Литература:
1. Гаджиев К. С. Размышления о политической культуре современной России //Мировая экономика и международные отношения / К. С. Гаджиев. - 1996. - № 2. - С. 18-21.
2. Зокиров Г.Н. Донишномаи сиёси / Г.Н. Зокиров. - Душанбе: Деваштич, 2007. - 602 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1960.
4. Мухаев Р.Т. Политология // Концепция модернизации как парадигма анализа политических изменений / Р. Т. Мухаев. - М., 2011.
5. Нарсесянц В.С. Политические учения древней Греции / В.С. Нарсесянц. - М.: Наука, 1997.
6. Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития / В. И. Пантин. -М., 1997.
7. Платон. Государство. - М., 2004. - 438 с.
8. Ростоу Д. А. Переходы к демократии: попытка динамической модели / Д. А. Ростоу // Полис. - 1996. - № 5. - С. 18-21.
9. Смирнов М. П. Демократия в теории, тоталитаризм на практике / М.П.Смирнов // Социально-политический журнал. - 1990. - № 10. - С. 17-21.
10. Урнов М.Ю. Освобождаясь от авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода / М.Ю.Урнов // Полис. - 1997. - № 2. -С. 29-34.
11. Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии; закономерности переходного периода / Д. А. Фадеев // Полис. - 1997. - № 1. - С. 44-48; № 2. - С. 52-56.
12. Хангтингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / С. Хангтингтон. - М.: Алгоритм, 2003. - 252 с.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРИИ ПОЛИТИКИ
В статье рассматриваются проблемы политического развития в воззрениях мыслителей разных периодов исторического развития. Автором анализируется современная трактовка постановки вопроса о политическом развитие как политическая модернизация. Излагается многоаспектность подходов к исследованию политической модернизации. Исследуется процесс демократизации общественных отношений как процесс политической модернизации.
Ключевые слова: идеальное государство, национальное государство, либерально-правовое государство, гуманистическая идеология, детерминистская теория, индустриальное общества, политическая модернизация, демократия.
POLITICAL DEVELOPMENT AS OBJECT THEORY OF POLITICS
The article deals with the problems of political development in the views of thinkers from different periods of history. The author analyzes the modern interpretation of the question of political development as a political modernization. Presents a multidimensional approach to the study of political modernization. Explores the process of democratization of public relations as a process of political modernization.
Key words: ideal state, the nation-state, liberal-constitutional state, humanistic ideology, deterministic theory of industrial society, political modernization, democracy.
Сведения об авторе: Муродова Нигина Сулаймоновна, дотсент кафедры политологии Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
Information about the author: Murodova Nigina Sulaymonovna, docent at Department of Political Science, Tajik National University
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД
НЕЗАВИСИМОСТИ
Рахматов У. Н.
Таджикский аграрный университет имени Ш. Шохтемур
Социальная память, как один из важных категорий социальных наук, в последние годы постепенно переходит от сферы науки к области практики конструирования реалии общественной жизни многих стран. Это особенно заметно в общественной жизни новых независимых стран, где на основе артикуляции, актуализации отдельных аспектов социальной памяти конструируются символы идентичности, идентификации
социума, ее взаимодействие с другими группами, общностями, формулируются способы их национального единства, солидарности и т.д. Это имеет место также и в общественной жизни современного таджикского общества, что предполагает необходимость социально - философского анализа данного явления. Следует отметить, что ретроспективный взгляд на становление феномена социальной памяти и ее изучения в контексте социальных наук показывает неразрывную связь ее становления с потребностями поддержания стабильности и социального порядка в конкретных обществах. Наиболее отчетливо эта сторона изучения природы социальной памяти актуализируется в социальных науках, начиная с XIX - го века. Однако для понимания содержания и природы социальной памяти нам представляется важным обратить внимание на историю зарождения и становления этой категории социальной философиив контексте традиции классических философских подходов.
Таким образом, таджикское общество в конце текущего столетия оказалось в круговороте больших судьбоносных перемен, которые в корне изменили не только институциональный порядок в обществе, но и ценностную ориентацию ее социума. Переход к новой общественной системе сопровождалось также постепенными преобразованиями во всех сферах приложения человеческой деятельности, как адекватного ответа на исходящих от современности вызовов. Ибо сложившаяся ситуация требует от него постоянного поиска новых парадигм развития. Это, в свою очередь, постоянно наталкивает на вопросы о том, есть ли в арсенале таджикского общества тот потенциал, который способствовал бы его достойному существованию в новом контексте: что определяет направленность траектории его развития, каким образом происходящие изменения становятся очевидными для сознания социума, какие есть устойчивые критерии оценки результатов трансформации.
Исходя из этого, вопросы о том, каким образом трансформация общественной жизни становится возможной и приводит к появлению цепочки активности в социальном действии индивидов, групп, общностей, почему это проявление носит разный характер в разных обществах, ставятся все чаще исследователями различных направлений социальной мысли. Хотя при ответе на данный вопрос можно привести целую цепочку каузальных объяснений, находящихся вне воли людей, однако, эти объяснения, в силу даже их привлекательности, кажутся недостаточными и неполными. Ибо в них нельзя найти ответы на причину столь заметного проявления социальной активности социума в преобразовании существующей структуры своей общественной жизни в определенных исторических эпохах. Поэтому поиск ответа кажется разумным -отыскать в природе социальной памяти те социальные группы, общности, благодаря которым становится возможным определенная форма организации общественной жизни людей, которые наряду с жесткой иерархичностью, прочностью, обладают также эластичностью, посредством которых отдельным индивидам, группам открываются новые пространства для инициирования собственной активности в структуре существующей организации общественной жизни. Следует отметить, что их действия зависят от сложившейся структуры того общества, в котором они живут. Этот аспект проблемы очень удачно высказан Бакиевой Г., которая отмечает, что: «Понимание в контексте социальной памяти предстает как явление необходимое, ибо понимание позволяет воспроизвести внутреннее содержание социальной памяти для последующих поколений. Как правило, понимание значения и трансляции массива знаний составляет прерогативу отдельных представителей общества. Дело в том, что далеко не все члены общества понимают содержание и формы продукции социальной памяти и участвуют в «понимающей» трансляции. Наиболее глубоко понять, истолковать, объяснить и указать пути применения знаний, опыта, заключенные в контексте социальной памяти, способны концептуальные личности. Такие личности имеют волю к пониманию, рассекают застывший под давлением времени массив знаний и опыта с тем, чтобы создать новые концепты, и способствуют интерпретации архива социальной памяти» [1, с. 152].
Как изсестно, впервые в социальных науках вопросы, имеющие такое содержание и связанные с социальной жизнью современных обществ, ставились Морисом Халбваксом. Основная мысль Халбвакса при анализе данной проблемы состоит в том, что память не следует рассматривать как чисто индивидуальное явление и присущее автономно конкретному индивиду, а, наоборот, ее содержание определяется обществом. По этому поводу он отмечает следующее: «Разумеется, у каждого человека своя, не совпадающая ни с чьей другой память, зависящая от его личного темперамента и жизненных обстоятельств. Тем не менее она составляет часть, как бы отдельный аспект групповой памяти, так как о любом впечатлении и факте, даже если они по видимости касаются исключительно нас самих, мы сохраняем длительное вспоминание лишь постольку, поскольку о них размышляем, то есть соотносим их с мыслями, поступающими к нам из социальной среды. В самом деле, нельзя размышлять о событиях своего прошлого, не рассуждая по их поводу; а рассуждать - значит сводить в одну идейную систему свои мнения и мнения окружающих; это значит видеть в происходящем с нами частное применение тех явлений, относительно которых социальное мышление все время напоминает нам, что они значат и чем важны для него» [6, с. 184].
Из числа современных социальных философов стран центрально - азиатского региона, посвятивших свою исследовательскую деятельность именно проблемам социальной памяти и ее месту в общественной жизни, следует отметит книгу киргизского ученого Бакиевой Г. Согласно ее утверждениям: - «Важным аспектом прагматического уровня социальной памятиявляется ее влияние на социальное поведение людей. Специфичность социального поведения заключается в наличии в нем субъективного подразумеваемого смысла. Этот смысл формируется в контексте социальной объективности. В то же время не все проявления социального поведения несут смысловое начало. Известно, что усвоенные стереотипы в процессе социализации могут санкционировать социальное поведение и быт не осознанными, а осмысленными. Этот пласт поведенческой программы личности формируется безусловно - как результат погруженности в определенный социум. Из социума человек выносит такое важное качество, как идентифицированность» [1, с. 148].
Относительно таджикистанского общества вышеуказанная проблема проявилась в форме превознесения значения социальной памяти в формировании национального самосознания. Инициирующим и вдохновителем данного курса в развитии нашего общества по пути независимого развития, стали такие социальные группы населения как интеллигенция и представители политической элиты страны. Исходя из этого, ценности, вкладываемые в содержание национального самосознания, зачастую соприкасались с ценностями, имеющими в социальной памяти этих групп населения приоритетное значение на данном этапе развития общества. Другим социальным группам эти ценности преподносились как имеющие важное значение для возрождения национальной культуры, традиции, государственности и т.д.
Понятие «самосознание», означает познание субъектом себя, личности, стремление личности к самосовершенствованию и познание своей принадлежности к нации и государству, а также познание своих предков. Память составляют восстановление и защита прошлого опыта и запоминание сведений. Национальное сознание означает осознание индивидом общественных отношений, осознание им своей принадлежности к определенной национальной, этнической общности и признание своего единства и с данной нацией. Социальная память является способностью воспроизводства прошлого опыта и одним из основных элементов нервной системы, которая разделяет способность сохранения сведений об явлениях внешнего мира и процессах человеческого организма, зависимых от пластов сознания, и определяет его поведение в обществе. Национальное самосознание, возникнув на основе двух понятий - самосознание и национальное сознание, постоянно развивается и совершенствуется. Одним из основных элементов национального сознания, считается национальное самосознание. А национальное
сознание, это объективное отражение общественного бытия со всеми его особенными отношениями и связями посредством национального языка, традиции, а также национальной культуры.
Следует отметить то, что национальное самосознание тесно связано с социальной памятью. Эта связь ощущается больше в период независимости, когда таджикский народ, запомнив прошлый опыт своей социальной жизни, поднялся на высокие ступени формирования национального самосознания. Таджикский ученый X. Шарипов в своей статье «Формирование национальной идентичности на почве расположенности общества к единству», пишет следующее о связи социальной памяти и этнико-социальных общностей: «Таджикский народ как этнико - социальная общность был непоколебимым, стойким и остался таким со своей историей, которая запечатлелась крепко в социальной памяти. Социальная память соединяла друг с другом различные историко - этнические состояния таджикского народа. Все неизбежные изменения культуры, языка, хозяйственных форм, обитания и т.п., воспринимаются социальной памятью как изменения, пережившие нашей нацией. Известно, что основным элементом социальной памяти является само наименование народностей и нации» [5, с. 191].
В связи с этим, таджикский народ после завоевания политической независимости, запомнив прошлый опыт социальной жизни общества, прилагал все усилия для развития и совершенствования социальной жизни сегодняшнего времени.
Наряду с формированием самосознания и национального самосознания, развиваются и социальные отношения между людьми в обществе. А также в памяти людей крепко запечатлевается чувство патриотизма и национального единства, которые способствуют прогрессу общества. Уместно отметить, что Президент Таджикистана Э. Рахмон неоднократно всвоих выступления подчеркивал, что национальное самосознание формируется на основе национального единства и хранения в памяти нравов и обычаев прошлой истории. Исходя из этого, Президент страны в своей книге «Единство, государство, президент», пишет следующее о связи национального единства с исторической памятью: «Самосознание и национальное самосознание, патриотическая гордость являются факторами укрепления национального единства и сплоченности народа страны. Народ, который имеет сильную историческую память и совершенное представление о своих взлетах и падениях в процессе многовекового исторического развития, может созданием сильногонационального государства занимать достойнейшее положение среди мировых цивилизованных стран. Однако не следует забывать, что самосознание это не столько гордость за научно-литературные и культурные достижений нации, это прочный духовный фундамент, побуждающий благородных и просвещенных сыновей народа на умозаключения и суждения на созидательную и творческую деятельность» [5, с. 9].
Факторами формирования национального единства и социальной памяти являются самосознание и национальное самосознание. Разместив в своей памяти чувство гордости за Отечество, человечество создавало основные предпосылки объединения людей с целью общественного развития и прогресса. Поэтому человеческая память представляет собой науку естественной истории, которая подвергнет изучению все социальные явления минувших времен и определяет развитие и совершенствование общества в настоящее время. В настоящее время глобализации свободно и плодотворно функционирует та нация, у которой сильна историческая память. Являясь сопутствующим времени, социальная память подвергает изучению происходящие в жизни общества события и явления, предусматривает основные предпосылки трансформации общества для будущего. Одной из предпосылок формирования национального самосознания считается историческая память. Президент РТ Э. Рахмон, подчеркивая взаимосвязь исторической памяти с национальным самосознанием в Протоколе национального примирения, подписанном 27-июля 1997 года, в частности, пишет: «Одним из реальных источников формирования национального самосознания являются, прежде всего, созданиенезависимого
государства, установление национального единства, обращение к славному прошлому, защита ценного наследия предшественников и дань уважения великим личностям -мудрым сыновьям таджикского народа. В действительности, школа самосознания, независимости, национального государства и государственности, наряду с несколькими объективными и субъективными факторами имеет ещё и один очень проницательный и требовательный учитель, которого называют Историей. Поучительные уроки истории, предоставляя нашему взору пути прошлого, настоящего и будущего, действуют как справедливый судья, завязающий узлы удач и неудач государственных династий таджиков» [4, с. 19]. Национальное самосознание возникает и формируется только тогда, когда государство и нация приобретают независимость.
Другими предпосылками формирования национального самосознания являются политическая стабильность, мир и согласие, сплоченность народа. Факторами формирования национального самосознания считаются человеческая свобода, независимость, государственный суверенитет. Имея, прежде всего, исторические черты, национальное самосознание подвергает изучению в настоящее время способы и методы управления национального государства, прогнозирует для будущего факторы формирования общества и претворяет их в практику. Уместно констатировать, что национальное самосознание и национальное государство тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Изначальными предпосылками возникновения национального самосознания являются национальные нравы и обычаи, в которых отражены культурные особенности всякого народа и нации. На основе формирования национального самосознания возникают факторы развития национального государства и запечатлеваются в человеческой памяти своими социальными особенностями. Национальное самосознание присуще человеку, который физически и духовно способен к созидательной деятельности и внесет свою весомую лепту в дело процветания и прогресса общества.
Основной особенностью социальной памяти является то, что человек биологически существуя как живой организм, социально действует как личность в обществе. Человек как социальное существо, запомнив опыт предшествующего поколения, широко использует этот опыт в деле развития современного общества. Историческая память - это опыт, а в психологическом аспекте, она - хранение сведений. Память в социальном аспекте имеет духовные особенности и охватывает ряд важных аспектов сохранения и укрепления социального единства каждого социума.
Одним из факторов формирования национального единства является национальное самосознание. Прежде чем осуществить национальное самосознание на практике, мы должны сначаларассмотреть понятия «отчизна», «патриотизм», «государственная независимость», а затем определить значимость и место этих понятий. Исходя из этого, такие ценности, как национальное единство и национальное самосознание, социально запечатлевшись в человеческой памяти, создают тем самым необходимые условия для дальнейшей демократизации общества.
В настоящее время в нашем независимом Таджикистане ученые, наряду с понятием «национальное самосознание», используют понятие «национальная идентичность». Явившийся синонимом национального единства понятие «национальная идентичность» главным образом используется в политической литературе. А с философской точки зрения это слово указывает на реально существовавшую вещь. В действительности, идентичность это фактор или же факторы, обусловившие познание вещи такой, какой и есть, и без него претерпевает изменение её сущность. Однако в повседневной и разговорной речи, в печати слово «идентичность» означает опознание, причем всестороннее опознание вещей. Я думаю, идентичность самосознания является другой гранью одного и того же термина». Понятие «социальная память» тесно связано и с понятием «национальная идентичность» поскольку человек, запомнив происходившие в жизни общества социальные явления, получает о них совершенное осведомление. Социальная особенность человеческой памяти заключается в том, что каждый человек,
явившись спутником и современником своего общества, тем самым прилагает свои усилия на налаживание своих отношений и на осуществление своей деятельности. В связи с этим, здравомыслящей считается та личность, которая придает каждому социальному явлению общества подходящую форму и реальное, конкретное содержание. Наряду с понятием «национальная идентичность» существует и понятие «историческая память», которая сохраняет в себе старинные обряды, нравы и обычаи человечества и регулирует в настоящее время прошлые традиции. С социальной точки зрения, регулирование традиции, национальных обрядов и обычаев в новом таджикском обществе с целью повышения уровня благосостояния населения актуально и является требованием времени.
Другой предпосылкой развития и формирования национального самосознания является национальное мнение (идея). Национальное мнение возникает на основе человеческой культуры и цивилизации, и выражает сущность национального самосознания. Развитие и формирование национального мнения также зависимо от бытия национальных обрядов, нравов и обычаев. В выражении национального мнения велика и роль социальной памяти, потому что она, созревая социально, прежде всего, в человеческой памяти, затем проявляется в социально - практической деятельности людей в обществе. В настоящее время для достижения высокой вершины национального самосознания, нам таджикам необходимо быть совершено сведущими в культуре и истории своих предков, защищать и совершенствовать это великое историко-культурное наследие, а затем оставить в наследство будущим поколениям. Таджикский ученый Курбан Восеъ, рассматривая развитие и формирование национального самосознания и идентичности на основе национальной идеи, пишет следующее: «Идентичность и самосознание являются различными гранями одного и того же термина и используются для обозначения одной главной цели ради сохранения нации. Какова же эта цель? Эта цель, прежде всего, заключается в том, что каждый из нас обязан быть сведущим в традициях, обрядах, нравах и обычаях, вероисповеданиях своих предшественников, одновременно совершенствовать это богатое, великое наследие, затем искренне оставлять в наследство последующему поколению. С лексической точки зрения, слово самосознание, как мы убедились, является общей стороной идентичности, а с другой стороны, это слово приобретает расширенное значение. Самосознание подобно огромному, старому и вечному дереву, которое растет на почве национального сознания. Для совершенствования национального самосознания и идентичности, считается целесообразным возрождение национальной идеи, от которой они исходят, с точек зрения временной охваченности и пространственной широты» [3, с. 264].
Таким образом, взаимосвязь социальной памяти и национального самосознания приобретает особую актуальность в переходные этапы общественной жизни, особенно на этапах формирования и становления национальных государств. Так как национальные государства заинтересованы в применении арсенала социальной памяти для повышения уровня гражданского патриотизма членов общества и формированием у них национальной идентичности: «если самосознание на уровне индивидуальности осуществляет выбор, то национальное самосознание создает или конструирует систему правил, идей и принципов, на основе которых осуществляется мобилизация общества. В этом случае национальное самосознание является не механической связью со своей социальной общностью, а осознанная форма признания своей общности и, главное, своей ответственности перед ней. Культурная политика есть система правовых норм, идеологических установок и практических мероприятий, разрабатываемых и реализуемых государством в области искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма. В научной литературе существует мнение, именно национальная культура оказывает огромное влияние на формирование национального самосознания таджикского народа» [2, с. 35].
Следует отметить, что и сегодня перед нашим обществом в условиях ее перехода от традиционности к современности стоят проблемы обеспечения сохранения национального самосознания на основе преемственности богатого арсенала своей социальной памяти. Особенно в условиях проникновения глобализирующихся ценностей в сознании и поведении молодежи, таджикистанское общество должно культивировать в их сознании накопленное предыдущими поколениями богатый арсенал социальной памяти. Изучая этот процесс без опоры на богатый арсенал социальной памяти, подвергает общество в бездну социального бес памятствования, амнезию, которые равносильны гибели.
Таким образом, вышесказанное позволяет утверждать, что богатый арсенал содержания социальной памяти таджикского народа сегодня активно вовлекается в процесс социотворчества общества. Оно содействует не только укреплению национального самосознания нашего народа, но и позволяет сохранять ему свое культурное лицо перед натиском глобализирующихся ценностей. Благодаря этому общество приобретает почву для трансляции накопленного культурного багажа между разными поколениями во временном интервале «прошлое-настоящее и будущее».
Адабиёт:
1. Бакиева Г. Социальная память и современность. - Бишкек, 2000.
2. Джононов С. Формирование национального самосознания в условиях государственного
строительства. - Душанбе, 2010.
3. Курбан Восеъ. Единство и независимость. Книга 2-я. - Душанбе, 2012.
4. Курбан Восеъ. Государственная политика и национальное единство. Душанбе, 2010.
5. Теория единство. XIV. Вторая книга. - Душанбе, 2012.
6. Халбвакс М. Социальные рамки памяти. - М.: Новое издательство, 2007.
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
В статье всесторонне рассмотрены понятия социальная память, национальное самосознание, национальная идея, государственная независимость, национальное единство и национальное государство. Также рассмотрены взаимосвязь, формирование, развитие и трансформация этих понятий с точки зрения теоретиков социальной философии в современном таджикском обществе. Анализ осознания природы социальной памяти в различных доктринах социальной философии показывает, что она определяет функции накопления, сохранения и передачи общественных ценностей общества другим поколениям.
Ключевые слова: социальная память, национальное самосознание, национальная идея, государственная независимость, национальное единство, национальное государство.
IMPORTANCE OF SOCIAL MEMORY WITHIN THE STRUCTURE OF THE NATIONAL IDENTITY OF TAJIKISTAN PEOPLE DEVELOPED DURING THE NATIONAL
INDEPENDENCE
The article comprehensively examined the concept of social memory, national identity, national idea, national independence, national unity and national state. Also look at the relationship, the formation, development and transformation of these concepts from the perspective of theorists of social philosophy in the contemporary Tajik society. Analysis of the realization of the nature of social memory in various doctrines of social philosophy shows that it defines the functions of the accumulation, preservation and transmission of social values of the society to other generations.
^y words: social memory, national identity, national idea, national independence, national unity, national state.
Сведения об авторе: Рахматов Убайдулло Нематович, старший преподаватель кафедрой философия и политика Таджикского аграрного университета имени Ш. Шохтемура, e-mail: [email protected]
Information about author: Rahmatov Ubaydullo Nematovich, senior teacher of the Chair of philosophy and political, Tajik Agrarian University named after Sh. Shotemur