2. Акрамова М. Т. Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя / М.Т. Акрамова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 287-290. — URL https://moluch.ru/archive/43/4652/ (дата обращения: 27.03.2018).
3. Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально - культурной деятельности» / О.А. Антонова. - СПб., 2006.
4. Кругликова Л.Е. Большой академический словарь русского языка как продолжатель традиций русской академической лексикографии // Cuadernos de Rusística Española. — (8) 2012.
5. Луков Вал. А., Миневич Я. В. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 54 с.
Надеина Лариса Евгеньевна
старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.013.2
ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В
ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ
THE IMPORTANCE OF THE STUDENTS INDIVIDUAL WORK IN THE
STUDY OF ECOLOGY
В данной статье рассматриваются виды и принципы проведения самостоятельной работы студентов при изучении обязательной дисциплины «Экология».
Ключевые слова: экология, самостоятельная работа, экологические риски, загрязнение окружающей среды.
This article is devoted to the types and principles of students individual work during the study of the compulsory subject "Ecology".
Key words: ecology, individual work, environmental risks, environmental pollution.
Донбасс - это индустриально развитый регион с интенсивной нагрузкой на окружающую природную среду. По загрязненности окружающей среды Донецкий регион стабильно занимает первое место в Европе. Перед нашей Республикой стоят сейчас не только вопросы подъема промышленного потенциала, но и решения многих экологических задач, связанных с
загрязнением окружающей природной среды выбросами и отходами промышленных предприятий. Следовательно, для становления молодой Донецкой Народной Республики требуется подготовка кадров, способных обеспечить ее экономическое развитие и наряду с этим решать экологическое проблемы.
И сейчас, несмотря на тяжелое время, когда идут боевые действия, разрушаются объекты техно-структуры, совершаются террористические акты, гибнут мирные жители, перед учебными заведениями стоят особо важные задачи:
- подготовка специалистов высокой профессиональной компетентности;
- качественное экологическое образование студентов всех направлений подготовки;
- формирование у будущих специалистов бережного отношения к окружающей природной среде.
Решать эти задачи должны высокообразованные энергичные специалисты - профессионалы.
Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; систематическое занятие самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда [1].
Система модернизации высшего образования определила подготовку не только «квалифицированного работника, ответственного, способного к эффективной работе по выбранной специальности на уровне мировых
стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности»[2, с. 107], но и на подготовку специалистов, способных к самостоятельной деятельности.
Студент педагогического вуза, будущий педагог, должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Самостоятельная работа студентов является одной из форм учебного процесса, которая планируется и выполняется по заданию преподавателя и под его руководством.
В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная работа, которая формирует у студентов навыки пользования различными средствами информации с целью поиска необходимых знаний.
Основные цели самостоятельной работы студентов педагогических учебных заведений следующие:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение знаний, полученных в аудитории;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Особенно важна роль самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экология», которая основывается не только на теоретическом материале, на классических научных основах, но и на изучении экологических проблем родного края. Иными словами, изучение экологии воспитывает ответственность у будущих специалистов за нормальное состояние окружающей природной среды. При изучении экологических проблем,
связанных с деятельностью промышленных предприятий различных отраслей, необходимо четко знать какими вредными веществами загрязняется окружающая среда, какие технологические процессы приводят к наибольшему загрязнению и каким образом можно снизить выбросы, какие технические сооружения очищают воздушный и водный бассейны. При изучении и расчете экологических рисков студенты должны четко представлять объемы и степень опасности вредных веществ, находящихся в выбросах и отходах промышленных предприятий, их влияние на здоровье человека и количество случаев заболевания населения, проживающего вблизи объекта. Все эти вопросы прямо или косвенно касаются материала школьной программы естественных дисциплин, таких как: химия, математика, физика.
Но дело в том, что за последние два десятка лет школьная программа подвергалась нескольким реформам. Особенностью этих «реформ» является постоянное вымывание или уменьшение внимания на естественные дисциплины. В связи с этим не все вчерашние школьники, поступившие в высшие учебные заведения, владеют в достаточной мере знаниями школьной программы по естественным наукам. Пробелы в образовании произошли не только по объективным, не зависящим от них причинам, но и субъективным причинам. Поэтому студенты не в состоянии воспринимать лекционный материал дисциплин на должном уровне. Одним из методов стимулирования ликвидации этих пробелов в образовании и поддержания интереса к изучаемым дисциплинам является самостоятельная работа студентов. В материале лекций по экологии невозможно перечислить все примеры негативного воздействия человека на природу, особенно в промышленно развитом Донбассе. Студенты, изучая экологические проблемы на примере Донбасса или родного города (поселка), могут объективно оценивать состояние родной природы и, что самое важное, выявить нарушения и предлагать решения этих проблем.
Самостоятельная работа студентов может рассматриваться в следующих видах деятельности:
- подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, семинарским) и выполнение соответствующих домашних заданий;
- работа над отдельными темами школьной программы учебных дисциплин;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ, мультимедийных презентаций;
- анализ нормативно-правовой документации;
- участие в научных и научно-практических конференциях, круглых столах;
- посещение музеев, парков, ботанических и зоологических садов, дендрариев и других охраняемых объектов природы.
На лекционных занятиях студенты конспектируют материал лекции, эта работа может рассматриваться как самостоятельная и ее необходимо оценивать перед промежуточным и итоговым контролем. Это стимулирует студентов к работе над конспектом, в котором он также выполняет домашние задания по некоторым темам школьной программы, с обязательным последующим контролем и оцениванием преподавателя.
Особенностью самостоятельной работы может быть элемент упреждения изучения текущего материала, т.е. задания для студентов должны немного опережать материал лекций. Это повышает интерес и усваиваемость материала лекции, особенно при изучении обязательной дисциплины «Экология».
Студенты педагогического института должны не только приобрести знания по различным дисциплинам, но и приобрести навыки планирования домашней, самостоятельной работы и самоуправления в студенческой группе. Навыки планирования работы и опыт самоуправления необходимы будут педагогу в будущем при работе с учащимися. В каждой группе староста, имея план семинарских занятий и перечень работ, вынесенных на самоподготовку (включая решение задач), распределяет темы рефератов и докладов или сами студенты выбирают эти задания, а староста следит за выполнением этой
работы. При этом эффективность подготовки намного выше, т.к. студент выполняет задание не по принуждению в определенные преподавателем сроки, а по желанию и в запланированное студентом время. В этом и заключаются элементы стимулирования выполнения самостоятельной работы студентов.
В Донецком педагогическом институте в начале осеннего семестра 20172018 учебного года в группах были проблемы по выполнению самостоятельной работы, студенты приходили на семинарские занятия неподготовленными и без запланированных рефератов и докладов. После введения опыта по самоуправлению, ситуация изменилась в лучшую сторону. Сейчас студенты с удовольствием готовят материалы по рефератам, докладам и даже появилась здоровая конкуренция: у кого лучше и интереснее самостоятельная работа. Также студенты предлагают рассмотреть подробнее интересующую их тему и подготовить материал по ней. Например, была проведена лекция на тему: «Звезды, белые карлики, черные дыры» с группой О-СДО-16/1 на занятиях по экологии.
Итак, самостоятельная работа студентов разнообразна и очень необходима, но принципы проведения ее для всех видов одинаковы:
- систематический анализ и объективная оценка работы студентов;
- конкретизация задания, т.е. доскональное объяснение студентам, что необходимо подготовить;
- использование различных методов стимулирования выполнения самостоятельной работы (поощрение, наказание и т.д.).
Итак, при подготовке грамотных профессиональных педагогов особую роль играет самостоятельная работа студентов, которая является одним фундаментальных принципов обучения и воспитания студенческой молодежи в духе любви и патриотического отношения к своей Родине. Будущее молодой Донецкой Народной Республики зависит от работы специалистов -профессионалов, которые будут не только восстанавливать промышленные,
сельскохозяйственные предприятия, но и улучшать экологическое состояние окружающей природной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 172 с.
2. Иванова Е.К. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект / Е.К. Иванова, И.А. Чемерилова // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 декабря 2015 г.). - Часть 4. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 103 - 107.