поскольку вполне вероятно торможение либо временное прекращение рассмотрения дел как в системе судов общей юрисдикции, так и в системе арбитражных судов. Исследователи говорят даже о временном коллапсе российской судебной системы. [3]
Итак, несмотря на богатейшую историю, эволюция судебной системы РФ продолжается. Если результаты ее последней реформы признаны неудовлетворительными, это значит, что необходимо искать новые, эффективные пути и способы ее развития. Список использованной литературы:
1. Радченко В.И. Закон «О судебной системе Российской Федерации» - базовый закон судебной реформы // Российская юстиция. 2002. №8.
2. Концепция судебной реформы в России (тезисы). [Электронный ресурс] «Сутяжник». Судебная защита прав человека и гражданина. URL: http://sutyajnik.ru/rus/cases/etc/koncepcia_sud_reformi.htm (дата обращения: 5.04.2015).
3. Современная судебная реформа в РФ. [Электронный ресурс] Все о праве. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum5961/item5965.html (дата обращения: 15.04.2015).
© А.В. Плескунов, 2015
УДК 340
К.С. Терентьева,
аспирант кафедры теории и истории государства и права Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых г. Ковров, Российская Федерация
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИЗМЕНЕНИЙ
Аннотация
Статья посвящена значению правовой культуры в условиях социально-экономических изменений в российской государственности. Данная тема актуальна в контексте нового экономического санкционного положения страны. Автор указывает, что правовая культура, являясь социальным феноменом должна быть, рассмотрена через призму духовно-нравственного развития личности и именно в указанной плоскости можно найти решения для преодоления правового нигилизма российского общества.
Ключевые слова
правовая культура, право, правосознание, правовое воспитание, правовое государство, личность, общество
Прошло немало времени с тех пор как российское государство отказалось от тоталитарных методов управления страной, и встала на новый путь построения правового государства и как отмечает В.А. Туманов, сразу же стал заметным низкий уровень правовой культуры общества [1, с. 52]. В настоящее время в юридической науке устоялось мнение, что правовой нигилизм является отличительной чертой русского народа и возник он вследствие низкой правовой культуры. Так А.А. Васильев пишет, что привычным стало в России утверждение о больном, нигилистическом правосознании [2, с. 33].
Следует отметить, что о правовом нигилизме в 2008 году рассуждал президент Российской Федерации В.В. Путин на V Всероссийском съезде судей, указывая, что росту правового нигилизма способствуют недостатки российской судебной системы [3].
Таким образом, вопрос о том, какие же изменения произошли в российской правовой культуре за последние годы необходимо изучить в целях дальнейшей оценки развития всей правой системы России.
Правовая культура в целом опирается на право, и представляет собой часть культурных традиций народа и здесь как нельзя, кстати, можно упомянуть актуальность слов русского правоведа П.И.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Новгородцева: «Если Россия ... не поверит в силу права, ... она никогда не будет иметь успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних» [4, с. 137]. О необходимости приближения права к народу, укреплении массового правосознания писал и знаменитый русский философ И.А. Ильин: «Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души» [5, с. 31].
Исходя из изложенного, с уверенностью можно указать на то, что правовая культура это социальный феномен, моделирующий правовую жизнь общества в ее многообразии и изменяющейся под влиянием определенных социально-экономических факторов, внутреннего духовного уровня и образовательного (профессионального) уровня индивида.
О важности нравственного и духовного воспитания личности сегодня говорят не только различные религиозные конфессии, но и современные правоведы. Отсюда следует вывод о том, что в целях развития правовой культуры общества государству следует уделять должное внимание не только правовой информированности населения, правовой грамотности, но и возродить, а также закрепить духовно-нравственные ценности в умах населения. В подтверждение изложенного, не лишним будет указать, что писал К.П. Победоносцев: «По народному понятию школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим знать Бога, и любить его, и бояться; любить Отчество, почитать родителей. Вот сумма знаний умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть дают ему нравственную силу для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдержать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли» [6, с. 498]. О.И. Цыбульская, О.В. Власова также отмечают, что правовая культура тесно связана с нравственностью.
О роли и влиянии моральных норм личности на правовую культуру рассуждали многие мыслители. Так, к примеру, Ф. Бэкон писал: «Если устои государства крепки и здоровы, законы принесут немало пользы, в противном случае они мало могут помочь гражданам. Эта цель будет достигнута, если благочестие и религия поставят законы на правильный путь, если будут процветать достойные нравы» [7, с. 507-508].
В богатой духовной культуре России пишет А.А. Васильев, кроется мощный энергетический источник для оздоровления российского правосознания и правовой системы [2, с. 34]. Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что роль духовно-нравственного в формировании правовой культуры трудно переоценить. Необходимо также отметить, что абсолютно верно в Основах государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания личности отмечается важность взаимосвязи правового воспитания с другими видами воспитания на общей нравственной основе.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости в развитии правовой культуры общества так, чтоб на первый план вышли такие грани как ответственность личности как перед собой за соблюдение установленных законом норм в первую очередь, а также перед обществом и государством. Во многом именно от способности держать ответ перед самим собой, перед своей совестью лежит успех правомерного поведения личности в социуме.
Список использованной литературы:
1.Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. // Государство и право. - 1993. -№8. - С. 52-58.
2.Васильев А.А. Правовая культура России в свете отечественного консерватизма // Культура: управление, экномика, право. - 2012. - №3. - С. 33-35.
3.Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на V Всероссийском съезде судей. // Коммерсант. Суббота. - 2008. - 16 февраля. - №26.
4.Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Юрист, 1991. - 304 с.
5.Ильин И.А. О сущности правосознания. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1993. - 237 с.
6.Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: АНО «Развитие духовности и культуры, и науки», 2004. С.498-499.
7.Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1971 - 1972. С. 507-508.
© К С. Терентьева, 2015
УДК 352.075.1.
Ф.Р.Хусаенова
студентка 5 курса Института Права Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На сегодняшний день качество и эффективность муниципальных правовых актов оставляет желать лучшего. Данные официальной статистики, материалы обобщений юридической практики, публикации в научных изданиях свидетельствуют о высоком уровне их дефектности. [1, с. 64]
В доктрине предлагают самые различные пути повышения качества муниципального правотворчества. Попробуем проанализировать некоторые из направлений совершенствования актов органов местного самоуправления.
Существует мнение, что решение проблемы возможно за счет сужения правотворческих полномочий органов местного самоуправления, перехода к практике утверждения органами местной власти правовых актов, предложенных государством. Последнее располагает широкими материально-техническими, организационными и прочими возможностями для подготовки качественных типовых актов муниципального уровня. Представительные органы муниципального образования должны лишь своевременно одобрить их.
На наш взгляд, подобного рода мероприятия приведут к исчезновению института местного самоуправления в России. Имея определенный опыт муниципального правотворчества, вряд ли целесообразно снижать самостоятельность последних, урезать полномочия. Это было бы шагом назад в развитии.
Немаловажным инструментов контроля законности актов муниципального правотворчества является проведение экспертизы указанных документов. Институт экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в последние годы интенсивно исследуется в юридической литературе. [2, с. 134]
Следует признать, что законодатель уже воспринял многие высказанные в науке рекомендации. Так, уставы муниципальных образований и правовые акты о внесении изменений и дополнений в них проверяются на соответствие федеральному и региональному законодательству в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». [3]
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных правовых актов» предусмотрел обязательное ведение в каждом субъекте Федерации с 1 января 2009 г. регионального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Законодательство субъектов Федерации развивается в направлении закрепления обязательности правовой экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов в рамках процедуры ведения регистра. [4]
Еще на ранних этапах устраняются допущенные в муниципальных нормативных правовых актах нарушения закона, благодаря работе органов государственной власти, уполномоченных на ведение регистра, органов прокуратуры и юстиции.
Мы считаем необходимым расширение контрольных возможностей именно органов юстиции. Это позволит соблюсти баланс контрольных полномочий в системе органов государственной власти, создаст систему «двойного (предварительного и последующего) фильтра» для актов муниципального правотворчества.
В последние годы стали весьма популярны исследования муниципальных правовых актов на предмет их коррупциогенности. Вопросы назначения и проведения антикоррупционной экспертизы активно исследуются в юридической литературе. [5, с. 77]
Однако очевидно, что правовые акты должны проверяться в полном объеме на предмет их соответствия законодательству, правилам юридической техники и т.п.; коррупциогенность акта - лишь один из возможных его дефектов.
Суды, органы прокуратуры и юстиции, иные уполномоченные государственные органы сегодня контролируют не качество правового акта в целом, а его законность.