Научная статья на тему 'Значение непрерывного педагогического образования в распространении и развитии новшеств'

Значение непрерывного педагогического образования в распространении и развитии новшеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / RAISING THE LEVEL OF TEACHER’S PROFICIENCY / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / INNOVATIVE PROCESSES / ANDROGOGICAL PRINCIPLES / REFLECTION / THE COMPETENCE APPROACH / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сметанина Марина Юрьевна

В работе рассматриваются особенности развития инновационных процессов в системе непрерывного педагогического образования в России. Описываются основные тенденции модернизации этой системы, связанные с внедрением компетентностного подхода, использованием андрагогических принципов и блочно-модульного структурирования программ обучения. Особое внимание уделено современным направлениям работы учреждений ДПО (дополнительного профессионального образования) по подготовке педагогических кадров в процессе повышения квалификации к использованию современных технологий обучения в их профессиональной деятельности. Анализируются психолого-педагогические подходы, формы организации, современные методы и технологии работы с преподавателями. В статье делается вывод о том, что в настоящее время возрастает значение инновационных преобразований во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества. В этой связи нельзя недооценивать значение непрерывного педагогического образования в распространении и развитии новшеств внутри страны и за рубежом, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют от граждан высокого уровня профессионализма, овладения новыми знаниями и навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сметанина Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value of Continuous Pedagogical Education in the Dissemination and Development of Innovations

The paper considers the main trends of innovative processes in the sphere of continuous pedagogical education. The tendencies of the process of modernization in this system, such as the use of the competence approach, androgogical principles and modular structuring of educational programs are described. Special attention is drawn to modern tendencies of raising the level of teachers’ proficiency at the establishments of Additional Professional Education aimed at training teachers to use innovative educational technologies in their professional activity. Psycho-pedagogical approaches, the forms of organization, modern methods and educational technologies are analyzed. The paper concludes that the importance of innovative processes in all spheres of life of the international community is increasing and emphasis is made on the continuous pedagogical education for the development and advancing of innovations in our country and abroad, as the reforms being conducted in the country require the high level of professionalism, acquiring new knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Значение непрерывного педагогического образования в распространении и развитии новшеств»

ББК 74.041(2) УДК 37.01

Значение непрерывного педагогического образования в распространении и развитии новшеств

М.Ю. Сметанина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

The Value of Continuous Pedagogical Education in the Dissemination and Development of Innovations

M.Yu. Smetanina

Altai State University (Barnaul, Russia)

В работе рассматриваются особенности развития инновационных процессов в системе непрерывного педагогического образования в России. Описываются основные тенденции модернизации этой системы, связанные с внедрением компетентностного подхода, использованием андрагогических принципов и блоч-но-модульного структурирования программ обучения.

Особое внимание уделено современным направлениям работы учреждений ДПО (дополнительного профессионального образования) по подготовке педагогических кадров в процессе повышения квалификации к использованию современных технологий обучения в их профессиональной деятельности. Анализируются психолого-педагогические подходы, формы организации, современные методы и технологии работы с преподавателями.

В статье делается вывод о том, что в настоящее время возрастает значение инновационных преобразований во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества. В этой связи нельзя недооценивать значение непрерывного педагогического образования в распространении и развитии новшеств внутри страны и за рубежом, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют от граждан высокого уровня профессионализма, овладения новыми знаниями и навыками.

Ключевые слова непрерывное педагогическое образование, инновационные процессы, повышение квалификации, андрагогические принципы обучения, рефлексия, компетентностный подход, инновационные образовательные технологии.

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-15

The paper considers the main trends of innovative processes in the sphere of continuous pedagogical education. The tendencies of the process of modernization in this system, such as the use of the competence approach, androgogical principles and modular structuring of educational programs are described. Special attention is drawn to modern tendencies of raising the level of teachers' proficiency at the establishments of Additional Professional Education aimed at training teachers to use innovative educational technologies in their professional activity. Psycho-pedagogical approaches, the forms of organization, modern methods and educational technologies are analyzed.

The paper concludes that the importance of innovative processes in all spheres of life of the international community is increasing and emphasis is made on the continuous pedagogical education for the development and advancing of innovations in our country and abroad, as the reforms being conducted in the country require the high level of professionalism, acquiring new knowledge and skills.

Key words: continuous pedagogical education, innovative processes, raising the level of teacher's proficiency, androgogical principles, reflection, the competence approach, innovative educational technologies.

Рассуждая о масштабах и тенденциях развития инновационных процессов в системе постдипломного образования в России, мы подчеркиваем возрастающие значение непрерывного образования для укрепления инновационного характера обучения, поскольку именно оно позволяет адаптироваться к пере-

менам, происходящим в обществе, лучше понимать возникающие проблемы, а главное — находить пути их решения.

Концепция непрерывного образования, в отличие от традиционной образовательной парадигмы, не признает какой-либо окончательности и завершенности

в развитии личностного, в том числе профессионального потенциала человека [1]. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Это означает пересмотр целей, средств и содержания традиционного образования, которое должно вооружить человека готовностью к переподготовке и в связи с этим — готовностью к целепола-ганию, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации [2].

Действительно, глобализационные процессы, обострение международной конкуренции, стремительные темпы развития технологий предъявляют постоянно растущие требования к качеству подготовки специалистов. По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареют, при этом четыре пятых работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Поэтому требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму образования: «не на всю жизнь, а через всю жизнь» [3].

Непрерывное педагогическое образование определяют сегодня как социально-педагогическую систему взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни.

По мнению исследователей, «в настоящее время благодаря социальной мобильности и утвердившейся в педагогической среде концепции непрерывного образования преподаватель учится и обучается сам...» [4, с. 32]. Действительно, это является крайне важным в педагогическом образовании, так как в связи с повышенной динамичностью образовательной среды возрастает необходимость постоянно и своевременно обновлять и пополнять полученный в школе и вузе запас знаний, тем самым работая над своим образованием всю свою профессиональную жизнь.

В нынешних условиях меняется сущность непрерывного педагогического образования. Основополагающими признаками сегодня являются: повышение качества образования, гуманизация, обогащение личностного потенциала и развитие профессиональных способностей педагога в полном соответствии с идеалами культуры общества и нравственности [5]. Кроме того, эти изменения сегодня характеризуются такими понятиями, как «нововведение», «инновации», «инновационная педагогика» и др.

Сфера ДПО (дополнительного профессионального образования) ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производ-

ством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании [6]. Сегодня признается, что этой сфере образования принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями.

Принимая во внимание то, что повышение квалификации является составной частью системы непрерывного образования, нужно учитывать, тем не менее, относительную его самостоятельность.

Проанализировав последние тенденции и актуальные направления работы учреждений ДПО, мы убеждаемся, что именно система повышения квалификации позволяет учителям углубить, систематизировать, обновить профессиональные знания, способствует развитию практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации современного учителя и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных проблем.

К важнейшим интегративным характеристикам процесса ПК преподавателей сегодня относят целостность и непрерывность совершенствования педагогического профессионализма. Целостность процесса определяется устойчивостью, прочностью связей между его компонентами, согласованностью и преемственностью функционирования различных форм ПК (курсы, семинары-практикумы, разработка авторских программ и т.д.). Непрерывность процесса обеспечивается тесной взаимосвязью практической деятельности учителей и повышением их профессионального и общекультурного уровня [7].

Поскольку повышение квалификации по своей сути — практико-ориентированное обучение, одна из важных тенденций модернизации этой системы связана с внедрением компетентностного подхода, означающего развитие профессиональной компетентности педагогов.

Данный подход формировался в контексте идей Болонского процесса [8] на основе международного опыта модернизации образования и стал одним из главных элементов реформы отечественной системы ДПО.

Сегодня признается, что компетентности многофункциональны и междисциплинарны, они необходимы для достижения целей и решения задач в различных ситуациях, в любой сфере жизнедеятельности. По мнению исследователей, очевидно, что овладение профессионально-методической и социально-коммуникативной компетентностью требует значительного интеллектуального развития, рефлексии, самооценки, критического мышления, способности к определению собственной позиции.

Безусловно, реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет

под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов.

Другой важной тенденцией совершенствования процесса повышения квалификации работников образования сегодня является использование андраго-гических принципов обучения.

Некоторые исследователи, учитывая различные трактовки принципов обучения взрослых, условно выделяют четыре основных аспекта, учет которых особенно важен: самостоятельность или субъект -ность; рефлексивность; развитие образовательных потребностей; актуализация результатов обучения [9]. Практика показывает, что использование данных принципов обучения позволяет отобрать содержание обучения, исходя из образовательных запросов взрослого, осуществлять проектирование и организацию учебной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей, мотивации, социального, познавательного и профессионального опыта [2].

Анализируя образовательный процесс в системе повышения квалификации преподавателей с точки зрения использования современных методов, форм и технологий обучения, мы убеждаемся, что он, безусловно, имеет свою специфику. Это связано с тем, что у слушателей разный уровень подготовки, опыт работы и квалификация, поэтому в работе с ними важно не только давать новую информацию, знания, но и постоянно поддерживать интерес к знаниям. Как отмечают исследователи проблемы (С.Г. Вершловский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), взрослый человек «держится» за свои ценности и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Разрушить данные стереотипы позволяет использование личностно-ориентированных форм и методов обучения, которые делают слушателей активными его участниками и в конечном итоге обеспечивают непрерывное профессионально-личностное саморазвитие. При этом предпочтение отдается блочно-модульно-му принципу освоения программы обучения.

Блочно-модульное предоставление информации широко используется при создании различных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Образовательный модуль понимается как относительно самостоятельная часть программы, охватывающая один из ее разделов и осваиваемая независимо от других. В этот блок могут включаться несколько тем или модулей программы, объединенных по характеру материала (теоретический, практический, прикладной). Важным является то, что комплекс блоков и модулей может формироваться в зависимости от целей и задач всего курса обучения.

Психолого-педагогические подходы в работе учреждений системы повышения квалификации, как и сами формы организации, технологии и ме-

тоды работы в них, также продолжают динамично обновляться.

Характеризуя современные подходы к повышению квалификации педагогов, необходимо подчеркнуть возрастающую значимость рефлексии, которая сегодня расценивается как средство обновления профессионального образования и мастерства, так как именно высокий уровень рефлексивных способностей позволяет учителям анализировать, контролировать и изменять собственную практику преподавания, используя аналитический подход к обучению.

При этом рефлексия рассматривается как универсальный механизм развития педагогов, который не только активизирует в учителях процессы мышления, но и дает знание о том, как разрешить и преодолеть выявленные проблемы. Кроме того, развитие рефлексивного мышления в конечном итоге создает мотивационный потенциал педагогической деятельности и вооружает преподавателей необходимыми навыками для того, чтобы они были более инициативными в разработке новых технологий и подходов к обучению в своей практической деятельности.

По мнению исследователей, одним из условий решения проблем модернизации процесса подготовки педагогических кадров в системе ПК выступает разработка эффективного методического обеспечения психолого-педагогического образования. Дело в том, что внедрение инноваций зачастую осуществляется без ориентации на конечные результаты, в то время как в этой работе нужен системный подход, предполагающий определение ряда обязательных процедур, которые бы составили целостный процесс психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности: от этапа разработки новшеств до их внедрения в практику [10].

Анализируя методический инструментарий для обучения взрослых, мы приходим к выводу, что процесс подготовки педагогов в системе повышения квалификации имеет специфические качества, такие как направленность средств обучения на актуализацию собственной практики преподавания, вариативность и свобода выбора программ обучения, осуществление самооценки и самодиагностики собственных достижений в контексте реализации рефлексивных процессов и др.

В целях активизации и интенсификации учебного процесса в настоящее время эффективно используются инновационные технологии и методы обучения. Обобщая педагогические технологии, используемые в высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования, можно выделить следующие виды обучения: проблемное; модульное; дифференцированное; развивающее; контекстное; игровое; проектное и др.

Использование методических инноваций в системе ПК учителей иностранного языка особенно важ-

но в связи с тем, что педагогам без специальной подготовки, направленной на освоение инновационных технологий, зачастую сложно их освоить, так как они сталкиваются с новыми видами деятельности.

Наш опыт по внедрению экспериментальной программы обучения учителей иностранного языка в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования и Институте повышения квалификации работников образования Республики Алтай (в основе содержательной части которой лежит изучение спецкурса «Совершенствование профессиональных компетенций учителей английского языка») показал, что инновациям, несомненно, надо учить не как фрагментарно представленному в курсе повышения квалификации явлению, а как особым образом скоординированной работе. Кроме того, мы убедились, что процесс применения инновационных подходов и технологий обучения в практике «преподавания на местах» значительно упростится в слу-

чае отработки таких методов при обучении в системе ПК совместно с коллегами. Все это служит обеспечению условий для проектирования профессиональной и образовательной деятельности самими слушателями, что в конечном итоге способствует их инновационному развитию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образовательный процесс в системе дополнительного педагогического образования имеет свои особенности. Он характеризуется многообразием и вариативностью как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебном процессе.

В заключение еще раз подчеркнем, что в соответствии с социально-экономическими преобразованиями в нашей стране возрастает масштаб инновационных процессов. В связи с этим нельзя недооценивать значение непрерывного образования педагогических кадров в распространении и развитии новшеств внутри страны и за рубежом.

Библиографический список

1. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Непрерывное образование — приоритетное направление науки // Сов. педагогика. — 1989. — №2.

2. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика : учебник. — М., 2005.

3. О проекте концепции развития непрерывного образования : материалы заседания коллегии Минобрнау-ки России 22 февраля 2011 года [Электронный ресурс]. — URL: http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/8282/.

4. Свергун В.Т., Коваль А.Н. Проблемы непрерывного образования на современном этапе развития общества : материалы Междунар. науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы современного образования». — Воронеж, 2009.

5. Печатнова О.М. Современные подходы к пониманию сущности непрерывного образования // Российский научный журнал. — 2009. — №3.

6. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Бело-зёрцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. ; под. ред. В.А. Сла-стёнина. — М., 2008.

7. Кошелева В.И. Совершенствование профессиональной компетенции учителей иностранного языка в системе повышения квалификации: на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2006.

8. Гретченко А. Болонский процесс. — М., 2009.

9. Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов // Педагогика. — 2005. — №7.

10. Новиков В.Н. Непрерывное психолого-педагогическое образование — веление времени // Психологическая наука и образование. — 2012. — №1 [Электронный ресурс]. — URL: http://psyedu.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.