Литература
1. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. - М.: Народное образование, 2003. -С. 4.
2. Поташник М.М. Горе от «ума» //Народное образование. - 2005. - №2. - С. 203-216.
3. См. об этом, например: Атанов Г.А. Дидактика педагогике не нужна //Школьные технологии. - 2004. -№3. - С. 80-86.
4. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984. - С. 145.
5. Судаков В.Н. Мифология воспитания. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 47.
6. Прикот О.Г. Учитель и модернизация // Институт детства. Педагогика постмодерна. // www.detisite.ru/experts/postmodern/teacherm.htm
7. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1990. - С. 4.
8. Милитарев В.Ю., Алиханьян Н.А., Занадворнов М.С. Мифы педагогического сознания //Культура. Традиции. Образование: Ежегодник. Вып. 2. - М.: Рос. ин-т культурологии, 1993. С. 68-80.
9. Судаков В.Н. Мифология воспитания. - Сверд-
ловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 4-5.
10. Логвинов И.И. Педагогическая мифология и совершенствование общеобразовательной школы //Педагогика. - 1999. - №8. - С. 110.
11. Гладкий А. В. Современная педагогическая мифология //Знание - сила. - 1994. - №11. - С. 88-98.
12. Логвинов И.И. О педагогической мифологии //О реформе школы, педагогической науке, заботах о просвещении народа, или Субъективные заметки заинтересованного лица о борьбе наших новаторов с нашими консерваторами. - М.: Инфолог, 1990. - С. 12-38.
13. Кумарин В. В. Педагогика природосообразности и реформа школы. - М.: Народное образование, 2004. -624 с.
14. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - С. 101.
15. Ланцберг В. Педагогическая мифология //Управление школой. - 2002. - № 15 (257) - 16-22 апр.
16. Наумов К.Ю. Современная педагогическая мифология. // liber.rsuh.ru/conf/newrussia_polit/naumov.htm
17. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций по философии педагогики. - СПб.: Детство-пресс, 2001. -С.185-186.
ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С.А. Александрова,
аспирант факультета технологии и предпринимательства МПГУ
Эта статья является первой из цикла «Этика предпринимательской деятельности» рассказывающая о значении этических понятий для будущих предпринимателей и применение их в практической жизни. Великий педагог И.А. Ильин писал: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, техническое умение, которыми он, бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, и начинает злоупотреблять». Формирование нравственной культуры - одна из главных целей нравственного воспитания. Результативность освоения школьниками нравственных ценностей зависит от целенаправленной работы самого школьника по самосовершенствованию своей личности. Условиями формирования нравственной культуры являются моральная образованность, т.е. усвоение теоретических знаний в области морали, посещение художественных выставок, театров, других культурно-просветительских учреждений и мероприятий. Этическое образование помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации.
Национальные традиции передаются из поколения к поколению, через общение учителя и школьника, с помощью которого школьник может освоить принятые этические нормы поведения. Изучая этику, школьник постепенно вырабатывает мышление, сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных
поступков. Результат нравственного развития школьников - их стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию. Этические занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, чувства собственного достоинства, проявлению переживаний. Овладение моральными нормами поведения усиливает интерес школьника в сопоставлении себя с другими людьми, к качествам собственной личности, в проявлении доброжелательности и уважения к другому, а также ответственности в словах и поступках. Содержание урока ориентирует школьников на образ жизни, основанный на нравственной связи между действием и мышлением. Этический диалог направлен на стимулирование этических суждений детей.
Необходимость уроков этики продиктована самой жизнью. Эти уроки погружают школьника в размышления о себе и других, вызывающий у него желания поиска и ответа на них. Этическое образование помогает регулировать и контролировать свое поведение. Нравственная образованность школьников формируется главным образом под воздействием учебного процесса (передачи ему знаний), главным субъектом которого является преподаватель этики. Обязанность преподавателя -способствовать формированию нравственного сознания и убежденности школьника. Эффективность нравственного формирования - не в автоматическом выполнении предписаний, а в морально осмысленном поведении. В процессе формирования нравственной культуры школа должна помочь практически освоить содержание нрав-
ственной культуры, начала которой заложены семьей, социальной средой.
XX век - это не только век образования, но и век кризиса образования. Необходимость включения этики в школьную программу видят и в России, и в Европе, и в Америке. Академик Н.Моисеев считает, что «...XXI век должен стать веком человека. Поэтому и возникает проблема человека, основное решение которой заключается в том, чтобы человек усвоил некоторые новые принципы нравственности».
Мораль является одной из неотъемлемых составляющих человечности, она связана с самой сущностью человека, его культурой. Мораль - удивительное явление: ее наличие незаметно, зато отсутствие сказывается самым роковым образом. Не только нормальная жизнь человечества и общества, но и вообще жизнь человека и общества возможны только в рамках нравственности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти через процесс нравственного воспитания. Нравственный смысл общения предполагает отношение к другому человеку, как к личности, предполагает уважение к достоинству другого человека.
В этих условиях предпринимательство становится привлекательной сферой деятельности для молодежи, так как именно молодому поколению, не имеющему сложившихся стереотипов по отношению к предпринимательской деятельности, легче воспринимать новые складывающиеся экономические условия. Современные социологические исследования показали рост популярности среди молодежи «профессий, обеспечивающих кратчайший путь к предпринимательству: экономисты, бухгалтеры. Каждый второй учащийся старших классов хотел бы заняться предпринимательской деятельностью, каждый четвертый - завести собственное дело».
Однако молодые люди не всегда бывают готовы к деятельности в рыночных условиях. Очевидно, что необходима подготовка к самостоятельной жизни, к предпринимательской деятельности.
И одной из главных составляющих такой подготовки является обучение школьников этическим знаниям. Эта необходимость обоснована в Письме Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000 г. «Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях». В нем подчеркивается, что экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня предпринимательской активности населения. «Ежегодно свыше трех миллионов учащихся заканчивают основную и среднюю общеобразовательную школу, значительная часть из которых, как показывают социологические опросы, хотела бы связать свою судьбу с негосударственным сектором экономики, предпринимательством, открыть собственно дело. Однако успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой, экономической подготовки и знанием нравственных ценностей».
Проблема соотношения экономики и нравственности - древняя проблема. Еще Аристотель, разрабатывая
свою систему этики в этом аспекте, советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что «делание денег», накопительство, богатство подлежат моральному осуждению: деньги - от дьявола.
Нормы цивилизованного предпринимательства - это признанный обязательным в деловой среде порядок ведения дел, соответствующий общечеловеческой морали и получивший общественное признание.
Проблемы этики бизнеса имеют столь же давнюю историю, как и предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели в наше время, когда рынок сильно трансформировался, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведениях. В России в последнее время проблемы этики бизнеса также вышли на самый передний план. Стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего в предпринимательстве.
Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах. Бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном счете более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.
Специалисты отмечают, что цивилизованный предприниматель должен:
- быть убежден в полезности своего труда для общества;
- уважать собственность и государство;
- уважать труд других людей;
- уважать профессионализм.
Стереотипы делового человека - это совокупность профессиональных, нравственных, психологических качеств личности. Атрибутика делового человека должна включать следующие элементы:
- доходный бизнес;
- определенную репутацию в деловом мире;
- высокий образовательный уровень;
- добропорядочность и ответственность в рабочих отношениях;
- моральную устойчивость;
- владение деловым этикетом.
Несоответствие данным атрибутам формирует антистереотип делового человека, который отрицательным образом отражается на общественном мнении об институте бизнеса.
По мнению некоторых исследователей, ущербным отечественный бизнес сегодня делает ряд факторов: нацеленность на получение почти мгновенной личной выгоды и прибыли, агрессивность, фактическое отсутствие имиджа цивилизованного делового человека, что
проявляется в манерах поведения, стиле мышления.
Какими же качествами должен обладать человек, ступивший на стезю бизнеса?
Ответ дает практика. Чтобы поднять свое дело, человеку прежде всего нужны: решительность, инициатива, быстрая реакция на возникающие сложности и препятствия, быстрое преодоление этих препятствий. В бизнесе многое зависит от свойств личности. Нединамичный, теряющий ориентацию в деле человек обречен на неудачу. Конкуренты никогда не прощают ошибок, а раздавливают его, чтобы уничтожить соперника. Морально-деловые качества являются более широким понятием по сравнению с профессиональными, так как охватывают собственно операционную сторону нравственности и включают в себя соответствующую сторону профессионально нравственных качеств.
Причем морально-деловые качества проявляют себя во многих сферах нравственной деятельности, но особую значимость приобретают в сфере профессиональной деятельности.
Морально-деловые качества предпринимателя стали соизмеримы успеху его деятельности. Через собственный труд и его результаты предприниматели получают возможность для свободной самореализации потенциала своей личности, энергичного, инициативного человека, который ради самовыражения может использовать весь свой интеллектуальный и личностный потенциал. Здесь с успехом используется природное честолюбие человека, его стремление к самоутверждению.
Предпринимательская деятельность дает возможность реализовать свои способности; для предпринимателя это выражается в энергичном, инициативном труде. Активное участие в своем управленческом труде дает возможность реализовать предпринимателю свои основные качества.
С этической точки зрения в облике предпринимателя важно подчеркнуть активность, инициативность, самостоятельность (независимость). Именно эти характеристики чаще всего выделяются в качестве специфических в морали предпринимателя. Деловая честность и порядочность занимают особое место в критериях цивилизованного поведения предпринимателя. Благодаря управленческой деятельности организуется основная часть производств, под руководством предпринимателей создается почти все богатство в обществе, и тот, кто, находится рядом с этим богатством, больше всего подвергается соблазну. Однако, несмотря на эти соблазны, честность и порядочность остаются наиболее почитаемыми качествами современного предпринимателя.
Честность входит в систему основных устоев, которые помогают эффективно вести дела. Чтобы успешно вести дела, предприниматель должен поступать в отношении других так, как ему необходимо, но чтобы и в отношении него поступали так же.
Честный, рационально мыслящий предприниматель воспринимается как справедливый человек и руководитель. Справедливость, став моральным качеством, срав-
нявшись с честностью, стала необходимой для управленческого процесса.
В работе американского социолога Л.Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов десять:
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению.
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель.
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.
5. Никогда не делай того, что не ведет к большому благу.
6. Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона.
9. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.
10. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах.
В школьной среде (да и не только) налицо кризис нравственности, являющийся основанием для создания конфликтных ситуаций. Анализ ценностных ориента-ций показывает, что в сознании школьников мало таких норм нравственности, как доброта, порядочность, честность, отзывчивость и т.д. Сам процесс обучения предполагает фундамент воспитания, который позволяет школьникам усвоить проверенные временем духовные и культурные ценности человечества и сформировать устойчивые нравственные ценности.
Умение общаться необходимо каждому человеку, а главное правило, касающееся отношений между людьми, было сформулировано более 2000 лет назад. Оно гласит: «Относитесь к другим людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам».
Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своему нравственному содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие общества и отдельного субъекта отношений. Общество рассматривает качества работника как один из ведущих элементов его
профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа «человек-человек», т.е. требующих высокой согласованности в действиях (здравоохранение, образование, управление и т.д.). Деятельность людей этого типа означает «вторжение» во внутренний мир человека, и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. К примеру, когда мы выбираем учебное заведение для детей, то ищем не просто хорошую школу, а хороших, добрых, внимательных учителей.
Современный кризис явно свидетельствует о потере решающего звена, начала человеческого бытия. Каково оно, это звено? По мысли знаменитого гуманиста Альберта Швейцера, этим звеном является этическое начало. Потеря этического человека - это ли не самое опасное событие для человечества, решающий отход от того, что можно было бы назвать нормальным развитием личности и общества? Именно нравственное начало составляет решающее звено человеческого бытия, его духовности в первую очередь. Этический человек умеет двигаться в этическом пространстве. Разумеется, одному человеку это удается лучше, другому хуже.
В этике, это известно давно, важнейшее значение имеет добрая воля. А.Энштейн был прав, когда отмечал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение - главная задача образования».
«Учителями человечества», учения которых являются, несомненно, общепризнанными, являются: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос. Они заложили нравственные основы различных культур и религий, дали начало и имя целым цивилизациям. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми. Термин «этика» Аристотель образовал от греческого слова «этос», которое переводится на русский язык как обычай, характер, а также как наука о нравственности. Впоследствии от этого слова образовалось прилагательное «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей (качеств), относящихся к характеру человека - мужество, уверенность, справедливость, рассудительность и т.д. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, выявлять достоинство характера того или иного человека, Аристотель назвал этикой. Так впервые появилось это слово в науке. Древнеримский оратор и философ Цицерон, прямо ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «моральный», т.е. относящийся к нраву, характеру. Значительно позже образовалось слово «мораль». Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло и др.
Мораль (нравственность) - это один из способов регулирования человеческих отношений и поведения с помощью исторически сложившихся «неписанных» норм и правил, согласно которым поступки людей оце-
ниваются как добрые и злые, справедливые или несправедливые, честные или бесчестные, достойные или недостойные, моральные или аморальные. Эти нормы и правила складывались веками в процессе совместной деятельности многих поколений разных народов. Они официально нигде не записаны и долгое время передавались устно, от отцов к детям, от старших к младшим, от одного поколения к другому. Практическая необходимость согласования трудовой деятельности человека с деятельностью коллектива появилась уже в первобытном обществе. Для человека, вступающего в отношения с другими людьми, нормы выступают как предписания, в соответствии с которыми он должен поступать. Суть моральных отношений состоит в сочетании личных и общественных интересов. В этом сочетании заинтересованы как общество, так и личность. Общество создает целую систему правил, призванных регулировать свои отношения с личностью.
Мораль - самая древняя форма человеческого сознания. Формировалась мораль в процессе труда, который всегда был явлением коллективным. Вся жизнь человека в первобытном обществе протекала на виду у коллектива. И каждый вид его деятельности оправдывался или осуждался коллективом. Мораль первобытного общества, естественно, находилась на низком уровне развития. Она оправдывала людоедство и убийство стариков, кровную месть и жестокие наказания.
Положительную роль играли в прошлом нормы поведения, которые определялись необходимостью блюсти сословную честь. Взять хотя бы дворянство. Непи-санный кодекс дворянской чести человек усваивал с детства, наблюдая поведение взрослых и слушая их разговоры и оценки событий. В случае, когда дворянина, например, офицера, обстоятельства вынуждали нарушать этот неписанный кодекс, хотя бы не уплатить в срок карточный долг, нередко единственным выходом для него было самоубийство. Как видим, нарушение норм сословий морали не только вызывало осуждение, но и грозило значительно более серьезными последствиями.
Другие, но тоже достаточно строгие нормы сословий морали существовали и у купечества, и у фабрикантов: «честное купецкое слово» было не пустым понятием.
С развитием общества и изменением его экономической и социальной культуры меняется и мораль. Коренную ломку нравственные отношения претерпели с переходом к классовому обществу. Если при первобытном строе нормы морали были одинаковы для всех членов общества, то с возникновением классов они стали выражать интересы того или иного класса.
Хотя у каждого народа существуют достаточно простые нормы нравственности, в них включаются такие общие требования, как уважение человека человеком, вежливость и тактичность, уважение к старшим, честность и правдивость, также требования непримиримости к поведению, которое разрушает добрые человеческие отношения и унижает человеческое достоинство.
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что этические знания важны для каждого человека и особенно для будущих предпринимателей.