С. Г. Сопунова. Значение наследия Феофана Затворника...
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37 . 017 . 93
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-2-157-161
ЗНАЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С. Г. Сопунова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
Рассматривается вопрос об актуальности педагогического наследия святителя Феофана Затворника в условиях современного образования. Автором предпринята попытка соотнести основные критерии педагогической системы святителя с целями и задачами образования и воспитания. В результате анализа акцентов воспитательного процесса, расставленных святителем в ходе своей теоретической и практической педагогической деятельности, доказывается возможность опоры на данный опыт в условиях современности. Многочисленные тематические исследования наследия святителя Феофана подтверждают интерес современной педагогики к его концепции.
Ключевые слова: педагогика, воспитание, процесс, духовно-нравственное развитие, образование, культура, православие.
Одним из древнейших аспектов христианской культуры является почитание святых отцов прошлых эпох. Они примером своей жизни, своим религиозным опытом, своим переживанием Божественного Откровения стали для всех православных христиан примером для духовно-нравственного совершенствования. «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16), - пишет в одном из своих посланий святой апостол Павел. Кроме того, святые отцы прошлых эпох оставили значительное письменное наследие, в котором содержатся религиозные наставления, нравственные формулировки, педагогические концепции.
В последнее время в педагогике осуществляется активный поиск способов и форм интеграции опыта православной педагогики в практику образования. Это во многом происходит из-за того, что, как отмечает И. А. Соловцова, «педагоги-исследователи все чаще обращаются к философским способам постижения педагогической реальности» [1, с. 27]. В истории России XIX в. - это век расцвета педагогической и религиозно-философской мысли. Это позволяет обратиться к теоретическому и практическому педагогическому опыту отечественных мыслителей, в том числе и тех, чья деятельность прежде всего была связана с Церковью.
Многие идеи святых отцов Церкви, имеющие ориентацию на воспитание подрастающего поколения, легли в основу православной педагогики. Поскольку современное духовно-нравственное состояние общества демонстрирует необходимость поиска способов преодоления состояния кризиса, педагогическая наука обращается к опыту православной педагогики, в которой именно духовному воспитанию уделяется особое внимание. Так, например, С. Ю. Дивногорцева в своей монографии настаивает на идее взаимообусловленности светского и православного подхода к воспитанию, И. А. Соловцова рассматривает спо-
собы интеграции идей светской и православной педагогики, Е. Д. Прокошева анализирует систему принципов православной педагогики применительно к современному образованию.
Одним из основных представителей отечественной религиозной философии XIX в. в России является святитель Феофан Затворник, епископ Вышенский. Его стремление к православной аскезе в сочетании с богатым опытом преподавательской деятельности стало уникальной основой его педагогических воззрений, не утративших своей актуальности в настоящее время.
Святитель Феофан рассматривал воспитание как особенный процесс формирования личности, основой которого является христианская любовь к воспитаннику. «Полюбите детей, и они вас полюбят» [2], - писал святитель в своих трудах. Эта основа во многом превосходит гуманистическую направленность образовательного процесса, предлагаемую светской педагогикой, поскольку, с православной точки зрения, ребенок - это «образ Божий» в человеке, который потенциально обладает качествами, необходимыми для процесса духовно-нравственного совершенствования. «Он верил в силу только любви и считал, что по-настоящему действенными могут быть только нравственные воздействия» [3], - пишет о деятельности епископа Феофана П. Иванов.
В этом же ключе епископ Вышенский рассматривал связь педагог - воспитанник, при которой воспитатель (педагог) позиционирует себя не столько как транслятор накопленного опыта, сколько как «соработник» воспитанника, идущий в процессе воспитания рядом. Это также свидетельствует о том, что личный пример - это один из важнейших условий для успешного, результативного воспитательного процесса. Кроме того, к личности самого педагога святитель Феофан предъявлял высочайшие требования, настаивая на постоянном духовном и профессиональном росте учителя, что является немаловажным фактором успеха воспитания.
Необходимым компонентом воспитания, по мнению епископа Феофана, является труд. Находясь в затворе, сам святитель много времени уделял труду: занимался живописью, литературным творчеством, шил себе одежду. Возможность совместного труда педагога и воспитанника, по мнению святителя, способна оказывать преобразующее влияние на духовное состояние человека: «Следует о житейских делах хлопотать, как о Господнем поручении и как пред Господом. Когда так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему» [4], - пишет святитель.
Периоды развития человеческой личности святитель Феофан рассматривал, опираясь на православное возрастное деление на детство, отрочество и юность. Каждый из данных возрастных этапов требует сосредоточенности на определенных сторонах воспитательного процесса для достижения наилучшего результата. Так, например, на этапе детства воспитание во многом обуславливается внешней средой. То, что окружает ребенка, то и оказывает на него наиболее сильное влияние. Добродетельная христианская жизнь, усвоенная семьей и поддерживаемая школой, способна сформировать поведенческие навыки, которые будут стимулировать процесс дальнейшего духовного становления.
Вместе с тем должное внимание уделяется и соотношению духовного и телесного в человеке (при этом тело воспринимается как инструмент духа). Развитие телесного заключается в формировании навыков правильного движения и здоровой нервной деятельности, при этом телесное не должно мешать развитию духовного, соответственно, у ребенка должна быть сформирована правильная иерархия этих начал. «Не надо допускать вкушать сласти душевно-телесные. У нас два вкуса: один духовный, другой душевно-телесный. Они прогоняют друг друга. Когда есть вкушение духовного, все прочее - трава; а когда придется вкусить душевно-телесного, тогда умаляется вкус к духовному» [4].
С. Г. Сопунова. Значение наследия Феофана Затворника...
Однако в системе воззрений святителя Феофана Затворника центральное место занимает Церковь. Связь процесса воспитания и православных религиозно-нравственных основ вне зависимости от исторической эпохи способна настраивать образовательный процесс в соответствии с самыми высокими нравственными ориентирами. Об этом высказывается Н. М. Аверин: «Христианское начало и есть подлинно нравственное, а морально доброе в свою очередь есть воплощение христианского духа» [5].
Единство Церкви и образовательного пространства, их взаимное проникновение - вот в чем заключается успех воспитательного процесса согласно воззрениям святителя. Православная Церковь способна обогащать жизнь человека высшим проявлением духовности -благодатью Святого Духа, ибо «как от огня неотделимо, что он греет, и от света, что он светит; так неотделимо и от Духа, что Он святит, животворит, что Он - благость, правота» (свт. Василий Великий). Развитие духовности как «главной ипостаси» (термин А. А. Игнатова) в человеке является главным условием успешности воспитательного процесса и осуществляется «важнейшими средствами... которыми он считал религиозность, благочестие, высокую нравственность, хорошее поведение» [6].
В настоящее время, наряду с тенденцией к возрождению национальных культурных традиций на территории нашей страны, ощущается кризис духовности молодого поколения. Данный парадокс возник из-за множества внешних и внутренних причин. Поэтому обращение к педагогическому опыту прошлого, в частности к воззрениям святителя Феофана Затворника, является одним из актуальных вопросов педагогической науки в условиях современности. Обоснование данному тезису следует давать, опираясь на мнение педагогов-исследователей наследия епископа Феофана.
Во-первых, значительным превосходством этической системы святителя является «не-разделенность этики на светскую и религиозную», что позволяет «применять его этическое учение, не только в религиозном, но и в светском дискурсе» [7].
Во-вторых, «основополагающим элементом в формировании цели воспитания является идеал свободного, совершенного человека - личности» [8]. Данное целеполагание свойственно воззрениям святителя Феофана, поскольку созвучно с православной концепцией свободы человеческой личности, имеющее библейское основание.
В-третьих, в наследии епископа Вышенского «содержится глубокое педагогическое учение, где раскрыта антропологическая система и важнейшие педагогические категории (духовность, нравственность, личность, добродетель, грех и др.)» [9].
В-четвертых, по мнению Е. Н. Никулиной, «совокупность педагогических идей святителя Феофана представляет собой внутренне согласованную концепцию воспитания» [10], обладающую целостностью и сосредоточенную на сохранении «благодати крещения», т. е. заботе о духовном здоровье и развитии человеческой личности.
Таким образом, значение наследия святителя Феофана Затворника для современного образования заключается в целостном подходе к воспитанию и образованию. Внимание к ключевым компонентам его педагогической системы (таким, как любовь к воспитанникам, труд, личный пример, наряду с требовательностью к педагогу, воцерковленность воспитательного процесса) обеспечивает ее вневременной характер. Кроме того, наследие епископа Вышенского - это подлинная сокровищница Русской православной церкви с ее глубоким пониманием человеческого пути в деле спасения души и стремления к «жизни вечной». Богатая педагогическая деятельность святителя служит бесспорным доказательством реальности ее применения в образовательной среде.
Список литературы
1. Соловцова И . А . Гуманитарно-целостный подход как основа для интеграции идей православной и светской педагогики в сфере духовного воспитания // Методология образования . 2006 . № 3 . С . 27-30 .
2 . Феофан Затворник, епископ Вышенский . Собрание сочинений . URL: https://azbyka . ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/ (дата
обращения: 21. 12 . 2018) .
3 . Иванов П . Педагогические воззрения святителя Феофана Затворника . URL: https://spbda . ru/publications/pavel-ivanov-
pedagogicheskie-vozzreniya-svyatitelya-feofana-zatvornika/ (дата обращения: 21. 12 . 2018) .
4 . Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского . URL: https://azbyka . ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/
simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-feofana-zatvornika-vyshenskogo/ (дата обращения: 21. 12 . 2018) .
5 . Аверин Н . М . Феофан Затворник - православный моралист и жизнеучитель // Вестник Тамбовского ун-та . 2002 . № 1.
С 8
6 . Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника: дис . . . .
канд . пед. наук. Курск, 2004. С . 84 .
7 . Абрамов А. В . Религиозно-этическое учение Феофана Затворника: дис .. . . канд . филос . наук. Владимир, 2016 . С . 49 .
8 . Нейгум Павел, иерей . Феофан Затворник и духовно-нравственное воспитание юношества // Рязанский богословский
вестник. 2013 . № 1 (7) . С . 126 .
9 . Хохлова А. Б . Инновационно-эвристическое значение наследия Феофана Затворника для развития современного рос-
сийского образования: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. Курск, 2011. С . 3 .
10 . Никулина Е . Н . Антрополого-педагогические воззрения святителя Феофана Затворника: дис . . . . канд . пед . наук. М . ,
2016 . С . 295.
Сопунова Светлана Геннадиевна, аспирантка, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (ул. Студенческая, 14, Белгород, Россия, 308007). E-mail: sopunova31@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 23.11.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-157-161
THE MEANING OF THEOPHAN ZATVORNIK'S HERITAGE FOR MODERN RUSSIAN EDUCATION DEVELOPEMENT
S. G. Sopunova
Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation
The paper under study views the issue of Theophan Zatvomik's pedagogical heritage relevance in the context of modern education. The author tries to correlate the Saint's pedagogical system basic criteria with aims and tasks of upbringing and education. Since there is no concentration on the secular and religious aspects of the educational process in the pedagogical views of Saint Theophan, his concept was of interest in the conditions of the 19th century pedagogy formation. Fixing the results of his experience implementation through written heritage allows to study the theoretical background and their implementation in practice in detail. The most important feature of Theophan Zatvornik's pedagogy is the combination of scientific approach to the child's personality, taking into account psychological and age component, with an integral system of Christian dogma, which provides the process of upbringing with reference points of spiritual and moral development in the context of high Evangelical morality. The lack of contradiction between science and religion in Saint Theophan views is the result of long-term interaction between the state and the Church, including the field of the younger generation education. As a result of the analysis of the emphasis of the educational process, placed by the Saint in the course of his theoretical and practical pedagogical activity, the author proves the
С. Г. Сопунова. Значение наследия Феофана Затворника.
possibility of reliance on this experience in the conditions of modernity. Overcoming the crisis of spirituality of modern man is possible only if the formation of the system of spiritual and moral education and its adoption at the level of modern school. Numerous case studies of Saint Theophan's legacy confirm the interest of modern pedagogy in its conception, as well as the relevance of the key positions of its pedagogy in relation to the current state of society. As a result of the educational process accent analysis, placed by the Saint in the course of his theoretical and practical pedagogical activity, the author proves the possibility of reliance on this experience in the conditions of modernity.
Key words: pedagogy, education, process, spiritual and moral development, education, culture, Orthodoxy.
References
1. Solovtsova I. A . Gumanitarno-tselostnyy podkhod kak osnova dlya integratsii idey pravoslavnoy i svetskoy pedagogiki v sfere dukhovnogo vospitaniya [A holistic approach as a basis for the integration of Orthodox and secular pedagogy ideas in the field of spiritual education] . Metodologiya obrazovaniya, 2006, no . 3, pp . 27-30 (in Russian) .
2 . Feofan Zatvornik, episkop Vyshenskiy. Sobraniye sochineniy [Theophan Zatvornik the Bishop of Vyshensk . Collection of
works] (in Russian) . URL: https://azbyka . ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/ (accessed 21 December 2018) .
3 . Ivanov P. Pedagogicheskiye vozzreniya svyatitelya Feofana Zatvornika [Theophan_Zatvornik's pedagogical views] (in
Russian) . URL: https://spbda . ru/publications/pavel-ivanov-pedagogicheskie-vozzreniya-svyatitelya-feofana-zatvornika/ (accessed 21 December 2018) .
4 . Simfoniya po tvoreniyam svyatitelya Feofana, Zatvornika Vyshenskogo [Symphony according to the works of St . Theophanes,
the Recluse of Vyshensk] (in Russian) . URL: https://azbyka . ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-feofana-zatvornika-vyshenskogo/ (accessed 21 December 2018) .
5 . Averin N . M . Theophan Zatvornik - pravoslavny moralist i zhizneuchitel' [Theophan Zatvornik - orthodox moralist and teacher
of life] . Vestnik Tambovskogo universiteta - Tambov University Review. Series Humanities, 2002, no . 1, p .8 (in Russian) .
6 . Ignatov A. A . Pedagogicheskiye vozzreniya i praktika dukhovnogo vospitaniya svyatitelya Feofana Zatvornika. Dis. kand. ped.
nauk [Pedagogical views and practice of Theophan Zatvornik's spiritual education . Diss . cand . of ped . sci . ] . Kursk, 2004. P. 84 (in Russian)
7 . Abramov A . V. Religiozno-eticheskoye ucheniye Feofana Zatvornika. Dis. kand. filos. nauk [Theophan Zatvornik's religious and
ethical teachings . Diss . kand . of philos . Sci . ] . Vladimir, 2016 . P 49 (in Russian) .
8 . Neygum Pavel, iyerey. Feofan Zatvornik i dukhovno-nravstvennoye vospitaniye yunoshestva [Theophan Zatvornik's spiritual
and moral education of youth] . Ryazanskiy bogoslovskiy vestnik, 2013, no . 1 (7), pp . 125-136 (in Russian) .
9 . Khokhlova A. B . Innovatsionno-evristicheskoye znacheniye naslediya Feofana Zatvornika dlya razvitiya sovremennogo
rossiyskogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand ped. nauk [Innovative and heuristic value of Theophan Zatvornik's heritage for the development of modern Russian education . Abstract of thesis cand . of ped . sci] . Kursk, 2011. P 3 (in Russian) .
10 . Nikulina Ye . N . Antropologo-pedagogicheskiye vozzreniya svyatitelya Feofana Zatvornika. Dis. kand. ped. nauk [Zatvornik's
anthropological and pedagogical views . Diss . cand . of ped . sci] . Moscow, 2016 . 295 p . (in Russian)
Sopunova S. G., Belgorod State National Research University (ul. Studencheskaya, 14, Belgorod, Russian Federation, 308007). E-mail: sopunova31@yandex.ru