Научная статья на тему 'Значение принципа светскости в современном государстве: политико-правовой анализ'

Значение принципа светскости в современном государстве: политико-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SECULARITY / SOCIETY / RELIGION / REASON / ENLIGHTENMENT / MODERN / LAW / STATE / СВЕТСКОСТЬ / ОБЩЕСТВО / РЕЛИГИЯ / РАЗУМ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лагунова Ирина Сергеевна

Статья посвящена проблеме понимания светскости государства в современном обществе, возникающей в связи с широко распространенным мнением о его «атеистической» политике. Проводится анализ генезиса понятия «светскость», его эволюции, а также определяются основные черты светского государства. Автор делает вывод о необходимости дифференцировать понятие светскости от секуляризма, предлагает пути укрепления национальной, в том числе религиозной, культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE PRINCIPLE OF SECULARISM IN THE MODERN STATE: POLITICAL AND LEGAL ANALYSIS

The present study is devoted to the question of the interpretation of the «secularity» of the state in modern society, arising in connection with the widespread opinion about «atheistic» politics. The analysis of the genesis of the concept, its evolution, and the main features of a secular state are analyzed. In conclusion, the author concludes that there is a need to distinguish the concept of secularism from secularism, and suggests ways to strengthen national, including religious, culture.

Текст научной работы на тему «Значение принципа светскости в современном государстве: политико-правовой анализ»

УДК 101.1 : 316.42 ББК 67

Лагунова Ирина Сергеевна Lagunova Irina Sergeevna

преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.

Lecturer, Department of Constitutional and Municipal Law, Nizhny Novgorod Institute of Government of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Тел.: 8 (910) 880-59-95.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА СВЕТСКОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

The importance of the principle of secularism in the modern state:

political and legal analysis

Статья посвящена проблеме понимания светскости государства в современном обществе, возникающей в связи с широко распространенным мнением о его «атеистической» политике. Проводится анализ генезиса понятия «светскость», его эволюции, а также определяются основные черты светского государства. Автор делает вывод о необходимости дифференцировать понятие светскости от секуляризма, предлагает пути укрепления национальной, в том числе религиозной, культуры.

Ключевые слова: светскость, общество, религия, разум, Просвещение, современный, закон, государство.

The present study is devoted to the question of the interpretation of the «secularity» of the state in modern society, arising in connection with the widespread opinion about «atheistic» politics. The analysis of the genesis of the concept, its evolution, and the main features of a secular state are analyzed. In conclusion, the author concludes that there is a need to distinguish the concept of secularism from secularism, and suggests ways to strengthen national, including religious, culture.

Keywords: secularity, society, religion, reason, Enlightenment, modern, law, state.

Одной из характеристик современного демократического общества является провозглашение принципа светского государства, который закреплен в конституциях большинства стран. В то же время существующие сегодня конфликты, возникающие на религиозной почве, могут свидетельствовать о непонимании сущности светскости. Как проявление непонимания светского характера государства может быть также расценен ряд государственных мер, проводимых в отношении конфессий (например, в 2002 году Правительство Российской Федерации стало одним из учредителей Российского исламского университета, студенты которого должны были проходить обучение за счет государственного бюджета) [1, с. 15]. Определению значения указанного понятия, его социальной роли посвящено настоящее исследование.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля слово «светский» означает «к свету (миру) в разных значениях

относящийся, земной, мирской, суетный; или гражданский. Светская власть, противопол. духовная. - люди. Духовенство, белое, не монашеское, противопол. Черное. Светские утехи, шумные, чувственные. Человек, посетитель обществ, сборищ, увеселений; ловкий приемами, сведущий в гостинных обычаях. Светски жить, светское творить. Светскость, сост. по шаг., обходительность, людскость, привычка и уменье обращаться в свете, с людьми» [2, с. 158].

Обратимся к происхождению понятия «светскость». Идея разделения сфер государственного и конфессионального возникает с появлением христианства: «Богу Божье, кесарю кесарево» (Мф. 22, 21) [3]. Позднее, в эпоху средневековья, подобные идеи развиваются в рамках различных учений. В частности, М. Падуанский указывает на невозможность для церкви обладания светской властью, а для государства - обязывания подданных к испол-

нению религиозных установлений [4, с. 28]. Далее вопрос о разделении сфер влияния между государством и церковью становится предметом широкого обсуждения философов-просветителей, в частности, Вольтера, Дж. Локка и других [5, с. 34]. Законодательное закрепление принцип разделения сфер ведения делами «духовными и мирскими» получает в Новое время [6], в ст. 10 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года [7, с. 592]

Таким образом, государство признало (или создало) новую сферу жизни человека - вне-религиозную, сферу применения его природных способностей, где он мог руководствоваться только своим разумом и нормами права, но не религиозными канонами. Происходит принятие многообразия верований, но еще не религиозных взглядов: по-прежнему человек не мыслится вне религии, однако теперь он может ее выбирать. Само же понятие «светскость» означает не только нерелигиозность («мирскость»), но и разумность.

В начале ХХ века в связи с распространением идей коммунизма и установлением нового послереволюционного политического строя получает нормативное закрепление принцип свободы совести, предполагающий возможность выбора - верить в сверхъестественное (Бога) или нет. Соответственно, светскость расширяет свое значение и включает уже «антирелигиозность».

В настоящее время светскость, особенно в широком общественном понимании, связывается исключительно с темой религии. Это обусловлено тем, что в законодательстве государств формулировка принципа светскости предполагает конкретизацию взаимоотношений государства и конфессий.

Современное установление принципа светского государства, как правило, предполагает следующие меры:

- нормативное закрепление отделения религиозных объединений от государства;

- провозглашение равенства всех религий;

- провозглашение равенства прав и свобод человека независимо от его религиозных убеждений, принадлежности к религиозным или общественным объединениям, запрет любых форм дискриминации по признакам религиозной принадлежности;

- объявление религии частным делом каждого гражданина;

- запрет на создание религиозных судов, распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан;

- независимость органов государственной власти от религиозных конфессий;

- религиозное обучение и воспитание в государственных и муниципальных образовательных организациях не допускается, кроме как в рамках факультатива;

- гарантия права на замену военной службы альтернативной гражданской службой по религиозным мотивам;

- запрет на исполнение конфессиями каких-либо государственных функций [1, с. 2329] и т. п.

Перечисленные меры обеспечивают широкий выбор способов, форм реализации религиозных предпочтений человека.

Необходимо отметить, что конфессии являются одними из главных носителей духовной культуры [8, с. 210-224]. Соответственно, предоставление равных возможностей для существования различных религиозных объединений (за исключением, конечно, тех, которые склоняют личность к деградации) способствует повышению уровня духовного развития общества.

Безусловно, установление и существование принципа светскости ни в коей мере не должно исключать сохранение и развитие государством культурных традиций своего народа, в том числе религиозных. Наоборот, государство должны активно обеспечивать поддержание культуры своего общества как основного источника, среды и средства его самоидентификации, осознания им национальной идеи, национального духа. В свете приведенных рассуждений представляется необходимым включение в текст Конституции Российской Федерации [9] специальных положений об обязанностях высших должностных лиц (прежде всего, главы государства) обеспечивать сохранение и приумножение культурных, в том числе религиозных, ценностей русского народа, а также контролировать деятельность соответствующих органов, непосредственно осуществляющих полномочия в сфере культуры.

Вместе с тем государство должно обеспечивать охрану прав любых верующих, вне за-

висимости от численности (малочисленности) их конфессий. В связи с этим недопустимо расценивание различных мероприятий, посвященных обсуждению вопросов йоги, индуистской традиции и других, как незаконных, что в последние несколько лет имеет место быть в российском обществе [10].

Кроме того, государство должно препятствовать усилению политического влияния отдельных конфессий, проявлением которого, в частности, служат притязания на недвижимое имущество, находящееся в публичной собственности.

Итак, светское государство можно охарактеризовать как «способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная, или официальная, религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных

Литература

1. Понкин И. В. Светскость государства. М., 2004.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). М., 1998.

3. Хадыкин Н. И. Анализ доктринального толкования термина «светское государство». URL: http://donseminary.ru/2014/09/19/analiz-doktrinalnogo-tolkovaniya-termina-svetskoe-go-sudarstvo-ch-1-st- 14-konstitucii-rf/

4. Дементьева З. П. Проблемы государственно-конфессиональных отношений в России в контексте свободы совести. Екатеринбург, 2006.

5. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М., 2006.

6. Боберо Ж. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность? URL: http://www.atheism.ru/library/Bobero_1. phtml.

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / сост. Н. А. Крашенинникова. М.,1999.

образований в различных сферах жизни общества» [11, с. 9].

Принцип светскости - одна из основ конституционного строя современного государства - возник и существует как признание ценности и свободы человеческой личности, ее разума. Для его реализации, вне зависимости от конфессиональной принадлежности большинства общества, государство должно обеспечивать равенство возможностей выражения и распространения своих религиозных взглядов всеми членами социума (за исключением, конечно, учений, способствующих деградации личности) и одновременно с этим следить за тем, чтобы деятельность религиозных объединений не соприкасалась со сферой политики. На современном этапе развития мирового сообщества, когда в тесном взаимодействии постоянно находится множество культур, светскость является не просто одной из сущностных характеристик демократического государства, а одним из обязательных условий существования мира (и жизни людей) на планете.

Bibliography

1. Ponkin I. V. The secular state. Moscow, 2004.

2. Dal V. I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language (modern spelling of words). Moscow, 1998.

3. Khadykin N. I. Analysis of the doctrinal interpretation of the term «secular state». URL: http:// donseminary.ru/2014/09/19/analiz-doktri-nalnogo-tolkovaniya-termina-svetskoe-gosu-darstvo-ch-1-st-14-konstitucii-rf/

4. Dementieva Z. P. Problems of state-confessional relations in Russia in the context of freedom of conscience. Ekaterinburg, 2006.

5. Dlugach T. B. Three portraits of the Enlightenment. Montesquieu. Voltaire. Rousseau (from the concept of enlightened absolutism to theories of civil society). Moscow, 2006.

6. Bobero Z. Secularity: French exclusivity or universal value? URL: http://www.atheism.ru/ library/Bobero_1 .phtml.

7. Reader on the history of the state and law of foreign countries (New and Newest time) / compiled by N. A. Krasheninnikov. Moscow, 1999.

8. Pisenko K. A. The lessons of religion in the public school are the norm of the secular law-based state (European experience of legal reg-

8. Писенко К. А. Уроки религии в государственной школе - норма светского правового государства (европейский опыт правового регулирования школьного религиозного образования) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. № 4.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

10. URL: http://www.svoboda.Org/a/28219 667.html.

11. Мещерякова А. Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

ulation of school religious education) // Journal of foreign legislation and comparative law. 2010. № 4.

9. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

10. URL: http://www.svoboda.org/aZ282196 67.html.

11. Meshcheryakova A. F. The secular state in modern Russia: constitutional-legal analysis: abstract dis. ... PhD in law. Saratov, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.