Научная статья на тему 'Значение физкультурно-спортивной деятельности молодежи в социокультурном пространстве региона'

Значение физкультурно-спортивной деятельности молодежи в социокультурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Водяха С. П.

Социокультурные особенности физкультурно-спортивной деятельности молодежи проявляются в ее направленности на совершенствование физических качеств и развитие физических способностей человека, соревновательности, открытости, игровом характере и зрелищности. Притягательная сила спортивного зрелища обусловлена равенством возможностей для соревнующихся сторон, возможностью прослеживания состязательного процесса, когнитивной доступностью правил спортивного соревнования, концентрированным выражением жизненной ситуации, эмоциональным сопереживанием, личностому авторитету тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение физкультурно-спортивной деятельности молодежи в социокультурном пространстве региона»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА © Водяха С.П.*

Детско-юношеская спортивная школа «Молодость», г. Старый Оскол

Социокультурные особенности физкультурно-спортивной деятельности молодежи проявляются в ее направленности на совершенствование физических качеств и развитие физических способностей человека, соревновательности, открытости, игровом характере и зрелищности. Притягательная сила спортивного зрелища обусловлена равенством возможностей для соревнующихся сторон, возможностью прослеживания состязательного процесса, когнитивной доступностью правил спортивного соревнования, концентрированным выражением жизненной ситуации, эмоциональным сопереживанием, личностому авторитету тренера.

Традиционно ценностный потенциал спорта, физической культуры реализуется в ходе физического воспитания и преимущественно сводится лишь к процессу обучения двигательным действиям, воспитанию свойственных человеку физических качеств, гарантирующих развитие базирующихся на них способностей (Ю.М. Николаев, В.А. Востриков, С.С. Коровин). В таком контексте личностное становление человека рассматривается только как преобразование его телесности, что, безусловно, придаёт односторонность педагогическим воздействиям и не затрагивает духовную компоненту человека, его социальную природу, без чего формирование его как личности не представляется возможным.

В течение длительного времени среди ученых и специалистов-практи-ков преобладало мнение, что активные, регулярные занятия молодежи спортом, сами по себе позволяют решить широкий круг важных социокультурных задач: содействуют сохранению и укреплению здоровья, разностороннему и гармоничному развитию, формированию физической и духовной культуры. В соответствии с этим основные усилия направлялись на всемирное развитие спорта и включение в активные, регулярные занятия им как можно большего числа молодых людей. Спорт и связанная с ним физкультурно-спортивная деятельность являются значимыми сферами социокультурной жизни общества и отдельного индивида.

От других видов деятельности физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) отличается, прежде всего, своим предметом и целевой направленностью. Предметом спортивной (физкультурно-спортивной) деятельности

* Тренер-преподаватель.

выступают физические качества и способности человека, целью этой деятельности - совершенствование физических качеств и развитие физических способностей.

При всех разногласиях в интерпретации понятия спорта, большинство исследователей к числу наиболее существенных признаков спорта относят состязательность, соревнование.

Состязательность - это «собирательное понятие», которое имеет, по меньшей мере, четыре значения: 1) определенная характеристика социальных отношений (экономических, правовых, политических и т.д.), 2) определенный вид социальных отношений, 3) определенный вид социальных процессов, 4) определенное психологическое состояние индивида или группы людей.

Состязательность выступает и в виде определенного процесса, понимаемого как «относительно однородная серия явлений, связанных взаимными причинами или структурно'-функциональными зависимостями» [1, с. 93]. Применительно к состязательности эта серия явлений означает установление состязательных отношений, повышение или понижение их интенсивности, расширение или сужение их сферы... Завершающей стадией состязательности как определенного процесса выступают сравнительные результаты ее участников. Одни оказываются в победителях, другие терпят поражение. Затем эта серия явлений повторяются и т.д.

Соревновательность является важнейшей чертой ФСД. «Характерной чертой спортивной деятельности является то, что соревновательная борьба в ней представлена в наиболее чистом виде» [2, с. 34-35]. Если обратиться к определениям понятия «спорт», то практически в любом из них обнаружится соответствующее указание: «Соревнование - один из основных и неотъемлемых признаков спортивной деятельности или «Характерной особенностью спорта является то, что он не мыслим без соревнований и состязаний» и т.д. и т.п.

В таком случае, действительно, спорт можно трактовать как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система состязаний. Система, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как специальная сфера выявления и унифицированного сравнивания человеческих возможностей [3, с. 16-17].

Спортивные соревнования, отмечает В.И. Столяров [5, с. 13-15], отличаются от соревновательных ситуаций реальной жизни (таких, как военные сражения, уличные драки, конкурентная борьба между корпорациями) тем, что они искусственно созданы, условны, более гуманные и позволяют:

- обезопасить участников соперничества от трагических последствий, не унижать достоинство личности, не наносить вреда их здоровью;

- поставить соперников в равные условия;

- создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей;

- реализовать другие гуманистически ценности, связанные с культурой общения, нравственными и эстетическими ценностями и т.д.

Спортивное соревнование - это такое соревнование, которое проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в ситуациях искусственно созданных, предусматривающих соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, оценивающих те или иные способности соперников [6, с. 160].

Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) имеет открытый характер. Французский социолог П. Бурдье писал: «... пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь, структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности».

Сущностные особенности ФСД выражаются также в ее игровом характере. В Социологической энциклопедии дается следующая дефиниция игры: «Игра - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей». В широкий научный обиход понятие игры вошло в значительной степени благодаря классической работе Й. Хёйзинги «Homo Lu-dens» [7]. Игру, по мнению Й. Хёйзинги, следует рассматривать как явление культуры, не как или не в первую очередь как биологическую функцию, и анализировать средствами культурологического мышления.

Сущность игрового начала в спортивной деятельности подчеркивает В.И. Устиненко: «Основным стержнем в спорте - состязании всех видов -является, как и в искусстве, игра. С потерей игры он превратился бы просто в конфликт, разрешаемый с позиции силы» [3, с. 149]. С таким пониманием спортивного соревнования, (а значит, и спорта в целом) связано, по мнению В.И. Столярова, очень важное положение: «спортивное соревнование (и спорт в целом) возникает, формируется и развивается как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни». Мир игры -это та единственная, искусственно созданная реальность, в которой можно без социальных трений осуществлять демократию равных [4, с. 190]. Уникальность спорта состоит в том, что он, подчеркивает В.С. Родиченко, - это школа общественной жизни. А потому правила спорта - это тоже модель, а именно модель законов государства, обязательных к исполнению его гражданами [9, с. 15].

Привлекательность спорта как чрезвычайно популярного зрелища определяется также тем, что он несет в себе, казалось бы, идею равных возможностей для соревнующихся сторон. Привлекательность этого института определяется во многом и тем, что это наиболее «удобная» модель для

прослеживания от начала до конца развертывания некоего вполне конкретного, реального конфликта, аналогичного повседневно возникающим и разрешаемым в иных сферах деятельности. Привлекательность его еще более усиливается вследствие того, что спортивная карьера - это по сути дела возможная жизненная карьера любого из нас, но предельно «сжатая» во временном аспекте. Это делает для наблюдателя доступным сопережить такие важные для него лично моменты как взлет, падение, новый подъем и т.д.

Еще одна сторона дела: привлекательность спорта как зрелища обеспечивается также тем, что правила спортивного соревнования более доступны для понимания вследствие простоты и более четкой очерченности, чем правила любой другой профессиональной деятельности, что обеспечивает явность, конкретность и однозначность реалий спортивного соперничества. Таковые относительно доступны для оценки в аспекте влияния на результат в целом, что в свою очередь определяет легкость восприятия и глубину сопереживания и создает дополнительные возможности для зрительного взаимодействия, поддерживающего интерес к зрелищу. В том числе и в условиях докоммуникативной стадии.

Таким образом, социокультурные особенности физкультурно-спортивной деятельности проявляются в ее направленности на совершенствование физических качеств и развитие физических способностей молодежи, соревновательности, открытости, игровом характере и зрелищности. Притягательная сила спортивного зрелища обусловлена равенством возможностей для соревнующихся сторон, предельной «сжатостью» во временном аспекте, возможностью прослеживания состязательного процесса, когнитивной доступностью правил спортивного соревнования, концентрированным выражением жизненной ситуации, эмоциональным сопереживанием. Необходимо заметить, что в современных условиях физкультурно-спортивная деятельность требует незаурядных способностей от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи юных спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению. По своей сути тренер - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.

Список литературы:

1. Зиборова Е.И. К характеристике структуры состязательных отношений // Теоретическая и прикладная социальная технология: сб. науч. статей. -Белгород: изд. центр «Логия», 2003. - Вып. 4.

2. Матвеев Л.П. Обобщающая теория физической культуры на текущем этапе своего становления // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 9.

3. Славко А.Л. Мотивационная основа физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи // Аналитика культурологии. - 2011. -№ 3 (21). - (0,7 п.л.).

4. Столяров В.И. От гуманистической теории спорта - к теории гуманизации соперничества // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 5.

5. Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр плэй в современном спорте: учеб. пособие. - Смоленск, 2006.

6. Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «искусство в ряду моделирующих систем» // Ученые записки Тартус. гос. ун-та. - Тарту, 1967. - Вып. 19.

7. Lipiec J. The Fair Play philosophy // Fair play - Sport - Education. European Congress of Fair Play. 1996. - Warszawa, 1997.

8. Устиненко В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека // Пути и средства эстетического воспитания. - М., 1989.

9. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного). - М., 2004.

10. Починкин А.В. Профессиональный коммерческий спорт в России: история и современность // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 5.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АЙКИДО В РОССИИ © Нелюбов В.А.*

Филиал Тюменского государственного университета, г. Новый Уренгой

Статья рассматривает проблемы обучения восточным единоборствам, в частности Айкидо. Раскрывает сущность Айкидо.

В течение последних нескольких лет активно обсуждается качество российского образования, ибо образование лежит в основе динамичного развития общества и всех сфер его жизни. Именно образование способствует формированию духовно-нравственных ориентиров людей.

Проблема возникла вместе с изменением общественно-политического строя в России. Стало больше свободы, которая открыла пути для развития единоборств в нашей стране, так как при советском строе они были под запретом.

В современном российском обществе, в связи со сменой общественнополитической формации государства, остро стоит проблема формирования морально-нравственных ориентиров развития общества. Поэтому, как нико-

* Старший преподаватель кафедры Финансово-экономических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.