Научная статья на тему 'Значение изучения узбекского фольклора в начальных классах'

Значение изучения узбекского фольклора в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СКАЗКА / ПОСЛОВИЦА / ПОГОВОРГКА / НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ / FOLKLORE / UPBRINGING / SPIRITUAL VALUES / FAIRY TALE / PROVERB / TALK / FOLK WISDOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Латофат Рустамовна

В этой статье излагается о значении изучения узбекского фолклора. Приобретение подрастающем поколением великих духовных ценностей человечества и способности к самостоятельному. В произведениях узбекского фольклора, включённых в программу, наиболее глубоко и ярко переданы исторические, социальные, бытовые, этнографические особенности жизни народа. Очень важно влияние на воспитании и развитие моральный кодекса, свод правил поведения. Значение национальных пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Использование элементов устного народного творчества активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF STUDYING UZBEK FOLKLOR IN INITIAL CLASSES

This article outlines the importance of studying Uzbek folklore. The acquisition by the younger generation of the great spiritual values of humanity and the ability to independent. In the works of Uzbek folklore included in the program, the historical, social, everyday, ethnographic features of the life of the people are most deeply and vividly conveyed. It is very important to influence the upbringing and development of the moral code, a set of rules of conduct. The value of national proverbs and sayings enriches children, makes them more attentive to the word, to the language, and develops memory. The use of elements of oral folklore activates the mental activity of students, forms the need for self-improvement, self-acquisition, self-development.

Текст научной работы на тему «Значение изучения узбекского фольклора в начальных классах»

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЗБЕКСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Умарова Л.Р. Email: [email protected]

Умарова Латофат Рустамовна - преподаватель, 39-общеобразовательной школа Мархаматского района

Андижонанской области Республики Узбекистана, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье излагается о значении изучения узбекского фолклора. Приобретение подрастающем поколением великих духовных ценностей человечества и способности к самостоятельному. В произведениях узбекского фольклора, включённых в программу, наиболее глубоко и ярко переданы исторические, социальные, бытовые, этнографические особенности жизни народа. Очень важно влияние на воспитании и развитие моральный кодекса, свод правил поведения. Значение национальных пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Использование элементов устного народного творчества активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

Ключевые слова: фольклор, воспитание, духовные ценности, сказка, пословица, поговоргка, народная мудрость.

VALUE OF STUDYING UZBEK FOLKLOR IN INITIAL CLASSES

Umarova L.R.

Umarova Latofat Rustamovna - teacher, 39TH SCHOOL OF THE MARKHAMAT DISTRICT OF ANDIJONIANREGION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article outlines the importance of studying Uzbek folklore. The acquisition by the younger generation of the great spiritual values of humanity and the ability to independent. In the works of Uzbek folklore included in the program, the historical, social, everyday, ethnographic features of the life of the people are most deeply and vividly conveyed. It is very important to influence the upbringing and development of the moral code, a set of rules of conduct. The value of national proverbs and sayings enriches children, makes them more attentive to the word, to the language, and develops memory. The use of elements of oral folklore activates the mental activity of students, forms the need for self-improvement, self-acquisition, self-development.

Keywords: folklore, upbringing, spiritual values, fairy tale, proverb, talk, folk wisdom.

УДК: 373

Забота о полноценном художественном развитии учащихся начальных классов была всегда свойственна школе. Но сегодня, пожалуй, особенно остро осознаётся всем нашим обществом необходимость того, чтобы растущий человек приобрёл острую потребность в «присвоении» великих духовных ценностей человечества и был способен к самостоятельному творческому общению с произведениями художественной литературы.

В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев

произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением учащихся к прочитанному материалу, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Однако способность к образному анализу художественного текста сама собой не формируется. Поэтому нужно учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над художественным произведением, а, значит, - о человеке и о жизни в целом [1, с. 22].

Тематика произведений, включённых в программу книг для чтения в начальных классах (с русским языком обучения), постоянно расширяется, от класса к классу. Углубляются знания учащихся о своей Родине, о своём народе. Ученики приобщаются к национальной культуре, к обычаям, традициям той страны, которую они считают Родиной.

Основной национальной культуры любого народа является его фольклор-произведения, созданные народом на протяжении многовековой истории. Это - и меткие пословицы и поговорки, впитавшие мудрость наших предков, и различные загадки, народные песни, мифы, и, конечно же всеми нам любимые сказки -художественные творения, в которых отразилась история народа, особенности его быта, мировоззрения. Мудрость сказок передавалась от поколения к поколению. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывают острые, занимательные сюжеты сказок, необычность обстановки, в которой развиваются события; привлекают герои - смелые, мильные, находчивые люди. В сказках всегда побеждают добрые силы. Именно это импонирует ученикам начальных классов, потому что они продолжают оставаться детьми, которые оперируют теми моральными понятиями и образами, которые им знакомы с малых лет. Чаще других в их роли выступают смелость, честность, трудолюбие, доброта. И наш узбекский фольклор, как никакой другой, богат ими.

Узбекские сказки, включённые в программу по чтению в начальных классах также, как и произведения русского фольклора и фольклора других народов, базируются на этих принципах. В первом классе изучается разные народные сказки, пословицы, поговорки. Ученики знакомятся с народной мудростью и народными приметами. Из сказок ученики узнают то, что не всегда можно победить силой, что дружба и добро сильнее. Во втором классе ученики знакомятся с бытовыми сказками, на примере узбекской народной сказки. «Царь и дитя», сказками о животных «Хвастливый заяц». Третий класс представлен такими сказками как «Дочка -умница», «Эгры и Тугры» и легендой «Волшебный дутар». Пословицы и поговорки, афоризмы Навои, включенные в книгу, продолжают помогать полному восприятию предложенных ситуаций в сказках. В книгу для чтения 4-го класса вошли такие народные произведения, как: «Рассказ об Афанди», показывающий ничтожность того, кто думает только о себе, и прословляющий тех, кто думает о соих потомках, и которые без зазрения совести могут назвать себя «настоящими». Узбекская монументальная сказка «Фарзад и Ширин», также включённая в состав изучаемых произведений славные предки нашей родины «Ахмад ал-Фергани», «Фараби», «На приёме у султана», «Ученики Ибн Сино», «Навои и пастух», «Сахибкиран» [2, с. 48]. Наша восточная мудрость всегда учила младшее поколение прислушиваться к ритмике своей земли. Материал подается так, чтобы ученики увидели всю многогранность взаимоотношений наших предков.

В произведениях узбекского фольклора, включённых в программу, наиболее глубоко и ярко переданы исторические, социальные, бытовые, этнографические особенности жизни народа нашей страны. Их герои, которые отважно борются ха народное счастье, мужественно побеждают страшных чудовищ и других недругов, всегда помнят о своей Родине, любят её больше всего на свете. Герои узбекских сказок более близки нашим школьникам, чем самим героям, например, русских сказок

как Илья Муромец и др. Они окружают их с детства, начиная с колыбельной матери, и дальше сопровождают их всё детство. Дети часто сравнивают себя с героями сказок, именно своей земли, своей страны, потому что они думают и переживают также, как и их герои. У них общие корни, общие корни, общая родина и общая трепетная забота о ней. Но несмотря на это, можно провести параллель между нашими узбекскими сказками и сказками других народов. Возьмём, к примеру, узбекскую народную сказку «Дочка-умница» и сравним её с белорусской народной сказкой «Мужик и вельможа». Герои этих сказок раскрывают нам взаимоотношения богатых и бедных, рассказывают об обмане, хитрости и жадности, присущим богатеям. В противовес им поставлены справедливость, честность, порядочность, открытость и твёрдость убеждений простого трудового народа. Конечно, герои каждой из этих сказок привязаны к национальным особенностям своей страны. Их надежды, мечты и помыслы строго ориентированы на национальный менталитет. Но по своей сути они несут общую, единую направленность. Они учат любить людей независимо от их положения в обществе, и тому что добром всегда отвечают на добро. Очень важно влияние на воспитании и развитие моральный кодекс, свод правил поведения. Значение национальных пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память [3, с. 76]. Например, такие пословицы как: «Украшение дастархана - хлеб поджаристый, румяный». «И маленькая крошка - для воробья лепёшка», «Хлеб на столе - мир на земле» -воспитывают у учеников начальных классов уважительное отношение к хлебу помогают учеников начальных классов уважительное отношение к хлебу помогают ученикам понять истинную цену крошки хлеба, уроненной со стола. В этот же ряд можно поставить высказывания А.Навои, основанные на мудрости узбекского народа. «В богатстве и достатке счастья нет, а в жадности - причина многих бед», «лишь кто честен и порядочен во всём, тому добро оплатится добром» эти строки есть ничто иное, как назидание будущему поколению.

Знакомясь с произведениями узбекского фольклора на уроках, дети параллельно сравнивают загадки, пословицы, поговорки, услышанные от родителей, бабушек, дедушек, и те с которыми ознакомились в процессе учёбы. Можно также давать ученикам самим составлять собственные концовки сказок, сочинять сказки наизнанку. В конце изучения раздела проводятся обобщающие уроки-праздники, для того, чтобы ученики лучше запоминали прошлую жизнь предков, их обряды обычаи и верования. Таким образом использование элементов устного народного творчества помогает «открыть глаза на мир», активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

Хотелось бы чтобы весь материал собранный в книгах для чтения в начальных классах, натолкнул юных читателей на размышления о цели, смысле жизни, о нравственных ценностях, завещанных нам народом, научили их различать добро и зло, бить справедливыми и добрыми отважными и смелыми. Пусть они научат их любить родной край, вселят в них дух уверенности, бодрости, напомнит, что добрые силы должны быть активными, непримиримыми ко злу и лжи.

Список литературы /References

1. Книга для чтения - 4 класс. (Методическое пособие для учителей, работающих в 4 классе по внедрению передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий). Ташкент 2017 г.

2. Книга для чтения - 1-4 классы школ общего среднего образования с русским языком обучения. «Узбекистан». Ташкент 2019, 2018, 2016 гг.

3. Ibragimov O. O'zbek musiqa ijodi. T., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.