Джордж ИВАНИАШВИЛИ-ОРБЕЛИАНИ
Магистр философии, учредитель и председатель Международного центра социальных исследований и политического анализа, член Общества по изучению Центральной Евразии Гарвардского университета (Тбилиси, Гоузия).
ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУЗИИ
Резюме
В работе анализируется методология национальной инновационной системы (НИС), которая успешно применялась в странах Организации экономического сотрудничества и развития, а позже стала привлекать пристальное внимание в развивающихся странах. Подчеркивается важность НИС как инструмента, обладающего большим потенциалом и как мощной
концептуальной схемы, требующей увеличения финансовой поддержки НИОКР, совершенствования сотрудничества между университетами и частным сектором, а также создания экономических и правовых структур, максимально способствующих получению новых знаний и технологическому развитию. Главная цель работы — выявить среди существующих методологий и передовых
методов и идей те, которые способны внести наибольший вклад в обсуждение инструментальной роли НИС в деле формирования и реализации политики повышения конкурентоспособности Гру-
зии. Автор обращается к понятиям бенчмаркинга (эталонного тестирования) и обследования деловой среды, а также предлагает практические рекомендации по созданию НИС в Грузии.
В в е д е н и е
Первым документом, в котором использовалось понятие «национальная инновационная система», стал свыше 20 лет не публиковавшийся материал Кристофера Фримана, подготовленный им в 1982 году для экспертной группы по науке, технологии и конкурентоспособности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1. В исследовании, носившем название «Технологическая инфраструктура и международная конкурентоспособность», подчеркивалось значение активного содействия государства развитию технологической инфраструктуры2.
В книге, посвященной инновациям в Японии, Фриман первым в литературе представил современную версию всеобъемлющей концепции «национальной инновационной системы». Его анализ был в высшей степени комплексным: он рассматривал внутрифирменные особенности и межфирменные отношения, корпоративное управление, систему образования и обучения, роль правительства.
По классификации ОЭСР, институты национальной инновационной системы в узком смысле этого слова можно разделить на пять главных категорий.
■ Правительства (местные, региональные, национальные и международные органы, с различным весом для каждого из видов власти в зависимости от специфики страны), которым принадлежит ключевая роль в определении основных направлений инновационной политики.
■ «Мостики» — исследовательские советы и ассоциации, которые действуют как посредники между правительствами и теми, кто занимается исследованиями.
■ Частные предприятия и финансируемые ими научно-исследовательские институты.
■ УниверситетыI и смежные учреждения, которые служат источниками ключевых знаний и навыков.
■ Лругие общественные и частные организаиии. влияющие на работу национальной инновационной системы (государственные лаборатории, организации по передаче технологии, объединенные научно-исследовательские институты, патентные бюро, учреждения профессиональной подготовки и повышения квалификации и т.д.).
Национальная инновационная инфраструктура помогает предоставлять частным предприятиям исходные ресурсы для инноваций. В эту инфраструктуру входят следующие акторы.
■ Научно-исследовательские учреждения, являющиеся главным источником нового знания и включающие университеты, научно-исследовательские институты,
1 См.: Freeman C. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London: Pinter, 1987.
2 В виде статьи этот документ был впервые опубликован спустя более чем 20 лет в журнале «Industrial and Corporate Change» (Freeman, 2004).
лаборатории, некоммерческие мозговые центры, консорциумы по проведению НИОКР, центры передачи технологии и технологические центры наивысшего уровня.
■ Источники капитала и рынки, финансирующие инновационные процессы, закупку новых товаров и услуг. Особенно важную роль в поддержке новаторских предпринимателей, ориентирующихся на развитие технологии, «стартапов» и малого бизнеса играют венчурный капитал и государственные исследовательские программы. Фондовые рынки обеспечивают важный стимул для инновационной активности, вознаграждают инноваторов, определяют ценность и стоимость предприятий.
■ Образовательные учреждения, включающие средние школы, колледжи и университеты. Наряду с учреждениями профессиональной подготовки частного сектора они должны формировать пул активно работающих ученых, инженеров, менеджеров и вспомогательного персонала. Навыки, мобильность и гибкость рабочей силы как у производителей, так и у потребителей новшеств — важный ресурс инновационной активности.
■ Информащонная инфраструктура обеспечивает предприятия необходимыми для осуществления инноваций средствами коммуникации и коммуникационными площадками. Поддержание глобального сотрудничества и существование открытых инновационных систем зависит от успехов в развитии вычислительной техники, прикладного программного обеспечения и информационных сетей.
■ Региональные инноваиионные кластеры — сосредоточенные в одном географическом районе взаимосвязанные фирмы-производители, поставщики и смежные организации, работающие в одной отрасли, использующие одну и ту же базу знаний, один общий резерв рабочей силы, общие рынки и каналы распре-деления3.
Институциональная система
Как же развивающиеся страны могут повлиять на процессы образования и разного рода формального и неформального обучения своих граждан с целью сформировать у себя адекватную НИС? Этот вопрос вызван очевидной связью инноваций с обучением, а также с тем, что содействие обучению и взаимодействию между людьми и группами способствует реализации системы нововведений. Поэтому развивающейся стране необходимо четко определить систему своих институтов — ведь они играют решающую роль в успехе инновационной деятельности.
Р. Нельсон утверждает, что различия между инновационными системами разных стран, по крайней мере отчасти, обусловлены различиями между их экономическими и политическими условиями и приоритетами4. Чтобы более точно определить эти различия с точки зрения эффективности НИС, необходимо выделить факторы, влияющие на экономическую структуру страны.
3 Термин «индустриальный кластер», известный также как «бизнес-кластер», «конкурентный кластер» был введен в обращение, а сам термин «кластер» получил широкое распространение благодаря книге Майкла Портера «The Competitive Advantage of Nations» (1990).
4 См.: National Systems of Innovation: A Comparative Study / Ed. by R.R. Nelson. Oxford: Oxford University Press, 1993.
Уровень и характер промышленного развития страны определяют само состояние развития, качество ее технологии и то, какие секторы ее экономики будут ключевыми. Этот фактор задает характер экономической структуры. Национальные базы знаний разных стран также будут различаться в зависимости от направления технологического развития, поэтому разным странам бывают нужны разные институциональные структуры и разные образовательные процессы.
Наличие факторов производства — сюда относятся все важные природные, человеческие и инфраструктурные ресурсы. В зависимости от количества и качества факторов производства, которыми располагает страна, ей бывает нужна та или иная структура производства. Например, если страна не располагает достаточными природными ресурсами, их необходимо импортировать, и в этом случае стране для сохранения международной конкурентоспособности приходится развивать экспортно-ориентированную экономику, основанную на обрабатывающей промышленности. Из-за различия в экономических акцентах, проистекающего из различия доступных факторов производства, каждая страна развивает свою специфическую инновационную систему.
Историческое наследие — третий фактор, влияющий на экономическую структуру. В каждой стране — в зависимости от исторического опыта (войны, изменение политической ситуации, геополитическое положение) — складываются свои специфические социальные нормы и особенности правящего режима.
Различие складывающихся под влиянием этих факторов географических и политических структур ведет и к различию формирующихся структур производства. Отсюда понятно, что образовательные процессы и инновационная система в каждой стране складываются на собственной основе, отличной от всех остальных, и отражают специфическую историю страны.
От всех этих факторов зависит успешность инноваций. Ее можно определить как масштаб производства потребительских ценностей с помощью действий, требующих предприимчивости и состоящих в трансформации новых знаний и технологий в прибыльные товары и услуги, предназначенные для национальных и мировых рынков. В свою очередь, высокая инновационность содействует формированию новых рынков, экономическому росту, созданию новых рабочих мест, богатства и повышению уровня жизни. Такое определение формирует новый взгляд на инновации, так как в данном случае они не сводятся к одним лишь новаторским идеям, НИОКР, разработке и передаче технологии. Стране нельзя ограничиваться производством новых идей и интеллектуальной собственности, их необходимо использовать на практике и обеспечивать их коммерческую успешность.
Глобализация технологии и роль прямых иностранных инвестиций
На мировом рынке международную торговлю по большей части контролируют многонациональные корпорации (МНК). Кроме того, значительная доля международной торговли приходится на межотраслевую или внутриотраслевую торговлю. Все это означает, что если не весь экспорт наукоемкой продукции, создаваемой в развивающихся странах, то значительная его часть производится в рамках деятельности работающих в этих странах многонациональных корпораций.
Такие корпорации считаются лидерами в создании новшеств промышленного значения, в том числе новых технологий, новых товаров и новых организационных форм. Это делает их мощным средством международного распространения технологий. В. Эйт-
кен, Г. Хансон, и А. Харрисон5 продемонстрировали отрицательную зависимость между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и совокупной производительностью факторов производства на предприятиях внутри страны. Однако В. Сюй6 в сопоставительном исследовании, охватывавшем 40 стран, обнаружил положительную зависимость между ростом производительности факторов и ПИИ. В более развитых государствах воздействие прямых иностранных инвестиций на производительность выглядит более выраженным и робастным, чем в менее развитых странах. А ослабление систем контроля в развивающихся странах в рамках политики либерализации, которое, по замыслу, и должно было привлекать ПИИ, не слишком сильно содействовало инновационному развитию. Конечно, само по себе наличие ПИИ не способно улучшить положение дел с техническими знаниями и с теми выгодами, которые из них можно извлечь, если развивающиеся страны не приложат специальных усилий, для того чтобы освоить технологию, адаптировать ее к своим условиям, овладеть ею и усовершенствовать ее. И при отсутствии инновационного потенциала в большинстве развивающихся экономик те дополнительные выгоды, которые появляются в результате инициатив по привлечению ПИИ, достаются развитым экономикам.
Чтобы повысить инновационный эффект доступных факторов производства, правительства разрабатывали и проводили специфическую научную и техническую поли-тику7, создавали сети институтов, усиливающие синергетический эффект от взаимодействия имеющихся факторов и повышающие их конкурентоспособность на мировом рынке.
Исторически важнейшая роль в развитии НИС и тем самым в ускорении и определении направлений технического прогресса принадлежала государству. Но и на этом фоне следует отметить, что конкурентные преимущества различных отраслей промышленности Соединенных Штатов обусловлены главным образом стратегической поддержкой, которую оказывает им федеральное правительство. В. Руттан описывал это следующим образом: «Правительство США играло важную роль в технологическом развитии почти всех отраслей производства, которые добились конкурентоспособности в глобальном масштабе. Правительство поддерживало сельскохозяйственную технологию, финансируя исследования, автомобильную промышленность — проектируя и сооружая дорожную инфраструктуру, разработку вычислительной техники — через военные закупки, а рост различных отраслей биотехнологии — поддерживая фундаментальные биологические исследования»8.
В последние годы в качестве самого важного и общепринятого показателя инновационности экономики принят объем финансируемых бизнесом НИОКР. Опыт разных стран в этом вопросе разнится, но в большинстве из них государство поощряет финансирование НИОКР бизнесом через различного рода стимулы и налоговые льготы9. Однако характер государственного вмешательства существенно изменился: от прямого участия власти перешли к участию косвенному — через поддержку коммерчески ориентированных исследований в форме государственно-частного партнерства, предоставление субсидий и налоговых льгот.
Первым из высокопоставленных политиков понятие национальной инновационной системы использовал премьер-министр Финляндии: еще в начале 1990-х годов он говорил
5 Cm.: Aitken B., Hanson G.H., Harrison A.E. Spillovers, Foreign Investment and Export Behavior // Papers 9506, Columbia — Graduate School of Business, 1994.
6 Cm.: Xu B. Multinational Enterprises, Technology Diffusion and Host Country Productivity Growth // Journal of Development Economics, 2000, Vol. 62, No. 2. P. 477—493.
7 Cm.: Mowery D., Rosenberg N. The US National Innovation System. B kh.: National Systems of Innovation: A Comparative Study.
8 Ruttan V.W. Technology, Growth, and Development: An Induced Innovation Perspective. New York: Oxford University Press, 2001.
9 Cm.: Ibidem.
о необходимости укрепить инновационную систему страны. Вскоре за ним последовали политики Канады и Южной Африки. Примерно через 10 лет аналогичное замечание, относящееся к китайской инновационной системе, сделал глава КНР в речи, произнесенной в Технической академии. Эти примеры еще раз демонстрируют, насколько важно для проведения инновационных реформ адекватное понимание и руководство со стороны правительства.
В табл. 1 показан широкий диапазон инструментов государственной политики, воздействующих на процессы инноваций, и разнообразные способы, которыми эти инструменты способны стимулировать (или замедлять) инновации в экономике.
Таблица 1
Воздействие инструментов государственной политики на процессы инноваций
Инструменты государственной политики Примеры воздействия на процессы инноваций
Финансирование НИОКР Воздействует на выбор направлений научного развития (например, биологические науки, нанотехнологии, передовая вычислительная техника), а также на число и специальности ученых и инженеров в стране. За счет государственных ассигнований финансируется инновационная инфраструктура университетов, деятельность исследовательских центров, государственных лабораторий, исследования в частной промышленности. За счет специализированных программ, вроде Программы развития передовых технологий (ATP) оказывается поддержка доконкурентному сотрудничеству. Программа партнерства по расширению производства (MEP) Национального института стандартов и технологии США поддерживает мелких производителей и новые наукоемкие фирмы, возникающие в результате грантов Программы инновационных исследований для малого бизнеса (Small Business Innovation Research — SBIR). Цели и административные процедуры государства применительно к НИОКР могут не совпадать с целями, ожиданиями и потребностями управления в частном секторе и даже прямо противоречить им.
Макроэкономическая денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика Стоимость капитала, необходимого для инноваций, и темпы роста национальной экономики воздействуют на инвестиционные решения, на доступные доходы, котировки инновационных предприятий на фондовом рынке и т.п. Валютная политика на внутренних и внешних валютных рынках влияет на конкурентоспособность национальных производителей.
Политика передачи технологий Закон Бэя — Доула и федеральный закон о передаче технологий влияет на сотрудничество между университетами, частной промышленностью и государственными исследовательскими центрами, а также на скорость и масштаб поступления новых знаний к новаторам.
Таблица 1 (продолжение)
Инструменты государственной политики Примеры воздействия на процессы инноваций
Политика в сфере подготовки кадров Федеральные образовательные программы и программы практической подготовки, система образования, субсидии и ассигнования на исследования в университетах играют определяющую роль в подготовке необходимого числа квалифицированных специалистов для научных исследований, разработок и коммерческого использования инноваций.
Налоговая политика Обеспечивает стимулы для ведения НИОКР. Норма амортизации влияет на трансфер знаний, заложенный в новый капитал. Обеспечивает потребителям необходимые стимулы, для того чтобы перенимать инновации.
Стандарты Облегчают распространение технологий, основанных на таких платформах, как Интернет, компьютерные системы, программное обеспечение. Кроме того, стандарты способны служить барьером для технологических перемен и ограничивать объем рынков.
Государственные закупки Государство может стимулировать развитие рынков и стандартов путем широкомасштабного агрегирования. Технические нормы могут сдерживать переход на новые технологии.
Антимонопольное законодательство и правоприменение Способно стимулировать частные предприятия к сотрудничеству в инновационной сфере, поощряет выход на рынки новых производителей, замедляет переход на новые технологии.
Защита интеллектуальной собственности Выступает как стимул для инноваторов, способна ограничивать доступ конкурентов на рынки. Защита интеллектуальной собственности на глобальном уровне может быть недостаточной, что снижает уровень отдачи от инноваций.
Доступ на рынки Выбор рынков и доступ на зарубежные рынки, условия экспорта и прямые иностранные инвестиции влияют на потенциал рынка, рыночный риск и рост рынков. Контроль над экспортом может ослабить конкурентоспособность.
Экономическое регулирование Воздействует на инвестирование в инновационную деятельность через контроль над ценами, нормы прибыли, ограничения доли предприятия на рынке и появление конкурентоспособных альтернативных вариантов.
Социальные и экологические нормативы Могут выступать стимулами для инноваций и влиять на показатели успешности инноваций. Характер регулирования влияет также на уровень издержек в отрасли, отношения с поставщиками и на условия найма рабочей силы.
Политика в сфере Выступает как важный фактор эксплуатационных издержек фирмы. Демографические процессы и рост спроса
Таблица 1 (продолжение)
Инструменты государственной политики Примеры воздействия на процессы инноваций
охраны здоровья и охраны труда на услуги здравоохранения создают возможность для появления новых продуктов, услуг и технологий, повышающих производительность.
Политика в сфере неприкосновенности частной жизни Озабоченность общества и государства порождает дополнительный спрос на средства защиты информационных потоков и ресурсов.
Политика в сфере безопасности Создает государственные рынки для новшеств, предъявляет дополнительные экономические требования к управлению рисками в большинстве секторов экономики, включая индустрию информации, финансовый сектор, водоснабжение, энергетику, транспорт, цепочки поставок в обрабатывающей промышленности и т.п.
Инициативы правительства в сфере производства и занятости Наблюдающееся сегодня давление увеличивает риски, связанные с протекционизмом, и ограничения на инвестирование в глобальном масштабе. Сюда относятся нормы в рамках курса «Америка, покупай американское», издержки на пособия в связи со сменой статуса занятости и более высокие квалификационные требования.
M c m o h h u k: Measuring Innovation for National Prosperity. Innovation Framework Report, January 2004.
Государственный сектор глубоко связан с инновационными процессами. Значительная часть всех национальных затрат на НИОКР составляется в виде государственного финансирования. Выбор государства в поддержке тех или иных направлений научного развития (например, биологических наук, нанотехнологий, передовой вычислительной техники) влияет на направленность инновационной активности. Однако НИОКР — лишь одна из сфер государственной политики, воздействующей на инновационные процессы.
Национальная инновационная система в развивающихся странах
Часто утверждают, что самое важное условие успешности догоняющего развития — это скорость, с которой догоняющая страна способна повторить иностранную технологию. Страна обучается промышленному развитию путем повторения. Однако повторение технологии предполагает нечто большее, чем простая «гонка преследования» по той же самой траектории развития, которую уже прошли более развитые в промышленном отношении государства. Процесс воспроизведения предусматривает некую критическую стадию научения промышленному развитию и должен рассматриваться именно в таком
контексте10. Утверждают, что для развивающихся стран ключевым элементом технологической стратегии является приобретение иностранной технологии по доступным ценам с последующей успешной адаптацией этих технологий к местным условиям. (Импорт иностранных технологий — не замена экономического развития, а его дополнение.) Уровень и скорость повторения зависят от технологического потенциала, стратегий и институциональных условий, характера технологических систем, состояния рыночной структуры для торговли технологиями и регулирования международной торговли.
Понятие «технологический потенциал» охватывает знания и навыки, необходимые для того, чтобы приобрести, усвоить, использовать, адаптировать и создавать технологию. Чем большим технологическим потенциалом располагает догоняющая страна и чем лучше она способна его накапливать, тем успешнее будет проходить намеченный процесс догоняющего развития11. Данная точка зрения фиксирует внимание на кумулятивном аспекте технологических перемен, потому что ранее накопленный потенциал влияет на темпы и направление дальнейшего развития. Технологический потенциал накапливается прежде всего в частных фирмах. Они лучше государственных предприятий подходят для приобретения иностранной технологии, поскольку для поддержания своей конкурентоспособности заинтересованы в организации постоянной системы обучения персонала, без чего нельзя освоить заимствованную технологию. Таким образом, частные фирмы играют ключевую роль в поддержании конкурентных преимуществ страны. На накопление технологического потенциала фирмы влияют ее связи с другими акторами, поскольку все они действуют в рамках единой сложной отраслевой сети, для которой характерны и конкуренция, и сотрудничество. Следовательно, инновации и технологические перемены (процесс не только технологический, но и социальный) — результат действия различных формальных и неформальных сетей коммуникации.
Ключевой фактор технологического развития — создание облегчающих этот процесс институтов и институциональных условий. Частных компаний, занимающихся инновациями, здесь недостаточно. С одной стороны, инновационная деятельность частных фирм зависит от конъюнктуры внешнего рынка и предоставленных стимулов. Поэтому отношения между государством и частной промышленностью представляют большой интерес с точки зрения создания наилучших условий для технического прогресса. Это следует из сформулированной Абрамовицом идеи «технологической совместимости». В целом государственная политика в отношении новых технологий должна проводиться с целью содействия технологическому росту, например, с помощью передачи знаний или поддержки компаний в деле создания технологической ниши. Можно утверждать, что для успешного повторения передовой технологии повторяющая страна должна не слишком отличаться по состоянию своих экономических, политических и социальных факторов от той страны, которой она подражает. Поэтому из широкого спектра политических, социальных систем, систем экономических стимулов правительство должно по возможности выбирать те, что обеспечивают соответствующую среду. С другой стороны, не следует приуменьшать и значение совершенствования кадровых ресурсов, поскольку образование играет ключевую роль в процессах технологического развития. Образовательные потребности стран различаются в зависимости от уровня их развития. Промышленно развитые государства обычно основное внимание уделяют развитию и реформированию системы высшего образования, с тем чтобы улучшить преподавание технических дисциплин. А бедные страны обращают основное внимание на совершенствование начального образования как важнейший аспект развития кадровых ресурсов. Процесс до-
10 Cm.: Dahlman C. J., Nelson R.. Social Absorption Capacity, National Innovation Systems and Economic Development. B kh.: Social Capability and Long-Term Economic Growth / Ed. by B.H. Koo, D.H. Perkins. MacMillan Press Ltd, 1995. Chapter 5. P. 82—122.
11 Cm.: Ibidem.
гоняющего развития зависит от того, насколько удачный баланс сумеет найти догоняющая страна между развитием всеобщего начального образования и развитием высшего образования с акцентом на ключевых предметах. Политику в этой сфере необходимо разрабатывать так, чтобы содействовать утверждению принципа вознаграждения достижений, заслуг и капитализации знания.
Характеристики НИС — факторы, необходимые для успешного догоняющего развития. Ключевые характеристики НИС — комбинация и эффективность различных институтов, их взаимодействие и акцент на релевантность знаний, на их передачу и распространение. В то же время в этих характеристиках видят важные аспекты технологического развития. Кроме того, в концепции НИС прочно укоренено понятие «социальный потенциал», которое было введено в рамках подхода технологического разрыва, так как эта характеристика определяет факторы, от которых зависит способность страны участвовать в технологическом прогрессе. Утверждают, что такие аспекты, как культура, наличие факторов производства, институциональные структуры и т.д., влияют на будущие темпы и направление экономического развития.
Вопрос о шансе на успех догоняющего развития в каждом случае требует более детального анализа НИС. Кроме того, важно выяснить, каким образом и на каких условиях может использоваться этот подход, как национальные особенности воздействуют на инновационные процессы и способны повлиять на будущие результаты. Далман и Нельсон анализируют отношение между социальной способностью к освоению технологий, состоянием НИС и успешностью экономики в развивающихся странах12. Важнейший элемент любой успешной стратегии развития — развитие человеческого потенциала.
В развивающихся странах микроинновационные возможности остаются изолированными и замкнутыми в узких рамках. Кроме того, там нет многих институтов, необходимых для инновационной активности. Следует отметить: чтобы концепцию НИС можно было бы приложить к развивающимся странам, ее необходимо адаптировать к их специфическим особенностям.
До какой степени рассуждения, относящиеся к НИС, целесообразно распространить на ситуации переходных стран? Понятие «переход» можно определить как трансформацию институтов в направлении рыночной экономики, как это наблюдалось (и еще наблюдается) в странах Центральной и Восточной Европы. В условиях демократии такая трансформация институтов в направлении к рыночной экономике, которая не приносит населению значимых экономических выгод, не может продолжаться неопределенно долго: ведь именно это отсутствие экономических выгод частично способствовало краху социалистической системы. Значит, целью должен стать эффективный и быстрый переходный процесс. По этой причине императивом является развитие НИС, достаточно адаптированной к конкретным особенностям и к требованиям страны, чтобы обеспечить ее успешное догоняющее развитие. Можно утверждать, что переходные страны находятся в середине этого процесса. Но они, в отличие от развивающихся стран, уже выбрали свой путь развития и следуют этим путем. Вопрос в том, совместим ли выбранный способ индустриализации и догоняющего развития со специфическими особенностями страны? Но и для развивающихся, и для переходных стран перспективы успешного догоняющего развития будут зависеть от способности страны осуществить индустриальные и технологические, следовательно, и институциональные перемены. Однако необходимо учитывать и различие исходных пунктов в этих двух случаях.
Национальная инновационная система концентрирует внимание на результатах функционирования («выходе») системы и на тех выгодах, которые извлекают из этого граждане и общество, что означает гармоничное и сбалансированное взаимодействие
12 См.: Dahlman С. J., ИеЬоп R. Ор. сії.
всех элементов и связей в системе, гарантирующее эффективные и устойчивые результаты и импульсы.
Из этого для страны могут вытекать важные следствия:
■ у каждой страны есть инновационная система «де-факто», которая может быть более или менее эффективной;
■ каждая страна должна прилагать усилия для укрепления ее инновационной системы в рамках имеющихся в ее распоряжении ресурсов и с учетом состояния НИС;
■ поэтому каждая страна сформирует специфический и отличный от других политический контекст, удовлетворяющий ее интересам.
Измерение новшества
В докладе «Мировое табло инноваций» сравнивается состояние инновационной активности в странах ЕС с ее состоянием в других государствах мира, ведущих широкомасштабные НИОКР: Австралии, Аргентине, Бразилии, Гонконге, Израиле, Индии, Канаде, Китае, Мексике, Новой Зеландии, Республике Корее, Российской Федерации, Сингапуре, США, Южной Африке и Японии.
Таблица 2
Затраты на исследования и разработки в мире. Расходы на исследования и разработки (тыс. долл. в ценах 2000 г.)
Соединенные Штаты 26 655 154 36,69% Украина 41 536 0,06%
ЕС 25 16 595 544 22,85% Люксембург 33 527 0,05%
Япония 14 829 645 20,41% Таиланд 32 167 0,04%
Германия 4 777 706 6,58% Словения 31 001 0,04%
Франция 3 056 595 4,21% Исландия 26 618 0,04%
Великобритания 2 802 347 3,86% Хорватия 22 647 0,03%
Китай 1 540 417 2,12% Арабская Республика Египет 19 216 0,03%
Республика Корея 1 439 710 1,98% Пакистан 17 138 0,02%
Канада 1 433 170 1,97% Румыния 15 456 0,02%
Италия 1 218 205 1,68% Тунис 13 056 0,02%
Швеция 1 032 620 1,42% Словацкая Республика 12 654 0,02%
Нидерланды 707 220 0,97% Колумбия 8 638 0,01%
Таблица 2 (продолжение)
Швейцария 632 105 0,87% Литва 8 628 0,01%
Бразилия 625 919 0,86% Беларусь 7 793 0,01%
Испания 609 127 0,84% Кувейт 7 123 0,01%
Австралия 599 692 0,83% Болгария 6 741 0,01%
Израиль 580 228 0,80% Коста-Рика 6 176 0,01%
Бельгия 517 285 0,71% Перу 5 741 0,01%
Финляндия 428 217 0,59% Уганда 5,67 0,01%
Австрия 426 419 0,59% Уругвай 4 776 0,01%
Дания 409 286 0,56% Эстония 4 646 0,01%
Индия 386 570 0,53% Панама 4 464 0,01%
Российская Федерация 356 553 0,49% Непал 3 830 0,01%
Норвегия 290 499 0,40% Латвия 3 770 0,01%
Мексика 228 914 0,32% Кипр 2 967 0,00%
Сингапур 198 692 0,27% Боливия 2 414 0,00%
Турция 132 131 0,18% Мадагаскар 2 322 0,00%
Ирландия 114 103 0,16% Азербайджан 1 932 0,00%
Гонконг, Китай 102 365 0,14% Грузия 969 0,00%
Португалия 100 925 0,14% Македония, бывшая Республика Югославия 895 0,00%
Польша 100 102 0,14% Тринидад и Тобаго 851 0,00%
Аргентина 94 134 0,13% Парагвай 746 0,00%
Южная Африка 90 872 0,13% Армения 599 0,00%
Греция 75 783 0,10% Гондурас 316 0,00%
Чешская Республика 71 020 0,10% Кыргызская Республика 286 0,00%
Малайзия 65 253 0,09% Монголия 282 0,00%
Новая Зеландия 62 661 0,09% Сейшельские острова 65 0,00%
Венесуэла 54,457 0,07% Сент-Винсент и Гренадины 52 0,00%
Таблица 2 (продолжение)
Венгрия 51,392 0,07% Кабо-Верде 26 0,00%
Чили 42,090 0,06% Сербия и Черногория 11 0,00%
И с т о ч н и к: Доклад ^ІоЬаІ Innovation ЗсогеЬоагй” ^^) 2006.
Выбор стран, включенных в обзор, основан на их доле в мировых расходах на НИОКР в 2002 году. Чтобы страна, не охваченная Европейским инновационным табло, попала в список, эта доля должна была составлять для нее не менее 0,1%. В Глобальное инновационное табло 2006 года были включены следующие страны (в круглых скобках указана их доля в глобальных расходах на НИОКР): Китай (2,12%), Республика Корея (1,98%), Канада (1,97%), Бразилия (0,86%), Австралия (0,83%), Израиль (0,80%), Индия (0,53%), Российская Федерация (0,49%), Мексика (0,32%), Сингапур (0,27%), Гонконг (0,14%), Аргентина (0,13%), Южная Африка (0,13%), Новая Зеландия (0,09%).
Центр тяжести инновационной политики приходится на инновационный потенциал страны и ресурсы на входе ее инновационной системы, то есть на научные учреждения, инвестиции в НИОКР, человеческие ресурсы и капитал. Показатели, характеризующие эти ресурсы, часто используют в качестве показателей инновационности, именно с ними сопоставляют промежуточные результаты работы национальной исследовательской системы — число патентов или размер ВВП в расчете на душу населения, когда пытаются проследить корреляции.
Инновации — процесс нелинейный, и индикаторы Европейского инновационного табло распределяются по пяти категориям, охватывающим ряд ключевых аспектов успешности инновационного процесса:
■ движители инноваций — измеряют структурные условия, определяющие инновационный потенциал;
■ производство знаний — измеряет инвестиции в НИОКР, рассматриваемые как ключевой элемент экономики знаний;
■ инновативность и предпринимательство — измеряют инновационную активность на уровне фирмы;
■ применение — измеряет инновационную активность, выраженную в показателях затрат труда, деловых мероприятий и произведенной добавленной стоимости в инновационных секторах;
■ интеллектуальная собственность — измеряет достигнутые результаты в терминах успешных ноу-хау.
Ресурсы на входе инновационной системы охватывают три категории:
■ движители инноваций (пять индикаторов) — измеряют структурные условия, определяющие инновационный потенциал;
■ производство знаний (четыре индикатора) — измеряет инвестиции в НИОКР, которые рассматриваются как ключевые элементы для успешной экономики знаний;
■ инновативность и предпринимательство (шесть индикаторов) — измеряют инновационную активность на уровне фирмы.
Результаты работы инновационной системы охватывают две категории:
■ применение (пять индикаторов) — измеряет инновационную активность, выраженную в показателях затрат труда, деловых мероприятий и произведенной добавленной стоимости в инновационных секторах;
■ интеллектуальная собственность (пять индикаторов) — измеряет достигнутые результаты в терминах успешных ноу-хау.
Таблица 3
Индикаторы Европейского инновационного табло
1. РЕСУРСЫ НА ВХОДЕ СИСТЕМЫ — движители инноваций
1.1 Число выпускников высших учебных заведений по естественным и техническим наукам в расчете на 1 000 человек населения в возрасте 20—29 лет Eurostat13
1.2 Число людей с высшим образованием в расчете на 100 человек населения в возрасте 25—64 лет Eurostat, ОЭСР
1.3 НОВОЕ Распространенность широкополосного доступа в Интернет (число широкополосных линий в расчете на 100 человек населения) Eurostat
1.4 Участие в программах непрерывного образования в расчете на 100 человек населения в возрасте 25—64 лет Eurostat
1.5 НОВОЕ Образовательный уровень молодежи (доля людей с образованием не ниже полного среднего в общей численности населения в возрасте 20—24 лет, %) Eurostat
2. РЕСУРСЫ НА ВХОДЕ СИСТЕМЫ — производство знаний
2.1 Государственные расходы на НИОКР (доля в ВВП, %) Eurostat, ОЭСР
2.2 Расходы частных фирм на НИОКР (доля в ВВП, %) Eurostat, ОЭСР
2.3 НОВОЕ Доля НИОКР в сфере умеренно высоких и высоких технологий (доля в общем объеме НИОКР в обрабатывающей промышленности, %) Eurostat, ОЭСР
2.4 НОВОЕ Доля предприятий, получающих государственное финансирование для инноваций Eurostat (CIS14)
2.5 НОВОЕ Доля финансируемых частными фирмами расходов на НИОКР в университетах Eurostat, ОЭСР
3. РЕСУРСЫ НА ВХОДЕ СИСТЕМЫ — инновативность и предпринимательство
3.1 Доля малых и средних фирм, осуществляющих инновации собственными силами (доля в общем числе малых и средних фирм, %) Eurostat (CIS)
13 Статистическое бюро Европейского сообщества (Eurostat) — статистическое подразделение Еврокомиссии, занимающееся сбором и обработкой статистических данных для Европейского союза и содействующее согласованию статистических методик, применяемых в странах — членах Евросоюза.
14 CIS — Community Innovation Surveys (Инновационное обследование европейского сообщества).
Таблица 3 (продолжение)
3.2 Инновационные малые и средние фирмы, сотрудничающие с другими организациями (доля в общем числе малых и средних фирм, %) Eurostat (CIS)
3.3 Расходы на инновации (доля от оборота, %) Eurostat (CIS)
3.4 Объемы венчурного капитала (доля в ВВП, %) Eurostat
3.5 Расходы на информационные и коммуникационные технологии (доля в ВВП, %) Eurostat
3.6 Малые и средние фирмы, прибегающие к переменам нетехнологического характера (доля в общем числе малых и средних фирм, %) Eurostat (CIS)
4. РЕЗУЛЬТАТЫ НА ВЫХОДЕ СИСТЕМЫ — применение
4.1 Занятость в секторах высоких технологий (доля в общей численности рабочей силы, %) Eurostat
4.2 НОВОЕ Доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта Eurostat
4.3 Объем продаж новых на рынке товаров (доля в обороте, %) Eurostat (CIS)
4.4 Объем продаж товаров, новых для продающей фирмы, но не новых для данного рынка (доля в обороте, %) Eurostat (CIS)
4.5 Занятость в производстве высокотехнологичной и умеренно высокотехнологичной продукции (доля в общей численности рабочей силы, %) Eurostat
5. РЕЗУЛЬТАТЫ НА ВЫХОДЕ СИСТЕМЫ — интеллектуальная собственность
5.1 Число патентов Евросоюза в расчете на 1 млн жителей Eurostat
5.2 Число патентов США в расчете на 1 млн жителей Eurostat
5.3 НОВОЕ Число патентов, полученных одновременно в США, Европе и Японии, в расчете на 1 млн жителей Eurostat, ОЭСР
5.4 НОВОЕ Новые торговые марки, зарегистрированные в ЕС, в расчете на 1 млн жителей OHIM15
5.5 НОВОЕ Новые промышленные образцы, зарегистрированные в ЕС, в расчете на 1 млн жителей OHIM
И с т о ч н и к: Европейское инновационное табло 2007.
15 OHIM — The Office of Harmonization for the Internal Market (Департамент гармонизации внутреннего рынка).
План действий ЕС — Грузия в рамках политики соседства
Первые идеи о Европейской политике соседства (ENP) были сформулированы Европейской комиссией в марте 2003 года в «Докладе о Большой Европе». Документ продемонстрировал бесспорный приоритет, который ЕС придает вопросу о своих будущих отношениях с соседями.
ENP — результат Лиссабонской стратегии, включающей широкий набор политических шагов, направленных на расширение исследований, инноваций и развитие деловой активности. Это важно не только для стран, подошедших к самому переднему краю развития технологии, но и для тех, которые только внедряют у себя принципы свободной рыночной экономики. Как государство с переходной экономикой, Грузия должна создать необходимые структуры, способствующие развитию образования и научных исследований, стимулирующие разработку, освоение новаторских производственных процессов и продуктов. Для этого нужны достаточные инвестиции в научные исследования и разработки, исследовательские учреждения высокого уровня, сотрудничество университетов и промышленности в проведении исследований, защита интеллектуальной собственности и стимулирование инноваций через механизмы государственных закупок.
На основе анализа Лиссабонской стратегии можно сделать вывод, что до 40% повышения производительности труда в Европе было достигнуто благодаря расходам на научные исследования, и при этом — в зависимости от того, каким образом расходуются средства, — наблюдаются мощные внешние эффекты в других сферах экономики. В дальнейшем экономическое развитие Грузии будет решающим образом зависеть от ее способности формировать и развивать инновационные и наукоемкие секторы, создающие высокую добавленную стоимость.
Новый Стратегический документ ЕС, опубликованный в 2006 году, разработан на основе этих идей и закладывает основы для новой политики. Он конкретно определяет то, как Европейский союз мог бы более тесно сотрудничать со своими соседями и распространить на них некоторые выгоды, сопряженные с членством в ЕС. Сегодня Комиссия оценивает двусторонние отношения между ЕС и Грузией. Эта оценка отражает прогресс в рамках действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, описывает ситуацию в различных сферах, включая экономические и социальные реформы, которые создадут новые возможности для развития и повышения конкурентоспособности.
Ключевую роль в разработке новой инновационной политики в Грузии играет Инструмент европейского соседства и партнерства (ENPI) — инструмент финансирования Европейской политики соседства ЕС, запущенный 14 ноября 2006 года. Его приоритеты отражают роль инновационных систем в развитии страны. Так, в числе приоритетных задач предусмотрено содействие формированию в Грузии разумной научной и инновационной политики, которая помогла бы добиться устойчивого экономического роста и поддерживать его. Развитию национальной инновационной системы и инновационной стратегии должно косвенно содействовать и решение некоторых других приоритетных задач ENPI. Так, среди его приоритетов значится улучшение состояния деловой среды, систематический анализ и контроль стратегии коренных преобразований, реформа системы управления образованием и наукой, улучшение качества статистических данных.
Наряду с этими приоритетами глава, относящаяся к региональному сотрудничеству, включает раздел, посвященный развитию потенциала Грузии в сфере технологических
исследований и инноваций, чтобы помочь экономическому и социальному развитию страны. Раздел охватывает следующие темы:
■ меры по укреплению человеческих, материальных и институциональных ресурсов для развития технологических исследований и инноваций;
■ интеграция научных организаций и учебных заведений, содействие осуществлению целевых исследовательских и инновационных проектов;
■ подготовка страны к интеграции в европейские исследовательские структуры и исследовательские и инновационные программы ЕС с учетом научных достижений в конкретных сферах16.
Одна из важных задач Европейской политики соседства в Грузии — облегчить участие страны в многоаспектном сотрудничестве и в процессах интеграции в Балтийском, Черноморском и Каспийском регионах и выработать особую, приспособленную к особенностям региона стратегию в данной сфере.
Путь Грузии из прошлого в будущее пролегает через разработку и реализацию стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности страны. Чтобы Грузия могла ответить на вызовы глобальной конкуренции, ей необходима адекватная стратегическая цель — стратегия перемен и инноваций. Конечной целью всестороннего многокомпонентного плана стратегического развития Грузии должно быть выведение ее экономических, политических и социальных стандартов на один уровень с нормами ЕС и Евро-ат-лантического союза. Для решения этой проблемы и воплощения в жизнь идей о стратегическом развитии Грузии, необходимо следующее:
■ разработать, интегрировать и реализовать на практике экономику знаний и инновационную систему, направленные на решение всех неотложных проблем страны;
■ сформировать долгосрочную стратегию развития инновационных кластеров, а также добиться территориальной, экономической и социальной интегрированности, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны в конкретных областях.
ЕС создал модель стимулирования и поощрения инноваций с помощью качественного образования, объединенного с исследовательской работой. Если Грузия намерена развивать инновационный потенциал и укреплять конкурентоспособность в мире информационной экономики, ей необходимо возродить приверженность к инновациям и укреплять ценности пожизненного непрерывного образования. Особое внимание следует уделять обеспечению экономического роста, конкурентоспособности, созданию устойчивой системы социальной защиты, реформированию системы высшего образования, стимулированию научных исследований и нововведений. Должно возрасти значение отечественных университетов как инструмента экономического, социального и культурного развития и как агента перемен в обществе, где отношениям между образованием, наукой и бизнесом уделяется растущее внимание17.
Ключ к успешному выполнению каждой из указанных выше задач, тесно связанных с проблемой финансовой и глобальной конкурентоспособности, — развитие национальной инновационной системы. Инновационная активность — один из 12 индикаторов, используемых в последние три года Всемирным экономическим форумом в Давосе для оценки конкурентоспособности 134 стран, включая Грузию. Интересно, что в
16 Cm.: Ivaniashvili G. Analyzing EU-Georgia Neighbourhood Policy Action Plan: Modern Benchmarking Approaches to Knowledge Management and Innovations in Georgia. Norwegian Institute of International Affairs, 2007.
17 Cm.: Ibidem.
Докладе о глобальной конкурентоспособности (ДГК) за 2008/09 годы Грузия занимает 90 место, опустившись туда с 85-го, которое она занимала в предыдущем ДГК за 2007/ 08 годы. Что еще хуже, если измерять ее позицию только показателем инновационности, страна займет лишь 107 место. Важные данные предоставляются и механизмом методологии оценки знаний (Knowledge Assessment Methodology — KAM) — инструментом сопоставительной оценки, действующем при Всемирном банке в рамках Программы «Знание для развития». На основе показателей KAM мы оценили сравнительное положение Грузии относительно ее соседей и государств — членов ЕС. Результаты приведены в табл. 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ на основании показателей KAM
Экономические стимулы
и институцио- Инновации Образование ИКТ нальный режим
к 5 к к
1 Ч 1 1
О 1995 2 1995 О 1995 о 1995
® ® ®
О ООО
Германия 8,54 8,758 8,38 8,41 8,93 9,08 8,08 8,74 8,79 8,75
Эстония 8,07 7,76 8,07 8,2 7,42 6,59 8,29 8,07 8,49 8,18
Армения 5,36 4,61 5,71 2,25 6,06 5,63 6,03 5,98 3,64 4,58
Грузия 4,4 4,5 2,46 1,25 5,27 5,38 6,4 7,17 3,45 4,19
Азербайджан 3,56 3,46 3,03 0,89 2,65 4,84 5,04 5,75 3,53 2,36
И с т о ч н и к: Knowledge Assessment Methodology. World Bank, 2008.
Анализ значений индекса экономики знаний (ИЭЗ) и показателей экономических стимулов, институционального режима, инноваций, информационных технологий и коммуникаций (ИКТ) и технологического развития свидетельствует, что Грузия отстает от своих соседей. Важно отметить, что некоторые соседние страны, а именно Армения, Россия, Украина и Казахстан уже разработали и проводят в жизнь долгосрочные стратегии развития производственных кластеров и инновационного развития, основанного на экономике знаний.
Для повышения конкурентоспособности Грузии ее государственный сектор, высшие учебные заведения и частные компании должны уделять больше внимания управлению знаниями и инновационной политике.
Чтобы поддержать Декларацию целей тысячелетия ООН и ее реализацию, правительство страны вместе с правительствами других государств мира 2 марта 2005 года подписало так называемую Парижскую декларацию. Она, по сути, принята в развитие решений Римского и Марракешского форумов, задавая практическую, ориентированную на конкретные действия дорожную карту, призванную повысить качество международной помощи, усилить ее влияние на развитие, а также эффективно бороться с бедностью и
ИЭЗ
Страна
я
дн
о 1995
е
С
социальным неравенством. Ее главная задача — ускорить достижение целей развития тысячелетия.
Страны-партнеры должны взяться за разработку национальных стратегий развития, включающих детальное описание их стратегических приоритетов, которые повлияют на структуру расходов в среднесрочной перспективе и будут отражаться в ежегодных бюджетах. В этом главный смысл Декларации применительно к странам-партнерам, включая Грузию. Если к 2010 году она не сумеет выполнить требования Декларации, содержащие ряд параметров и индикаторов, то попадет в категорию «безнадежных» стран, не справившихся с задачами развития и исключенных из списка получателей международной помощи.
Таким образом, в настоящей работе исследованы современные подходы к конкурентоспособности и устойчивому экономическому развитию с точки зрения отношений между правительством, высшими учебными заведениями и бизнесом, с тем чтобы оценить потенциал Грузии, ее способность стимулировать развитие национальной и региональной инновационных систем.
Проведенный анализ показывает, что все акторы — государственная власть, университеты и частные фирмы — должны взять на себя свою долю ответственности за повышение объемов и эффективности инвестиций в человеческий капитал. Необходимы стимулы для роста капиталовложений в обучение персонала в масштабах отдельных предприятий и отраслей, чтобы помочь работодателям обеспечить надлежащий доступ к обучению.
Среди необходимых действий в рамках этой стратегии правительству страны можно предложить следующее:
■ учредить государственный орган для разработки рекомендаций по формированию национальной инновационной системы и привлечь к участию в нем все заинтересованные стороны: правительство, университеты, мозговые центры, исследовательские учреждения, деловые ассоциации и т.д.;
■ улучшить понимание инновационного процесса, изучить и использовать самый передовой мировой опыт развития инновационной инфраструктуры, содействовать инновационной активности;
■ разработать политику в сфере исследований и инноваций, которая непосредственно служила бы целям устойчивого и справедливого экономического развития;
■ подготовить правительственную программу содействия инновациям и повышению конкурентоспособности;
■ разработать, обсудить и принять законы по вопросам инновационной политики и повышения конкурентоспособности, которые содействовали бы развитию инфраструктуры инноваций и созданию национальной инновационной системы, с четким определением и недвусмысленным толкованием, а также развитию инновационной деятельности, системы налогообложения и других стимулов;
■ внести поправки в Закон о государственных закупках, с тем чтобы стимулировать закупку инновационных товаров, услуг и уменьшить коррупцию;
■ продолжить реформирование высшего образования, внеся поправки в Закон об образовании с целью увеличить роль университетов в поощрении научно-исследовательской работы;
■ дать стране столь необходимую ей высокообразованную, творческую и мобильную рабочую силу, для чего высшие учебные заведения должны выпускать дос-
таточно молодежи с необходимыми умениями и навыками для работы в динамичных отраслях, создающих высокую добавленную стоимость, и в нишевых секторах;
■ активнее привлекать грузинских ученых, исследователей, академическую среду к участию в международных программах;
■ повысить привлекательность научных исследований как сферы занятости, занявшись в срочном порядке решением проблем финансирования университетов;
■ бороться с «утечкой мозгов», поскольку из страны по-прежнему уезжает слишком много молодых ученых;
■ расширить возможности непрерывного образования и продолжить реформы в этой сфере, а также в сфере науки и производственного обучения, с тем чтобы обеспечить устойчивое развитие кадров и рост человеческого капитала;
■ разработать специальные программы образования для государственных служащих (прежде всего для нужд гражданской интеграции);
■ реформировать систему управления наукой, создав соответствующую структуру регулятивных органов и нормативную базу, разработав модели финансирования и управления, основанные на стремлении к достижению наивысшего научного уровня, формированию потенциала и осуществлению совместных инициатив;
■ содействовать формированию кластеров путем разработки реалистичных стратегий для повышения конкурентоспособности кластеров и ускорения роста;
■ укрепить административные структуры и процедуры, для того чтобы обеспечить стратегическое планирование охраны окружающей среды и координацию между акторами;
■ создать центры наивысшего научного уровня для содействия обмену и коммерциализации знаний, включая сеть совместных объектов и консорциумов для достижения наивысшего результата;
■ направить лучшие умы страны на решение вопросов, относящихся к инновациям и программам содействия появлению инноваторов следующего поколения;
■ укрепить производственный потенциал и придать новый импульс для формирования предпринимательской экономики.
Очевидно, что добрая воля, даже инициативы, которые проявили бы правительство, учреждения науки и образования или деловой сектор по отдельности, не смогут гарантировать прогресс. Более того, если акторы не используют свой потенциал, положительное разрешение проблем будет маловероятным. Ключевым элементом национальной политики развития должно стать исчерпывающее знание о состоянии отечественной экономики, которого можно добиться лишь путем анализа всех его факторов.
В рыночной экономике государство может поддерживать рост, создавая условия, повышающие конкурентоспособность экономики. Поэтому предложенную схему можно рассматривать как схему повышения конкурентоспособности страны. Эта схема должна способствовать формированию основы для определения стратегических приоритетов правительства.
3 а к л ю ч е н и е
Новейшие знания и зарубежный опыт убеждают нас, что добиться конкурентоспособности в долгосрочной перспективе Грузия сможет лишь на основе принципиальных структурных реформ, создающих условия для реализации национальной и региональной инновационных систем.
Эффективное выполнение предложенной концепции потребует достаточного финансирования как из государственных, так и из частных источников и помощи международных доноров. Поэтому важно, чтобы ресурсы выделяли с ясно сформулированной целью — повышение конкурентоспособности и рост всей грузинской экономики. Разработка правительством инновационной политики и финансовых инструментов для ее реализации на период до 2012 года будет иметь решающее значение для конкурентоспособности отечественной экономики в долгосрочной перспективе.