ЗНАЧЕНИЕ ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ
Саваш ГЕНЧ
профессор факультета международных отношений Университета Фатих (Стамбул, Турция)
В XX веке мир примирился с советским влиянием на Кавказе и в Центральной Азии. После распада СССР Запад, особенно США, стремился стать основным, если не главным, актором в этой игре. Первоочередная цель для них, безусловно, — получить контроль над богатыми ресурсами нефти и газа стран этих двух регионов. Вторая, также весьма важная за-
дача — доставлять нефть в обход РФ и не допустить восстановления контроля Москвы над Кавказом и Центральной Азией. При ее решении Грузия рассматривалась в качестве наиболее приемлемого, ориентированного на Запад, кандидата для организации безопасной транспортировки огромных запасов углеводородов из этих регионов. И когда в 2005 году было заверше-
но строительство трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) для перекачки нефти через Грузию, это стало наиболее важным успехом стратегии США по отношению к России, а также способствовало диверсификации источников энергоресурсов, что весьма важно из-за нестабильности на Ближнем Востоке.
Высказывается мнение, что сегодняшняя напряженность отношений между Россией и США может нарушить планы Вашингтона относительно обеспечения доступа к большей части энергетических ресурсов стран Центральной Азии. Потребности в энергии Китая и Индии стимулируют в будущем как борьбу за ресурсы, так и рост цен на нефть и газ. Находясь под неусыпным «оком» России, чьи имперские амбиции не исключают применения ею военной силы, Грузия, да и другие республики Кавказа, больше не являются столь безопасными путями транспортировки нефти и газа, как это казалось ранее. Государства Запада и межнациональные корпорации, так же как и правительства стран Центральной Азии и Прикаспия, вряд ли теперь проявят интерес к строительству новых трубопроводов или транспортировке больших объемов углеводородов по названному маршруту.
Одно очевидно: Россия, во главе которой стоит лидер, видящий будущее могущество страны в монопольном владении энергоресурсами и путями их транспортировки, к тому же демонстрирующий свои намерения путем использования военной силы для «укрощения» несогласных с этим, станет главным актором в определении энергетических перспектив региона. Эта тенденция способна похоронить надежды США и их западных союзников на то, что появится возможность уменьшить зависимость от экспорта энергоносителей из государств Ближнего Востока, обеспечив их получение из ряда республик Кавказа и Центральной Азии.
Недавнее нападение России на Грузию поставило в затруднительное положение американских политиков, пытавшихся вбить клин между Россией и постсовет-
скими странами Центральной Азии. Успех, достигнутый благодаря строительству трубопровода БТД, вряд ли удастся повторить в случае транспортировки казахстанской нефти в обход РФ. Так, большую часть нефти со своих богатых месторождений Тенгиза1 РК доставляет через северный берег Каспия в Новороссийск — порт РФ на Черном море. При планировании Каспийского трубопроводного консорциума рассматривались различные варианты прокладки магистрали, но российская угроза заставила принять именно этот.
Для Евросоюза Грузия представляет собой весьма важное звено с точки зрения энергетической безопасности. Именно по ее территории из Каспийского региона могут проходить нефте- и газопроводы в обход России. Другими словами, если бы Грузии удалось сохранить свою территориальную целостность, она оказалась бы единственным государством, способным ослабить существенную зависимость Запада от поставок российских энергоносителей. Однако ясно, что теперь будет весьма трудно контролировать стремление Южной Осетии к независимости, особенно после провозглашения независимости Косова, которое не в малой степени было инициировано и обеспечивалось европейцами. Так что Южная Осетия легко может стать грузинской Чечней. Нынешняя эскалация вооруженного противостояния еще дальше отодвинула решение вопроса о достижении стабильности.
Единственно возможный выход из этого политического кризиса — как можно скорее «заморозить» ситуацию, что необходимо сделать еще до того, как Москва вооружит каждого абхаза и осетина и непризнанные мировым сообществом в качестве независимых государств Абхазия и Южная Осетия станут полем битвы международного характера. Вот почему Запад вступил в серьезные переговоры с Россией о своих намерениях относительно дальней-
1 Компания «Шеврон» — крупнейший инвес-
тор этого совместного бизнес-проекта.
шего расширения НАТО. США следует умерить свое настойчивое стремление разместить новые противоракетные системы в Восточной Европе, а президенту Грузии М. Саакашвили — воздержаться от риторики, которая звучит так, как будто Грузия уже является членом Североатлантического альянса. Москве следует согласиться со статус-кво, с территориальной целостностью Грузии, а также признать, что любые территориальные изменения на Кавказе могут привести к росту нестабильности в данном регионе.
Деятельность сепаратистов в Южной Осетии, как и облеты российскими самолетами военных целей в самой Грузии, вдохновляют сепаратистов другого отколовшегося района Грузии на ведение боевых операций против ее военных объектов; Южный Кавказ, похоже, находится на грани серьезного вооруженного конфликта между Грузией и Россией с ее союзниками. Такой конфликт может быть логическим следствием увеличивающейся в последние несколько лет враждебности между Тбилиси и Москвой. Оба неразрешенных конфликта, в Абхазии и Южной Осетии, тлели с начала 1990-х годов и до того, как в 2004 году к власти в Грузии пришел ее нынешний президент М. Саакашвили, после чего обстановка начала накаляться. Безусловно, право Грузии на суверенитет и территориальную целостность неоспоримо и предложенный М. Саакашвили в 2005 году план урегулирования конфликта в Южной Осетии соответствовал международным стандартам, однако он провалился из-за требований Южной Осетией своей незави-симости2.
Истоки этого конфликта лежат в глубине веков. Осетины, один из народов Кавказа, всегда считались лояльными к России — и в царское время, и при СССР, и в постсоветский период. Они живут по обе стороны нынешней границы между Росси-
2 См.: Simon G. Farbenrevolutionen—zur Demok-ratie?: Ukraine, Georgien, Kirgistan; Ruckblick nach drei Jahren // Europaische Rundschau: Vierteljahreszeitschrift fur Politik, Wirtschaft und Zeitgeschichte, 2008, Band 36 (2). S. 65—71.
ей и Грузией. Те из них, кто оказался в независимой Г рузии в 1991 году, видели, что язык, традиции и идентичность их народа находятся под угрозой в зараженном национализмом грузинском государстве. Поддерживаемые Россией, они начали протестовать, надеясь быстро отделиться от Грузии.
Самый оптимальный выход из сложившегося положения в ближайшей перспективе, естественно не допуская нового кровопролития и новых страданий гражданского населения, — заключение перемирия при международном посредничестве и возврат обеих сторон к прежнему статус-кво, к состоянию «исходно заданного» конфликта. Но и это, безусловно, лишь кратковременное разрешение проблемы, далекое от ее окончательного завершения, поскольку конфликты низкой интенсивности продолжаются довольно долго, о чем свидетельствует опыт, накопленный в этой сфере за последние годы3.
Вместе с тем Грузия, Россия и Южная Осетия сами не смогут найти окончательного решения этого вопроса, они уже пытались искать его в течение многих лет (с переменным успехом), но не сумели, так что теперь необходимо международное посредничество.
Поскольку деятельность ОБСЕ, вероятно, окажется парализованной про- и антироссийским противостоянием, а США практически до конца 2008 года были полностью сосредоточены на президентских выборах, то наилучшим кандидатом в посредники для содействия разрешению этого конфликта может оказаться ЕС, у которого есть свои интересы в этом регионе и который связал себя долговременными обязательствами благодаря подключению региона к политике европейского добро-соседства4 и назначению туда своего
3 Cm.: Kurowska X. More than a Balkan Crisis Manager: The EUJUST Themis in Georgia. B kh.: European Security and Defence Policy / Ed. by M. Merlin-gen. London, 2008. S. 97—110.
4 Cm.: Schneider-Deters W. Die Europaische Union, Russland und Eurasien: die Ruckkehr der Geopolitik. Berlin: BWV, Berliner Wiss.-Verl., 2008. 656 S.
спецпредставителя. К тому же Евросоюз может поднять свой престиж, попытавшись занять место главного конфликтного «менеджера» на Южном Кавказе. Это не означает, что ЕС сможет справиться с этой задачей в одиночку, но необходимо найти способ, как предотвратить еще одну кавказскую войну, поддерживая тесные связи со всеми заинтересованными сторонами, используя свой авторитет и
учитывая свои стратегические интересы в данном регионе. Чем больше европейцы и американцы будут пытаться посягнуть на интересы РФ на ее «заднем дворе», тем жестче и враждебней будет политика Москвы. И хотя вооруженные столкновения в Грузии прекратились, настоящая борьба только начинается. И эта война будет иметь для Турции далеко идущие последствия.
Решение Грузии присоединиться к НАТО
Грузия, чье членство в НАТО Россия блокировала на саммите НАТО (Бухарест, апрель 2008 г.) из-за ситуации с Абхазией и Южной Осетией, пытается, похоже, разрешить эту проблему, используя свои способы интеграции в мировое сообщество. Грузия, стремящаяся поддерживать тесные связи с ЕС и стать членом НАТО как только это будет возможно, пытается уменьшить влияние России, постоянно увеличивая напряженность в регионе5.
М. Саакашвили, который хотел бы обеспечить своей небольшой кавказской стране членство в Североатлантическом альянсе, включил в ряд основных приоритетов возвращение контроля над Южной Осетией и Абхазией (последняя к тому же относится к проблемным регионам на Черном море). Однако этому не способствуют как достаточно непростые отношения России с США, так и намерения М. Саакашвили привести свою страну в НАТО уже в 2009 году. Хотя президент Грузии одной из своих целей обозначил присоединение страны к НАТО и ЕС, среди членов Альянса нет единого мнения по этому вопросу. Например, Германия не намерена обострять отношения с Россией. На упомянутом выше саммите в Бухаресте члены НАТО отказались установить сроки приема Грузии в Альянс. Руководство России считает, что для предотвращения расширения НАТО на Кавказ, Москве не следует способствовать разрешению этнотерриториальных проблем Тбилиси. Естественно, точка зрения М. Саакашвили диаметрально противоположна: Грузия сможет присоединиться к НАТО только в том случае, если она будет в состоянии контролировать как Южную Осетию, так и Абхазию.
Турция — единственное государство из входящих в НАТО, которое имеет общую границу с Грузией. Как бы ни реализовалось ее вхождение в Альянс, чего настойчиво и безуспешно добивается М. Саакашвили, Анкара окажется в центре возможных разногласий с Москвой. В случае войны позиция Турции, контролирующей проливы на Черном море, окажется ключевой. Как показал недавний проход американских судов через эти проливы по праву Конвенции Монтрё (об их статусе), Турция будет находиться под обоюдным давлением и ей трудно будет сохранить баланс интересов Североатлантического альянса и РФ.
Сразу же после объявления независимости Косова тогдашний президент России В. Путин заявил, что готовятся ответные шаги. Членство Украины в НАТО и противо-
5 Cm.: Geng S. Could South Ossetia Become Kosovo? // Today’s Zaman, 10 August 2008 [www.todayszaman. com/tz-web/detaylar.do?load=detay&link=149814&bolum=109].
ракетный щит, который США намерены создать в Польше, еще больше провоцируют такой подход. Россия считает нечестным, что НАТО вообще функционирует, в то время как его оппонента — Организации Варшавского договора — уже давно нет. Более того, Альянс пытается раздвинуть свои пределы, продвигаясь в регионы, прежде входившие в сферу влияния Москвы. Однако Россия, территория которой занимает 11 часовых поясов с востока на запад, а площадь в 22 раза больше, чем у Турции, к тому же владеющая огромными энергоресурсами, страна с богатым культурным наследием и ярко выраженной национальной идентичностью, желает, чтобы ее голос в международных делах был услышан.
В этих целях она каждый раз пытается разыграть то косовскую карту, то энергетическую, то осетинскую или абхазскую. Стараясь не проводить излишне жесткую политику по отношению к Западу, РФ (в рамках ШОС) поддерживает позицию тех стран, которые выступают за многополярность — Китай и Иран, возражает против членства Украины и Грузии в НАТО, разрабатывает грандиозные системы вооружений, которые должны нейтрализовать противоракетные системы США, и готова возобновить полеты над Антарктикой, бросая вызов современному миропорядку.
США же намерены использовать НАТО как гарантию безопасности для еще большего увеличения своего влияния за пределами евро-атлантического региона. Североатлантический альянс эффективно завершил свое распространение на Восточную Европу и Балтию. Нынешние власти Украины и Грузии стремятся присоединиться к НАТО, что предоставляет США возможность наращивать свое влияние. Конечно, Россия сопротивляется дальнейшему расширению Альянса, считая Украину и Грузию элементами собственного пояса безопасности, а НАТО — рычагом влияния Соединенных Штатов6.
Турция и грузино-югоосетинский конфликт
Турция имеет тесные стратегические, исторические, экономические и этнические связи со всеми сторонами конфликта. По этой причине ей следует принимать во внимание все указанные факторы. Рассматриваемый нами конфликт — трагедия не только для мирных граждан, чье нормальное существование действительно порушилось, но он также деморализовал соседние с Грузией страны. Россия обвиняет Украину, говоря о соучастии в геноциде, поскольку последняя поставляла вооружения грузинской армии, а также упрекает Турцию, подписавшую с Грузией соглашение о совместной обороне. Турция пыталась вести мягкую политику, больше поддерживая независимую Грузию как транспортный и энергетический коридор, находящийся не под контролем РФ. С другой стороны, Москва — весьма важный торговый партнер Анкары, которая всегда старалась быть осторожной и не хватать «кремлевского тигра за хвост». К тому же она может внести свою лепту в усилия Вашингтона и ЕС, направленные на заключение «олимпийской» паузы, но не видно, чтобы Москва захотела учитывать эти усилия7.
Турция относится к странам, озабоченным грузино-югоосетинским конфликтом и «чувствительным» к нему. Что она может сделать для разрешения этого конфликта? Приоритеты ее внешней политики — отношения с Европейским союзом, Кипром и государ-
6 Cm.: SeligerM. Georgien, Russland und der Funf-Tage-Krieg: Fragen & Antworten // Loyal: Magazin fur Sicher-heitspolitik, 2008, N. 9. S. 6—7.
7 Cm.: Kaya M.K., Cornell S.E. Turkey and the Georgian War: A Bungled Stability Initiative // Turkey Analyst, 29 August 2008, Vol. 1, No. 12.
ствами Ближнего Востока. Кавказ также должен быть в ряду этих приоритетов, потому что у Турции общие границы с кавказскими государствами и она является единственной в мире, кто имеет хорошие отношения со всеми народами данного региона. Значит, должно расти влияние Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА), способного реализовывать экономические, образовательные и культурные проекты в этом регионе. Да и турецкие структуры гражданского общества, активно работающие в странах региона, также могут принять в этих проектах гораздо большее участие.
Анкара ясно дала понять, что она не поддерживает сепаратистские движения из-за существования аналогичных проблем в Азербайджане и в самой Турции, поэтому выступает за территориальную целостность государств, в которых наличествует сепаратизм. Однако она не прибегает к таким шагам, которые могут привести к ухудшению ее отношений с Россией.
Турция может взять на себя роль арбитра в данном конфликте, как она делает это в конфликтах на Ближнем Востоке, поскольку вмешательство России и избирательная поддержка ею кавказских народов еще больше осложнит трудное положение Грузии. Когда Москва вмешалась и начались бомбардировки населенных пунктов вдали от зоны военных действий, Тбилиси обратился к Анкаре за помощью8.
Для Турции ситуация оказалась весьма щекотливой, ведь свыше 30% потребляемого ею природного газа она получает из России, так что Анкаре следовало бы играть роль посредника и добиваться поддержания мира и обсуждения проблемы на уровне ООН. Безусловно, Турция должна принимать участие в разрешении гуманитарных проблем и способствовать организации помощи населению в зоне конфликта.
Есть несколько аспектов грузино-югоосетинского противостояния, и Турция не может рассматривать его лишь как военные действия между Грузией, Южной Осетией и Россией. Россия находится в эпицентре этих событий. Турция поддерживает Грузию, исходя из своих стратегических интересов. Кроме того, Турция принципиально настаивает на незыблемости территориальной целостности Грузии, принимая во внимание аналогичный карабахский вопрос для Азербайджана. Вместе с тем проживающие в Турции выходцы из Северного Кавказа поддерживают Южную Осетию. Напомним, что в Турции есть многочисленная кавказская диаспора, в основном симпатизирующая Южной Осетии. Кроме того, Анкара заинтересована в углублении стратегических связей с Москвой. В такой ситуации трудно ожидать, что Турция поддержит одну из сторон конфликта9.
Общественное мнение Турции, где проживает большое количество этнических грузин, явно благосклонно относится к Грузии. Российские силы наносили удары по обе стороны трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. По мере развития конфликта торговля и туризм в Турции терпели все больше и больше убытков. Еще одним источником беспокойства для страны является то, что Грузия служит для нее транзитной территорией. Наряду с упомянутым выше нефтепроводом БТД, в этом контексте отметим завершающееся строительство газопровода Шах-Дениз — Эрзерум и проектируемую железную дорогу Карс — Тбилиси — Баку. Все эти факторы усиливают озабоченность Турции. К тому же Турция снабжает грузинские Вооруженные силы, в том числе оказывает им техническую помощь, даже участвовала в ремонте военного аэродрома в этой стране. В целом можно сказать, что Анкара предоставляет Тбилиси широкую военную поддержку. Российские СМИ отмечали, что Турция занимает первое место в ряду государств, поддерживающих Грузию10.
8 См.: Ogan S. Gflrcistan-Grney Osetya savajinda cephe genijlerken, Gflrcistan kaybediyor (...Как проигрывает Грузия...) // Zaman, 11 августа 2008.
9 См.: idiz S. Tflrkiye’yi Bati’ya iten Rusya’dix (Россия подталкивает Турцию к Западу) // Milliyet, 11 августа 2008.
10 См.: Poyraz Y. Conflict in the Caucasus: Risk or Opportunity for Turkey? // Today’s Zaman, 17 August 2008.
Турецкий проект «Кавказского альянса»
Турция предлагает заключить между странами Южного Кавказа, Россией и государствами Запада пакт, цель которого — обеспечение безопасности, стабильности и развития. Ключевые положения пакта относятся к модернизации экономики республик Южного Кавказа, созданию условий для их развития и сотрудничества, стимулированию экономических связей с остальным миром, введению режима свободной торговли и поддержке частного сектора. В этом плане необходимо отметить и усилия Анкары по охране окружающей среды, использованию существующих и будущих средств доставки энергоресурсов и транспортных артерий в направлении с востока на запад, совершенствованию административных структур и их транспарентности, вопросам миграционной политики и интеграции иммигрантов, а также многим другим аспектам11.
В ходе конфликта Анкара заняла пассивную позицию, за исключением проблем гуманитарного характера. Это продолжалось до 11 и 12 августа, когда премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и президент Абдулла Гюль сделали официальные заявления12.
Начиная с этих заявлений, Турция осуществляла план активных внешнеполитических действий. С учетом того, что президент Франции Н. Саркози был в тот период председателем ЕС и представлял не только свою страну, Р.Т. Эрдоган стал первым премьер-министром, посетившим Грузию после начала конфликта. Присутствие официального турецкого лица в Тбилиси оказалось верным шагом внешней политики Анкары. В состав ее делегации входили министр иностранных дел Али Бабаджан и главный советник премьер-министра Ахмет Давудоглу, что свидетельствовало об озабоченности Турции проблемами Кавказа как одного из приоритетов ее внешней политики.
Принимая во внимание несовместимость позиций и действий разных упомянутых выше акторов как в этом регионе, так и вне его, трудно ожидать, что предлагаемый Турцией «Кавказский альянс», исходящий из либеральной модели взаимозависимости его участников, основанный на их тесных экономических отношениях и институциональных связях, приведет к многообещающим результатам по поддержанию постоянного мира в регионе. Действительно, Турция уже предлагала подобный план с такими же целями в 1990-х годах, но он был полностью отвергнут Арменией, которая посчитала его направленным против национальных интересов как Армении, так и России. В Армении полагали, что этот проект направлен на реализацию «вечной мечты пантюркизма» о воссоединении всех этнических тюрков от Кавказа до Центральной Азии13.
На самом деле то, что предлагает сейчас Анкара, годами обсуждается в научных дискуссиях сторонников либеральных взглядов и реал-политик по проблемам международной безопасности. Турецкий проект «Кавказский альянс» строится на рациональном обосновании либеральных представлений о решениях в вопросах безопасности, которые зародились как реакция на «государство-центричные» схемы так называемых реалистов в сфере межгосударственных отношений.
«Кавказский альянс» может быть похож на созданный ранее Балканский политический клуб с участием бывших глав государств этого региона. При помощи открытого для
11 См.: Senkyr J. TUrkei schlagt Stabilitatspakt fur den Kaukasus vor, 26 August 2008 [www.kas.de/wf/doc/ kas_14480-544-1-30.pdf].
12 Р. Эрдоган прибыл в Москву 13 августа и отправился в Тбилиси 14 августа, через день после президента Франции Н. Саркози.
13 См.: Senkyr J. Ein schwieriger Balanceakt, TUrkische AuBenpolitik im Kaukasus // Die politische Meinung, November 2008. S. 37.
всех диалога на высшем уровне его существование можно было бы использовать в целях погашения возникающих конфликтов. План Евразийского сотрудничества, подписанный 6 ноября 2001 года Турцией и Россией, можно распространить на расширение взаимодействия в экономической, культурной и образовательной сферах с РФ как для Евразии в целом, так и на Кавказе. Турция не пожалеет ни времени, ни усилий для реорганизации ОЧЭС (Организация черноморского экономического сотрудничества), созданной в 1992 году по ее инициативе с целью предотвращения возможных проблем и конфликтов в регионе, а также для обсуждения политических вопросов14.
Основная проблема, затрудняющая сотрудничество на Кавказе, — дефицит адекватных нашему времени социальных, политических и экономических институтов в республиках данного региона. При этом весьма существенно не только сохранить их территориальную целостность, но и успешно провести демократические и экономические реформы. Поэтому поддержка этих государств должна быть направлена в первую очередь на перестройку демократических институтов, совершенствование структуры экономики, содействие развитию гражданского общества и верховенства права. Успехи государств Южного Кавказа зависят от развития демократии и гражданского общества, а также от того, как скоро их экономика станет частью глобальной, в том числе рынка энергоресурсов.
Обеспечение безопасности, стабильности и развития в регионе, простирающемся от Средиземноморья до Китая, включая Кавказ и Центральную Азию, поможет вывести кавказские и центральноазиатские углеводороды на мировые рынки. Разработка региональных программ развития и сохранения мира с участием РФ на базе общекавказской стабильности и сотрудничества станет весьма полезным и вполне реальным шагом.
В ы в о д ы
Одно из самых прискорбных обстоятельств для Турции всегда заключалось в том, что ее соседи не могли (да и ныне не способны) занять устойчивое положение в системе международных отношений или обрести надежный мир. Так, война в Ираке продолжается, Сирия все еще исключена из системы международных отношений, а Ирану, из-за его неубывающих амбиций стать ядерной державой, грозит опасность превратиться в центр конфликта международного масштаба. И нет необходимости напоминать о сложных отношениях Турции с одним из ее соседей, Арменией.
Еще один сосед Турции (северо-восточный), Грузия, с которой у нее годами не возникало проблем в двусторонних отношениях, ныне становится центром жесткого противостояния силы между Западом и Россией. И только от результата этого силового противостояния зависит, станет ли Грузия членом НАТО. Но кажется, что в первом раунде этой битвы гигантов победил не Тбилиси и не Запад, а Россия.
После того как в 2004 году на волне свершившейся в Грузии народной революции, названной «революцией роз» и поддержанной Западом, к власти в этой стране пришел М. Саакашвили, он неоднократно заявлял, что вернет Южную Осетию и Абхазию под контроль Тбилиси. Таково же было условие, необходимое для возможного присоединения Грузии к НАТО.
Все региональные акторы прекрасно понимают, что речь идет не только о судьбе двух небольших отделившихся автономий, а о значительно более серьезном конфликте на Кавказе. Одним из ключей к нему стало признание государствами Евросоюза и НАТО
14 См.: Kaya M.K., Cornell S.E. Op. cit.
независимости Косова от Сербии, против чего возражает Россия15. С другой стороны, она пытается превратить это поражение в победу, выдвинув аргумент, что, если Косово смогло получить независимость, то подобное же следует позволить Абхазии и Южной Осетии. Это стало важным пунктом в реакции РФ на то, что ее власти рассматривают как стратегию сбалансированного сдерживания со стороны Запада.
В настоящее время Турция считает, что необходимо сохранить территориальную целостность Грузии. Любые новые малые государства региона могут создавать только дополнительные проблемы, и Анкара в этом не сомневается. Но что она сможет сделать, если окажется перед необходимостью выбора — поддерживать ей Тбилиси или стремление Абхазии к независимости? Если Турция станет на сторону Запада и поддержит Грузию, то не только оттолкнет от себя абхазов, большое число которых живет в Турции, но окажется в состоянии конфликта с Россией. Если же она поддержит независимость либо большую автономию Абхазии (и Южной Осетии), то встанет на путь разногласий с Европой и США. При обоих сценариях Анкара попадает в сложную ситуацию. Единственное, что может остановить превращение нынешнего конфликта в полномасштабные военные действия, — попытка убедить Москву «повернуть назад», а европейцев — отказаться от своих планов относительно Тбилиси. Но потребуется огромный политический капитал и челночная дипломатия для достижения необходимых результатов, прежде чем удастся согласовать позиции и разработать стратегию на долгосрочную перспективу.
Из-за своей близости к Кавказу и Центральной Азии Турция не может не замечать, что происходит в данных регионах. В связи с этим Грузия — ключевая фигура в политике Турции на Кавказе и в Центральной Азии, особенно если принять во внимание сложные отношения между Турцией и Арменией. Все более важной представляется роль Турции в связи с позицией Ирана и его конфликтом с Западом.
Вместе с государствами Южного Кавказа и Российской Федерацией Турции следует действовать, исходя из сверхзадачи стабильности и сотрудничества. Для предотвращения дальнейших столкновений в регионе и облегчения сложившейся ситуации проект «Кавказского альянса» следует поддерживать при участии представителей интеллектуальной элиты и неправительственных организаций Турции.
Для неформального диалога, способного предупреждать развитие конфликтных ситуаций, целесообразно вместе с тем создать на Кавказе нечто аналогичное Балканскому клубу. Анкара и Москва могли бы также переформатировать свой План действий в рамках евразийского сотрудничества, подписанный 16 ноября 2001 года. Кроме того, можно было бы расширить поле деятельности созданной по инициативе Турции Организации черноморского экономического сотрудничества, включив в него и политические вопросы.
Однако напряжение в регионе будет сохраняться до тех пор, пока Российская Федерация не достигнет своих целей. Грузия же не сможет интегрироваться в евро-атлантичес-кое сообщество, если не решит свои проблемы с Абхазией и Южной Осетией. Эта война показала, что Турция должна проводить политику, направленную на сохранение мира с опорой на межгосударственные организации в регионе и на улучшение двусторонних отношений со странами Кавказа.
15 См.: Klein M. Die Beziehungen der EU zum Kaukasus: neue Dynamik ohne klare Strategie // Die Genese einer Union der 27, 2008. S. 331—350.