась в ходе подготовки «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 29 декабря 2001 г.)], вследствие чего произошла смена ценностных ориентиров и целей образования. Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом изучения во всем мире. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так и независимо от них. В настоящее время идея компетентностного подхода активно обсуждается и в системе высшего технического образования.

Тема Болонского процесса продолжает вызывать неоднозначные мнения со стороны общественности. Наиболее обсуждаемым вопросом в системе высшего образования является переход на двухуровневую систему подготовки специалистов, особенно остро этот вопрос стоит для инженерных специальностей. Анализ специальной литературы показал, что у многих руководителей технических вузов сложилась неоднозначная точка зрения на данную проблему. В интервью с президентом Ассоциации технических университетов России, ректором МГТУ им. Н.Э. Баумана академиком И.Б. Федоровым на вопрос: «Как вы относитесь к бакалавризации инженеров?» прозвучало следующее: «...когда Россия подписала в 2003 году Болонскую декларацию, появились радикальные предложения выпускать только бакалавров и магистров, отказавшись от выпуска специалистов, то есть инженеров. Принять это никак мы не могли. Наша точка зрения состоит в том, что ведущие вузы должны выпускать и бакалавров, и магистров, и специалистов по заказу работодателей» [Федоров, 2009, с. 60].

С 7 по 10 сентября 2008 года в Московском автомобильно-дорожном институте (государственный технический университет) (МАДИ (ГТУ)) состоялся 37-й Международный Симпозиум Ю№, он проходил под девизом «Компетенции инженера - традиции и инновации». В приветственном слове Президента Ю№ Норберта Кракера были обозначены основные проблемы, на которых сфокусирован Симпозиум: какие компетенции необходимы инженеру в глобальном мире для обеспечения технологических инноваций. Он отметил, что технологический прогресс возможен лишь в том случае, если традиционные знания идут рука об руку с инновациями [Симпозиум Ю1Р, 2008]. Действительно, для успешной работы инженеру требуется постоянно следить за инновациями в своей профессиональной сфере, а также быть информированным о нововведениях в смежных областях, ведь темпы технического прогресса растут с каждым днем, и специалисту инженерной специальности необходимо обладать актуальными знаниями для решения поставленных и вновь появляющихся задач. Те требования, которые предъявляются к современному инженеру, технические вузы должны обеспечить уже сегодня. И такая работа проводится в настоящее время во всем мире - развивается инновационное инженерное образование, направленное на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых компе-

тенций, о чем свидетельствуют симпозиумы, мночисленные конференции, конкурсы, статьи в журналах и т.п. Эти компетенции могут не охватывать все разделы осваиваемой образовательной программы, но должны быть прочно усвоены, чтобы выпускник мог реализовать их на практике уже в самом начале своей профессиональной карьеры. Компетенции стали основой квалификационной характеристики выпускников в макете Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО - 3), который введен в России с 2010 года. В ФГОС ВПО - 3 принята следующая квалификация компетенций:

1. Типы компетенций: универсальные и профессиональные.

2. Виды компетенций:

2.1 Универсальные компетенции:

- социально-личностные и общекультурные;

- общенаучные;

- инструментальные.

2.2 Профессиональные компетенции:

- производственно-технологические;

- организационно-управленческие;

- научно-исследовательские;

- проектные и др.

Универсальные (общие) компетенции характеризуют особенности деятельности любого специалиста и являются ключевыми как в профессиональной, так и в социальной деятельности каждого человека. Профессиональные компетенции отражают профессиональные особенности деятельности специалиста, т.е. формируют профессиональное «лицо» специалиста, являются базовыми и имеют высокую значимость для эффективного решения задач. Компетенции различаются для разных дисциплин (направлений, специальностей подготовки). Так, для выпускника по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия» с квалификацией «бакалавр» стандарты содержат:

• общекультурные компетенции (ОК) - 13 компетенций;

• профессиональные компетенции (ПК) - 27 компетенций.

Областью профессиональной деятельности выпускника по направлению «Программная инженерия» является индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения [Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (от 09.11.2009 г. № 542)]. Выпускник может работать в любой организации и структуре, на виртуальном предприятии или за домашним компьютером, занимаясь проектной, конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и эксплуатационной деятельностью с применением (необходимой разработкой, доработкой, модификацией, модернизацией и т.д.) программного обеспечения, в силу чего, к потребительским качествам инженера такого уровня относятся: профессиональное использо-

вание информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), современных технических средств, умение работы с информацией, ее поиск, обработка, анализ, обобщение, а также умение передавать научно-техническую информацию, превращая ее в новый тип знаний. Следовательно, на выходе должна получиться конкурентоспособная личность с приличным багажом компетенций, и здесь простой медиаграмотности мало, необходимо вырабатывать независимость суждения по отношению к медиатекстам, способность иметь и формулировать собственную точку зрения. Следовательно, логика рассуждений приводит нас к подготовке медиакомпетентной личности.

Коэволюция информационного и образовательного пространства делает актуальной задачу формирования и развития медиакомпетентности студентов инженерных специальностей, а это есть область изучения медиаобразования. Медиаобразование призвано помочь учащимся и студентам адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.п. Перспективы развития медиаобразования в России прослеживаются в тексте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.»: «Повышение качества образования, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационнокоммуникационных технологий, в том числе: содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций; расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий» [Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, 2008. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf].

Существуют различные точки зрения на сущность понятия терминов «медиаобразование» и «медиакомпетентность». Самое почетное место в медиаобразовании принадлежит доктору педагогических наук, профессору А.В. Федорову; он определяет медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности, 2010, с. 27]. В свою очередь, медиакомпетентность личности он определяет как «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [там же, с. 25]. В нашем

дальнейшем исследовании мы будем придерживаться вышеприведенного определения медиакомпетентности, так как оно учитывает наши цели в контексте обучения ВПО в условиях перехода на двухуровневое обучение.

Медиа сегодня очень сильно внедряется в повседневную жизнь людей и поскольку медиасреда является сегодня жизненным пространством молодежи, а медиа - фактором индивидуализации, то по мнению Т.А. Ольховой и Т.И. Мясниковой, диагностирование ценностного отношения студентов к медиапространству будет основополагающим педагогическим условием для выстраивания модели развития медиакомпетентности студентов. В своем пособии «Развитие медиакомпетентности студентов университета» они пишут: «Требования, предъявляемые студентам преподавателями на лекциях и семинарах, тоже находятся в рамках ценностного отношения студентов. Обучаясь в университете, студенты пользуются как классическими, так и новыми медиа. Таким образом, можно заключить, что студенты включены в образовательное пространство посредством медиапространства или они включены в него, проживают и обучаются в нем (читают книги, пользуются компьютером, Интернетом, прикладными программами и др.). Данные требования могут быть как неформальными, которые исходят от преподавателей в качестве рекомендаций, так и формальными, отображенными в стандартах и программах» [Ольховая, 2011, с. 54].

Далее проанализируем, как медиакомпетентность вписывается в заявленные требования ФГОС ВПО - 3, предъявляемые к выпускнику рассматриваемого нами направления «Программная инженерия». На наш взгляд, в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по данному направлению подготовки не совсем четко прописаны компетенции, которые способны сформировать медиакомпетентность современного инженера. Проанализировав составляющие определения «медиакомпетентность», мы постарались систематизировать компетенции, где они упоминались. Из приведенных общекультурных компетенций:

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

• стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Из профессиональных компетенций:

• понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой;

• способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта;

• навыки чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации;

• навыки использования операционных систем, сетевых технологий, средств разработки программного интерфейса, применения языков и методов формальных спецификаций, систем управления базами данных [Примерные

основные образовательные программы по направлениям подготовки: 231000: Программная инженерия].

В итоге мы придерживаемся, вслед за Л.В. Будяк, мнения, что стандарт сводится к пресловутым ЗУНам и ориентирует деятельность вуза не на развитие личности выпускника, его способностей, а на вооружение определенным набором знаний и умений, что совершенно не отвечает современным взглядам на результаты образования [Будяк, 2011, с. 32]. Мы считаем необходимым, в качестве вариативной составляющей, ввести компетенции, подразумевающие способность находить, анализировать, оценивать информацию. Кроме того, медиаобразование предполагает развитие обучаемых способности к критическому мышлению, к восприятию медиа как средства конструирования реальности, умения распознавать предвзятость сообщения или умышленную недосказанность, то есть возможную фальсификацию сообщения. Но с другой стороны, компетенции, заложенные в образовательных стандартах, влекут за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса в целом.

Проанализировав все вышеприведенные доводы, в заключение следует сказать, что в условиях информационного общества возникает потребность в формировании медиакомпетентного специалиста, способного самостоятельно выбирать из нарастающих информационных потоков самое ценное, обрабатывать информацию и применять ее с пользой. Также медиакомпетентность должна включать способность создавать медиатексты, реализовывать свой творческий потенциал в медийной сфере. Далее следует сказать, что медиакомпетентность - это интересный и перспективный объект для научного исследования, многие ученые занимаются вопросом формирования и развития медиакомптентности, и данное утверждение следует подкрепить следующей фразой: «Одной из привлекательных в плане исследования перспектив её развития является научная область, связанная с формированием медиакомпетентности личности. Речь идет о теории медиаобразования, находящейся сегодня на пике своего развития и одновременно подвергающейся интенсивному переосмыслению в аспекте концептуализации её позиций, пересмотра её методологических оснований, придания ей характера, сообразного современным тенденциям. Привлекательность для пытливого исследователя этой области знаний объясняется как минимум тремя весомыми причинами» [Иванова, 2011. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/

statya_ivanovoyy_La._18.05.11_0.pdf.]. Данная цитата взята из статьи «Медиаобразование: взгляд в будущее» Л.А. Ивановой, опубликованной в

научно-педагогическом журнале Восточной Сибири «Magister Dixit», где заинтересованный читатель может ознакомиться с «тремя весомыми причинами». Наши дальнейшие исследования в области медиаобразования продолжаются. В данной статье мы попытались показать, что присутствует необходимость в том, чтобы был более четко сделан акцент на медиакомпетентность инженера-бакалавра в примерной основной образовательной про-

грамме ВПО. Возможно, с целью оптимизации структуры и минимизации затрат на подготовку инженерно-технического персонала необходимо пересмотреть программы, реализация которых приводит к присвоению квалификации «инженер-бакалавр».

Библиографический список

1. Будяк, Л. В. Компетентностный подход в высшем образовании [Текст] / Л. В. Будяк // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 1(4). - С. 31-35.

2. Иванова, Л. А. Медиаобразование: взгляд в будущее [Электронный

ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - № 2. URL:

http://md.islu.rU/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_ivanovoyy_l.a._18.05.11_0.pdf. (

дата обращения 04 апр.2012).

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010

года (от 29 декабря 2001 г.) [Электронный ресурс] // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. - URL :

http://www.education.rekom.ru /1_2002/conception.html (дата обращения 28 мар.2012)

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf (дата обращения 05 дек.2011).

5. Ольховая, Т. А. Развитие медиакомпетентности студентов университета: учеб. пособие [Текст] / Т. А. Ольховая, Т. И. Мясникова. - М. : Дом педагогики, ИПК ГОУ ГОУ, 2011.- 126 с.

6. Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки: 231000: Программная инженерия [Электронный ресурс]. - URL :

- http://technical.bmstu.ru/umo/index.php?rzd= 15&rzdid=26 (дата обращения 20 мар.2012).

7. Симпозиум IGIP: некоторые итоги [Текст] // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 25-35.

8. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / под ред. А. В.Федорова. - Таганрог : Изд-во Таганрог. Гос.пед. ин-та. - 2010. - 63 с.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (от 09.11.2009г. № 542) [Электронный ресурс]. - http: //www.edu.ru/db/portal/spe/archiv new.htm (дата обращения 02 мар.2012).

10. Федоров, И. Б. Россия-страна инженеров [Текст] / И. Б.Федоров // Ученый Совет. - 2009. - №5-6. - С. 58-62.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Веретенникова Анна Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГКОУ ВПО "Омская академия МВД России", г. Омск, Россия

УДК 378 ББК 74

ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МВД РОССИИ

Статья описывает исследовательский инструментарий для диагностики уровней развития коммуникативной личности курсантов.

Ключевые слова: качественные и количественные методы; методы математической статистики; аутентичное оценивание; коммуникативная компетенция; коммуникативная личность.

DIAGNOSTIC of COMMUNICATIVE PERSONALITY DEVELOPMENT

OF THE STUDENTS FROM RUSSIAN INTERIOR INSTITUTIONS

The article describes the research methods used to diagnose development levels of communicative personality of student in Russian interior institutions.

Key words: quantitative and qualitative methods; methods of mathematical statistics; authentic estimation; communicative competence; communicative personality.

Целью диагностического исследования, проведенного нами являлось установление уровней развития коммуникативной личности курсантов как субъектов процесса профессиональной коммуникации. Поэтому диагностике подверглись компоненты, составляющие модель субъекта профессиональной коммуникации в сфере правоохранительной деятельности [Веретенникова, 2008].

Мотивационно-ценностное ядро коммуникативной личности субъекта правоохранительной деятельности в процессе профессиональной коммуникации составляют такие мотивы, как борьба с преступностью, продолжение семейной династии, офицерская служба, гарантия постоянной работы, возможность успешной карьеры, получение бесплатного образования, которое может быть востребовано в случае увольнения из ОВД, решение жилищного вопроса, альтернатива военной службе. Из этих общих мотивов можно выявить в рамках данного исследования и частные мотивы участия в процессе профессиональной коммуникации (с законопослушными взрослыми и несовершеннолетними гражданами, с правонарушителями, с коллегами, в меж-культурной профессиональной коммуникации) - возможность развивать свои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.