Научная статья на тему 'Значение государственной кадастровой оценки земельпри формировании земельного налога Ростовской области'

Значение государственной кадастровой оценки земельпри формировании земельного налога Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1043
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / УДЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЛИ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко В. Н.

Главная задача государственной кадастровой оценки земель установление обоснованной платы за землю и создание единой системы налогообложения всех земель Российской Федерации. Стоимостная оценка земель является важнейшим экономическим инструментом управления рациональным использованием земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение государственной кадастровой оценки земельпри формировании земельного налога Ростовской области»

создаст условия для развития конкуренции, особенно потенциально конкурентных отраслях.

Таким образом, антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, особенно в условиях выхода из глобального экономического кризиса, меняющего структуру конкурентных рынков. Положительное влияние на развитие конкуренции может оказывать только эффективная антимонопольная политика российского государства, поддерживающая весь спектр российских производителей и обеспечивающая доступ потребителей к товарам и услугам по ценам конкурентного рынка.

Литература

1. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. С. 7.

2. вставлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008», «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.

3. Составлена автором по: «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009», «Итоги работы в 1 полугодии 2010 года». URL: http:// www.fas.ru.

4. «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2009». URL: http:// www.fas.ru.

5. Картели // Конкуренция и рынок.- №2. - 2009. - С. 8-9.

УДК 338.2

Ткаченко В.Н., асп.

Значение государственной кадастровой оценки земель при формировании земельного налога Ростовской области

Главная задача государственной кадастровой оценки земель - установление обоснованной платы за землю и создание единой системы налогообложения всех земель Российской Федерации. Стоимостная оценка земель является важнейшим экономическим инструментом управления рациональным использованием земельных ресурсов.

Ключевые слова: государственная кадастровая оценка земель, кадастровая стоимость земельных участков, удельный показатель кадастровой стоимости земли, земельный налог, сравнительный анализ, инвентаризация земель, методические рекомендации.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса) и виду функционального использования (земельные участки, предназначенные для размещения: домов многоэтажной жилой застройки, домов индивидуальной жилой застройки, гаражей и автостоянок, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, объектов торговли и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, производственных и административных зданий, сооружений промышленности, сбыта и заготовок). Государственная кадастровая оценка земель проводится с учётом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. К различным категориям земель и видам разрешённого использования земельных участков применяются различные методы оценки в зависимости от факторов, влияющих на их оценку. В целом это методы массовой оценки, базирующиеся на системе массового определения стоимости, а именно, метод сравнения рынков, а также доходный и затратный методы.

Государственная кадастровая оценка земель включает в себя:

- разработку и утверждение документов, регламентирующих проведение работ;

- формирование перечней объектов оценки земельных участков;

- выбор исполнителя работ;

- контроль за ходом выполнения работ;

- проверку результатов работ и предоставление их на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- внесение сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости;

- определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учёт, а также земельных участков, изменивших свои характеристики;

- разъяснения результатов.

Результатом проведения работ по государственной кадастровой оценке земель является создание налоговой базы для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости, что определено Главой 31 «Земельный налог» действующего Налогового кодекса Российской Федерации. Актуализация и корректировка результатов оценки осуществляется как постоянно действующая система мероприятий, обеспечивающих обновление сведений о кадастровой стоимости земель.

В Ростовской области работы по государственной кадастровой оценке земель проводятся с 2000 года. В итоге выполненных работ определена кадастровая стоимость 1,5 млн. земельных участков, в том числе свыше 1 млн. земельных участков в составе земель населённых пунктов, около 200 тыс.

земельных участков сельскохозяйственного назначения, более 60 тыс. земельных участков в составе промышленности.

Кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой, устанавливаемой на период 3-5 лет, в течение которых она остаётся неизменной. Земельный налог является местным налогом и поэтому целиком поступает в бюджеты муниципальных образований, будучи основой доходной части бюджета муниципального образования.

По сложившейся практике сведения о земельных участках содержатся в трёх реестрах: ЕГРП - единый государственный реестр прав, ГКН - государственный кадастр недвижимости и реестры муниципальных образований.

Единый государственный реестр прав содержит сведения о правообладателях земельных участков, права на которые были зарегистрированы в установленном законом порядке. Объём сведений достаточен для идентификации объекта права. Но эти сведения формируются с 1999 года.

Государственный кадастр недвижимости содержит сведения о всех земельных участках, поставленных на кадастровый учёт, в том числе и ранее учтённых земельных участках. Объём сведений в ГКН также достаточен для идентификации объекта при определении его стоимости. В то же время сведения о правообладателях вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия из сведений ЕГРП. Как уже было выше упомянуто, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения и о ранее учтённых объектах, т.е. учёт, которых осуществлялся до введения в действие федерального закона о государственном кадастре недвижимости. Учитывая требования норм законодательства в периоды до вступления в силу Федеральных законов, регламентирующих формирование реестров и объём информации вносимой в реестры, сведения о ранее учтённых земельных участках в части описания правообладателя в ГКН содержатся не в полном объёме. Такие сведения могут быть заполнены на основании заявлений правообладателей.

По сведениям налоговых органов так же следует, что поступающая ранее информация из Управления Роснедвижимости содержала неполные сведения о правообладателях на земельные участки. Проведя анализ состояния базы данных ГКН, установлено, что сведения о правообладателях, права которых возникли до 2000 года, действительно содержатся не в полном объёме, необходимом для идентификации налогоплательщика. Так, ранее информация о правообладателе вносилась только в объёме информации о фамилии, инициалов имени и отчества. Отсутствовали сведения о дате и месте рождения и другие идентификационные данные о субъекте права.

До внесения изменений в Налоговый кодекс РФ предоставление отсутствующих сведений могли предоставлять органы местного самоуправления. Для этих целей органами местного самоуправления проводилась работа по идентификации земельных участков. Повсеместно с использованием программы ЗУМО (земельные участки муниципального образования) формировались сведения. Тем не менее, идентификация земельных участков полностью не проведена.

По инициативе Администрации Ростовской области создана рабочая группа по организации взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области, территориальных налоговых органов Управления налоговой службы области. Этой рабочей группой проводятся мероприятия по взаимодействию всех органов власти в вопросах собираемости земельного налога. В том числе, рабочей группой поручено главам муниципальных образований, организовать сверку баз данных ЗУМО со сведениями о земельных участках и их правообладателях, содержащимися в ГКН и ЕГРП.

Во исполнение решений, установленных рабочей группой, Управлением Росреестра по Ростовской области разработан и принят порядок проведения сверки сведений о земельных участках. В случае выявления дублирующих записей о земельных участках, «дубли» могут быть исключены из ГКН на основании акта сверки, подписанного Управлением Росреестра, соответствующим муниципальным образованием и налоговым органом. Также предусматривается, что при обращении налоговых органов и (или) органов местного самоуправления о выявленных случаях дублирования записей в сведениях о земельных участках, внесённых в АИС ГКН (автоматизированная информационная система «государственный кадастр недвижимости»), территориальным отделом Управления Росреестра будет проведена сверка сведений о земельных участках и их правообладателях, содержащихся в базе данных налоговых органов, АИС ГКН и ЕГРП.

Для проведения сверки Управлением Росреестра привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Ростовской области.

Сверка проводится на основании представленных налоговыми органами и (или) органами местного самоуправления материалов и завершается составлением акта сверки. Конкретные сроки для составления актов сверки не устанавливаются, в связи с чем, сверка с налоговыми органами осуществляется по мере необходимости. Акт сверки составляется в количестве экземпляров, соответствующем количеству заинтересованных лиц, участвующих в сверке. Акт сверки считается составленным при наличии подписей всех сторон.

В случае установления фактов наличия дублирующих записей о земельных участках, информация об этом указывается в акте сверке, на основании которого территориальным отделом принимается решение о снятии с учёта объекта недвижимого имущества в связи с прекращением его существования или при условии, что сведения государственного кадастра недвижимости носят временный характер, в порядке, установленном статьёй 16 Закона о кадастре. Также следует уделить внимание тому факту, что с учёта не могут быть сняты объекты недвижимого имущества, сведения о регистрации прав на которые внесены в государственный кадастр недвижимости или ЕГРП.

Результаты такой сверки позволят исключить дубли из базы данных ГКН и, соответственно - базы данных реестра налоговых органов.

В свою очередь, Управлением ФНС так же дано поручение начальникам инспекций организовать работу по участию налоговых органов в сверке (инвентаризации) и формировании достоверной базы данных плательщиков земельного налога в муниципальных образованиях. Налоговые органы направят в органы местного самоуправления списки с указанием кадастровых номеров, не идентифицированных земельных участков. То есть таких земельных участков, по которым производится начисление налога, без указания информации о личности налогоплательщика. На основании таких сведений органам местного самоуправления следует приступить к сверке с органами Рос-реестра по вышеуказанному порядку.

Налоговые органы сформировали списки объектов, по которым не смогли самостоятельно произвести сверку и идентификацию объектов, и направили такие списки в адрес Управления Росреестра. Порядок работы с такими списками уже доведён до сведения территориальных отделов позже.

Управлением Росреестра предложен порядок действий, рекомендованный главам муниципальных образований, для проведения сверки. Такой порядок предусматривает на основании сведений кадастрового плана территории (КПТ) выявлять информацию о земельных участках, права на которые не зарегистрированы, или отсутствуют в базе ГКН по техническим или технологическим причинам. При выявлении фактов отсутствия сведений о правообладателе на земельный участок, орган местного самоуправления вправе обратиться в территориальный отдел Росреестра с заявлением об исправлении технической ошибки. Орган кадастрового учёта в случае поступления такого заявления проверяет содержащуюся в нём информацию и устраняет соответствующую техническую ошибку или принимает решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения.

Порядок предусматривает следующие действия: по запросу органа местного самоуправления территориальные отделы Управления Росреестра выдают в электронной форме кадастровые планы территории. Кадастровый план территории (КПТ) содержит планы земельных участков квартала соответствующей территории, также в табличной форме имеются сведения об этих участках и сведения о правообладателях. При выявлении фактов отсутствия записи о правах на земельные участки, представитель органа местного самоуправления вправе обратиться в Управление Росреестра с заявлением об исправлении технической ошибки.

При анализе записей КПТ необходимо учитывать, что в государственный кадастр недвижимости также вносятся сведения о земельных участках, которые носят временный характер. Такие сведения, до утраты ими временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав. Запись о статусе земельного участка содержится в графе «вид вещного права». В том случае, если на вновь образованный земельный участок в течение 2-х лет не будут зарегистрированы права, земельный участок будет исключён из реестра.

Управлением Росреестра регулярно проводятся мероприятия по мониторингу базы данных государственного кадастра недвижимости, в том числе на предмет отсутствия необходимых сведений. Разработана схема обмена информацией двух реестров: реестра ЕГРП и ГКН. Обмен такой информацией не разовое мероприятие и проводится на постоянной основе. Кроме того, в целях устранения технических ошибок, с апреля 2010 года Управление Росреестра приступило к внеплановой передаче сведений из ЕГРП в ГКН. Данные мероприятия позволят «наполнить» государственные реестры необходимой информацией, что позволит минимизировать объём сведений, подлежащих сверке.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области (далее - Управление Роснедвижимости по Ростовской области) ежегодно представляло в министерство финансов области данные о площадях и кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в разрезе всех муниципальных образований области. После реорганизации Роснедвижимости в ноябре 2010 года эта государственная функция по организации проведения работ государственной кадастровой оценки земель успешно исполняется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области).

Органами местного самоуправления устанавливаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель, их разрешённого использования, а также налоговых льгот. Таким образом, органы местного самоуправления вправе регулировать налоговое бремя, что позволит снять социальную напряжённость и увеличить инвестиционную привлекательность соответствующего муниципального образования.

Главам муниципальных образований Ростовской области рекомендуется активизировать работу по проведению инвентаризации земель и строений, расположенных на вверенных им территориях, усилить муниципальный контроль за охраной земель в целях установления законности их использования.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков. Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков установлен постановлением Правительством РФ от 07.02.2008 № 52. В соответствии с действующим законодательством органы, осуществляющие кадастровый учёт бесплатно предоставляют налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости земельных участков в порядке установленном статьёй 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, средний уровень кадастровой стоимости земель по видам разрешённого использования в разрезе кадастровых кварталов и в целом по населённым пунктам для целей налогообложения также размещены на официальном сайте Управления Рос-

реестра по Ростовской области в сети Интернет по адресу www.r61.kadastr.ru, раздел «Кадастровая оценка земель и земельный налог», «Результаты оценки». Кроме того, на сайте Росреестра www.rosreestr.ru в текстовом режиме работает сервис «Интерактивная карта», где правообладатель земельного участка может узнать его кадастровую стоимость.

Управление Росреестра по Ростовской области ежегодно проводит работу по подготовке и предоставлению в Минфин области сведений для формирования доходной части консолидированного бюджета по земельному налогу на три финансовых года, в порядке установленном ст. 7 Областного закона Ростовской области от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» и ежегодными постановлениями Администрации Ростовской области об утверждении порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития области и составлении проекта областного бюджета на очередные финансовые годы.

Информация о площадях и кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, предоставляется в разрезе 12 городских округов, 18 городских поселений, 390 сельских поселений и 43 муниципальных районов по земельным участкам, облагаемым земельным налогом по налоговой ставке 0,3 % и по налоговой ставке 1,5 % от кадастровой стоимости. Помимо этого, в течение налогового периода Управлением Росреестра по Ростовской области совместно с Управлением финансовых ресурсов и налоговой политики Администрации Ростовской области и Министерством финансов области вносятся соответствующие изменения и уточнения по земельному налогу в доходную часть консолидированного бюджета области в связи с обращениями муниципальных образований.

Государственная кадастровая оценка земель является комплексом мероприятий, направленных на оценку групп объектов недвижимости по состоянию на определённую дату, с использованием стандартных процедур и статистического анализа с учётом динамики цен предложений на объекты недвижимости и других факторов (уровень рыночных цен, ставок арендной платы, вида функционального использования земельного участка, факторов местоположения и окружающей среды), целью выполнения которых является установление кадастровой стоимости земельного участка - налоговой базы.

Необходимо учитывать, что результаты государственной кадастровой оценки не являются налогом, и сами по себе не возлагают на налогоплательщика обязанность уплачивать земельный налог определённого размера. При выполнении расчётов кадастровой стоимости земельных участков, согласно методике, не учитываются различные социальные и политические факторы, так как они не являются предметом регулирования земельного законодательства.

Земельный налог в соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных

образований. Тем самым, фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщика устанавливается в результате принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках. Именно при их установлении и должна учитываться экономическая обоснованность налога и фактическая способность налогоплательщика к уплате этого самого налога. Экономическая обоснованность взимаемого налога состоит не в искусственном занижении кадастровой стоимости, а в экономически обоснованных налоговых ставках.

В целях проведения государственной кадастровой оценки (первого тура) на всей территории России заказчиком до 2013 года будет выступать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, что позволит задать однородный подход к заказу работ на проведение оценки и обеспечить повсеместные налоговые поступления от налога на недвижимость с момента его введения.

В качестве предложений для повышения качества результатов государственной кадастровой оценки земель и улучшению собираемости земельного налога считаем необходимым рекомендовать органам муниципальных образований провести работу по инвентаризации земель с целью выявления правообладателей земельных участков и оформлению ими необходимых документов, совместно с территориальными органами Управления Росреестра организовать работу по сверке земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, активизировать взаимодействие при подготовке информации о площадях и кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на территории муниципального образования при составлении прогноза поступлений земельного налога в консолидированный бюджет области, а также усилить муниципальный контроль за рациональным использованием земель.

Литература

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135 - ФЗ.

2. Медведева О.Е., Козлов В.М., Козлов П.В. Проблемы государственной кадастровой оценки земель и предложения по ее совершенствованию //Вопросы оценки. — 2010.— N 1.— С. 58-64.

3. Швалева Е.С. От государственного земельного кадастра к единому государственному кадастру недвижимости //Российский юридический журнал. — 2008.— N 1.— С. 98-102.

4. Варламов А.А. Проблемы правового регулирования государственного мониторинга земель в Российской Федерации //Аграрная Россия. — 2008.— N 2.— С. 14-17.

5. Завидов Б.Д. Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия (учебно-практический и аналитический комментарий) //СПС КонсультантПлюс, 2010.

6. Кислов В.С. Перспективы и проблемы развития кадастра недвижимости в ближайшие годы //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2010.— N 7.— С. 7-12.

7. Хлыстун В.Н. Нужен ли стране земельный кадастр? //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2010.— N 7.— С. 34-36.

8. Швалева Е.С. От государственного земельного кадастра к единому государственному кадастру недвижимости //Российский юридический журнал. — 2008.— N 1.— С. 98-102.

9. Синица Ю. С. Факторы влияния на переход от земельного кадастра к кадастру недвижимости //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2009.— N 7.— С. 35-41.

10. Раевская О.Б. Учет объектов недвижимости: развитие, состояние, проблемы //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2009.— N 7.— С. 47-50.

УДК 336.66

Колесникова Л.А., соиск.

Финансовые ресурсы - условие инновационного развития промышленного предприятия

В статье проведен анализ системных мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса, использующих инновационные технологии, на примере Бельгии и Китая. Также рассматривается возможность привлечения финансовых ресурсов промышленного предприятия для инновационного развития, что способствует его конкурентоспособности в современном мировом рынке.

Ключевые слова и словосочетания: модернизация, нанотехнологии, инвестиции, инновации, инновационная продукция, инновационное развитие, финансовые приоритеты, акционерный капитал

В последние годы слова «модернизация», «нанотехнологии» и «экономика знаний» стали главными в российской экономике. На Международном московском форуме по нанотехнологиям Президент РФ Д.А. Медведев напомнил, что в России принята крупнейшая в мире госпрограмма развития нанотехнологий до 2015 г., на которую выделено 318 млрд. руб. Была сформулирована сложная задача: через пять лет «продажи отечественных разработок выйти на уровень 900 млрд руб.». Причем четверть этой суммы должна приходиться на экспорт[1].

Но, к сожалению, отечественный бизнес пока не меняет сырьевую ориентацию на инновационную. Можно сказать, что он «ведет себя инертно». Для того, чтобы в отрасль смогли привлекаться частные инвестиции, которые обеспечат технологический рывок, Президент РФ Д.А. Медведев предлагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.