Список литературы
1. Джумаев М.Е., Юлдашева М., Мингбаева Б.У., Маматова Г.А. Методическое пособие «Современные подходы и инновации в обучении начальному образованию». Т., 2017.
2. Нигматова М.М., Мирзаева Д.Ш. Коррекционная педагогическая деятельность -процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личности. // ACADEMY. Научно-методический журнал, 2019. № 11 (50). Стр. 29-31.
ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Каримов О.И.
Каримов Олимхужа Исломович - старший преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусств, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности и воспитательные возможности узбекских народных инструментов, а также роль узбекских музыкальных инструментов в исполнении узбекской традиционной музыки. Узбекские музыкальные инструменты характеризуются предрасположенностью к духовности человека и близкой к сердцу мелодичностью.
Ключевые слова: кашгар рубаб, афган рубаб, чанг, дойра, дутор, музыка.
Основным видом музыкальной деятельности в детской музыкальной школе, как известно, является обучение игре на различных музыкальных инструментах, в том числе и на народных, в процессе чего создаются наиболее благоприятные условия для музыкально-эстетического воспитания учащихся. При этом каждый ученик приобретает, помимо навыков игры на инструменте, ещё и знания о музыке, о ее удивительном языке и многообразных выразительных возможностях. Узбекские народные инструменты, на которых обучают в детской музыкальной школе, выполняют роль одного из основных компонентов привития национальной музыкальной культуры. Представляя традиции и современность, они показывают духовное богатство народа, помогают раскрыть его безграничные творческие возможности. Современные узбекские народные музыкальные инструменты позволяют ученикам воспринять и передать все характерные черты эстетического свойства музыкального искусства, исполнять произведения любого жанра и сложности. Благодаря своим исполнительским возможностям народные инструменты особенно привлекают внимание учащихся, мобилизуют их творческие способности, стимулируют развитие их музыкального вкуса и исполнительского мастерства.
Специфической чертой музыкального инструментария в Узбекистане является его исключительное многообразие. В нем можно найти представителей всех групп инструментов, представленных весьма различными видами. Среди этих инструментов особое место принадлежит кашкарскому рубабу. Наряду с ведущими музыкальными инструментами братских народов инструмент обладает колоссальными возможностями раскрывать цельный, богатый мир внутренних переживаний учащихся, рождает новые мысли и сопоставления, помогает создать определенное настроение. Ведь этот инструмент приспособлен не только для формирования национального характера музыкального мышления учеников, совершенствования их исполнительских и технических возможностей, но и яркого и правдивого раскрытия художественного образа различных музыкальных произведений. Выразительные средства инструмента характеризуются тем, что они наряду с выполнением учебной программы делают знания содержательнее, ярче увлекательнее, заставляют учащихся переживать, вызывают эмоционального взволнованность, радость. Иными словами, они обеспечивают богатство и новизну эстетическую чувств, новых знаний о музыке, а также ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства. Изучение характерных черт кашкарскога рубаба показывает, что ученики с большим интересом, желанием обучаются игре на этом инструменте, потому что играя на нем в свободное время можно и петь.
Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании: учеников имеет обучение игре на рубабе — приме. Небольшой, простой и: удобной конструкция инструмент дает значительное преимущество при обучении детей, способствует творческому подходу к работе над произведениями. Особое значение инструмента в том, что он обладает большими возможностями при овладении умениями и навыками музыкально — исполнительского искусства. Особой характерной чертой инструмента является его возможность способствовать формированию у учеников музыкального мышления, интернационального характера. Это обосновывается тем, что инструмент ярко и выразительно демонстрирует специфику музыкального образа в произведениях классиков.
Одно из важных мест принадлежит обучению игре на другом трудном инструменте — афганском рубабе [3]. Несмотря на относительно большой корпус, короткий и толстый гриф, который чуть затрудняет игру на нем детей, афганский рубаб обладает большими возможностями в повышении эстетической культуры воспитанников. У инструмента ясный, невысокий звук, его звукоизвлечение больше характерно дал игры напевных мелодий, особенно народных. При этом воссоздается наиболее полный и точный мелодический образ, эмоционального атмосфера, заложенная в мелодии.
Значительные изобразительные возможности содержит в себе другой, узбекский народный струнно-ударный инструмент чанг. Он обладает очень яркой мелодической выразительностью и большой технической подвижностью. Широкий диапазон разнохарактерная манера игры, особенно возможность исполнять на нем сотообразные восходящие и нисходящие пассажи, а так же скачкообразные и хроматические мелодии в любом темпе, создает богатые условия для исполнения многих разнообразных технически трудных музыкальных произведений, что способствует более глубокому проникновению в образ исполняемого произведения, помогает понимать художественную ценность и эстетическую значимость, поднимает общий уровень музыкальной культуры ученика.
Таким образам, узбекские народные музыкальные инструменты, игре на которых обучают в музыкальных школах, благодаря своим исполнительским возможностям создают наиболее благоприятные условия для музыкально-эстетического воспитания учащихся, дают возможность ученикам воспринять и передать характерные эстетические свойства музыкального искусства исполнять произведения любого жанра и сложности [1]. Благодаря простой и удобной конструкции многих народных
79
инструментов детей можно быстро научить игре на них, приобщить их к музыкальному творчеству. Обучение на народных инструментах и обладание игрой на них могут служить основным средством привлечения детей в классы ансамблевых н оркестровых инструментов.
Список литературы
1. Жураев Б.Т., Абдурахмонова Д.У. Эстетическое развитие школьников средствами узбекского музыкального фольклора // Вестник Чувашского госудрственного института культуры и искусств, 2019. № 14. С. 77.
2. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения // Вестник науки и образования, 2019. № 11-2 (65).
3. Эшанкулов М.Э. Музыкальные инструменты в системе искусства макома: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2016.
4. Раджабов И. Макомлар масаласига доир / И. Раджабов. Ташкент, 1933. 174 с.
ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА НА ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ Ботирова Н.К.
Ботирова Нигора Койировна - преподаватель, Бухарский областной институт усовершенствования и переподготовки кадров народного образования, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены качества учителей с точки зрения учёных Древнего Востока, которые имеют значение в современной профессиональной деятельности учителя. Передача знаний учащимся - это основная цель педагогической деятельности. Если благодаря своему учителю ученик становится прилежным учеником, достигая при этом определённых высот в учёбе, это высшая оценка профессиональной деятельности учителя.
Ключевые слова: учитель, ученик, просвещение, успех, строгий, добрый, духовность.
Древний Восток является колыбелью современного образования. Ещё в те далёкие времена мыслители Востока в своих трудах описывали то, каким должен быть учитель (мударис). Давайте рассмотрим некоторые из этих взглядов.
Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Беруни (973-1048) - один из великих ученых Древнего Востока, ученый-воспитатель, обладающий великим умом, оказавшим огромное влияние на развитие всеобщих естественных и социальных наук. В своих произведениях ученый подходил к вопросам учебно-воспитательного единства и нравственности как зрелый воспитатель, в частности, в своих произведениях "Минералогия", "Памятники, оставшиеся от древних народов", "Индия" изложил уникальные взгляды и просветительско-дидактические взгляды на педагогику и психологию. В процессе обучения и воспитания детей в школе, связывая светские науки друг с другом, подчеркивая обратную связь по различным темам, он говорит: "Наша цель - не перегружать учащихся, перечитывая одну тему снова и снова, заставляя учеников скучать, ослабляя память. Если ученик переключается с одной темы на другую на другую, то это будет так же, как и прогулки по разным садам, расположенных в разных регионах. Ещё не закончился один сад, как начинается - другой. Ребенок хочет всё увидеть и рассмотреть. Не зря говорят, что все новое доставляет ребенку удовольствие".