ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЗЕРВОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
КРЫЛОВА Любовь Вячеславовна, д.э.н., профессор, [email protected], Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-9950-8060
МУДРЕЦОВ Анатолий Филиппович, д.э.н., [email protected], Институт проблем рынка, Российская академия наук, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-4683-177X
ПРУДНИКОВА Анна Анатольевна, к.э.н., [email protected], Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-5595-2303
В статье представлены результаты анализа параметров антикризисного финансирования глобальной сети финансовой безопасности (GFSN) с акцентом на международные резервы. Использован новый подход, при котором анализ проводился через призму концепции глобальной валютной ликвидности. Показана роль международных валютных резервов как ключевого элемента, обеспечивающего взаимосвязь, с одной стороны, официального и частного компонентов глобальной ликвидности, национальных и международной валютных систем, - с другой. Содействуя перераспределению глобальной валютной ликвидности, резервы лишены недостатков, присущих прочим компонентам глобальной сети финансовой безопасности.
Ключевые слова: международные резервы, глобальная сеть финансовой безопасности (ГСФБ), глобальная ликвидность, антикризисное финансирование, региональные финансовые механизмы (РФМ), МВФ, своп-линии.
DOI: 10.47711/0868-6351-204-141-150
Обострение геополитической ситуации акцентировало присущие мировой ва-лютно-финансовой системе (МВФС) противоречия и повысило ее кризисогенность. При разрушении базовых условий равновесия в мировой экономике актуализируется вопрос эффективности антикризисного финансирования. В статье исследуется роль международных резервов как элемента глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ) в период коронавирусного кризиса и представлен ее поэлементный анализ, включая международные резервы. Выбор периода обусловлен стремлением исключить влияние геополитических мотивов при предоставлении ресурсов. Особое место отводится изучению эффективности функционирования компонентов ГСФБ для оценки ее способности поддерживать устойчивость МВФС в кризисных условиях.
Формирование ГСФБ и ее необходимость. Финансовая глобализация нашла выражение не только в интеграции финансовых рынков и финансовых систем, но и в накоплении глобальных дисбалансов и рисков, подрывающих устойчивость МВФС. В настоящее время эта система развивается в условиях усиливающейся неопределенности, обусловленной как санкционной политикой США, так и геополитическим усложнением мира, появлением новых игроков с региональными и глобальными ам-бициями1. Потребовались эффективные механизмы антикризисной поддержки на всех уровнях: глобальном, региональных и локальных. Традиционным антикризисным
1 Сапир Ж. Находимся ли мы на пороге масштабной трансформации мировой экономики? // Проблемы
прогнозирования. 2020. № 6 (183). С. 27-45.
инструментом являются международные валютные резервы национальных центральных банков, а Международный валютный фонд (МВФ) призван оказывать дополнительную финансовую поддержку на многосторонней основе [1]. Однако ограниченность ресурсов МВФ не позволяла удовлетворять спрос на них, прежде всего, со стороны развивающихся стран. Обладая неустойчивыми финансовыми системами и сильной зависимостью от мировой экономической конъюнктуры, многие развивающиеся страны вынуждены формировать значительные международные резервы. Для противодействия валютным кризисам при внезапном «бегстве» капитала они ориентировались на самострахование. По мнению ряда авторов [1, p. 64], избыточное накопление резервов частично связано с ненадежностью глобальных коллективных механизмов антикризисного финансирования, таких, как кредитные программы МВФ. Этот фактор обусловливает и развитие регионального уровня системы антикризисного финансирования.
Уже в 1970-е годы в качестве альтернативных источников антикризисного финансирования появились первые региональные финансовые механизмы (РФМ): Арабский валютный фонд (AMF) и Латиноамериканский резервный фонд (FLAR). Позднее этот процесс активизировался. Усложнение отношений в глобальных и региональных международных объединениях и организациях заставляет перестраивать структуру финансовых механизмов, формировать политику многовекторного сбалансированного сотрудничества с различными институтами2.
Рост спроса на антикризисное финансирование привел к распространению в МВФС еще одного механизма - своп-линий центральных банков. В 2008-2009 гг. значимость этого механизма привлекла внимание научного сообщества и потребовала тщательного изучения. Отмечалось, что своп-линии стали существенным звеном мировой финансовой архитектуры [2], они могут снизить потребность стран в валютных резервах и стать альтернативой кредитным программам МВФ [3; 4]. Исследователи [1] рассматривают своп-линии в качестве страховочных антикризисных механизмов: в случае дефицита той или иной валюты в составе глобальной ликвидности они становятся ее источником. Усиление кризисогенности МВФС и синхронизация кризисных процессов обусловили необходимость создания единой системы антикризисного финансирования.
Эта многоуровневая система получила название Global Financial Safety Net (GFSN), т. е. глобальная сеть финансовой безопасности (ГСФБ). Она объединила основные компоненты антикризисного финансирования: МВФ (как институт глобального уровня), РФМ, двухсторонние своп-линии центральных банков и международные резервы на национальном уровне.
Теоретическую основу функционирования ГСФБ дает известная концепция глобальной ликвидности Банка международных расчетов5. В соответствии с современными представлениями о денежной эмиссии центральные банки создают резервные деньги [5], а коммерческие банки - депозитные [6, с. 118; 7]. Аналогично в составе глобальной ликвидности выделяют официальный и частный компоненты.
Основная часть валютной ликвидности создается в рамках частного компонента в результате международных операций банков, однако этот механизм является про-цикличным. В кризисные периоды кредитная активность банков снижается и формируется дефицит валютной ликвидности. Сужение частного канала компенсируется за счет официального компонента по линии центробанков, трактуемого как
2 Блохин А.А., Кувалин Д.Б. Глобальные вызовы для системы стратегического планирования в России //
Проблемы прогнозирования. 2023. № 3 (198). С. 24-41.
5 Global liquidity — concept, measurement and policy implications. Committee on the global financial system. Bank for International Settlements, CGFS Papers. 2011. No. 45. URL: https://www.bis.org/publ/cgfs45.pdf
«финансирование, безусловно, доступное для урегулирования требований через органы денежно-кредитного регулирования»4. Создаваемая центробанками ликвидность перераспределяется через своп-линии, программы и механизмы МВФ, международные валютные резервы.
Существует большое количество исследований, посвященных международным резервам [8-13]. Изучаются факторы, определяющие валютную структуру резервов, подходы к их управлению и причины различий в объемах, структуре резервов разных групп стран. Однако анализ глобальной ликвидности и ГСФБ с учетом этого элемента в научной литературе практически не встречается. Тогда как, по сути, это ключевой элемент, обеспечивающий взаимосвязь официального и частного компонентов глобальной ликвидности, а также взаимосвязь национальных валютных систем (НВС) и МВФС. Международные резервы встроены в общую логику функционирования базовых институтов МВФС и опираются на общепринятые принципы их формирования и управления. Государственные органы разных стран придерживаются этих принципов и применяют их с учетом специфики той или иной страны [14]. В НВС международные резервы являются значимым фактором национальной безопасности, обеспечивая устойчивость государственных финансов и возможность проведения независимой монетарной политики [15]. Валютные резервы позволяют центральным банкам действовать в качестве кредиторов последней инстанции в иностранной валюте и защищать как внутреннюю, так и внешнюю финансовую стабильность, поскольку одним из критериев оптимальности валютной политики центробанков является создание условий для предотвращения резких колебаний оттока и притока капитала [16, с.148], дезорганизующих НВС.
ГСФБ в период коронакризиса. Здесь анализ проводится на основе данных, характеризующих антикризисную поддержку ГСФБ в период пандемии COVID-19 без учета международных резервов.
К 2020 г. объем финансирования, доступного в рамках этой поддержки, достиг 4 трлн долл. США, или около 4% мирового ВВП. В настоящее время основную роль в ней играют своп-линии центральных банков. В период COVID-19 из общей суммы в 1,8 трлн долл., предоставленных через ГСФБ с февраля 2020 г. по март 2021 г., на этот источник пришлось не менее 1,75 трлн долл. К началу 2022 г. свопы составили 96% общей суммы антиковидного финансирования ГСФБ в 4059,6 млрд долл.5
Для облегчения доступа к долларовой ликвидности по официальному каналу Федеральная резервная система США (ФРС), как и ранее в кризисы, задействовала свои своп-линии. В дополнение к пяти центральным банкам, имеющим постоянные своп-соглашения6, ФРС предоставила временный доступ еще 9 центральным банкам7, добавила 84-дневный своп к существующим семидневным, стала проводить ежедневные долларовые аукционы, В марте 2020 г. по этим каналам было предоставлено более 400 млрд долл.8
4 Global liquidity — concept, measurement and policy implications. Committee on the global financial system. Bank for International Settlements, CGFS Papers. 2011. No. 45. URL: https://www.bis.org/publ/cgfs45.pdf
5 The Global Financial Safety Net Tracker: Lessons for the COVID-19 Crisis from a New Interactive Dataset. GEGI@GDPCenter. Boston University. APRIL 2020. URL: https://www.bu.edu/gdp/2020/04/15/the-global-financial-safety-net-tracker-lessons-for-the-covid-19-crisis-from-a-new-interactive-dataset/
6 Банк Канады, Банк Японии, ЕЦБ, Швейцарский Национальный Банк и Банк Англии.
7 Резервный банк Австралии, Центральный банк Бразилии, Национальный банк Дании, Банк Кореи, Банк Мексики, Резервный банк Новой Зеландии, Центральный банк Норвегии, Валютное управление Сингапура и Шведский Риксбанк. Это те же центральные банки, с которыми у ФРС были долларовые своп-линии во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.
8 US dollar funding: an international perspective. CGFS Papers No 65. June 2020. URL: https://www. bis. org/publ/cgfs65.pdf
Свопы предлагаются многими центробанками: это Федеральная резервная система США, центробанки ЕС, Великобритании, Японии, Швеции, Швейцарии, Австралии и Народный банк Китая. Однако своп-линии непредсказуемы, непрозрачны, решение о предоставлении доступа к ним принимает центральный банк - эмитент соответствующей валюты - исходя из собственных приоритетов.
На долю МВФ в антиковидном финансировании ГСФБ пришлось лишь 157,4 млрд долл., РФМ предоставили 6,6 млрд долл. В совокупности эти два источника обеспечили около 4% ресурсов ГСФБ, задействованных для борьбы с COVID-19 и его последствиями9. В настоящее время шесть основных РФМ объединяют 61 страну из группы развивающихся стран и государств с формирующимися рынками (EMDE).
Масштабное использование ресурсов ГСФБ в период коронакризиса и оценка эффективности функционирования отдельных компонентов сети позволяют выявить следующие присущие ей недостатки.
Первый недостаток - неравноправный доступ стран к ее ресурсам.
К началу пандемии из общего объема в 4 трлн долл. антиковидного финансирования по линии ГСФБ около 75% было доступно для поддержки развитых экономик и менее 1 трлн долл. - развивающихся стран10 Правила МВФ предусматривают доступ стран к кредитным ресурсам пропорционально их квотам, в связи с чем у развивающихся государств существенно меньше возможностей привлекать ресурсы МВФ, хотя их потребности в антикризисном финансировании выше, чем у развитых.
Страны с развитой экономикой, особенно государства еврозоны, в большинстве своем имеют возможность привлекать антикризисное финансирование из всех доступных в ГСФБ источников и в больших объемах: в среднем страны этой группы могут получить средств порядка 8,5% национального ВВП. Не имеют доступа к валютным свопам около 30% государств -членов МВФ, однако они могут прибегнуть к ресурсам региональных фондов и МВФ. Около половины стран не имеют доступа ни к своп-линиям, ни к РФМ и могут рассчитывать лишь на МВФ в объеме, не превышающем 3,5% ВВП11.
Наименьший доступ к антикризисному финансированию имеют страны Ближнего Востока и Латинской Америки, а также африканские государства к югу от Сахары. Ряд развивающихся стран с низким уровнем дохода имеет доступ лишь к стандартным программам МВФ; кроме этих средств, они могут рассчитывать лишь на собственные валютные резервы. В целом объем потенциального доступа государств к экстренной краткосрочной ликвидности сильно коррелирует с уровнем их доходов: чем выше уровень доходов страны, тем больше объем ресурсов в процентах от ВВП и диверсификация источников, к которым она имеет доступ12.
Второй недостаток ГСФБ связан с существенным недоиспользованием ее ресурсного потенциала при наличии спроса на антикризисное финансирование (см. таблицу).
Несмотря на то, что МВФ и РФМ увеличили финансовую поддержку странам-членам, скорректировали кредитную политику и внутренние процедуры применительно к чрезвычайным условиям кризиса 2020 г., нуждающиеся страны
9 The Global Financial Safety Net Tracker: Lessons for the COVID-19 Crisis from a New Interactive Dataset. GEGl@GDPCenter. Boston University. APRIL 2020. URL: https://www.bu.edu/gdp/2020/04/15/the-global-financial-safety-net-tracker-lessons-for-the-covid-19-crisis-from-a-new-interactive-dataset/
10 Данные основаны на подписанном и оплаченном капитале (квоте) соответствующих стран в МВФ и РФМ.
11 The Global Financial Safety Net Tracker: Lessons for the COVID-19 Crisis from a New Interactive Dataset. GEGl@GDPCenter. Boston University. APRIL 2020. URL: https://www.bu.edu/gdp/2020/04/15/the-global-financial-safety-net-tracker-lessons-for-the-covid-19-crisis-from-a-new-interactive-dataset/
12 Towards the Marginalization of Multilateral Crisis Finance? The Global Financial Safety Net and COVID-19/ Laurissa Muhlich, Barbara Fritz, William N. Kring. URL: https://www.bu.edu/gdp/faes/2021/04/GEGI_GFSN_PB_Apr_2021.pdf
не всегда могли получить средства. МВФ предоставил кредитов в размере около 1015% своих кредитных возможностей. В период борьбы с пандемией (2020-2022 гг.) была предоставлена льготная финансовая поддержка МВФ странам с низким доходом (IMF Support for Low-Income Countries) через PRGT (см. таблицу).
Таблица
Характеристика кредитных программ МВФ и их использование (на март 2022 г.), тыс. СДР*
Кредитная программа Зарезервировано средств Не использовано средств Не использовано средств, %
Трастовый фонд на цели сокращения бедности для стран с низким доходом (PRGT)
Расширенный кредитный механизм (ECF) (предоставляет финансовую помощь странам, имеющим серьезные среднесрочные и долгосрочные проблемы платежного баланса в связи со структурными недостатками) Кредитный механизм «стэнд-бай» (SCF) (используется для оказания финансовой помощи странам с низким доходом, испытывающим краткосрочные потребности в финансировании платежного баланса) 6723423 151000 3946190 64000 58,69 42,38
Общие ресурсы (GRA)
Гибкая кредитная линия (FCL) (предназначена для удовлетворения потребностей в кредитовании для предотвращения кризисов, смягчения их последствий в странах, имеющих прочные основы экономической политики и убедительные результаты проведения экономической политики) Линия превентивной поддержки и ликвидности (PLL) (предназначена для удовлетворения потребностей в ликвидности государств-членов, у которых имеются прочные экономические основы, но сохраняются некоторые факторы уязвимости, не позволяющие им использовать гибкую кредитную линию) Механизм расширенного кредитования (EFF) (предоставляет финансовую помощь странам, имеющим серьезные среднесрочные проблемы платежного баланса в связи со структурными недостатками, для устранения которых требуется время) Соглашения о кредитах «стэнд-бай» (SBAs) (предназначены для оказания краткосрочной финансовой помощи странам с проблемами платежного баланса) Итого * СДР—условная расчетная единица МВФ ставления кредитов. 73367800 1884000 47156461 610800 129893484 , используемая при расч 69617800 1884000 32318412 155116 107985518 етах между странам 94,89 100,00 68,53 25,39 83,13 ш и для предо-
Источник: рассчитано авторами по данным МВФ.
Антикризисная поддержка МВФ была оказана 90 странам-членам и проводилась по следующим основным направлениям:
• экстренное финансирование;
• расширение доступа в рамках соглашений по кредитованию;
• заключение новых, в том числе превентивных, соглашений;
• облегчение бремени обслуживания долга (общая сумма списания долга для 31 страны составила 689,58 млн СДР или 965,29 млн долл.)13.
Региональные и многосторонние компоненты ГСФБ, располагающие ресурсами чуть более 1,5 трлн долл., смогли профинансировать лишь 6,6 млрд долл., остальные средства не были задействованы.
Неэффективность использования антикризисных ресурсов ГСФБ объясняется, в частности, обусловленностью доступа к ним, а также привязкой к программам и условиям финансирования МВФ, поскольку большинство РФМ созданы по его модели и вписаны в глобальный контекст МВФС. Вместе с тем, доступ к своп-линиям ФРС предоставляется странам, которые не только имели обширные торгово-экономические и финансовые связи с США, но и являются членами военно-политических союзов с этим государством [11].
Ограниченность рассмотренных компонентов ГСФБ определяет значение международных резервов в глобальной системе антикризисной поддержки.
Роль международных резервов. Высоколиквидные иностранные активы, находящиеся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования (центральных банков и правительств различных стран), а также контролируемые ими, трактуются Международным валютным фондом как международные резервы. Наряду с другими направлениями использования международных резервов, они обеспечивают антикризисную финансовую устойчивость государства. При управлении международными резервами принято выделять транзакционный мотив и мотив предосторожности [17].
Для валютных регуляторов развивающихся стран преобладающим является тран-закционный мотив. Однако в силу значительных страновых особенностей задачи и приоритеты резервной политики, как и объемы и структура резервов, у них могут различаться [18, с. 113]. Глобальные дисбалансы МВФС делают уязвимыми экономики развивающихся стран в силу волатильности их обменных курсов, долговой нагрузки и общей неустойчивости финансовых систем. Экспортная ориентация и зависимость от мировой конъюнктуры определяют проциклический характер курсовой динамики их валют, что вынуждает монетарных регуляторов прибегать к масштабным интервенциям, как для предотвращения девальвации в условиях кризиса, так и для поддержания конкурентоспособности экспортеров при росте мировых рынков. Эти страны особенно чувствительны к внешним шокам, в том числе к резкому сокращению ввоза капитала или изменению направления его движения [19].
Неспособность МВФ эффективно выполнять свою функцию глобального антикризисного финансирования, а также ограниченная доступность средств из других компонентов ГСФБ вынудили развивающиеся страны решать свои проблемы с помощью накопления валютных резервов центральными банками. Валютная компонента международных резервов в этих странах широко используется для проведения валютных интервенций, оплаты внешних обязательств, регулирования платежных балансов, поддержания финансовой стабильности.
Страны с развитой экономикой не нуждаются в значительных международных резервах, их финансовые системы устойчивы, а курсовая политика предусматривает режим плавающих валютных курсов. При необходимости в их распоряжении находится основная часть ресурсов ГСФБ. Этим странам нет необходимости держать большой объем международных резервов. Приоритетным мотивом у них является мотив предосторожности, а целью управления - обеспечение сохранности резервов.
13 International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/Topics/imf-and-covidl9/COVID-Lending-Tracker 146 Проблемы прогнозирования, 2024, № 3
Структура международных резервов развитых стран отличается большей долей монетарного золота, а также компонентов, связанных с деятельностью МВФ, в частности, резервной и кредитной позиции. Доля золота в международных резервах Германии составляет 76,2%, Франции - 66,1%, Италии - 70,8%, а США - 78, 6%14.
Эти особенности структуры и подходов к управлению международными резервами обусловили характер их распределения в глобальной экономике, а также их динамику в период коронакризиса.
При сопоставимом по объему распределении совокупных международных резервов между странами с развитой экономикой (6,92 трлн долл.) и развивающимися государствами (7,06 трлн долл.) наблюдается больший удельный вес их валютной компоненты в последней группе (см. рисунок).
Млн долл. США
0 1000000 2000000 3000000 4000000 5000000 6000000
Рисунок. Распределение международных резервов по группам стран на 1 янв. соответствующего года: □ международные валютные резервы по состоянию на 1 января; Ш золото
Источник: расчеты авторов по данным Банка России.
14 Банк России. Статистика внешнего сектора. Структура международных резервов отдельных стран по состоянию на 1 января 2021 года. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/#a_71385file
Если объем финансирования, доступного в рамках основных компонентов ГСФБ, составляет 4 трлн долл., то в совокупных глобальных валютных резервах сосредоточено в 3 раза больше. Причем эти средства находятся под безусловным контролем национальных регуляторов, которые могут их использовать по своему усмотрению в рамках существующих мандатов.
По мере развития кризисных явлений, связанных с пандемией, с конца февраля 2020 г. большинство развивающихся стран испытали массовый отток капитала. За март 2020 г. из этих стран было выведено более 80 млрд долл., это самый большой за всю историю отток капитала за месяц. В 1 кв. 2020 г. бразильский реал, южноафриканский ранд, российский рубль и мексиканский песо девальвировались по отношению к доллару более чем на 20%, несмотря на массированные валютные интервенции15.
В Аргентине, Турции, Бразилии размер валютных интервенций был особенно значимым, в то же время в Китае курс валюты быстро стабилизировался, и регулятор возобновил пополнение резервов. При этом девальвация юаня была слабее, чем евро и фунта стерлингов, и в июле 2020 г. валютные резервы Китая вновь возросли до 3,2359 трлн долл.
Именно международные валютные резервы национальных центральных банков оказались первым рубежом обороны в начале коронакризиса. То, что центральные банки начали активные валютные интервенции уже в марте 2020 г., на ранних стадиях развития кризиса, обусловило сокращение международных резервов в этот период в ряде стран, однако позволило притормозить падение курсов валют и быстро стабилизировать ситуацию на валютных рынках. За март 2020 г. совокупные международные резервы 11 основных развивающихся стран (без Китая и Турции) снизились почти на 60 млрд долл.16
В целом регуляторы в меньшей степени использовали валютные резервы, чем за шесть месяцев после банкротства Lehman Brothers17. Это объясняется специфическим характером коронакризиса и соответствующих антикризисных мер, в том числе, фискального характера. Также сыграло роль быстрое купирование шока валютных рынков за счет оперативных, адекватных, комплексных действий монетарных и финансовых регуляторов. Улучшение мировой конъюнктуры и стабилизация валютных рынков с апреля 2020 г. сократили потребность в валютных интервенциях, и произошло это быстрее, чем в 2008-2009 гг. Отметим и то, что ряд центральных банков целенаправленно пошел на некоторое снижение курсов своих валют для стимулирования экономики.
Можно констатировать, что важнейшее преимущество международных резервов перед остальными компонентами ГСФБ - оперативность их применения. Привлечение средств из других источников ГСФБ требует длительного согласования и выполнения формальных процедур, тогда как оперативное вмешательство в начальной фазе кризиса сокращает период турбулентности и экономит средства.
Выводы. Международные резервы представляют собой ключевой элемент международной валютной системы, обеспечивающий взаимосвязь, с одной стороны, официального и частного компонентов глобальной валютной ликвидности, а с другой - национальных и международной валютных систем. Недооценка их роли в системе антикризисного финансирования снижает значение ГСФБ в обеспечении устойчивости МВФС.
Международные валютные резервы втрое превышают общий объем антикризисного финансирования, доступного в совокупности в рамках других компонентов
15 BIS Annual Economic Report. 2020. P.10. URL: https://www.bis.org/publJarpdf/ar2020e1.pdf
16 Там же.
17 Bank of England (2020) Capital Flows During The Pandemic: Lessons For a More Resilient International Financial Architecture, Financial Stability Paper. No. 45. P. 19. URL: https://ww^.bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/financial-stability-paper/2020/capital-flows-during-the-pandemic-lessons-for-a-more-resilient-international-financial-architecture.pdf
ГСФБ, они стали первым источником антикризисной поддержки в начале коронакризиса. Их важнейшее преимущество перед остальными компонентами ГСФБ - оперативность применения в критический момент для купирования кризисных явлений на начальном этапе.
Недостатки, присущие компонентам ГСФБ, помимо международных резервов (неравноправный доступ стран к ресурсам сети, недоиспользование ресурсного потенциала вследствие системных просчетов в функционировании международных (глобальных и региональных) институтов и механизмов антикризисного финансирования) требуют совершенствования ГСФБ. Ресурсный ее потенциал необходимо оценивать с учетом средств международных резервов и опыта их использования в периоды мировых кризисов.
Литература / References
1. Трунин П.В., Ващелюк Н.В. Своп-линии между центральными банками как элемент современной мировой финансовой архитектуры //Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 1. С. 51-69. [Trunin P. V., VashhelyukN. V. Svop-linii mezhdu centralnymi bankami kak element sovremennoj mirovoj finansovoj arxitektury // Russian foreign economic journal. 2015. No. 1. S. 51-69. (In Russ.)]
2. Moreno R. Central bank instruments to deal with the effects of the crisis on emerging market economies, Bank for International Settlements, BIS Working Papers No. 54. 2010. Pp. 75-96. URL: https://www.bis.org/publ/ bppdf/bispap54d.pdf
5. Aizenman J., Jinjarak Y., and Park D. International reserves and swap lines: Substitutes or complements? // International Review of Economics and Finance. 2011. Рр. 5-18. URL: https://eprints.soas.ac.uk/9605/1/Aizen-man.Jinjarak.Park.lREF. 2011 .pdf
4. Destais C. The international monetary system as a swap nexus, Think 20 Contribution. 2015. Pр. 1-10.
5. Bernhardsen T., Kloster A. Misunderstood central bank reserves. Norges Bank. Economic commentaries. 2012. No. 1. URL: www.norgesbank.no/pages/87889/Economic_Commentaries_2012_1.pdf
6. Бурлачков В.К., Головнин М.Ю., Никитина С.А. Рынок евродолларов: факторы формирования и тенденции развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 6. С. 112-122. [Burlachkov V.K., Golovnin M. Yu., Nikitina S.A. Rynok evrodollarov: faktory formirovaniya i tendencii razvitiya // Vestnik instituta ekonomiki rossiyskoy akademii nauk. 2017. No. 6. S. 112-122. (In Russ.)]
7. Бурлачков В.К., Головнин М.Ю., Тихонов А.О. Глобальная денежная ликвидность: теоретические основы, показатели, тенденции динамики //Деньги и кредит. 2017. № 12. С. 3-8. [Burlachkov V.K., Golovnin M. Yu., Tikhonov A. O. Globalnaya denezhnaya likvidnost: teoreticheskie osnovy, pokazateli, tendencii dinamiki // Dengi i kredit. 2017. No. 12. S. 5-8. (In Russ.)]
8. Aizenman J., Cheung Y.-W., Qian X. The rnrrency mmposition of international reserves, demandfor international reserves and global safe assets //Journal of International Money and Finance. 2020. Vol. 102. Article 102120. URL: https://doi. org/10.1016/j.jimonfin. 2019.102120
9. lancu A., Anderson G., Ando S., Boswell E., Gamba A., Hakobyan S., Lusinyan L., Meads N., Wu Y. Reserve currencies in an evolving international monetary system. IMF Departmental Paper. 2020.No. 20/02. URL: https file:///C:/Users/Professional/Downloads/RCElMSEA.pdf
10. lto H., McCauley R. The currency composition of foreign exchange reserves / BlS Working Papers. December 2019. No. 828. URL: https://www.bis.org/publ/work828.htm
11. Aizenman lto, and Pasricha Aizenman J., lto H., and Pasricha G.K. Central Bank Swap Arrangements in the COVlD-19 Crisis, NBER Working Paper 2021. P. 28585. URL: https://www.nber.org/systemJfiles/working_pa-pers/w28585/w28585.pdf
12. Gopinath Gita and Jeremy C. Stein. Trade lnvoicing, Bank Funding, and Central Bank Reserve Holdings // AEA Papers and Proceedings. 2018. Vol. 108. Pp. 542-546.
15. Пищик В.Я. Оптимизация структуры международных резервов как фактор поддержания макроэкономической устойчивости // Банковские услуги. 2022. № 1. С. 5-10. DOl: 10.56992/2075-1915_2022_1_5. [Pishchik V. Ya. Optimizaciya struktury mezhdunarodnyx rezervov kak faktor podderzhaniya makroekonomicheskoj ustojchivosti //Bankovskie uslugi. 2022. No. 1. S. 5-10. (ln Russ.)]
14. Крылова Л.В., Крылов С.В., Мудрецов А.Ф., Прудникова А.А. Структурные изменения в банковской системе России: направления и оценка // Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 136-146. DOl: 10.47711/0868-6551-190-156-146. [Krylova L.V, Krylov S.V., Mudretsov A.F., Prudnikova A.A. Strukturnye izmeneniya v bankovskoj sisteme Rossii: napravleniya i ocenka //Problemy Prognozirovaniya. 2022. No. 1 (190). S. 156-146. (ln Russ.)]
15. Наркевич С.С. Золотовалютные резервы: история, определение, состав и современные функции // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 86-105. DOl 10.52609/0042-8756-2015-4-86-105. [Narkevich S.S. Zolotoval-yutnye rezervy: istoriya, opredelenie, sostav i sovremennye funkcii // Voprosy ekonomiki. 2015. No. 4. S. 86-105. (ln Russ.)]
16. Пищик В.Я., Прудникова A.A. Тенденции развития российского валютного рынка в контексте глобальных структурных трансформаций и режима санкций // Проблемы прогнозирования. 2018. № 6 (171). С. 140-149.[Pishchik V.Ya., Prudnikova A.A. Tendencii razvitiya rossijskogo valyutnogo rynka v kontekste globalnykh strukturnykh transformacij i rezhima sankcij // Problemy prognozirovaniya. 2018. No. 6 (171). S. 140-149. (ln Russ.)]
17. Borio C., Galati G., Heath A. FX reserve management: Trends and Challenges. BIS Papers. 40. Basel, Switzerland. May 2008. 30p. URL: https://www.bis.org/publ/bppdf/bispap40.pdf
18. Крылова Л.В. Доллар США в валютной структуре международных резервов // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 5. С. 110-119. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-5-110-119.[Krylova L.V. Dollar SShA v valyutnoj strukture mezhdunarodnykh rezervov // Economics, taxes & law. 2020. No. 5. S. 110-119. (In Russ.)]
19. Булатов А.С. Новые тренды в движении капитала в мире и России //Вопросы экономики. 2023. № 9. С. 6583. DOI 10.32609/0042-8736-2023-9-65-83 [Bulatov A.S. Novye trendy v dvizhenii kapitala v mire i Rossii // Voprosy ekonomiki. 2023. No. 9. S. 65-83. (In Russ.)]
Статья поступила в редакцию 31.10.2023. Статья принята к публикации 04.12.2023.
Для цитирования: Л.В. Крылова, А. Ф. Мудрецов, А.А. Прудникова. Значение международных резервов в глобальной системе антикризисного финансирования // Проблемы прогнозирования. 2024. № 3 (204). С. 141-150. DOI: 10.47711/0868-6351-204-141-150
Summary
SIGNIFICANCE OF INTERNATIONAL RESERVES IN THE GLOBAL ANTI-CRISIS FINANCING SYSTEM
L.V. KRYLOVA, Doct. Sci. (Econ.), Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-9950-8060
A.F. MUDRETSOV, Doct. Sci. (Econ.), Institute of Market Problems, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4683-177X
A.A. PRUDNIKOVA, Cand. Sci. (Econ.), Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5595-2303
Abstract. The article analyzes parameters characterizing anticrisis financing of the global financial safety net (GFSN) with an emphasis on international reserves. A new approach was used, in which the analysis was carried out through the prism of the global currency liquidity concept. The article shows the role of international currency reserves as a key element providing interconnection, on the one hand, of official and private components of global liquidity, and, on the other hand, of national and international currency systems. Facilitating the redistribution of global currency liquidity, reserves are at the same time free from the disadvantages inherent in other components of the global financial safety net.
Keywords: international reserves, global financial safety net (GFSN), global liquidity, anticrisis financing, regional financial mechanisms (RFM), IMF, swap lines.
Received 31.10.2023. Accepted 04.12.2023.
For citation: L.V. Krylova, A.F. Mudretsov, andA.A. Prudnikova. Significance of International Reserves in the Global Anti-Crisis Financing System // Studies on Russian Economic Development. 2024. Vol. 35. No. 3. Pp. 423-429. DOI: 10.1134/S1075700724030080