Научная статья на тему 'Значение характера в самореализации и саморегуляции творческой личности'

Значение характера в самореализации и саморегуляции творческой личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1885
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВ / АКЦЕТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / SELF-REALIZATION / SELF-REGULATION / CREATIVE PERSONALITY / ACCENTUATION OF NATURE / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесниченко В. О.

В статье рассматриваются некоторые особенности самореализации и саморегуляции творческой лич- ности. Предлагается анализ проблемы психологического сопровождения и преодоления проблем, связанных с реализацией креативности. Рассматривается взаимосвязь креативности («творческости») личности и ее самореализации в аспекте опосредованности ее акцентуациями характера. Показано, что наличие гипер- тимной акцентуации сопровождается высокой самореализацией личности, а тревожно-боязливая, педан- тичная, дистимная и аффективно-экзальтированная акцентуации связаны с низкой самореализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE NATURE INTO SELFREALISATION AND SELFREGULATION OF A CREATIVE PERSONALITY

The article deals with some peculiarities of self-realization and self-regulation of a creative personality. The analysis of the problem of psychological support and overcome the problems associated with the implementation of creativity. Discusses the relationship of creativity personality and its self-realization in the aspect of indirectness of her accentuations character. It is shown that the presence of accentuation accompanied by high self-realization of a personality, and a fearful, pedantic, affective-exalted memory accentuation associated with low self-realization.

Текст научной работы на тему «Значение характера в самореализации и саморегуляции творческой личности»

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923

В.О. КОЛЕСНИЧЕНКО

старший преподаватель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

UDC 159.923

V.O. KOLESNICHENKO

senior Lecturer, Department of Theory and History of Social Pedagogy and Social Work, Orel State University E-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА В САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

THE SIGNIFICANCE OF THE NATURE INTO SELF-REALISATION AND SELF-REGULATION

OF A CREATIVE PERSONALITY

В статье рассматриваются некоторые особенности самореализации и саморегуляции творческой личности. Предлагается анализ проблемы психологического сопровождения и преодоления проблем, связанных с реализацией креативности. Рассматривается взаимосвязь креативности («творческости») личности и ее самореализации в аспекте опосредованности ее акцентуациями характера. Показано, что наличие гипер-тимной акцентуации сопровождается высокой самореализацией личности, а тревожно-боязливая, педантичная, дистимная и аффективно-экзальтированная акцентуации связаны с низкой самореализацией.

Ключевые слова: самореализация, саморегуляция, творческая личность, креатив, акцетуации характера.

The article deals with some peculiarities of self-realization and self-regulation of a creative personality. The analysis of the problem of psychological support and overcome the problems associated with the implementation of creativity. Discusses the relationship of creativity personality and its self-realization in the aspect of indirectness of her accentuations character. It is shown that the presence of accentuation accompanied by high self-realization of a personality, and a fearful, pedantic, affective-exalted memory accentuation associated with low self-realization.

Keywords: self-realization, self-regulation, creative personality, creativity, accentuation of nature.

Одной из самых важных и востребованных человеческих деятельностей является творческая деятельность. Изучение реализации человеком своей творческой сущности, творческой самореализации, актуально, так как общество нуждается в личностях с творческими способностями, преобразующими мир, созидающими его (В.Н. Дружинин, О.М. Разумникова, М.П. Челомбицкая, Д.Б. Богоявленская, С.В. Дубровина, Т.О. Гордеева). СЛ. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров указывали, что при рассмотрении творческого потенциала личности, ее творческих способностей необходим целостный подход. Необходимо обращение к личностным характеристикам творческого индивида, которые, по нашему мнению, недостаточно изучены, в частности, к его характеру.

Еще Ф. Гальтон утверждал, что талант и характер исчерпывают гениальность. Характер - инструментальный уровень личности, принимающий к исполнению ее жизненные смыслы и реализующий их в человеческих поступках. Он определяет синтетические, комплексные свойства личности (С.Л. Рубинштейн, В.И. Моросанова). Характерологические особенности, описываемые исследователями личностных черт творческого челове-

ка, его поведения, творческого результата (А. Маслоу, Р. Кеттелл, Я.А. Пономарев, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев, С.В. Сафонцева, Е.Л. Солдатова и др.), слишком разрозненны, неопределенны. Акцентуации характера могут быть приняты в качестве комплексов, обобщающих отдельные характеристики творческих личностей, указывающих на «места их наименьшего сопротивления». Изучая самореализацию личности в творчестве, мы рассматривали, какие особенности характера способствуют, какие препятствуют успешности «творческой судьбы» креатива (творческой личности) и как их можно учитывать. Так как, по С. А. Тетенову и И. С. Морозовой (2010), на самоактуализацию (мы, вместе с А. Маслоу, самореализацию отождествляем с самоактуализацией) личности можно повлиять. Нашей задачей было внести свой вклад в разработку и анализ проблемы психологического сопровождения творческой личности и помощи ей в преодолении проблем, связанных с реализацией креативности.

Л.С.Выготский показал, что развитие человека идет путем овладения им с помощью психологических средств собственным поведением. Для овладения своими психическими процессами он использует средства, направленные внутрь себя. Такие

© В.О. Колесниченко © V.O. Kolesnichenko

внутренние средства, по Я.А. Пономареву, один из показателей развития человека; это модель взаимодействия человека с окружающим - с продуктами труда, другими людьми и т.д. Уровень развития человека, как субъекта (активной, самостоятельной личности) обуславливает его индивидуальный паттерн саморегуляции.

На деятельность личности, ее социально-психологическую адаптацию влияют индивидуальные психофизиологические особенности. От свойств высшей нервной деятельности зависит интериори-зация средовых воздействий. По В.Д. Небылицыну, Е.А. Климову, В. А. Толочек, сила нервной системы и др. ее особенности способны оказывать положительное или ограничивающее влияние на результативность деятельности. Подобные особенности могут затруднять реализацию способностей и могут быть связаны с наличием некоторых акцентуаций характера. Так, темперамент, обусловленный характеристиками нервной системы, является основой для формирования характера. Исходя из этого, необходимо изучение возможностей успешного выполнения творческой деятельности лицами с разными биологически обусловленными особенностями психики. Таким образом, изучение самоактуализации возможно не только на личностном, но и на индивидном уровне. Тогда можно поставить вопрос о предрасположенности человека к самоактуализации в силу его индивидных качеств. Логично предположить, что креативное поведение может быть обусловлено акцентуациями характера как индивидуально-типологическими особенностями личности.

В нашем исследовании было показано, что самореализация креатива может быть опосредована следующими акцентуациями характера: гипертим-ной, дистимной, педантичной, тревожно-боязливой, аффективно-экзальтированной. Для аффективности-экзальтированности характерны сила и выраженность эмоционального реагирования, легкий восторг от радостных событий и отчаяние от печальных, легкое воодушевление, способность глубоко и горячо отдаваться делу, неумение приспособиться к повседневности. Для гипертимности характерен высокий уровень активности и настроения, предприимчивость, множество идей. Педантичности свойственны инертность психических процессов, негибкость мышления и поведения, гиперответственность, сомнения, мнительность, долгое переживание неудач. Тревожно-боязливость - это отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, сомнения, «самокопание», длительные рассуждения.

Самореализация возможна, когда человек познает и осознает свою природу, это позволит ему прилагать адекватные усилия к реализации способностей, своего личностного потенциала. С.В. Максимова указывала на то, что акцентуации характера могут быть психологическим барьером в творчестве. По П. Б. Ганнушкину, деятельность чувствительного и истощаемого в нервно-психическом смысле асте-

ника, например, малоэффективна; им трудно начать какое-то дело, они принимают решение, отступают, снова собираются с силами и т.д. (это возможно при дистимной и тревожно-боязливой акцентуациях). Особенности нервной системы являются «жесткими» образованиями, которые невозможно изменить, и их необходимо учитывать, приспосабливаться к ним (Л.Б. Ермолаева-Томина). Например, осуществлять определенную подготовку к творческой работе, вносить изменения в ее процесс, осуществлять саморегуляцию психофизиологического состояния (Л.Г. Дикая, В.В. Семкин, В.И. Щедров, В.А. Толочек), соблюдать режим труда и отдыха, то есть осуществлять психорегуляцию творческой деятельности (А. Л. Гройсман) и т.д.

Творческой личности важно уметь анализировать и регулировать свои психические состояния, развиваться личностно и адаптироваться к различным ситуациям. Поэтому наше исследование связано с проблемами индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, В.А. Толочек), саморефлексии (по Я.А. Пономареву, рефлексия обслуживает механизм творчества) и саморегуляции творческого поведения (В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова, Е.А. Аронова). По нашему мнению, творческой личности, имея при определенном типе акцентуации важно учитывать свои характерологические особенности в поведении, творческой деятельности. Это она сможет осуществлять, определив, самостоятельно или с помощью психолога, черты характера (акцентуаций), которые могут способствовать творческой самореализации или затруднять ее, что будет являться психологической информацией (Г.С. Абрамова, 2005) и одновременно психологической помощью для нее. Так, дистимная акцентуация проявляется пассивностью и нерешительностью, тревожно-боязливость - мнительностью и страхами, педантичность - колебаниями и невозможностью принять решение. Напротив, гипертимность может дать творческой личности необходимую активность, стойкость в преодолении трудностей в работе. В работе над собой важно осознавать и принять то, что путь творческой самореализации требует тяжелого труда, самоуправления и самопринуждения, то есть значительных волевых усилий, самопознания, умения преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Поэтому можно говорить о важности предоставления психологической помощи потенциально творческой личности (мы выделяем понятия актуально творческая личность и потенциально творческая личность, то есть проявляющая и не проявляющая творческую активность) в самореализации, умения помогать личности в реализации ее возможностей (В. А. Толочек, 2010), в развитии ее саморегуляции (А.К. Осницкий, 2007), в том числе, по нашему мнению, в решении проблем, обусловленных ее особенностями характера.

В эмпирической части исследования мы изуча-

ли взаимосвязь акцентуаций характера с креативностью и их возможное влияние на самореализацию личности. Исходя из характеристики определенного типа акцентуации, мы делали предположения о том, как она может влиять на поведение и самореализацию творческой личности. Затем эти предположения эмпирически проверяли. Нами выявлено, что аффективность-экзальтированность может опосредовать уменьшение самореализации креатива. Чем более выражена гипертимность, тем выше уровень самореализации личности; эта акцентуация может способствовать самореализации. Педантичность отрицательно связана с самореализацией: чем ярче у личности выражена педантичность, тем ниже уровень ее самореализации; чем выше уровень самореализации, тем менее характерна для личности педантичность. Тревожность-боязливость и дистимность также отрицательно связаны с самореализацией, то есть чем выше уровень тревожности-боязливости или дистимности личности, тем ниже уровень ее самореализации. И наоборот, чем выше уровень самореализации, тем менее свойственна личности дистимность и тревожно-боязливость.

Акцентуации характера обусловлены следующими факторами: 1) психофизиологическими (темпераментом и др.), 2) психологическими (мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферами), 3) социальными (семьей, воспитанием и др.). Самореализация личности предполагает: 1) мотивационный, 2) процессуальный и 3) результативный аспекты. Необходима высокая мотивация, чтобы реализовать способности успешно. Человек, имеющий высокий уровень активности, эмоциональной напряженности (мы думаем, это соответствует гипертимной акцентуации характера) и устойчивости имеет больше шансов для самореализации (3). Существует проблема готовности личности к самореализации. Готовность к самореализации соответствует готовности к творчеству, так как существенный момент творчества - желание самореализоваться.

По Е.Ф. Коломиец, основой стратегии самореализации является саморегуляция, которая опосредуется личностной креативностью и самоотношением. По М.Е. Богоявленской, саморегуляция - необходимый компонент одаренности творческой личности, она обеспечивает овладение деятельностью. Дефект в саморегуляции может тормозить развитие и реализацию творческих способностей. Существует гармоничный и дисгармоничный типы развития одаренности. Гармоничную одаренность определяют высокие способности, внутренняя мотивация деятельности, упреждающий тип саморегуляции. Внутренняя мотивация - это исследовательская позиция личности, формирование которой происходит еще в детстве, через требования к ребенку, содержание, методы и технологии его образования. Гармоничная одаренность соответствует позиции субъекта деятельности, «выращиваемой» в учебно-познавательной деятельности. Для ее формирования

необходимо «погружение» детей в образовательный процесс и среду общения, поддерживающую ценность познания. Таким образом, среда может тормозить и развивать одаренность. «Дисгармоничная» одаренность может быть связана с нарушениями в развитии личности, с игнорированием проблем ее возрастного развития. Жизненные обстоятельства могут также нивелировать одаренность. Если волевая регуляция недостаточна, недостаточны резервы организма, то стимулированная в детстве одаренность может угаснуть при тяжелых жизненных обстоятельствах и превышающих силы нагрузках. Проблемы одаренных личностей могут быть следствием нарушений высших психических функций, несформированностью познавательной мотивации, неадекватной образовательной средой, нарушением детско-родительских отношений. (1)

Для сохранения одаренности может быть необходима коррекционная помощь. При наличии высоких способностей и при деформации одаренности возможно ее корректирование через становление позиции субъекта деятельности. Задачей психологического сопровождения будет перевод личности с «дисгармоничного» типа одаренности на «гармоничный», а потенциальной креативности - в актуальную. Психокоррекция требует формирования саморегуляции с учетом индивидуальных предпочтений, с попыткой гармонизации внешних факторов. Коррекционно-развивающая работа с личностью будет способствовать стабильности и развитию способностей, одаренности в целом. (1)

Важную роль в личностном развитии играет рефлексия. Исследователи рефлексии (Ф.Е. Василюк, М.И. Гинзбург, Н.И. Гуткина и др.) считают рефлексивное знание результатом осмысления жизнедеятельности. В.В.Знаков считает ее механизмом самопонимания и самопознания. Личностная рефлексия обеспечивает успешность самореализации (особенно женщин). Это активность, сформирован-ность образа Я, гармоничное сочетание Я реального и Я идеального, самопринятие, удовлетворенность собой, сформированность приемов и способов рефлексии, навыков планирования деятельности. Личности необходимо осознание психологических механизмов, способствующих и препятствующих успешной реализации запланированного, умение осуществить самопомощь и самоподдержку. Н.Г. Шевченко составлена программа психологической помощи, способствующая успешной самореализации. Психологическая помощь по улучшению рефлексии достигается через реализацию следующих принципов: 1) принятие личности с ее достоинствами и недостатками; 2) понимание причин безуспешной самореализации; 3) использование диагностики, определение позитивных сторон личности; 4) учет индивидуально-личностных особенностей (интерио-ризация воздействий зависит от особенностей высшей нервной деятельности и обусловлена разными способностями); 5) опора на положительное в лич-

ности (с помощью позитивных сторон возможно частичное или полное преодоление безуспешной самореализации). Сформированная рефлексия становится детерминантой личностных изменений.

Процесс продуктивного мышления связан с личностными моментами познавательной деятельности. Инсайту (мгновенному обнаружению решения творческой задачи) предшествуют повышение эмоциональной активации мыслительного процесса и интенсификация рефлексии. Поскольку препятствием для развития творческого потенциала человека выступает его опыт, рефлексивные способности, развиваясь, обеспечивают обновление мышления, мировоззрения, ценностных ориентаций. Рефлексия - это переосмысление глубинных личностных структур, стереотипов, складывающихся в результате неразре-шенности конфликтов в ходе жизни человека. Часто, выбрав социальную позицию, определенную роль, мы не пытаемся что-либо изменить. Происходит «омертвение» мыслительных процессов, способности рефлексировать, то есть переосмысливать то, что происходит с нами в жизни и на основе этого открывать для себя новое в саморазвитии и самосовершенствовании. Важно преодоление такого состояния психики, нужно «оживлять», придавать гибкость мыслительному процессу. Необходимо восстанавливать способность рефлексивно мыслить, то есть видеть мир и себя целостно и адекватно, ценить процессы, происходящие внутри нас и в окружающей среде. Необходимо осуществлять рефлексивный анализ сбоев, противоречий, препятствующих конструктивному решению проблем; осознавать психологические ошибки, допущенные в процессе преодоления проблемно-конфликтных ситуаций, которые способствовали их обострению, что приводило к нарастанию напряжения, создавало ощущение тупика. Таким образом, умение рефлексировать - переосмысливать опыт деятельности - главная предпосылка саморазвития, что положительно сказывается на результатах жизнедеятельности (С.Ю.Степанов. А.В. Растянников, 2011).

Дж. Рензули, говоря о проблеме одаренности, предлагает концепцию взаимодействия 1) высокой креативности; 2) высокой увлеченности задачей (мотивационный компонент); 3) интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень. Развитие и актуализация способностей - аспект процесса самореализации. По Л.А. Коростылевой, самореализация предполагает гармоничное развитие аспектов личности приложением адекватных усилий для раскрытия индивидных и личностных потенциалов. Она достигается только тогда, когда имеется сильный побудительный мотив личностного роста. Самореализация включает следующие блоки:

1) «хочу» (аутентичность, эмоциональная сфера),

2) «надо» (саморегуляция и социальный запрос) и

3) ценностные ориентации.

Мотивацию поведения детерминируют тенденция к достижению желательного состояния и избега-

ние отрицательного состояния. От мотивации зависит, насколько активно человек использует ресурс компетентности и творческого мышления, что является показателем его самореализации. Внутренний стимул творческой активности - ориентация на успех, который регулирует творческую деятельность. Высокая мотивация к успеху сопровождается высокой креативностью личности. По Дж. Рензули, креативность - область пересечения трех структур: 1) компетентности (общие, специальные и методические знания), 2) умения творчески мыслить (гибкость в решении проблем) и 3) мотивации. Мотивация предполагает, что внутренняя заинтересованность и ориентация на успех ведут к творчеству скорее, чем внешний стимул.

По М. Зелигману (1997), оптимистическое и конструктивное мышление предшествуют целеполага-нию и настойчивости. Композитор должен обладать талантом и страстно желать успеха, он должен поверить в то, что способен сочинять музыку. Иначе он не будет достаточно стараться и может слишком рано сдаться (эти свойства характерны для человека, имеющего дистимную и тревожно-боязливую акцентуации). Вера в ценность того, что ты делаешь, помогала достигшим успеха писателям выдержать и не сдаться перед отвержением издателей и других людей, не принимавших их. По Самыгину С.И. (2009), при тревожности «пропадает» целенаправленность деятельности. С низкой тревогой и настойчивостью и адаптивностью реакций на неудачу связана высокая самоэффективность. Самоэффективность, (по А. Бандуре), - это уверенность человека в своей способности осуществлять определенное поведение. Она влияет на качество выполнения сложных заданий (Т.О. Гордеева, 2006).

Творческая деятельность связана, как мы уже говорили, с внутренней мотивацией. Она поддерживает особую работоспособность креативных индивидов. Работоспособность и трудолюбие способствуют приобретению знаний в соответствующей области. Упорство и труд важны в достижении успешного результата. Хотя творческим личностям могут быть свойственны периоды отчаяния, но они должны обязательно сменяться настойчивостью и трудолюбием. Важнейшая мотивационно-личностная характеристика творческих личностей - эта вера в себя и свое предназначение. Она обеспечивает мотивацию творческой активности - ожидание успеха, поддерживающее выбор трудных задач, риск, конструктивное преодоление трудностей. Но определенная самоуверенность должна дополняться скромностью. По Д. Ландраму (1997), успех приходит к тому, кто, используя всю энергию, неуклонно движется к цели, черпая силы в вере в себя, и воплощает мечты независимо от обстоятельств.

Практическая деятельность креатива должна сопровождаться планированием, концентрацией и усилиями. Настойчивость в отношении целей, не соответствующих возможностям субъекта, не будет

способствовать достижению успешного результата. Настойчивость проявляется в интенсивности усилий, направленных на завершение деятельности. Готовы работать непрерывно и доводить начатое до конца люди с высокой мотивацией достижения. Особое упорство при достижении цели отмечается у всех людей, добившихся успеха и признания. Мотивация достижения личности связана с результативностью ее деятельности. Преобладание у человека мотивации достижения (над мотивацией избегания неудачи) - это ориентация на результат со следующими его характеристиками: трудностью, умеренным риском или вероятностью достижения ниже среднего, упорством, ответственностью за его достижение и контролем над результатом. По А.Ф. Джумагуловой, Е.Ф. Коломиец (2009), высокая мотивация избегания неудачи обусловливает низкую готовность к риску и, наоборот, низкая мотивация избегания неудачи связана с высокой готовностью к риску. Интересно, что человек тем меньше опасается неудачи, чем более спонтанно может выражать чувства и давать себе отчет в них. С самореализацией больше связаны мотивация избегания неудач (обратная зависимость) и готовность к риску, чем мотивация успеха. Это свидетельствует в пользу наших выводов относительно тревожно-боязливости.

Как поддержать мотивацию творческой деятельности? Условие проявления внутренней мотивации - поддержка стремления субъекта чувствовать себя ее инициатором. Эту мотивацию снижают факторы, подрывающие самоощущение субъекта, что он действует по собственной инициативе и желанию, также контроль, жесткие сроки окончания деятельности, навязывание ее целей. Желанию заниматься творческой деятельностью способствуют положительная вербальная обратная связь, похвалы, награды, оценки, даваемые в соответствии с качеством работы, признающие компетентность и творческие достижения субъекта деятельности. Креативную результативность снижают следующие факторы: 1) ожидаемая оценка деятельности; 2) внешнее наблюдение во время работы; 3) ожидание вознаграждения; 4) ситуация соревнования; 5) ограничение выбора того, как можно выполнять работу.

Любому человеку может быть уготовано так много неудач, что без определенного самомнения он рискует никогда не достичь своих целей (Штернберг, 2000). Вера в свое предназначение, призвание -одна из важнейших характеристик творческих личностей, она дает силы для выбора сложных задач и трудных целей, стойкого реагирования на трудности. Уверенность в своем потенциале - фактор достижения успеха, питающий веру в свою способность справляться с трудной работой и настойчивость. Настойчивость является источником творческих достижений (2). Победное чувство и уверенность в успехе часто ведут его за собой (З. Фрейд). Для высоких достижений характерна высокая самоэффективность, вера в себя (Ландрам, Блум и др.). Важным

источником уверенности в себе выступает вера близких в ребенка и достижение трудных целей, которые являются источником самоэффективности.

Креативное самовыражение связано с физическим здоровьем. Самораскрытие способствует улучшению функционирования иммунной системы. Однако личностный склад, в частности нерегулируемая эмоциональность, оказывает негативные последствия на продолжительность жизни креатива. Настойчивость и эмоциональная увлеченность творческим процессом может приводить к перенапряжению, физическому и нервному истощению. Таким образом, чтобы интенсивное творчество не мешало психическому благополучию, необходимо сочетание творческой активности со способностью к рефлексии, саморегуляции (2). По Л.Г. Дикой, В.В. Семкину, В.И. Щедрову (1994), неблагоприятные психофизиологические состояния и недостатки саморегуляции ухудшают эффективность деятельности. Психическая саморегуляция - специфическая деятельность, индивидуальная для каждого человека. Сложившиеся регулятивные механизмы можно изменить, так как личность имеет большие компенсаторные возможности.

Таким образом, для творческой самореализации необходимы применение приемов саморегуляции и коррекция неоптимальных функциональных состояний. Психологическое состояние личности играет в структуре саморегуляции определяющую роль. Саморегуляцию состояния обеспечивают определенные психофизиологические механизмы. Ее индивидуальный стиль определяется соотношением когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов психической вариабельности личности. Оптимальность индивидуального стиля саморегуляции зависит от сбалансированности и согласованности 2-х механизмов: на физиологическом уровне - от стратегии взаимодействия с миром, энергетического обеспечения организма, особенностей реагирования и расходования энергии, на психологическом уровне - от баланса экстра/интровертированности. Оптимальность стиля влияет на психофизиологическое состояние человека, его поведение, работоспособность. Оптимальный стиль саморегуляции состояния складывается из совокупности природных свойств и сложившейся в течение жизни системы приемов и способов. Формирование и методика оценки индивидуального стиля саморегуляции рассматривается Л.Г. Дикой, В.В. Семкиным, В.И. Щедровым (1994).

Таким образом, мотивация творческой деятельности - система мотивов и ценностных ориентаций, инициирующих творчество, целей и намерений, направленных на их реализацию, способов реагирования на трудности и неудачи, возникающие в процессе творческой активности. Мы полагаем, что аффективность-экзальтированность, педантичность, дистимность и тревожно-боязливость, особенно в сочетании друг с другом, будут затруднять реали-

зацию творческой активности. Мотивация творческой деятельности связана, как мы уже говорили, с настойчивостью, способностью к саморегуляции, уверенностью в себе, верой в свою эффективность в достижении желаемого результата, с представлениями субъекта о стратегиях, способствующих достижению успеха, причинах успехов и неудач, роли усилий и способностей в этом процессе.

Можно выделить 4 фактора, оказывающих влияние на результаты творческой деятельности: 1) внутренние мотивы и ценности, лежащие в ее основе; 2) побуждающая ее внешняя мотивация; 3) особенности реализации творческих целей и намерений (использование стратегий планирования, мониторинга и оценивания), сфокусированность на задаче; готовность доделывать работу до конца, проявляющаяся в целеустремленности, упорстве, настойчивости (дистимность и педантичность личности, видимо, не будут этому способствовать) и трудолюбии; 4) уверенность, вера в свои способности, свой потенциал и успех, влияющие на особенности реагирования на неудачи (тревожно-боязливость, по-видимому, не будет способствовать успеху), трудности, возникающие в ходе творческой деятельности.

Таким образом, можно выделить три основные мотивационно-личностные характеристики, обеспечивающие «запуск» и реализацию творческой активности: 1) глубокий и интенсивный интерес к деятельности; 2) высокая настойчивость и готовность преодолевать препятствия на пути к цели; 3) уверенность в своей эффективности, вера в успех выбранной области деятельности. Для достижения успеха в творчестве важно иметь или выработать высокую толерантность к фрустрации, т.к. сложные проблемы включают неудачи при работе с ними. Природные и приобретенные способности должны быть подкреплены также скромностью, инициативностью, стремлением к совершенству и независимостью, желанием понять все до конца, готовностью к долгой концентрации, а выполняемая работа должна нравиться сама по себе. Творческая деятельность обладает мощным внутренним потенциалом привлекательности. Однако без напряжения и самопожертвования не могут родиться творения разума (А. Эйнштейн).

Если у человека удовлетворена потребность в автономии (при восприятии своего поведения как соответствующего собственным интересам и ценностям), внутренняя мотивация проявляется спонтанно. Поэтому внешние факторы не должны фрустрировать потребности в автономии и компетентности (склонность к овладению окружением и к эффективной деятельности в нем), принятии личности другими. Качество творческой деятельности ухудшается, когда снижается свобода личности, вводятся ограничения и контроль процесса выполнения задачи (Гордеева, 2011).

Существуют доказательства того, что креативность бывает связана с определенным уровнем психопатологии. Но творческие люди, даже демонстрирующие симптомы психических нарушений, обычно обладают компенсаторными характеристиками, позволяющими им контролировать и канализировать (перенаправлять, использовать) свои особенности в продуктивную активность. Креативная личность психологически «слабые» свои стороны часто превращает в оптимальное функционирование. В связи с этим преодоление проблем, связанных с реализацией креативности, даже в случае некоторых нарушений психики, возможно, на наш взгляд, с помощью психологического сопровождения творческой личности.

Таким образом, можно говорить о важности предоставления психологической помощи потенциально творческой личности в самореализации, умения помогать личности в реализации ее возможностей, в развитии ее саморегуляции, в том числе, в решении проблем, обусловленных ее особенностями характера. А умение рефлексировать - переосмысливать опыт деятельности - главная предпосылка дальнейшего саморазвития, что положительно скажется на результатах жизнедеятельности, в том числе и на самореализации творческой активности.

Из всего, сказанного выше, можно сделать следующие выводы: 1) акцентуации характера, по-видимому, играют определенную роль в самореализации и саморегуляции творческой личности; 2) преодоление проблем саморегуляции и самореализации креатива возможно с помощью его психологического сопровождения.

Библиографический список

1. Богоявленская М.Е. Психологические особенности гармоничного и дисгармоничного типов развития одаренности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.

2. Гордеева Т.О. Мотивация творческой деятельности // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В.Ушакова. М., 2011.

3. Джумагулова А. Ф., Коломиец Е. Ф. Единая система мотивации, самореализации и креативности в структуре личности. // Вестник СПб университета. Сер. 12. Вып.2. Часть 1, 2009.

4. Жихарева Е.В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности. Дисс. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2006.

5. Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. научн. трудов. Под ред. Моросановой В.И. М.Ставрополь, 2007.

6. Семенов И.Н. Рефлексирующее сознание и интуитивно-творческий акт // Вопр. психол. 2011, №6.

7. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. Под ред. Д.В.Ушакова.

- М., 2011.

8. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М., 2011.

9. Шевченко Н.Г. Личностная рефлексия как фактор успешной самореализации женщин зрелого возраста. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Сочи, 2007.

10. Штернберг Р. Интеллект, приносящий успех. Минск: Попурри, 2000.

References

1. Bogoyavlenskaya M.E. Psychological features of harmonious and disharmonious types of giftedness development. Author's summary. Thesis ... PhD. Moscow, 2008.

2. Gordeeva T.O. Motivation for creativity // Creativity: biological basis for social and cultural phenomenon / Under editorship of D.V. Ushakov. Moscow, 2011.

3. Dzhumagulova A.F., Kolomiets E.F. Unique system of motivation, self-realization and creativity in personality structure. // Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. Edition 2. Part 1, 2009.

4. Zhykhareva E.V Effect of type-based accentuation of personality traits on personal curiosity. Thesis ... PhD. -Barnaul, 2006.

5. Subject and personality in the psychology of self-regulation: edited volume / Under editorship of Morosanova V.I. Moscow - Stavropol, 2007.

6. Semenov I.N. Reflexive consciousness and intuitive creative act // Psychology issues. 2011, № 6.

7. Creativity: biological basis for social and cultural phenomenon / Under editorship of D.V Ushakov. Moscow, 2011.

8. Ushakov D.V. Psychology of intelligence and giftedness. Moscow, 2011.

9. Shevchenko N.G. Personal reflexion as a factor in successful self-realization of middle-aged women. Author's summary.Thesis ... PhD. -Sochi, 2007.

10. Sternberg R. Successful intelligence. Minsk: Pot-pourri, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.