5. Воробьева, Т. Н. Учимся управлять О. В. Кукшенева. - Благовещенск : Изда-сами / Т. Н. Воробьёва, Р. Ф. Дурицына, тельство *3ея», 2003. - 163 с.
Значение системы Интернет для бизнес-элиты Российской Федерации (на материалах Приморского края)
1/1.Д. Саыачев О.Ю. Павленко
Статья посвящена специфике развития системы Итернет в восприятии приморской бизнес-элиты. Так же проведен частичный сравнительный анализ подобного восприятия российских и приморских бизнес-элит.
Ключевые слова: Интернет, бизнес-элита, электронная коммерция, Итернет-ресурсы, социум.
Мировым достижением последних десятилетий является создание и развитие международной электронной сети «Интернет». Темпы роста пользователей «Интернет» за последние три года увеличились почти в 5 раз. Аналитики предсказывают бурный рост в ближайший период. Каждый день в сети появляются около 500 тыс. новых пользователей. С невероятной скоростью Интернет распространился и в России, так или иначе охватив более 70% населения страны, и став важнейшим социальным явлением современности.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, став таким же обыденным явлением, как телефонная связь или телевизионное вещание. Этот новый феномен социального взаимодействия и социального общения с недавнего времени стал представлять большой социально-коммерческий интерес.
Сегодня в США до 70% фирм и предприятий используют Интернет для совершения коммерческих сделок и почти 89% - для рекламы своей продукции и ее продвижения в самые широкие социальные слои населения. В Европе этот процент ниже - 50 и 60, соответственно. Что касается Российской Федерации, то, к сожалению, полномасштабных исследований в ней не проводилось. Однако
проведенные автором социологические исследования крупнейших приморских компаний показывают, что все крупнейшие из них используют Интернет для рекламы своей продукции, и лишь только 14,5% - для установления коммерческих и бизес-контактов [1]. Что же касается малых и средних фирм, то таковые используют возможности системы Интернет для связи и получения информации, т. е. относятся к нему так же, как обычные бытовые пользователи, не проявляя даже тенденций к своему становлению как активных участников электронного рынка.
В современном мире электронная коммерция является эффективным и дешевым способом довести каждую продукцию или услугу к тем или иным слоям социума.
Представляется, что в Российской Федерации сложилась ситуация, когда Интернет воспринимается россиянами, во первых, как источник информации, во вторых, как средство связи и, наконец, в третьих, как источник развлечения [2], но то, что Интернет - это мощный инструмент развития бизнес- и деловой активности, пока еще почти не воспринято не только российским социумом в целом, но даже и российскими бизнес-элитами.
Более того ни российское общество,
Саначев Игорь Дмитриевич - д-р социол. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
Павленко Олеся Юрьевна - аспирант Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). Тел.: (4212) 40 41 73
ни российский бизнес в основе своей не представляют все возможности Интернет-коммерции, хотя в стране созданы все правовые основы для развития таковой.
Население Приморского края достаточно широко использует ресурсы сети Интернет в быту и на своих рабочих местах, не случайно Приморский край по количеству пользователей системы Интернет занимает второе место в Российской Федерации после Москвы.
Вместе с тем, сам характер использования этих ресурсов вскрывает одну из главных проблем в области Интернет-коммерции: Интернет приморским социумом воспринимается не как серьезная область приложения деловых и творческих усилий, а как средство связи (нечто вроде усовершенствованного СМС-сообщения), как средство извле-
чения информации (почти на 65% развлекательного характера), как средство роскоши, отдыха и компьютерных игр, т. е. явление во всех отношениях «несерьезное».
Большинство жителей края - вне зависимости от образования и рода деятельности - вообще не представляют, какие возможности в сфере бизнеса и обработки информации содержит в себе Интернет.
Сводные данные о представлениях
Таблица 1
приморцев, что такое Интернет и какими возможностями он обладает, приведены в таблице 1.
Отношение к Интернету, как к «ожившей газете», «большому CMC» и средству развлечения породило, между всем прочим, и несерьезное отношение к нему в целом. С точки зрения массового сознания, с таким же успехом, как и через
Основные направления использования жителями Приморского края сети Интернет и ее ресурсов [3]
Основные направления использования сети Интернет 2006 год. 2007 год
Всего жители Приморья В т. ч. работающие в сфере коммерции и услуг Всего жители Приморья В т. ч. работающие в сфере коммерции и услуг
Получение информации и новостей 100% 100% 100% 100%
Получение деловой, служебной информации, в т. ч. рекламы 13 14 21 24
Использование электронной почты 23 45 34 46
Использование средств электронной коммерции, включая заказы, платежи, консалтинг и пр. 1,5 2,6 1,2 4,5
Развлечения, игры 96 99 96 97
Общение с друзьями, знакомства 47 510 51 53
Кооперация для совместной работы, создания и предложения товаров и услуг 0,1 0,1 1 2,5
систему Интернет, контракты и сделки можно заключать посредством сотового телефона или «плэйстэйшн».
Если к общему восприятию Интернета добавить неразрешенность целого ряда правовых проблем (о чем говорилось выше), то это еще более усилит общий «вотум недоверию» к е-бизнесу и е-коммерции.
России. Особенность в том, что почти все сделки с Интернет-оплатой носят межрегиональный характер, впрочем, как и почти 70% Интернет-активности компаний края.
Это отличает приморский Интернет-бизнес от российского бизнеса многих других регионов той же Центральной России. Это связано, в первую очередь,
Таблица 2
Основные направления использования сети Интернет-бизнеса: сравнение российских и приморских данных Россия - 2007 г., Приморье - 2007 г. [1]
МП, % ПБОЮЛ, % спмп, % МП, Приморье, % ПБОЮЛ, Приморье, % СТПМП, Приморье, %
Распространение информации о продуктах 25 12 32 16 24 15
Продажа товаров через Интернет 13 1 23 9 13 15
Получение заказов через Интернет 23 5 29 10 15 18
Подтверждение заказов через Интернет 11 6 13 17 27 17
Оплата через Интернет 0 0 0 0 0 0
Получение платежей через Интернет 1 0 3 0 9 4,5
Кооперация для совместного предложения товаров и услуг 5 1 19 12 13 9
Те же немногие фирмы и предприятия, которые участвуют в электронной коммерции посредством Интернета, имеют вполне определенную направленность в своей деятельности, отраженную в таблице 2.
Однако оплата, финансовые расчеты и кооперация через Интернет пока совершенно неразвиты, и в этом Приморский край мало отличается от остальной
с удаленностью края от центра, при которой использование Интернет-ресурсов в перспективе становится одним из наиболее простых способов связи с другими регионами.
Не случайно все крупнейшие предприятия из исследованных имеют свои персональные веб-сайты, 16% ПБОЮЛ - свои страницы. В отличие от Москвы приморские МП своих страниц не име-
ют и слабо представлены в электронном бизнесе, хотя и пользуются Интернет-услугами.
Неразвитость же финансовых операций с использованием возможностей Интернета связано, в том числе и с фактором социального недоверия, «несерьезного отношения» к системе Интернет.
Структура предлагаемых для он-лайн торговли товаров так же имеет свою ярко выраженную специфику (см. таблицу 3). Эта специфика, кстати, отражает и причину активности приморских ПБОЮА на он-лайн рынке: деятельность большинства из них связано с продажей автозапчастей и подержанных японских автомобилей.
Обращает на себя внимание и то, что такая региональная специфика из года в год углубляется, спектр региональных товаров и услуг не обновляется и не расширяется. Как представляется, это связано, в первую очередь, с углубляющейся специализацией Приморского края на тран-
зитных поставках рыбы, морепродуктов и подержанной японской автотехники.
Исключение на этом фоне составляет только строительная индустрия, связанная с деятельностью крупнейшего дальневосточного монополиста в данной области - концерна «Парк групп» и его подразделений, таких как: «Спасскце-мент», «Форт-цемент», «Теплое озеро» и других, на которых, в силу удаленности основного производителя цемента и клинкера Дальневосточного Федерального округа ОАО «Спасскцемент» от Дальневосточных и Российских регионов, предварительные продажи он-лайн получили достаточное развитие. Но, опять же, финансовые расчеты он-лайн «Парк
Таблица 3
групп» и его подразделения не ведут, оставаясь, тем не менее, впереди в области электронной коммерции по части предложений, продвижения и рекламы своего товара. Последнее связано с относительной молодостью менеджерского звена «Парк групп» (примерно 37 лет).
Структура товарной массы и доля онлайн-торговли на рынке Приморья, 2006, 2007 гг. [1]
Виды торговли 2005 г. 2006 г.
Автозапчасти и автомобили 30,4 % 39,4 %
Стройматериалы 5,7 % 6,5 %
Рыба и морепродукты 5,6 % 6,5 %
Персональные компьютеры, оргтехника 10,5 % 8,3 %
Книги 2,3 % 2,4 %
Музыка и видео 2,5 % 2,8 %
Туристские услуги 5,8 % 7,4 %
Потребительская электроника 3.4 % 3,3 %
Дом и сад 0,5 % 1,0 %
Спорт 0,3 % 0,3 %
Медицинские препараты 16,6 % 16,5 %
Разное 12,4 % 4,6 %
8 —
30,4
■ Стройматериалы
■ Рыба и морепродукты
□ Персональные компьютеры, оргтехника
□ Книги
■ Музыка и видео
Рис. 2. Структура сетевой торговли
Вместе с тем, несмотря на ярко выраженную региональную специфику, е-бизнес Приморья страдает теми же проблемами, которыми страдает весь рынок электронной коммерции в российской Федерации.
Следует отметить, что пока не произойдет общий социальный перелом в отношении к возможностям сети Интернет в российском социуме вообще, в приморском, в частности, ожидать серьезного прорыва «на фронте» е-коммерции очень сложно.
Следует надеяться, что все это - «болезни роста» Интернета в России и в Приморье, которые в будущем, по мере развития российского рынка, будут преодолены, поскольку последний настоятельно требует расширения е-коммерции и вовлечения субъектов рынка в нее, особенно для удаленных от Центра регионов, каковым, безусловно, является Приморский край.
Литература и источники:
1. Электронная коммерция как социальное явление. На материалах приморского края. Материалы исследования 35 ведущих предприятий края / Руководители: И. Д. Саначев, Н. М. Павленко. - Владивосток: ВРУЭС, 2005. - 2006.
2. Соколова, А. Н. Электронная коммерция: мировой и российский опыт / А.Н. Соколова. - М. : Открытые системы. 2003. - 223 с.
3. Электронная коммерция как социальное явление. На материалах приморского края. Материалы исследования 35 ведущих предприятий края / Руководители: И.Д. Саначев, Н.М. Павленко. - Владивосток : ВГУЭС, 2005 - 2006. Возможны варианты неограниченные ответов. Общее количество пользующихся ресурсами «Интернет» -67%.