Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЗНАЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / НУТРИЦИОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ РЕЗЕРВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Якушев Эдуард Вадимович, Филимонов Дмитрий Геннадьевич, Малыхин Анатолий Васильевич

Основная причина нарушения режима и несбалансированности рационального питания студенческой молодежи, на основании проведенных исследований в первую очередь следует связывать с недостаточностью, а иногда отсутствием знаний о функциональных, метаболических, гигиенических представлениях взаимного влияния питательных веществ на организм человека. Изучением этих перечисленных превращений в организме занимается такая наука как «Нутрициология», которая в настоящее время отсутствует в программах образовательных учреждений среднего и высшего образования. Поэтому основная задача в представленном исследовании заключалась в изучении роли фактора питания в физическом развитии и состояния здоровья студентов занимающихся и не занимающихся спортом с целью изучения их адаптационных резервов и возможностей организма под воздействием регулярных физических нагрузок. На результатах исследований мы хотим показать, что достижение высоких результатов в спорте зависит не только от конституциональных, физиологических, биохимических, психологических особенностей организма, тренированности и настроенности на успех, но также и от оптимального питания. Рациональное и сбалансированное питание хотя и не гарантирует победу или рекорд на соревнованиях, но если брать в сравнение некачественное питание, особенно в сочетании с нарушением здоровья, то оно точно обеспечит поражение на спортивных состязаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Якушев Эдуард Вадимович, Филимонов Дмитрий Геннадьевич, Малыхин Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF A BALANCED AND RATIONAL DIET FOR IMPROVING THE FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE BODY AND MAINTAINING THE HEALTH OF STUDENTS

The main reason for the violation mode and unbalanced nutrition students, on the basis of the research in the first place must be linked to a failure, and sometimes lack of knowledge about the functional, metabolic, hygienic performances of the mutual influence of nutrients on the human body. The study of these listed transformations in the body is engaged in such a science as "Nutritionology", which is currently absent in the programs of educational institutions of secondary and higher education. Therefore, the main task in the presented study was to study the role of the nutrition factor in the physical development and health status of students engaged in and not engaged in sports in order to study their adaptive reserves and body capabilities under the influence of regular physical activity. Based on the results of research, we want to show that achieving high results in sports depends not only on the constitutional, physiological, biochemical, psychological characteristics of the body, fitness and mood for success, but also on optimal nutrition. A rational and balanced diet, although it does not guarantee a victory or a record in competitions, but if you compare poor-quality food, especially in combination with a violation of health, it will definitely ensure defeat in sports competitions.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

3. Объективные факторы успешного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, А.А. Супрун, О.А. Двейрина, Т.Ю. Давыдова, А.Ю. Давыдова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - C. 117-123.

4. Семибратова, И.С. Совершенствование выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.С. Семибратова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. -№ 1 (23). -С. 65-67.

5. Степанова И.А. Факторы, влияющие на качество бросковых движений с разнородными предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.А. Степанова, А.А. Аниси-мова // Экспериментальная и инновационная деятельность, потенциал развития отрасли физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 18-19 сентября 2020 г. : в 2 т. / Чайковский гос. ин-т физ. культуры ; под общ. ред. Фендель Т.В. -Чайковский, 2020. - Т. 2. - С. 176-181.

REFERENCES

1. Kraeva, E.S. and Stepanova, I.A. (2013), "Influence if the special motor skills on success of performance of exchanging of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 8-86.

2. Kryuchek E.S., Terekhina, R.N., Medvedeva E.N., Ayzyatullova G.R., Kuzmina N.I. (2015), "Model characteristics of components of mastery of gymnasts of the group exercises acting in all-round competitions ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 76-80.

3. Medvedeva, E.N., Terekhina, R.N., Suprun, A.A., Dveyrina, O.A., Davydova, T.Y., Davydo-va, A.Y. (2018), "Objective factors of successful performance of transfers in group exercises of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 117-123.

4. Semibratova, I.S. (2007), "Improving the execution of exchanges in group routines in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 65-68.

5. Stepanova, I.A. and Anisimova, A.A. (2020), "Factors affecting the quality of throwing movements with heterogeneous apparatuses in group rhythmic gymnastics exercises", Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Experimental and innovative activity, the potential for the development of the industry of physical culture and sports", Volume 2, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Perm Territory, pp.176-181.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 371.72

ЗНАЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, Эдуард Вадимович Якушев, преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск; Дмитрий Геннадьевич Филимонов, старший преподаватель, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; Анатолий Васильевич Малыхин, кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

Основная причина нарушения режима и несбалансированности рационального питания студенческой молодежи, на основании проведенных исследований в первую очередь следует связывать с недостаточностью, а иногда отсутствием знаний о функциональных, метаболических, гигиенических представлениях взаимного влияния питательных веществ на организм человека. Изучением этих перечисленных превращений в организме занимается такая наука как «Нутрициология», которая в настоящее время отсутствует в программах образовательных учреждений среднего и высшего образования. Поэтому основная задача в представленном исследовании заключалась в изучении

роли фактора питания в физическом развитии и состояния здоровья студентов занимающихся и не занимающихся спортом с целью изучения их адаптационных резервов и возможностей организма под воздействием регулярных физических нагрузок. На результатах исследований мы хотим показать, что достижение высоких результатов в спорте зависит не только от конституциональных, физиологических, биохимических, психологических особенностей организма, тренированности и настроенности на успех, но также и от оптимального питания. Рациональное и сбалансированное питание хотя и не гарантирует победу или рекорд на соревнованиях, но если брать в сравнение некачественное питание, особенно в сочетании с нарушением здоровья, то оно точно обеспечит поражение на спортивных состязаниях.

Ключевые слова: студенческая молодежь, рациональное питание, нутрициология, физическая культура и спорт, состояние здоровья, режим питания, адаптационный резерв.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p341-347

IMPORTANCE OF A BALANCED AND RATIONAL DIET FOR IMPROVING THE FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE BODY AND MAINTAINING THE HEALTH

OF STUDENTS

Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eduard Vadimovich Yakushev, the teacher, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk; Dmitry Gennadievich Filimonov, the senior teacher, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Anatoly Vasilyevich Malykhin, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University

Abstract

The main reason for the violation mode and unbalanced nutrition students, on the basis of the research in the first place must be linked to a failure, and sometimes lack of knowledge about the functional, metabolic, hygienic performances of the mutual influence of nutrients on the human body. The study of these listed transformations in the body is engaged in such a science as "Nutritionology", which is currently absent in the programs of educational institutions of secondary and higher education. Therefore, the main task in the presented study was to study the role of the nutrition factor in the physical development and health status of students engaged in and not engaged in sports in order to study their adaptive reserves and body capabilities under the influence of regular physical activity. Based on the results of research, we want to show that achieving high results in sports depends not only on the constitutional, physiological, biochemical, psychological characteristics of the body, fitness and mood for success, but also on optimal nutrition. A rational and balanced diet, although it does not guarantee a victory or a record in competitions, but if you compare poor-quality food, especially in combination with a violation of health, it will definitely ensure defeat in sports competitions.

Keywords: student youth, rational nutrition, nutritionology, physical culture and sports, health status, diet, adaptive reserve.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровыми хотят быть все без исключения. При этом каждый твердо убежден в высоком уровне своего здоровья, особенно молодое поколение, которое неоправданно подвергает его всяческим, порой абсолютно ненужным, испытаниям на прочность. И редко кто, будучи здоровым, задумывается, что здоровье это бесценный дар, который необходимо не только охранять и сохранять, но также формировать и укреплять. Многие люди обычно задумываемся о своем здоровье только тогда, когда с ним начинаются серьезные проблемы, одновременно жалея о своих ошибках и упущенном времени.

Нельзя также забывать о роли соответствующих знаний в области сохранения, формирования и укрепления здоровья. В последние годы в России стало больше уделять -ся внимания здоровью населения на государственном уровне, создаются многочисленные программы и проекты, направленные на приобщение населения страны к ведению здорового и активного образа жизни как одному из основных компонентов здоровья. Для этого государство использует весь свой потенциал политический, экономический, социальный,

демографический, природо-географический, духовный, научный, образовательный и т.д., а также широко используя для этого средства массовой информации.

Вместе с этим нельзя забывать о главенствующей роли знаний, т.к. полученные теоретические знания, проверенные и подкрепленные практикой являются хорошим «оружием» и наглядным примером в плане агитации и пропаганды к здоровому и активному образу жизни.

Цель работы: раскрыть роль сбалансированного и рационального питания в оценке и прогнозе здоровья группы молодежи в возрасте от 18 до 23 лет, занимающихся спортом или активным образом жизни и студентов, не занимающихся физическими упражнениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В проведенных исследованиях участвовало 560 обучающихся из четырех вузов г. Иркутска Иркутского национального исследовательского технического университета, Восточно-Сибирского института экономики и права, Иркутского государственного медицинского университета и Восточно-Сибирского института МВД России.

В результате проведенных исследований было выявлено, что у студентов, не занимающихся физическими упражнениями, питание не соответствовало гигиеническим нормам, а также отсутствовал регулярный режим приема пищи. Так, например, 18,6% студентов утром перед началом занятий не завтракали дома, 28,9% всего 2 раза принимают пищу в течение суток, 30,7% принимают ужин непосредственно перед сном, а 63,2% ежедневно промежутки между приемами пищи составляют более 5-6 часов. Такие же результаты были получены нами и при повторном их обследовании, что свидетельствует о том, что у многих молодых людей уже сложился свой стереотип питания, который они некоторые не хотят менять, а у некоторых уже выработались определенные привычки, с которыми они без посторонней помощи не могут справиться. Но если студентов, не занимающихся физическими упражнениями, такой режим устраивает, то от студентов, которые занимаются спортом или ведут активный образ жизни, мы ожидали более сознательного отношения к питанию, но полученные нами результаты ненамного отличалось от остальных. Даже с учетом энергетических затрат во время ежедневных физических нагрузок и соблюдения учебно-тренировочного режима их отношение к питанию было на низком уровне. Ответы на вопрос в данном направлении подтвердил наши предположения, где 73% респондентов ответили, что действительно не уделяют соответствующего внимания рациону и режиму питания. Поэтому на основании полученных результатов можно сделать вывод, что не зависимо от двигательной активности нарушение режима и несбалансированности рационального питания свойственно для всей студенческой молодежи и обучающихся в различных образовательных учреждениях. Также можно предполагать, что их молодой организм довольно легко переносит все связанные с этим перебои, на которые они мало обращают на это внимания [4].

В процессе дальнейшего нашего исследования мы провели опрос студентов на знание калорийности и питательных веществ в продуктах из которого было видно, что только 15% из них ориентируются в их содержании и знают какие являются источником жира углеводов и белков организма. На вопрос, какие продукты являются главным источником холестерина, правильно ответили только 10% студентов. Такую же ситуацию мы наблюдали и с выбором продуктов, которые содержат клетчатку и витамин «С». В связи с этим неудивительно, что рацион питания студентов в основном состоит продуктов богатых жирами (при недостатке углеводов), а более 77% студентов потребляют холестерин с пищей в количествах, значительно превышающих рекомендуемые нормы. Поэтому можно утверждать, что уровень знаний студентов в вопросах влияния питания на развитие и частоту болезней пищеварительной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы очень низкий или практически отсутствует.

Чтобы выправить эту ситуацию среди молодежи необходимо проводить ознакомительные беседы и дополнительные занятия в рамках семинаров или факультативов на предмет рационального и сбалансированного питания, т.е. в том направлении, которое изучает наука «Нутрициология». Это позволит узнать и разобраться в составах и содержании продуктов питания, взаимодействия их между собой, влияния пищи на организм, усвоение продуктов в зависимости от возраста, а также их воздействие в лечебных и профилактических целях. Полученные знания помогут студенческой молодежи в последствие следить, поддерживать и сохранять не только свое здоровье, но и здоровье своих детей и близких.

При проведении исследования нас также интересовал вопрос, как влияет сбалансированное и рациональное питание на физическую работоспособность и повышение адаптационных и резервных способностей студентов, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни. Исходя из того, что хотя питание студентов-спортсменов ненамного отличается от студентов, не занимающихся физическими упражнениями в плане сбалансированности суточного рациона, но существенные и достоверные различия мы видим и в антропометрических, и в функциональных их показателях. Данные различия, как у девушек, так и у юношей мы наблюдаем в процентном содержании жира в организме, телосложении, мышечной массе, частоте сердечных сокращений, жизненной емкости легких, артериальном давлении, мышечной силе рук, становой силе и т.д., особенно ярко эти отличия наблюдаются у студентов с одинаковым типом телосложения [3]. Из проведенного анализа данных мы видим, что даже при примерно одинаковом рационе и режиме питания обследуемые отличаются только уровнем двигательной активности. Следовательно, правомерно заключить о положительном влиянии занятий физической культурой и спортом на гармоничное и всестороннее развитие организма, которое благоприятно сказывается на психологическом климате и его становлении в молодежной среде.

Большое значение в процессе исследований мы также отметили в оздоровительном эффекте от занятий физической культурой и спортом. Так, например, среди студентов-спортсменов и студентов, которые ведут активный образ жизни, хороший уровень здоровья наблюдался у 79% человек, а среди студентов, которые ведут малоподвижный образ жизни, он не превышал 20% у юношей и 10,7% у девушек. Отсюда следует, что при сбалансированности пищевых рационов и соблюдении рекомендуемых режимов питания показатели здоровья и физического развития всех студентов оказались бы намного лучше при сохранении установленной закономерности различий между группами в зависимости от их отношения к физической культуре и спорту [5].

Определение, наряду с физическим развитием, функционального состояния организма свидетельствует, что физиометрические показатели у студентов как у девушек, так и у юношей, занимающихся спортом, значительно превышали аналогичные критерии у не занимающихся. Особенно отчетливо различия проявляются по результатам спирометрии, т.е. процентного отношения фактической к должной жизненной емкости легких и жизненному индексу. Функциональная проба с задержкой дыхания на выдохе, которая характеризует устойчивость организма к гипоксии, у 87,5% спортсменов выполнялась с превышением средних результатов. Проведение такого же теста «проба Генчи» среди студентов, не занимающихся спортом, показал результат на уровне 23% устойчивости.

По показателям функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем (систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений и дыхания) у студентов всех обследуемых групп находились в пределах физиологических возрастных и половых норм. Однако адаптационная реакция на задержку дыхания и стандартную физическую нагрузку по тесту «проба Руфье» у студентов-спортсменов неудовлетворительный показатель составил 4%, в то время как у студентов, не занимающихся физической культурой и спортом - 42,3%.

Для достижения высоких результатов в спорте широко используется отбор, при котором, наряду с функциональными особенностями, учитываются сочетания макроморфо-логических признаков и типа телосложения. В зависимости от требуемых качеств в одних видах спорта предпочтение отдается астеникам, в других - гиперстеникам. Конституциональный тип телосложения человека детерминирован генетически, хотя и может изменяться под влиянием различных факторов окружающей среды. Среди обследованных юношей, распределенных на 7 групп по видам спорта в зависимости от требуемых качеств, в 6 группах (исключение - игровые виды спорта) преобладают гиперстеники, количество которых достигает 74,5% всех спортсменов. У девушек превалирует нормосте-нический тип телосложения, но в большинстве групп по видам спорта довольно высока частота гиперстеническая. В противоположность спортсменам, у студентов, не занимающихся спортом, преобладает астенический тип конституции, особенно у девушек, составляя более половины (56,6%) всех обследованных.

Дифференцирование физической нагрузки и ее интенсивности в зависимости от тяжести труда и профиля выполняемых работ является базисом обоснования гигиенических норм питания во всех сферах деятельности, включая спорт. Принципиально питание спортсменов не сильно отличается от рационов, разработанных для обычных здоровых людей, но она должна иметь специфику повышенной энергетической ценности пищи за счет белков и углеводов в зависимости от требуемых качеств и видов спорта. Ранее предпринимались попытки создания универсальных программ рационального и сбалансированного спортивного питания для различных видов спорта с учетом отдельных периодов спортивной подготовки, но ее сочли бесперспективной с учетом постоянных переездов не только в пределах одной страны, но и по миру, а также индивидуальных особенностей организма каждого спортсмена. Поэтому понятно, что разработать оптимально сбалансированные рационы питания на все многообразие спортивных ситуаций и тем более с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена практически невозможно. Следовательно, чтобы повысить качество питания спортсменов нужно обучить их и тренеров основам рационального питания.

Не пытаясь сделать спортсменов и тренеров специалистами по нутрициологии, потому что у них другие задачи, которые заключаются в достижении высоких спортивных результатов, но, тем не менее, показать им роль питания к достижению этой цели и необходимости придерживаться основных принципов сбалансированного и рационального питания в любых спортивных ситуациях. Поэтому если спортсмены и тренеры, а также люди, ведущие активной образ жизни, возьмут это на вооружение и будут неукоснительно соблюдать нормы и правила рационального питания, то впоследствии оно станет такой же составной частью их жизни, как и тренировочный процесс, соблюдая который можно рассчитывать на успех.

Сравнивая обе категории обучающихся, следует заметить, что все же студенты-спортсмены и активно занимающиеся спортом более осведомлены и пытаются самостоятельно изучить некоторые вопросы сбалансированного и адекватного питания в отличие от студентов ведущих малоподвижный образ жизни. Скорее всего, это связано с их стремлением, мотивацией и желанием достигнуть высоких спортивных результатов, а также сохранить уровень своего здоровья для непрерывности тренировочного процесса. Из анализа анкетных данных мы выяснили, что даже медицинские обследования и медико-биологический контроль за своим функциональным состоянием 47% случаях дает студентам-спортсменам в информацию о состоянии их здоровья и дают определенный уровень знаний о питании. Поэтому мы считаем, что введение у студентов семинарских и факультативных занятий в области спортивной нутрициологии в рамках дисциплины «Физическая культура» позволит повысить уровень теоретических и практических их знаний и комплексно обеспечить формирование их физической работоспособности в процессе учебных и самостоятельных занятий физической культурой и спортом [1].

При разработке и внедрению разработанных программ по рациональному и сбалансированному питанию в образовательных учреждениях в образовательный процесс первоначально можно планировать в виде групповых лекций, индивидуальных консультаций, семинарских занятий, с моделированием возможных ситуаций, компьютерного тестирования, а также и других форм обучения. Весьма интересной представляется периодическая оценка фактического питания с расчетом пищевых ингредиентов в суточном рационе с внесением соответствующих корректировок во время тренировочного и соревновательного процесса. Осуществление контроля за качеством питания, наряду с общепринятой оценкой принимаемой пищи, возможен с помощью общего медицинского и медико-биологического обследования, методами физического развития, характеристик о состоянии здоровья, адаптационных резервов организма и динамики спортивных результатов спортсмена.

Конечно, питание студенческой молодежи как занимающихся физической культурой, так и ведущих малоподвижный образ жизни в настоящее время является очень актуальной, которая требует дальнейшего детального изучения и исследования. Она должна учитывать не только общие вопросы питания, но и такие нерешенные и требующие детального обсуждения вопросы, которые возникают в последнее время с участившимися случаями аллергического характера на отдельные пищевые продукты, требований к водному режиму, отношения к различным диетам, роли консервантов, ароматизаторов и биологических активных добавок, генно-модифицированных продуктов, значимости алиментарных и антропозоонозных заболеваний и др., которые требуют специального рассмотрения и не являются целью исследования настоящей работы [2].

ВЫВОДЫ

Анализ исследований показал, что в студенческой среде не зависимо от их бытовых условий, интересов, увлечений, уровня достатка и т.д. существует проблема несбалансированного и нерационального питания, а также соблюдение установленного режима дня. Среди множества субъективных и объективных причин создавшегося положения особо выделяется низкий уровень знаний по вопросам питания, что обусловлено несовершенством или вообще отсутствием программ средней и высшей школы по изучению основ здорового и активного образа жизни, включая питание. Как наиболее реальным и жизнеспособным, но в то же время трудоемким и длительным решением этой проблемы нужно искать в изменении отношения людей к собственному здоровью, которое необходимо и целесообразно начинать с самого раннего детства подключая к этому и их родителей.

Разработка и внедрение программы непрерывного валеологического образования и воспитания в образовательных учреждениях, разъяснение, пропаганда здорового, активного образа жизни и регулярных занятий физической культурой и спортом среди всех возрастов и слоев населения с привлечением их к массовым спортивным мероприятиям будут формировать профилактическое мышление и знание о бережном отношении к своему здоровью. Прогнозируя перспективность указанных и параллельно проводимых данных социально-экономических мероприятий, позволят уменьшить заболеваемость и ин-валидизацию населения, а также способствовать наращиванию трудового потенциала страны, физическому и нравственному оздоровлению общества и процветанию нации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальба Р.В. Модель подготовки будущих педагогов физической культуры к оздоровительно-рекреационной работе со школьниками // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. - 2017. - № 1 (193). - С. 86-91.

2. Оздоровительно-прикладная технология в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы вуза / Л.А. Бартновская, К.А. Минченков, В.М. Кравченко, В.В. Пономарев, С.А. Дорошенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 6. -

С. 62-64.

3. Маркевич, О.П. Оздоровительная технология физического воспитания студенток специального учебного отделения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маркевич Оксана Павловна. -Минск, 2012. - 30 с.

4. Страхова, И.Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи / И.Б. Страхова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2015. - Т. 6., № 2. - С. 168-172.

5. Струганов, С.М. Организация свободного времени студенческой молодежи в современном обществе / С.М. Струганов, П.А. Санков, В.А. Глубокий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 344-349.

REFERENCES

1. Balba, R.V. (2017), "Model of training future physical culture teachers for health-improving and recreational work with schoolchildren", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, No. 1 (193), pp. 86-91.

2. Bartnovskaya, L.A., Minchenkov, K.A., Kravchenko, V.M., Ponomarev, V.V. and Doroshen-ko, S.A. (2014), "Applied health technology in physical education of students of a special medical group of the university", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 62—64.

3. Markevich O.P. (2012), Health-improving technology of physical education of female students of a special educational department, dissertation, Minsk.

4. Strakhova, I.B. (2015) "Rational nutrition as a factor in the healthy lifestyle of student youth", Interexpo Geo-Siberia, Vol. 6, No. 2. pp. 168-172.

5. Struganov, S.M., Sankov, P.A. and Glubokiy, V.A. (2019), "Organization of free time of student youth in modern society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 344-349.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2021

УДК 796.06

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНЫХ ОСНОВАХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Сергей Александрович Пронин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; Евгений Поликарпович Корольков, Директор образовательной программы «Эффективный менеджмент и экономика организации в сфере физической культуры и спорта», Высшая Экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Михаил Владимирович Багаев, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе поставлена цель - выработать логически непротиворечивую концепцию системы присвоения разрядов/званий в области отечественного физкультурного движения. В статье делается попытка высветить значимость отечественного физкультурного движения и его определяющую роль в достижении целей Указа «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». Для активизации физкультурного движения предлагается разработать и ввести Единую всероссийскую физкультурную классификацию и тем самым повысить систему мотивационных стимулов физкультурников. Параллельно предлагается разработать систему мотивационных стимулов для тренеров, работающих в сфере физкультурного движения вплоть до введения звания «Народный тренер России».

Ключевые слова: нормативные основы физкультурного движения, Единая всероссийская физкультурная классификация, физкультурные разряды, мастер физкультуры, Народный тренер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.