ЗНАЧЕНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Н.В. Милованова
Milovanova N.V. Significance of regional local history education in schoolchildren’s personalities socialization. The article gives ground to the necessity of using regional musical local history in the educational process of a modern school. The essence of this type of local history and its basic functions which influence the process of schoolchildren’s personality socialization have been revealed.
Краеведение как особое научное направление и содержательный компонент образования рассматривается со второй половины XIX в. Весомый вклад в обоснование и реализацию краеведческой информации в содержании образовательного процесса внес К.Д. Ушинский.
Современное краеведение рассматривают как историческую регионологию, созидающую деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социально-культурных и экологических условий жизни в своем крае. В этом контексте краеведческое образование представляет собой процесс и результат освоения комплекса краеведческих знаний и умений, опыта природоведческой и социально-культурной деятельности и эмоционально-ценностного отношения к региональному наследию. Краеведческое образование, направленное на формирование социально-активной личности учащихся, состоит из трех взаимосвязанных компонентов: учебного процесса по овладению краеведческими знаниями и умениями, учебной и исследовательской краеведческой работы школьников, внеклассной краеведческой деятельности.
Создающиеся в настоящее время модели национальных образовательных систем не только отражают специфику (историческую, географическую, экономическую, национальную) того или иного региона, не только отображают реальное состояние образования, но и оказывают влияние на социальное развитие региона. Регионализм выступает гарантией самоопределения образовательной системы, обеспечивающей организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования с учетом социальной структуры региона, его традиций, этнических и конфессиональных
особенностей. Подобная система становится адресной, самоопределяющей в условиях региона, что позволяет ей плавно встраиваться в социальную систему и в то же время активно ее преобразовывать.
Регионализация образования прочно утвердилась в качестве стратегического направления реформирования общеобразовательной школы. Достаточно широким становится и научное обоснование данного процесса. На федеральном и региональном уровнях утвердилась идея адаптация художественного образования к конкретным условиям того или иного региона. Использование материала музыкального краеведения в школе несет в себе большую педагогическую значимость. Этот материал является средством формирования музыкально-эстетической культуры учащихся, нравственно-патриотического воспитания, формирования качеств социально-активной личности, развития музыкальных способностей, навыков поисково-исследовательской работы, повышения качества знаний и др.
Термин «музыкальное краеведение» в энциклопедических педагогических изданиях рассматривается как изучение музыкальной культуры отдельной области, края, города и т. п. Музыкальное краеведение рассматривается как составная часть фольклористики, а также в контексте музыкознания, поскольку обобщает факты из истории музыкальной жизни какой-либо избранной области или региона как неотъемлемой части общей истории отечественной культуры. В структуре музыкального краеведения, наряду с краеведческой музыкальной фольклористикой (этнографией), все более отчетливо стала формироваться краеведческая история музыки (история музыкальной культуры края), которая является частью краеведения и исторического музыкознания (всеобщей
Краткие сообщения
истории музыки, истории музыки отдельных стран и народов). Объектом краеведения становится деятельность видных местных музыкантов, хроника провинциальной музыкальной жизни. На периферии преподавали музыку и обучали ей, выписывались и продавались ноты и музыкальные инструменты, писались и читались статьи о музыке, сочинялись музыкальные произведения. Поэтому для исследователя музыкальной жизни края большой интерес представляет изучение различных областей музыкальной культуры (музыкальный театр, музыкальное образование, концертная деятельность, общественные организации, творчество местных композиторов, местная критика, музицирование).
Возникает особая отрасль научных знаний - музыкально-историческое краеведение, предполагающее закономерное, последовательное изучение музыкальной культуры определенного территориального образования от зарождения до современности. Музыкально-историческое краеведение охватывает как народную, так и профессиональную музыкальную культуру (которая может быть и многонациональной). Предмет исследования музыкально-исторического краеведения определяют его составляющие - краеведческая музыкальная этнография и краеведческая история музыки.
В центре внимания краеведческой музыкальной этнографии оказываются народная песня, народная инструментальная музыка, народный музыкальный быт края в их историческом развитии. Особым предметом краеведческой музыкальной фольклористики является изучение истории местной музыкальной этнографии, т. е. истории собирания музыкального фольклора определенного территориального образования.
Развитию музыкального краеведения как формирующейся научной дисциплины свойственен кумулятивный характер. На каждом историческом этапе музыкальное краеведение суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый научный результат входит неотъемлемой частью в его общий фонд, не перечеркиваясь последующими успехами познания, а лишь преобразуясь и уточняясь. Преемственность музыкально-краеведческих научных знаний при-
водит к единой линии поступательного развития этой научной дисциплины. Особым разделом краеведения является музыкальнопедагогическое краеведение, под которым понимается теория и практика применения в образовательном процессе учебных заведений музыкального материала родного края, т. е. материала, выработанного музыкальноисторическим краеведением в процессе искусствоведческих исследований и отобранного по специальным критериям для учебных целей. В процессе формирования музыкально-педагогического краеведения происходит «сплав» психолого-педагогических наук (педагогики, психологии, музыкальной педагогики, музыкальной психологии) и музыкально-исторического краеведения. Причем в музыкально-педагогическом краеведении синтезируются методы, задачи, категории, принципы, формы психолого-педагогических дисциплин и эмпирический материал, получаемый в процессе музыкально-краеведческих искусствоведческих исследований.
Музыкально-краеведческое воспитание является составной частью музыкального, художественного и эстетического воспитания в целом. Его можно определить как целенаправленный и систематический педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных способностей (а также специальных музыкально-краеведческих способностей), музыкально-эстетической культуры воспитуемого средствами музыкально-краеведческого материала. Музыкально-краеведческое воспитание включает элементы музыкально-краеведческого обучения и музыкально-краеведческого исследования.
Музыкальное краеведение, как музыкально-историческое, так и музыкальнопедагогическое, очень тесно связано с этно-педагогикой и этнопсихологией. Но есть части предмета этих наук и научных дисциплин, где они пересекаются, взаимопере-плетаются, произрастают одна из другой: наиболее общими фундаментальными понятиями являются «народная педагогика», «этнос», «этнопедагогика», «этнопсихология», «этнические традиции», «этнопедаго-гические традиции».
Музыкальное краеведение находится в определенной зависимости от социального заказа общества, от потребностей практики,
поэтому его можно причислить к прикладным наукам. В музыкальном краеведении можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются музыкально-краеведческие факты, получаемые с помощью наблюдений, изучения различных источников (вещественных, письменных и устных) и др. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень музыкально-краеведческого знания предполагает наличие особых абстрактных объектов и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций.
Музыкальное краеведение выполняет ряд специфических функций, суть которых определяется необходимостью изучения и сохранения музыкальной культуры различных краев, областей, регионов государства (музыкально-историческое краеведение), а также использованием «добытого» музыкально-историческим краеведением нового учебного музыкального (краевого) материала в практике училищ и колледжей (музыкально-педагогическое краеведение).
К числу важнейших относится познавательная (гносеологическая) функция музыкального краеведения, которая направлена на исследование определенного территориального образования (народная музыка, произведения профессиональных композиторов края и материалы об их жизни и творчестве и др.), познание различных фактов и явлений истории.
Выделяется также духовно-нравственная функция, поскольку получаемый в процессе музыкально-краеведческих исследований материал по музыкальной культуре различных краев при использовании его в работе с учащимися способствует формированию национального самосознания. Этнообра-зующая функция тесно связана с функциями
социализации, патриотической и просветительской. Эвристическая функция заключается в творческом поиске новых форм, методов учебно-воспитательной урочной и внеклассной работы средствами музыкальнокраеведческого материала. Следует также отметить образовательную, воспитывающую, развивающую и профессионально ориентирующую функции.
Задачами краеведческой музыкальной этнографии являются: изучение исторических и национальных художественных стилей, а также произведений народного музыкального искусства края со стороны идейноэстетической, музыкально-стилевой и композиционной (мелодика, ритмика, ладовое строение, многоголосие, хоровая и инструментальная фактура и т. п.); выяснение роли краевой народной музыки в общественной жизни и быту, определение всех форм взаимосвязи ее с народной поэзией, танцами, взаимодействия народной музыки и творчеством композиторов. Иными словами, задачей краеведческой музыкальной этнографии является изучение народных песен, народной инструментальной музыки и самого инструментария, народного музыкального быта края. Особая задача краеведческой музыкальной этнографии заключается в исследовании и воспроизведении истории собирания музыкального фольклора края (региона, области и т. д.).
Задачами краеведческой истории музыки (истории музыкальной культуры края, региона, области и т. д.) являются исследования музыкальных произведений композиторов; жизни и творчества выдающихся музы-кантов-земляков; материалов о видных местных музыкантах родного края; истории музыкального театра, филармонии, концертной деятельности, музыкального образования и науки, культурно-просветительных учреждений и др.
Поступила в редакцию 17.04.2009.