Научная статья на тему 'Значение исправления функциональных нарушений зубочелюстной системы в практике дефектологии'

Значение исправления функциональных нарушений зубочелюстной системы в практике дефектологии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Патюков В. В.

In the given article is shown the well-known problem of influence of harmful habits of tongue in some aspects: speech therapy, orthodontics and generalsomatic. The author presents effective methods of removal of harmful habits with the help of special training devices. These training devices were applied with 32 male and female patients from 4 to 21 years old. The treatment was carried out during 6 weeks with positive result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of removal of malfunction of dental-jaw system in speech therapy practice

In the given article is shown the well-known problem of influence of harmful habits of tongue in some aspects: speech therapy, orthodontics and generalsomatic. The author presents effective methods of removal of harmful habits with the help of special training devices. These training devices were applied with 32 male and female patients from 4 to 21 years old. The treatment was carried out during 6 weeks with positive result.

Текст научной работы на тему «Значение исправления функциональных нарушений зубочелюстной системы в практике дефектологии»

К 1-й группе, с высокой распространенностью, относятся Тимашевский, Лабинский, Северский районы и города Кропоткин, Армавир. Ко 2-й группе - со средней, относятся г. Краснодар, Апшеронский, Темрюкский, Крымский, Выселковский, Тихорецкий районы. К 3-й группе - с низкой распространенностью - Республика Адыгея, Кавказский, Новопокровский, Успенский, Динской, Кореновский и другие районы.

При сопоставлении полученных данных с экологическим состоянием районов использовался медикоэкологический атлас Краснодарского края под ред. профессора П. Ф. Нефёдова [2]. Выяснилось, что большинство районов 1-й группы расположены на территориях, экологически неблагоприятных, с высоким содержанием пестицидов в почве (более 2 кг/га), техногенными выбросами от 10 000 т и выше и высокой загрязненностью сточных вод. Районы 3-й группы расположены на экологически благоприятных территориях -Отрадненский, Успенский, условно благоприятных -Каневский, Кущевский и неблагоприятных территориях -Ленинградский, Павловский районы.

Таким образом, мы пришли к предварительному заключению, что:

- результаты распространения клинико-анатомических форм НГН соответствуют общероссийским данным;

- динамика возникновения врожденной патологии

лица имеет волнообразный характер, и в последние годы наблюдается тенденция к снижению;

- частота рождения детей с этой аномалией в районах Краснодарского края не имеет прямой зависимости от антропогенной нагрузки на окружающую среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова С. В., Фролова Л. Е., Загирова А. Ф. Врождённые пороки развития лица и челюстей у детей // Стоматология. 1996. № 1. С. 61-63.

2. Медико-экологический атлас Краснодарского края / Под ред. П. Ф. Нефёдова. Краснодар, 2002. 120 с.

V I. SHULJENKO, A. F VERAPATVELYAN, E. A. PLECHOVA, Y. I. GNUCHEVSKAJA,

Y. A. VASILJEV

STATISTICAL ANALYSIS OF BIRTH FACE DE-FECTON CHILDREN OFKRASNODAR REGION

Cleft of lip andpalate the most common of the congenital anomalies in Krasnodar region general Russian Count. Dynamic occur of analysis have frequently characterization, from 85 to 160 incidence per 100 000 newborns. From year 2001 have tendention to decrease.

There is a tendency about close relation ship between bad ecology andfrequently increasing of congenital anomalies Cleft of lip and palate of Krasnodar region.

В. В. ПАТЮКОВ

ЗНАЧЕНИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ В ПРАКТИКЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Стоматологическая поликлиника Кубанского государственного медицинского университета

Задачей дефектологии является развитие речи, что невозможно без правильно реализуемых функций зубочелюстно-лицевой области и первично должно базироваться на их верной организации. Например, функции дыхания, которая состоит из трех последовательных ритмичных фаз, функции глотания, работы ответственных анатомических структур: языка, губ, щек, зубов с альвеолярными отростками, челюстей, особенностей прикуса, жевания, речи и т. д. В частности, язык -мышечный орган полости рта со сложно организованными функциями. Обучение этой структуры - сложный логически последовательный процесс. Комплексная диагностика нарушений местного или системного неврологического характера проводится при выявлении данных нарушений. Затем осуществляется нормализация морфофункциональных основ по медицинским показаниям (укорочение, аномальное развитие или прикрепление уздечек губ и языка, макроглоссия и т д.), далее следуют миотерапевтические методы с или без применения дополнительных приспособлений (аппараты, пластинки, указки и т. д.). Достаточно важным моментом является первичное исправление неправильной функции, привитие пациенту чувства стойкой мышечной памяти положения языка в покое и во время глотания, дыхания, а затем переход к обучению и тренировке речи [1, 2, 3, 4], что в дальнейшем повлияет на прогноз, перспективы обучения и возможность устранения рецидива проблемы.

Целью настоящего исследования стало совер-

шенствование методики обучения правильному положению языка и губ в покое и в момент глотания с помощью специальной указки и каппы-трейнера.

Задачами были: изготовление специальной каппы-трейнера, разработка конструкции указки и контроль с её помощью результатов обучения, предоставление пациентам (их родителям) понятных методических рекомендаций, устранение сопутствующих, усугубляющих проблему вредных привычек.

Важным моментом являлась нормализация нарушенного дыхания этим же приспособлением с применением дыхательной гимнастики. Согласно нашим наблюдениям этой вредной привычке сопутствуют другие проблемы, являясь целым патологическим комплексом с функциональными и морфологическими нарушениями из смежных областей (дыхания, жевания, глотания, речи).

Материалы и методы

После обследования органов и тканей полости рта общепринятыми медицинскими методами, в соответствии со стандартной методикой снимались оттиски челюстей альгинатной массой, отливались гипсовые модели. Из специальных заготовок “ПРО-ФОРМ”, “СОФТ-ЕВА”(США) или Temporary Splint (США), на которые клеится самотвердеющая пластмасса Stady Resin (Германия) с использованием ортодонтической проволоки толщиной 1 мм на аппарате АПИК-1 (Россия) пневмовакуумным способом на гипсовой модели

УДК 616.314.- 007.26- 053.4.-07-084

УДК 616.314+616.716.8]-007-08

изготавливалась эластичная каппа [5] со специальными элементами. На модели происходили обработка и адаптация полученной эластичной каппы. Для реализации курса мы действовали согласно самостоятельно разработанной методике. Язык условно делился на 3 зоны. Работа проводилась сначала с каждой зоной отдельно для формирования стойкой памяти положения, а затем со всеми одновременно. Для контроля правильности формирования и закрепления полученных навыков доктор (дефектолог) пользовался предложенной нами указкой, проверяя усвоение каждого этапа. Затем каппы припасовывались в клинике, пациент обучался правилам пользования. Особое внимание необходимо уделить обучению пациента и его сопровождающих правильному пользованию тренажером.

Специально для родителей разработана понятная инструкция к применению и контролю за выполнением упражнений. Осуществление контроля по правильности использования тренажёра необходимо было производить через 2 и 4 недели, а систематический контроль - в течение лечения. В среднем продолжительность курса лечения составляла 1,5 месяца.

Материалы собственных исследований: на протяжении последних 6 месяцев под нашим наблюдением лечение проходили 32 пациента в возрасте от 4 до 21 года обоих полов, часть из которых проходит или будет проходить ортодонтическую коррекцию. Все без исключения случаи дали хорошие первичные результаты применения специальных индивидуальных капп и указок, что дает надежду на полный успех лечебных мероприятий.

Данные каппы характеризуются широкой доступностью, быстротой изготовления, простотой припасовки, легкостью в применении и уходе, эстетичностью внешнего вида, атравматичностью конструкции, отсутствием вредных компонентов в составе и существенно упрощают лечебный процесс в целом. При систематическом применении каппа дает хорошие результаты. В данном случае необходим комплексный (коррекционно-развивающая терапия), индивидуальный подход с вовлечением при необходимости в работу дефектолога (в том числе биоэнергопластика), логопеда, психолога.

Идея устранения вредных привычек и привития навыков правильного положения языка, а также пере-

вод их в стойкую мышечную память важна изначально. В данной ситуации на первое место выступает логопедия с постановкой речи. Это необходимо в качестве фундаментальной морфологической основы обучению речи и дальнейшего правильного роста и развития зубочелюстной, дыхательной и смежных областей, профилактики рецедивов вредных привычек при неправильном положении языка, ротовом дыхании и др., а также благоприятного прогноза обучения и здоровья. При наличии же правильно сформированной, гармоничной базы - обучение речи, имеющей огромное значение для формирования полноценной личности в индивидуальном плане и социуме.

Соответственно, можно сделать вывод, что использование индивидуальных капп и указок для решения обозначенных проблем является эффективным средством, которое можно рекомендовать к широкому использованию в ортодонтической и логопедической практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хорошилкина Ф. Я., Малыгин Ю. М., Агаджанян С. X. Профилактика зубочелюстных аномалий. Ереван: Луйс, 1986. 145 с.

2. Хорошилкина Ф. Я. Руководство по ортодонтии. М.: Медицина, 1986. С. 213-227.

3. Персин Л. С. Ортодонтия. М.: Инженер, 1998. 83 с.

4. Калвелис Д. А. Ортодонтия. М.: Медицина, 1994. С. 218227.

5. Патюков В. В., Пискунов А. П. Применение индивидуальных капп в парадонтологии // Актуальные вопросы стоматологии: Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2002. С.100.

V V PATYKOV

THE IMPORTANCE OF REMOVAL OF MALFUNCTION OFDENTAL-JA WSYSTEM IN SPEECH THERAPY PRACTICE

In the given article is shown the well-known problem of influence of harmful habits of tongue in some aspects: speech therapy, orthodontics and generalsomatic. The author presents effective methods of removal of harmful habits with the help of special training devices. These training devices were applied with 32 male and female patients from 4 to 21 years old. The treatment was carried out during 6 weeks with positive result.

Ф. С. АЮПОВА, О. А. ПАВЛОВСКАЯ

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗУБОЧЕЛЮСТНЫМИ АНОМАЛИЯМИ, СОЧЕТАЮЩИМИСЯ С НЕСОВЕРШЕННЫМ АМЕЛОГЕНЕЗОМ

Кафедра детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии Кубанского государственного медицинского университета

В клинику детской стоматологии нередко обращаются дети с зубочелюстными аномалиями и жалобами на повышенную чувствительность, изменение цвета и целостности твердых тканей зубов. При стоматологическом обследовании выявляются дефекты коронок зубов и зубочелюстные аномалии, которые сопровождаются значительными морфологическими, функциональными и эстетическими нарушениями. Такие пациенты нуждаются в оказании комплексной помощи, постоянном и длительном взаимодействии детского сто-

матолога-терапевта и ортодонта. Сочетание несовершенного амелогенеза с зубочелюстными аномалиями создает сложные условия для эффективной работы как детского стоматолога-терапевта, так и ортодонта. Гиперестезия, изменение структуры твердых тканей зубов затрудняют фиксацию съемных и несъемных ор-тодонтических аппаратов. Не вызывает сомнения, что гиперестезия твердых тканей зубов затрудняет индивидуальную гигиену полости рта и использование ортодонтических конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.