Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
измерений. В интересах всех стран, измерения, где бы они не выполнялись, должны быть согласованы, чтобы результаты измерений одинаковых величин, полученные в разных местах и с помощью различных измерительных средств, были бы воспроизводимы на уровне требуемой точности. Эти требования способна обеспечить стандартизация на международном, региональном и национальном уровнях.
Технический контроль - неотъемлемый вид метрологической практики. Такой контроль осуществляется по количественным и качественным показателям. Однако при любых обстоятельствах контроль нельзя рассматривать вне связи с измерением.
Для полноценного функционирования любого предприятия требуется соответствующее его профилю деятельности метрологическое обеспечение.
Метрологическое обеспечение (МО) - установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Взаимозаменяемость деталей и элементов конструкций, имеющая огромное значение в промышленном производстве, возможна только при условии
широкого применения систем измерений и обеспечения единства измерений при необходимой их точности.
Измерения проводят при учете материальных ценностей, энергетических ресурсов, для охраны окружающей среды и обеспечении безопасности труда.
Сертификация продукции, работ и услуг заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям и напрямую связана с качеством. Некачественная продукция не может быть сертифицирована.
Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности продукции, работы и услуги. И поэтому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля - государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией.
Библиографическая ссылка
1. Курзенков Г. А. Основы метрологии в авиаприборостроении. М. : Изд-во МАИ, 1990. 312 с.
© Анисимова А. А. Пашков Р. С., 2013
УДК 629.73.08; 629.7.004.67
Л. В. Байкина, С. В. Полежаев Научный руководитель - Л. Г. Феофанов. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗНАЧЕНИЕ МЕТРОЛОГИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Показано развитие метрологической службы на авиапредприятиях Гражданской авиации.
Безопасность воздушного движения напрямую связана с уровнем эксплуатационного состояния летательных аппаратов и технических средств обеспечения воздушных сообщений, требования к которым регламентируются комплексом государственных и отраслевых стандартов, метрологических правил и норм. Измерительные средства имеют огромное значение в безопасной эксплуатации летательных аппаратов, так как они дают непосредственное представление о характеристиках полета. Из этого следует, что более безопасным будет полет на воздушном судне, которое прошло все необходимые метрологические измерения и их корректировки.
На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции. И только достоверность и соответствующая точность результатов измерений обеспечивает правильность принимаемых решений на всех уровнях управления. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям и возможным авариям.
Дальнейшее развитие метрологии привело к тому, что в СССР в 1978 году была образована единая структура метрологической службы Гражданской Авиации [1]. Однако лаборатории измерительной
техники на предприятиях ГА существовали и ранее. С 1978 года организовываются базовые поверочно-ремонтные лаборатории во всех территориальных управлениях (при наиболее крупных предприятиях этих управлении). К середине 80-х годов XX века удалось охватить метрологическим обслуживанием практически все предприятия и организации гражданской авиации в полном объеме. С началом рыночных реформ и развалом единой системы гражданской авиации положение с авиационной метрологией начало ухудшаться. В1995году было введено «Положение о метрологической службе гражданской авиации Российской Федерации», однако, при отсутствии финансирования, существенных улучшений не произошло. В настоящее время некоторые малые авиапредприятия и отдельные объекты Росаэронавигации в отдаленных районах страны не охвачены метрологическим обслуживанием полностью или частично.
Метрология ГА решает следующие задачи:
• Обеспечение единства и требуемой точности измерений при создании, эксплуатации, ремонте АТ и СНО.
• Определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, испытаний, эксплуатации, ремонта АТ и СНО.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
• Создание эталонов единиц величин и внедрение средств измерений специальных средств измерений, применяемых для контроля параметров АТ и СНО в процессе эксплуатации и ремонта.
• Осуществление метрологического контроля путем поверки и калибровки средств измерений, проверки своевременности представления их на поверку (калибровку).
• Осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки (калибровки) средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
• Разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения производственной деятельности ГА [2].
• Испытания и сертификация специальных средств измерений, определение вида их метрологического обслуживания (поверка или калибровка), ведение ведомственного реестра [3].
Все эти мероприятия обеспечивают контроль над средствами измерения у наземных служб, а также контроль в воздухе, что гарантирует безопасность воздушных перевозок.
Как и любая наука, метрология имеет ряд особенностей:
• Непосредственная связь с обеспечением безопасности полетов.
• Обслуживание, кроме средств измерений общего назначения, широкого спектра специальных отраслевых средств.
Весь контроль за, метрологическими измерениями в РФ осуществляется по следующей структуре:
• Подразделение главного метролога ГА
• Головные и базовые организации метрологической службы
• Ответственные за метрологическое обеспечение в Региональных управлениях воздушного транспорта.
• Центры авиационной метрологии.
• Метрологические службы юридических лиц.
Мероприятия осуществляют контроль над всеми
метрологическими службами Гражданской Авиации по всей территории РФ. Однако хотелось бы сказать, что в современной метрологии наметилась тенденция к усложнению контроля качества приборов [4]. Это усложняет настройку, и контроль за средствами измерения, так как некоторые метрологические приборы РФ закупает у других стран, что затрудняет их эксплуатацию, вследствие того, что ремонт и обслуживание происходит в странах - изготовителях.
В конце хотелось бы сказать, что большинство авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора (около 75 %), также катастрофы случаются по причине отказа технических средств (около 20 %). Дальнейшее повышение безопасности полетов может быть достигнуто совершенствованием работы метрологических служб.
Библиографические ссылки
1. Крылова Т. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. М. : Изд. об. ЮНИТИ, 1998.
2. Чинючин Ю. М. Методология и современные научные проблемы технической эксплуатации ЛА : учеб. пособие. М. : МГТК ГА, 1999.
3. Елисов Л. Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе. М. : Воздушный транспорт, 1999.
4. Baikina L. V., Polezhaev S. V. Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshet-nev, Russia, Krasnoyarsk.
© Байкина Л. В., Полежаев С. В., 2013
УДК 656.7:338; 656.7:658
Б. А. Борисов, Н. В. Иванов Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОГО
ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЯ
За несколько десятилетий почти полностью обновился парк эксплуатируемых самолетов, заменяя их оборудованием 100, ил-76мд-90а, ПАК ФА, и др.). Новые требования, предъявляемые к самолету, заставляют пересматривать характеристики всего электротехнического оборудования, в том числе и электрических машин. Снижаются их масса и габариты, возрастают окружающие температуры и механические воздействия, их облик становится совершенно другим. Самые главные требования к идеальной электромашине это низкая масса, меньшие габариты и, конечно же, мощность.
1. Техническое задание на разработку авиационных электрических машин.
Разработка АЭМ (авиационные электрические машины) ведется по техническим заданиям (ТЗ), ко-
торый выдаются заказчиком. Все технические данные машины и другие требования должны соответствовать государственным и отраслевым стандартам.
1. Назначение и область использования.