УДК 316.46:355
С.Н. Смеянов
к.п.н., старший преподаватель кафедры УПДП ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ Е-тай: [email protected] М.И. Перепёлкин курсант факультета ИАО ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, РФ
ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРОВ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация
Рассмотрена проблема лидерства в воинском коллективе. Определена роль лидерства и лидеров в воинском коллективе.
Ключевые слова:
Лидерство, лидер, воинский коллектив
Существуют различные мнения в определении понятия лидерства. Наиболее полное определение сформулировал известный в этой области исследователь Юкл: «... лидерство включает влияние на цели в задачах и стратегии, влияние на обязательства и управляемость в поведении, сопровождающем задачи, направленные на достижение цели, влияние на групповую сплочённость и идентификацию...». [1]. Исходя из этого определения можно сформулировать основную задачу лидерства применительно к воинскому коллективу - создание целеустремлённой, сплочённой команды, усилия которой были бы направлены на достижение единой цели, отвечающей общей стратегии воинского коллектива в целом.
Поэтому при назначении младших командиров в структурных подразделениях следует очень внимательно относиться к выбору будущего руководителя. Командир любого структурного подразделения, являясь лидером воинского коллектива, в первую очередь является лидером формальным. При выборе руководителя, обладающего не только необходимыми профессиональными качествами, но и лидерскими качествами, то есть способностью вести за собой коллектив к достижению общей, поставленной руководством цели, успех подразделения в различных сферах его деятельности наиболее вероятен. А при правильном выборе младших командиров также может быть решена проблема возможных неуставных взаимоотношений.
Настоящий лидер в своей деятельности должен не только управлять, но и воодушевлять подчинённых своим оптимизмом, уметь вызвать у подчинённых желание пойти за своим командиром в любой ситуации, строить повседневную деятельность на взаимном доверии и уважении. Одним словом истинный лидер является руководителем по призванию. Но все-таки лидерству можно и нужно учиться. Многие люди имеют достаточный потенциал стать хорошими организаторами. Как и многие другие навыки, лидерство требует времени, тренировки и работы над ошибками. Одно из главных качеств, наличие которого делает человека лидером, это его способность заботиться о других. Также немаловажным качеством лидера является чувство поставленной цели. Лидер намечает цель и указывает куда двигаться. Главное призвание лидера -согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.
Люди следуют за лидером тогда, когда они разделяют его видение различных проблем и поставленные цели.
Самое эффективное руководство основано на личном примере, умении воодушевить, уважении и
умении быстро принимать решения.
Известный исследователь Залезник описывает лидеров, как «влияющих на настроение, вызывающих образы и надежды, утверждающих специфические желания и цели ... Конечным результатом подобного влияния является изменение мнения людей о том, что такое желательно, возможно и необходимо» [1].
По мнению авторов, успешный лидер в воинском коллективе должен обладать следующими характеристиками:
1. Уверенность в собственных силах, личностная харизма.
2. Способность разрабатывать несколько проблем одновременно.
3. Быстрая оценка и понимание ситуации.
4. Способность брать управление на себя.
5. Наличие цели.
6. Настойчивость в достижении поставленной цели.
7. Способность к сотрудничеству.
8. Инициативность.
9. Энергичность.
10. Идентификация себя с военным делом.
11. Чувство юмора.
12. Цельность личностного идеала.
13. Гибкость.
14. Устойчивость к стрессу.
15. Устойчивость в ситуации неопределённости.
Следует отметить, что в любом воинском коллективе наряду с формальной, то есть официальной структурой взаимоотношений существует и неформальная, то есть неофициальная структура взаимоотношений личного состава подразделения. При этом официальные взаимоотношения регламентируются уставами, а неофициальные не регламентируются никем и ничем. И для руководителя подразделения очень важно, чтобы неформальные группы не доминировали в коллективе. Для того чтобы контролировать влияние неформальных отношений в коллективе, руководитель должен иметь чёткое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Поняв сущность неформальной группы, руководитель должен сконцентрировать свои усилия на том, чтобы действия этой группы не только не противоречили концепции позитивного развития воинского коллектива, но и оказывали в этом содействие.
В контексте (официальной и неформальной структур взаимоотношений в воинском коллективе) под лидерством понимается поведение человека, обусловленное наличием способностей, качеств, которые обеспечивают ведущее положение в группе; а под руководством понимается поведение, обусловленное официальной ролью человека, на которого возложены функции управления коллективом.
Для вовлечения неформальных групп в концепцию позитивного развития воинского коллектива необходимо, в первую очередь, смириться с тем фактом, что неформальные группы существуют и будут существовать вне зависимости от того, что делает руководитель. Затем нужно попытаться понять, насколько может быть ценной неформальная группа в достижении целей структурного воинского подразделения, выявить неформальных лидеров, чтобы управлять ими для объединения своих усилий в необходимом направлении.
Таким образом, лидерство и лидеры в воинском коллективе играют существенную роль, и очень важно при выборе младших командиров производить тщательный отбор, для выявления лиц, наиболее способных к данному виду деятельности.
Список использованной литературы: 1. Мэтс Элвессон. Организационная культура/Пер. с англ. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр. 2005, - 460 с.
© Смеянов С.Н., Перепёлкин М.И., 2019