Научная статья на тему 'Значение трудов Маркса в развитии экономической теории и практики'

Значение трудов Маркса в развитии экономической теории и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3592
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ДОКТРИНА К. МАРКСА / ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / DOCTRINE OF K. MARX / ECONOMICS / SURPLUS VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царькова Стэлла Борисовна

В работе раскрывается понимание экономической доктрины К. Маркса, свободной от идеологической окраски более поздних ее толкователей, и объяснение того, что в его системе означает «прибавочная стоимость» (surplus value) и как это понимание связано с сегодняшним постиндустриальным обществом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the understanding of the economic doctrine of K. Marx, which is free of ideological tint of its late interpreters, and the explanation of surplus value and its relations with modern post-industrial society.

Текст научной работы на тему «Значение трудов Маркса в развитии экономической теории и практики»

Царькова С.Б.

ЗНА ЧЕНИЕ ТРУДОВ МАРКСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Tsarkova S.B.

IMPORTANCE OF MARX’S WORKS IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC

THEORY AND PRACTICE

Ключевые слова: экономическая теория, доктрина К. Маркса, прибавочная стоимость

Keywords: economics, doctrine of K. Marx, surplus value.

Аннотация

В работе раскрывается понимание экономической доктрины К. Маркса, свободной от идеологической окраски более поздних ее толкователей, и объяснение того, что в его системе означает «прибавочная стоимость» (surplus value) и как это понимание связано с сегодняшним постиндустриальным обществом

Abstract

The article reveals the understanding of the economic doctrine of K. Marx, which is free of ideological tint of its late interpreters, and the explanation of surplus value and its relations with modern post-industrial society.

Прошло двадцать лет с того момента, когда мы поняли, что все семьдесят с лишним лет «шли не туда». Стагнация экономики, отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, низкий уровень жизни населения при ура-лозунгах правящей элиты принудили общество (определенные его круги) пересмотреть прежние взгляды на сущность и динамику процессов экономического развития и обратиться к тому, что, возможно и несовершенно, но ничего лучше на сегодня человечество не придумало, то есть к рыночной экономике. При этом, бросаясь из одной крайности в другую, вместе с водой выплеснули и младенца - учение К. Маркса, так и не поняв его, принимая за теорию Маркса то, что было создано уже после его смерти и получило название марксизм-ленинизм. Теперь мы со своим мифологическим сознанием, отринув былые авторитеты, стремимся «понять» западных ученых-рыночников, а точнее выбрать из множества моделей рынка одну, перенести ее на российскую почву и, о чудо!, зажить в полном благосостоянии, не хуже, чем на Западе.

Но чуда не бывает! И, если мы выбрали путь построения рынка, желая пройти «все круги ада», то мы должны «реабилитировать» К. Маркса, который лучше чем кто-либо изучил рынок периода свободной конкуренции, и отделить «зерна от плевел» - К. Маркса от марксизма и особенно ленинизма.

Можно ли удовлетворить желание хорошо жить без института прибавочной стоимости? Советская экономическая наука отвечала - да! А еще великий Платон понимал, что существует два уровня жизни человека - примитивный и пышный. Примитивный уровень предполагает биологическое выживание людей (удовлетворение материальных потребностей в еде, одежде, жилье и т.п.). Пышный же уровень - это стремление к красоте. Такое стремление, когда человек хочет не просто существовать, а «существовать красиво».

Данная работа ставит целью осуществить попытку дать понимание экономической доктрины К. Маркса, свободной от идеологической окраски более поздних ее толкователей, и по достоинству оценить ее. И важнейшей задачей в этом является объяснение того, как в его системе объясняется понятие «прибавочной стоимости»

(surplus value) и как это понимание связано с сегодняшним постиндустриальным обществом.

Великий экономист К. Маркс является создателем политэкономии пролетариата, что стало революционным событием в науке XIX в. Рабочая сила стала товаром. Товарноденежные отношения приобрели всеобщий характер. На смену личной зависимости пришла вещная. Пролетариат осознает свое отчуждение от того, что создано с помощью его рук и противостоит капиталу.

Экономическая концепция К. Маркса нашла отражение в четырехтомном издании «Капитала», а также в работах «Заработная плата, цена и прибыль», «Немецкая идеология» и др.

Маркс рассматривает общие признаки рыночной экономики, причем не только капиталистической: капиталистическая экономика является рыночной, но не всякая рыночная экономика является капиталистической.

Анализируя товар, Маркс говорит, что это предмет, вещь, которая удовлетворяет физические, духовные, производственные потребности человека, общества. В отношении товара он различает потребительную и меновую стоимости: первая является

качественным признаком товара, вторая - количественным.

Труд также имеет двойственный характер не только на основе существования потребительной и меновой стоимостей. Труд разнороден: есть «простой труд» и « сложный труд» (квалифицированный). Тем не менее, измерение труда временем возможно, так как всегда можно условиться, что данное количество сложного труда является кратным числом того же количества простого. Кроме этого, труд следует рассматривать под двумя углами зрения: каждый конкретный труд связан с

непосредственным производством определенного типа потребительной стоимости («полезный труд»), а в качестве измерителя меновой стоимости его необходимо рассматривать как «абстрактный», то есть труд вообще, в процессе которого прилагаются определенные физические усилия.

Далее Маркс переходит к анализу форм стоимости. Стоимость товара представляется в различных формах: «простая» («х» товара А стоит «у» товара Б); «полная или развития» («z» товара А = «и» товара Б или = «v» товара В или = «х» товара Г...); «денежная» (20 метров полотна или 1 платье или 10 фунтов чая = 2 унциям золота); «ценовая» (если 2 унции золота = 2 фунтам стерлингов, тогда 20 метров полотна = 2 фунтам стерлингов).

К. Маркс считает, что рыночный обмен служит тем средством, при помощи которого осуществляется социализация отдельных видов работ. Когда рыночный обмен развивается, общий товар-эквивалент становится необходимым, и этот товар «кристаллизируется в форме денег».

Каковы же функции денег? Это - «мера стоимостей» (то есть цена является денежным выражением труда, вложенного в товар. Деньги также являются «средством обращения» (цикл обращения всегда начинается с товара и на товаре заканчивается: Товар - Деньги - Товар (Т-Д-Т)). По мнению Маркса, деньги также выполняют функцию накопления (в периоды процветания использование средств оплаты может сократиться, а в периоды денежных кризисов актуализируется их значение как средства оплаты).

Как же деньги превращаются в капитал? К. Маркс считает, что капитал появляется лишь тогда, когда «рыночное производство и торговля достигают определенной степени развития». Как только деньги превращаются в капитал, начинает работать цикл Д-Т-Д’ (покупка товаров, затем продажа товаров за деньги). Но для того, чтобы капитал был выделен, необходимо чтобы капиталист получил сумму Д', большую, чем Д, то есть мы

получаем «общую формулу капитала в том его виде, в котором он предстает в обращении: Д-Т-Д’».

Разница между Д и Д’ называется прибавочной стоимостью. Но возникает парадокс: рыночное обращение предполагает, что товары обмениваются на эквивалент, но, тем не менее, капитал способен создать прибавочную стоимость. Как это объяснить?

Маркс пытается это сделать, анализируя рабочую силу. При капиталистическом способе производства рабочая сила является товаром. Когда мы используем другие товары, то мы разрушаем их стоимость. В случае же с рабочей силой, напротив, стоимость создается: следовательно, этот товар является уникальным. Но капитал существует только с наемным трудом и, в принципе, требует наличия рыночных отношений, денег и наемного труда.

Предположим, что рабочая сила имеет меновую стоимость, соответствующую, например, шести часам. Необходимый труд, то есть стоимость товаров, потребление которых обеспечивает воспроизводство рабочей силы, следовательно, равен шести часам. Капиталист платит за рабочую силу по ее меновой стоимости (6 часов), а распоряжается ею в течение 12 часов (продолжительность рабочего дня). Эта разница составляет «излишний труд». Таким образом, потребительная стоимость оказывается выше меновой, и это ведет к производству прибавочной стоимости, которая присваивается капиталистом, потому что он (посредством заработной платы) свободно распоряжается продуктами труда. При этом рабочая сила оплачивается по стоимости.

В ходе производства та часть капитала, которая преобразуется в средства производства, не изменяет размер своей стоимости (постоянная часть с). Другая часть капитала, преобразованная в рабочую силу, напротив, меняет стоимость в ходе производства, воспроизводит сама себя плюс некоторый излишек, прибавочную стоимость (переменный капитал V). Следовательно, стоимость произведенного товара можно записать следующим образом: W=c+v+m, где т - прибавочная стоимость. Норма прибавочной стоимости есть отношение прибавочной стоимости к переменной части капитала (т/у). Ее можно записать и так: приб./ пер. = излишний труд/необходимый труд.

I 6 ч._______________| 6 ч.________________|

1 необх.труда 1 приб.труда 1

12 ч.

К. Маркс различает «абсолютную прибавочную стоимость» (является излишним трудом, полученным путем увеличения продолжительности рабочего дня) и «относительную прибавочную стоимость» (вытекает из увеличения производительности при сокраении необходимого труда). Маркс пишет: «Если производительность

увеличивается, труд за то же самое время дает больший объем продукции, но не стоимости. Если же растет его интенсивность, то за то же самое время он дает не только больше продукции, но и больше стоимости, потому что излишек продукции вытекает из излишка труда».

Как происходит накопление капитала? Прежде всего Маркс рассматривает «простое воспроизводство», при котором капитал продолжает воспроизводиться, не увеличиваясь. Но в условиях капиталистической системы воспроизводство не может быть простым. Расширенное воспроизводство капитала наблюдается в том случае, когда капиталисты преобразуют в капитал часть прибавочной стоимости. Накопление капитала зависит от ставки прибавочной стоимости, то есть от степени эксплуатации рабочей силы, от соотношения потребления и сбережения, которые осуществляются капиталистами, от производительности труда и от общей суммы авансированного капитала.

К. Маркс определяет прибавочную стоимость как «разницу между стоимостью продукта и стоимостью элементов, потребленных в процессе создания продукта - средств производства и рабочей силы. Эта прибавочная стоимость изымается капиталом у рабочего, поскольку «та часть товарной стоимости, которая состоит из прибавочной стоимости, ничего не стоит капиталисту именно потому, что рабочему она стоит неоплаченного труда. Но так как на основе капиталистического производства рабочий, вступив в процесс производства, сам образует составную часть функционирующего и принадлежащего капиталисту производительного капитала, то действительным производителем товара является капиталист».

К. Маркс подвергает критике триединую формулу: капитал - прибыль

(предпринимательская прибыль плюс процент), земля - земельная рента, труд - заработная плата. Он пишет: «Капитал, земля, труд! Но капитал - это не вещь, а определенное... производственное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер. Монополизированные определенной частью общества средства производства, обособившиеся по отношению к живой рабочей силе продукты и условия приведения в действие этой суммой рабочей силы, в силу этой противоположности, персонифицируются в капитале». Далее Маркс говорит: «Мы также видели, что капитал. выкачивает из непосредственных производителей, или рабочих, определенное количество прибавочного труда; капитал получает данный прибавочный труд безвозмездно, по своей сущности этот труд всегда остается принудительным - хотя бы он и казался результатом свободного договорного соглашения».

К. Маркс выделяет проблему прибавочного продукта и проблему перераспределения прибавочного продукта. Распределение дохода между собственниками и наемными работниками мы уже рассмотрели. Теперь рассмотрим перераспределение между собственниками. «Капиталист, производящий прибавочную стоимость, т.е. изымающий неоплаченный труд непосредственно у рабочих и воплощающий его в товарах, разумеется, является первым присвоителем, но никак не единственным собственником этой прибавочной стоимости. Он должен делиться ею с капиталистами, земельными собственниками и т.д., выполняющими другие функции в системе общественного производства. Следовательно, прибавочная стоимость распадается на разные части, ее части попадают к различным категориям лиц и принимают различные, не зависимые друг от друга формы: прибыль, процент, торговая прибыль, рента и т.д.».

Далее К. Маркс рассматривает проблему превращения стоимости в цену производства. Поскольку различное органическое строение капитала в разных отраслях порождает различия в норме прибыли, стоимости товаров должны принять форму цен производства, чтобы образовалась общая норма прибыли. Маркс посчитал цену производства посредством суммирования издержек производства (в стоимостном выражении) и прибыли, размер которой получен, исходя из использования средней нормы прибыли - отношения совокупной прибавочной стоимости к совокупному капиталу.

К. Маркс много говорил о необходимости соединения производства с достижениями научно-технического прогресса, о том, что наука становится непосредственной производительной силой общества. Именно на основе этого положения он сформулировал теорию коммунизма. Он считал, что коммунизм - не цель, а движение, которому присущи следующие черты: 1) увеличение свободного времени работника; 2) замена физического труда умственным; 3) снятие отчуждения. Все это станет возможным благодаря науке. Маркс считает, что исторически значительная часть общества была отчуждена от прав собственности и вынуждена существовать за счет продажи своих трудовых услуг вследствие концентрации собственности в руках немногих. Однако первый этап

отчуждения связан с разделением труда, когда люди стали заниматься чем-либо конкретным. Продукты своего труда, при этом, они могли обменивать на продукты других видов труда. Второй этап, как раз, и связан с частной собственностью на средства производства и превращением рабочей силы в товар.

Для того, чтобы снять отчуждение, надо ликвидировать его причины. «Ликвидация частной собственности есть лишь предпосылка снятия отчуждения, а условием его действительного снятия является ликвидация разделения труда, опирающаяся на тотальную автоматизацию». Маркс считал, что снятие отчуждения пойдет в обратном порядке, когда будет достигнут высочайший уровень развития производительных сил и форм общения, когда появится такой труд, продукты труда которого не подлежат отчуждению. Это есть интеллектуальный труд, его эксплуатация не возможна. Взаимоотношения между трудом и капиталом теперь становятся договорными и взаимовыгодными. Частная собственность же эволюционизирует в собственность акционерную (коллективную).

Без сомнения К. Маркс был человеком выдающихся умственных способностей и широчайшей эрудиции. Поприщем для своей карьеры Маркс избрал экономическую науку, сделав ставку на «теорию эксплуатации», которая представляет собой присвоение прибавочной стоимости.

Несмотря на то, что экономическая теория К. Маркса была использована не в научных, а в политических целях (ею воспользовались как идеологией, а не научной теорией) значение вклада К. Маркса в экономическую науку огромно. Американский экономист П. Самуэльсон считает, что марксизм слишком ценен, чтобы оставить его одним марксистам. Марк Блауг говорил: «Маркс как экономист еще и сегодня жив и актуален как ни один из экономистов. Его пересказывали, пересматривали, отвергали, хоронили тысячи раз, но он останется неразрывно связанным с интеллектуальной историей. Хорошо это или плохо, но часть его идей составляют ту основу, на которую мы все опираемся в своих размышлениях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.