ЗНАЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕГИОНА
1 2 ^кабаева T-О. , Сейитниязова М.Б.
1Какабаева Тумар Оразгелдиевна - преподаватель; 2Сейитниязова Марал Байрамовна - преподаватель, кафедра строительства, Институт ииженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана,
г. Ашхабад, Туркменистан
Аннотация: строительство дорог является одной из древнейших форм человеческой деятельности. Конструкции дорожных сооружений, требования к ним, методы их строительства претерпели значительные изменения в процессе развития человеческого общества, его материальной культуры. Некоторые идеи, реализуемые теперь в дорожном строительстве, возникли еще в глубокой древности, а затем возродились при появлении новых требований к транспорту. Осведомленность в истории техники дорожного строительства дает возможность лучше понять роль транспортных процессов на разных этапах развития человеческого общества.
Рассмотрены некоторые направления и развитие Великого шелкового пути в истории техники дорожного строительства. Знание истории - важнейшее условие творческого отношения к настоящему и будущему. Ключевые слова: техники дорожных сооружений, транспортных процессов, шелкового пути, материальная культура.
VALUES CONSTRUCTION OF HIGHWAYS IN THE REGION
12 Kakabayeva T.O. , Seyitniyazova M.B.
1Kakabayeva Tumar Orazgeldiеvna - Lecturer;
2Seyitniyazova Maral Bayramovna - Lecturer, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION, INSTITUTE OF ENGINEERING-TECHNICAL AND TRANSPORT COMMUNICATIONS OF TURKMENISTAN,
ASHGABAT, TURKMENISTAN
Abstract: road construction is one of the oldest forms of human activity. The design of road structures, their requirements, methods of construction went through significant changes during the development of human society and its material culture. Some ideas, being implemented in road construction at the present time occurred in the early ancient times and then revived upon the new transport requirements. Awareness in the history of road construction equipment gives possibilities to understand clearly the role of transport processes in the different stages of human development.
Some directions and development of the Great Silk Road in the history of road construction equipment are considered in this paper. Knowing the history of the most important condition for a creative approach to the present and future.
Keywords: road construction equipment, transport processes, Silk Road, material culture.
УДК625.7/8. (09)
Началом дорожного строительства в истории человечества следует считать сознательное выполнение работ по оборудованию путей для многократного прохода или проезда. Иногда высказывалась неправильная точка зрения, что «дороги древнее, чем человечество». При этом подразумевалось использование людьми троп, проложенных животными к местам водопоя или в процессе сезонных миграций.
Зарождение дорог вначале как пешеходных троп относится к концу первобытнообщинного периода существования человеческого общества, к переходу от «высшей ступени дикости» по классификации американского ученого Л.Г. Моргана (1818-1881 гг.) «низшей ступени варварства», когда появились постоянные поселения, возникло скотоводство и примитивное земледелие. В результате многократных проходов возникли тропы, в первую очередь у выходов из поселений, на подходах к бродам или поваленным бурей деревьям, по которым люди переходили через водотоки.
Элементы приспособления пути к движению не распространялись далее отбрасывания с троп камней и обламывания ветвей, препятствовавших нести добычу.
Строительство искусственных покрытий зародилось впервые в лесисто-болотистой местности как устройство жердевых настилов на заболоченных подходах к поселениям из свайных построек. При археологических раскопках неоднократно обнаруживали сохранившиеся под слоем торфа толщиной 1-1,5 м остатки жердевых настилов. Доисторические жердевые настилы были найдены в Горбуновских болотах вблизи от г. Нижнего Тагила. Древнейшие из них относится к III тысячелетию до н.э. Настил шириной 1,21,5 м состоит из продольных жердей, набросанных по редким поперечинам [2. С. 260.].
Развитие общества происходило в разных природно-географических зонах неравномерно. Близкие идеи и конструктивные решения, связанные с транспортом, возникали и находили применение в разных регионах часто со смещениями во времени на несколько веков. «На первых ступенях исторического развития
приходилось изобретать ежедневно заново, и в каждой местности - независимо от других», - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс [1. С. 54.].
Развитие материальной культуры происходило постепенно, распространяясь из центров первоначального возникновения преимущественно в процессе захвата земель и порабощения рабовладельческими государствами сопредельных народов.
Великий шелковый путь сыграл важное историческое и социально-культурное значение. Этот путь представляет собой сеть наземных и морских маршрутов, простирающихся в регионах Азии, Африки и Европы.
Великий шелковый путь никогда не был единой магистралью. В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь. С древних времен люди путешествовали с соседними поселениями товарами, навыками и идеями. На протяжения всей истории, необъятная Евразия была перекрестком путей сообщения с торговыми маршрутами, которые постепенно способствовали формированию известного сегодня Шелкового пути. Здесь торговли шелком, а также другими товарами с народами из разных уголков света [3].
Многочисленные сети дорог служили не только для перемещения товаров и предметов роскоши, но также передаче знаний, идей, культур и верований, которые значительно повлияли на историю и развитие цивилизаций евразийских народов. Путешественники рисковали, привлеченные не только торговой деятельностью, но и участием в интеллектуальном и культурном обменах в городах, на территории которых проходил Шелковый путь.
Рис. 1. Маршруты Шелкового пути
Эти маршруты существуют с древних времен, но, несмотря на это, название «Шелковый путь» относительно недавнее понятие. Оно было предложено геологом Бароном Фердинандом фон Рихтгофеном в середине XIX века, который назвал систему связей и торговли Die Seidenstrasse, что означает с немецкого «Шелковый путь» (Рис. 1) [3].
На протяжении всей истории Шелкового пути маршруты диалога, торговли, взаимодействия и обменов, объединяли людей и их культуры. Впервые созданные как сеть коммуникации и обменов, значительно повлияли на историю Евразии: культуру и религию народов, языки, науку, сохранив интеллектуальное и художественное наследие.
Проект ЮНЕСКО «Комплексное исследование Шелковых путей - путей диалога» начался в 1988 году, объединив сотни соискателей со всего мира, как из ЮНЕСКО, так и из научных учреждений партнеров, которые представили значительное количество исследований и проектов о разных аспектах истории Великого шелкового пути. Эта инициатива продолжена различными академическими, культурными и художественными учреждениями по всему миру [5].
Рис. 2. Линия скоростной автомагистрали Ашхабад-Туркменабад
Одним из приоритетных направлений государственной политики является создание разветвлённой, отвечающей требованиям времени транспортной инфраструктуры как важнейшего фактора успешного развития страны.
С учётом благоприятного географического положения Туркменистан, по территории которого с глубокой древности пролегают важнейшие торговые пути региона, является важным звеном мирового коммуникационного пространства. В новую историческую эпоху его значение как перекрёстка трансконтинентальных маршрутов ещё более возросло [6].
Совершенствуется инфраструктура данного сектора - возводятся новые аэропорты, прокладываются стальные магистрали, автобаны и мосты, соединяющие Туркменистан с соседними странами.
Строительство высокоскоростной автомагистрали Ашхабад-Туркменабад в будущем соединит столицу и восточный регион Туркменистана, позволит значительно повысить пропускную способность дорожной системы страны, качество и оперативность логистических услуг, расширить транспортно-транзитную инфраструктуру и торгово-экономические отношения с соседними государствами, расположенными вдоль Великого шёлкового пути.
Формирование межгосударственных транзитных коридоров, нацеленных на возрождение Великого шёлкового пути, соединение евразийских экономических зон, имеют большое значение для выхода на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализуемые нашим государством проекты по возрождению Великого шёлкового пути открывают новые перспективы для международного сотрудничества в данной области [6].
Список литературы /References
1. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 3.
2. Бабков В.Ф. Развитие техники дорожного строительства. М.: Транспорт, 1988.
3. Copyright © 2001 -2022. Advantour.
4. © 2022. Летопись. Исторический проект.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru. unesco.org./ (дата обращения: 09.11.2022).
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: turkmenportal. гош./ (дата обращения: 09.11.2022).