УДК 336
ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВОЙ ЖИЗНИ Лаврентьева Лариса Викторовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.НижнийНовгород, Россия
В статье раскрывается понятие «цифровая экономика», которое активно используется в различных сферах деятельности: политике, бизнесе, науке, образовании и влияет на общественное и финансовое развитие страны.
Ключевые слова: цифровая экономика, bim, интернет вещей, интеллектуальный город, информационные модели, кадровая политика.
В век научно-технического прогресса произошло вторжение техники во все сферы человеческого бытия, где с успехом применяются информационные системы и автоматизируются различные процессы, что делает их более эффективными. В качестве приоритета стратегии информатизации на 2017- 2025 гг. установлена цифровая экономика. В этот период будет реализовываться программы развития цифровой экономики и информационного общества. Первоначально говорится об использовании систем электронного документооборота и методики обучения технологиям электронного правительства руководителей органов государственного управления. Планируется реализация плана мероприятий в разных отраслях: от социальной сферы до банковского сектора.
В доказательство тому в России 6 июля 2017 года была принята Программа развития цифровой экономики, которая позволит интегрировать российскую виртуальную экономику с аналогичной сферой Евразийского экономического союза. В соответствии с данной программой планируется создание технических и финансовых условий для скорейшего развития новой финансовой отрасли, особое внимание уделяется развитию компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Президент России сравнил эту глобальную программу по значимости с всеобщей электрификацией страны в начале 20 века, что является беспрецедентным по своему влиянию на экономический прогресс. Воплощение такого государственного проектастановится возможным благодаря огромному накопленному интеллектуальному потенциалу [5].
Цифровая экономика трактуется как результат трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в сфере коммуникации и ин-
формации, которые сказываются на все сектора экономики и социальной деятельности. Внимание к цифровой экономике обусловлено тем, что информационные технологии приобретают всё большую важность в экономическом развитии всех стран мира. Применение цифровых технологий для реализации товаров и услуг, оказания государственных услуг, образования граждан позволит всему обществу приобрести так называемые «цифровые дивиденды», под которыми понимается рост национального благосостояния, материальная прибыль [6].
В соответствии с этим, цифровая экономика рассматривается как хозяйственная деятельность, где ключевым фактором становятся данные в цифровом виде, обработка больших объемов ииспользование результатов традиционными формами хозяйствования, эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [2].
Формирование цифровой экономики России, характеризуется усилением значения информационных и цифровых средств в общественной и финансовой жизни. Практика показывает, что существует реальная потребность таких технологий, предназначенных в перспективе для так называемого «поколения фейсбука» - молодежи, буквально живущей в сети, что заставляет и бизнес в дальнейшем становиться цифровым.
Сегодня смело можно сказать о том, что цифровизация - уже повсеместная реальность и примеры применения цифровых технологий различны. Наиболее продвинутыми становятся компании использующие «цифровую экономику» в медийной, розничной и банковской сфере [4]. При этом цифровизация проникает и в такие традиционные отрасли, как добыча нефти и газа [8], в образовательной сфере проявляется в разработке и внедрении электронного образовательного инновационного продукта в целях повышения потенциала будущего выпускника [9,10]. Применение Digital-стратегии, интегрированной с бизнес и HR-стратегиями в современном мире необходимы для обеспечения будущей конкурентоспособности компании посредством ее перехода от традиционной к технологичной [3]. Такие технологии в управлении человеческими ресурсами способствуют повышению производительности труда, постоянному развитию и улучшение качества трудовой жизни сотрудников. Как доказывают исследования, необходимо создание инфраструктуры, институциональной среды, развитие цифровой культуры, кадрового потенциала [4], совершение так называемого «Цифрового переворота» (Digital Disruption) [1].
Для «полноценного» взаимодействия все субъекты и объекты экономики должны обрести значительную цифровую составляющую, за счет которой-существенно улучшаются потребительские его свойства и безопасность, составляет более половины его стоимости. Со временем значительная часть стоимости большинства товаров и услуг будет определяться такой компонентой. Подобные товары призваны существенно улучшать их основные свойства (например, возрастает безопасность автомобиля и умень-
шается его эксплуатационная стоимость), либо появляться новые (управление голосом, удаленное управление через интернет или с мобильного телефона и т.д.) [2].
Основными отличительными чертами «Цифровой» экономики сегодня являются:
1. Экономическая деятельность сосредотачивается на Платформах «Цифровой» экономики как цифровой среды (программно-аппаратный комплекс), реализуемой посредством определенных функций и сервисов, которые обеспечивают потребность клиентов и товаропроизводителей, а также предлагающая возможность прямого взаимодействия между ними. Ценность Платформы — в предоставлении самой возможности прямой коммуникации и облегчении процедуры взаимодействия между участниками. Платформы снижают издержки и предоставляют дополнительный функционал как для поставщиков, так и для потребителей. Также они предполагают обмен информацией между действующими лицами, что должно существенно улучшать сотрудничество и способствовать созданию инновационных продуктов и решений.
2. Персонифицированные сервисные модели. Среди которых развитие Big Data как одного из важнейших технологических трендов, который кардинально меняет возможности использования информации в бизнесе, в кадровых службах, что приведет к необходимости развития у сотрудников новых компетенций, прежде всего в отделах ИТ и бизнес-аналитики. Применение таргетированного маркетинга, 3D печати позволяют производить товары и оказывать услуги, отвечающие потребностям и интересам не среднестатистического потребителя, а каждого конкретного клиента.
3. Непосредственное взаимодействие товаропроизводителей и клиентов. Здесь происходит сведение производителей с каждым конечным потребителем посредством информационных и коммуникационных технологий. Становится реальным сократить посреднические услуги, в том числе иинституциональных. Примером может служить Croud Mortgage - телефонное приложение, позволяющее ипотечным заемщикам брать кредит не у банков, а непосредственно у людей, обладающих свободными денежными средствами. Данная схема позволяет реализовать механизм экономически выгодный для всех участников, кроме посредников (банков).
Определены финтех-тренды, которые будут востребованы как в мировом сообществе, так и в России: технологии блокчейн, скоринговые модели с использованием больших данных и искусственного интеллекта, технологии удаленной идентификации пользователей, автоматизация механизмов обнаружения мошенничества. В первую очередь такие подходы обращены к молодому «поколению фейсбука», которым характерно постоянное применение цифровых технологий.
4. Распространение экономики совместного пользования. Такой алгоритм предполагает совместное владение какими-то товарами, оплату за предоставление информации. Совместное владение автотранспортным
средством (для нескольких семей) может оказаться экономически выгоднее, чем альтернативные варианты, такие, как содержание личного автомобиля или использование услуг такси. Плата за предоставление информации — это тренд, еще не вошедший в полную силу, но с большой долей вероятности можно предположить скорое появление «подключенных товаров-шпионов», которые будут стоить значительно дешевле аналогов. Разницу в стоимости будет покрывать сама компания-производитель, которая будет собирать данные о вас (при помощи этого товара) и монетизировать информацию через таргетированный маркетинг, оказание дополнительных персонализированных сервисов (на основании собранной информации) или прямую продажу информации.
5. Значительная роль вклада индивидуальных участников. До последнего времени практически все экономические процессы укладывались в бизнес-центрическую парадигму взаимодействий: B2B, B2C, B2G. Развитие технологий позволяет энтузиастам-одиночкам играть важную роль в бизнес-процессах. Таким образом, появляются совершенно новые типы взаимодействий в экономике: C2B и С2С4.
Примером первого типа взаимодействий могут служить фрилансеры, выполняющие контрактные обязательства на аутсорсинге. Хотя, необходимо различать данные направления. С фрилансерами заключают договор для реализации им определенных функциональных обязанностей в компании, при этом практически никаких фактических правоотношений не возникает, следовательно, при возможном неблагоприятном развитии событий юридически повлиять на недобросовестное исполнение услуг невозможно. Аутсорсинг подразумевает в первую очередь договор с «профильной» фирмой, которая обязуется выполнить зафиксированный на бумаге объем работ и выдержать все сроки.
Примером второго типа взаимодействий могут служить Crowd Funding стартапы (американский kickstarter.com, российский planeta.ru, российская краудфандинговая платформа Boomstarter). Предлагаемые сервисы будут работать на теме WordPress - Startup Idea - Crowdfunding WordPress Theme. Такие краудфандинговые платформы, как Kickstarter и Indiegogo, не только позволили значительному распространению некоммерческих и иных организаций, но и предоставили основателям стартапов возможность реализовывать свои идеи и доносить их непосредственно до потребителей.
6. Риски и проблемы «Цифровой» экономики. Очевидно, что все глобальные технологии являютсяи социальным благом, с одной стороны, так и рисковыми событиями в социальной, экологической и личностной деградации - с другой. Новые риски и проблемы связаны с развитием и широким внедрением «цифровых» технологий, а срединих основными представляются следующие: угроза «цифровому суверенитету» страны и пересмотр роли государства в трансграничном мире «Цифровой» экономики, нарушение частной жизни, потенциальное наблюдение за гражданами,
снижение уровня безопасности данных, уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации, повышение уровня сложности бизнес моделей и схем взаимодействия, резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики, изменение в моделях поведения производителей и потребителей, необходимость пересмотра административного и налогового кодексов.
7. Эволюционный и плановый пути развития «Цифровой» экономики. Можно выделить два полярных подхода к построению «Цифровой» экономики: плановый и рыночный. Все стратегии, осуществляющиеся в реальной жизни, являются комбинацией этих двух подходов. Данные названия выбраны не случайно, и так же не случайно они ассоциируются с плановой и рыночной экономикой.
При рыночном подходе государство создает оптимальные условия, в первую очередь благоприятную среду для функционирования «Цифровой» экономики, чем стимулирует бизнес к переходу в этот новый сектор.
Плановый подход к построению «Цифровой» экономики предполагает поэтапное развитие инфраструктуры под руководством государства и целенаправленное «заполнение» соответствующего сектора различными экономическими субъектами. При этом формирование инфраструктуры и технологического базиса для функционирования «Цифровой» экономики происходит одновременно (или даже опережает) создание условий, благоприятствующих развитию частного бизнеса (в первую очередь малого и среднего) [2].
Таким образом, цифровизация является современным трендом в общественной и финансовой жизнедеятельности российского государства, активно влияет на потребительское поведение, проявляется в мобильности и стремлении компаний к постоянному совершенствованию.
Список литературы
1. Белайчук А. «Цифровой переворот: без интернета вашему бизнесу невыжить». Executive.ru. 23.09.2015. [Электронный ресурс] - URL: http://www.e-xecutive.ru/management/marketing/1982777-tsifrovoi-perevorot-bez-interneta-vashemu-biznesu-ne-vyzhit (дата обращения: 03.02.18).
2. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИ Геосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифровогобудущего». Книга первая).
3. Нагибина Н.И., Щукина А. А. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, No1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN117.pdf (доступ свободный) Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
4. Попов Е.В., Семячков К. А. Особенности управления развитием цифровой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. No 2. С. 54-61.
5. Романова Т. Цифровая экономика в России [Электронный ресурс] -URL: http://fb.ru/article/334484/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii (дата обращения :02.02.18).
6. Рыжикова М.П., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В. «К вопросу о стратегии научно-технологического развития РФ». В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-
практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 154-159.
7. Самойлов А.В., Лаврентьев В.А., Лаврентьева Л.В. Определение скорости и эффективности модернизации промышленных предприятий // Научное обозрение. 2012. № 2. С. 641-645.
8. Семеркин А. Вас найдут: мир гораздо прозрачнее, чем вы думаете [Электронный ресурс] - URL: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1966646-vas-naidut-mir-gorazdo-prozrachnee-chem-vy-dumaete (дата обращения: 14.02.18).
9. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе//Проблемы современного педагогического образования. 2016. No 51-3. С.306-313.
10. Яшкова Е.В., Бегаева Л.Г. Оптимизация деловой оценки кадрового потенциала как необходимое условие развития организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. №2. С.92.
Lavrentyeva Larisa Viktorovna candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent
(e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
THE IMPORTANCE OF THE NATIONAL DIGITAL ECONOMY IN PUBLIC AND FINANCIAL LIFE
Abstract.The article reveals the notion of "digital economy", which is actively used invarious fields of activity: politics, business, science, education and affects the public and financial development of society.
Keywords: digital economy, bim, Internet of things, intellectual city, information models, personnelpolicy.