ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ных сосудов нижних конечностей (А. И. Шульгин) у людей юношеского возраста различный соматотипов. С использованием комплекса современный высокотехнологичный методов исследования Н. А. Корниенко изучает вариабельность анатомического строения и топографии устья венечного синуса и примыжающих к нему отделов правого предсердия, что имеет большое значение для развития интервенционной аритмологии. Знание возрастных, половык и соматотипологических закономерностей анатомического строения внутренних органов и систем позволит избежать ошибок при интерпретации данны х лучевы х методов исследования и уменьшить риск развития осложнений при проведении оперативны х вмешательств.
Конституциональный подход позволяет находить характерны е морфологические признаки предрасположенности человека к тем или иным заболеваниям. Е. В. Харламов [9] разработал и апробировал комплексную методику ранней оценки возможности заболеваний позвоночного столба. Т. М. Сикоренко и О. А. Аксеновой [6] установлены сомато-типологические закономерности телосложения лиц, страдающих сколиозом с учетом возраста и пола. Изучению конституциональный особенностей жителей южного региона России в возрастном аспекте в норме и при заболеваниях различных органов и систем посвящены выполняемые в настоящее время коллективом кафедры работы (Е. С. Елизарова, О. Т. Вартанова, С. И. Климова, Д. П. Осипов).
Результаты проводимых исследований существенно дополняют имеющиеся данные о закономерностях роста и развития жителей юга России и могут служить научной основой в разработке медико-биологических программ укрепления здоровья населения в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаму, А. А. Информативность методов лучевой диагностики в оценке показателей типовой нормологии сердца : автореф. дис. ...канд. мед. наук / А. А. Адаму. - Н. Новгород, 2007. - 20 с.
2. Беков, Д. Б. Учение об индивидуальной анатомической изменчивости акад. В.Н. Шевкуненко в морфологических исследованиях / Д. Б. Беков, Ю. Н. Вовк // Вестник проблем биол. и мед. -Полтава, 2003. - Т. 1. - Вып. 3. - С. 3-6.
3. Кондрашев, А. В. Возрастные и типовые особенности функциональной рентгенанатомии сердца : автореф. дис. . д-ра мед.
наук / А. В. Кондрашев. - СПб., 1998. - 60 с.
4. Мохаммед, А. А. Лучевая анатомия сердца в свете конституциональных особенностей человека : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А. А. Мохаммед. - Н. Новгород, 2007. - 20 с.
5. Сапин, М. Р. Антропологические подходы в анатомии человека / М. Р. Сапин, Б. А. Никигюк // Морфология. -1992. - Т. 1/2. -№ 5. - С. 7-18.
6. Сикоренко, Т. М. Особенности анатомических компонентов соматотипа детей со сколиозом I и II периода детства / Т. М. Сикоренко, О. А. Аксенова // V науч. сессия Рост. ГМУ : сб. науч. тр. Т. 1 - Ростов н/Д, 2010. - С. 218.
7. Соколов, В. В. Анатомия должна стать типовой и индивидуальной / В. В. Соколов, А. В. Кондрашев // Морфология. - 2001. -Т. 120. - № 4. - С. 83.
8. Чаплыгина, Е. В. Соматотипологические закономерности анатомической изменчивости печени и желчного пузыря у людей
юношеского и первого периода зрелого возраста : автореф. дис____
д-ра мед. наук / Е. В. Чаплыгина. - Волгоград, 2009. - 48 с.
9. Харламов, Е. В. Конституционально-типологические закономерности взаимоотношения морфологических маркеров у лиц юношеского и первого периода зрелого возраста : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Е. В. Харламов. - Волгоград, 2008. - 40 с.
РЕЗЮМЕ
Е В. Чаплыгина, О. А. Каплунова, В. В. Соколов
Вопросы интегративной антропологии в трудах ростовских анатомов
Статья посвящена результатам и перспективам развития научных исследований в области интегративной антропологии, выполняемых коллективом кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: антропология, индивидуальная анатомическая изменчивость, конституция.
SUMMARY
E. V. Chaplygina, O. A. Kaplunova, V. V. Sokolov
Integrative anthropology problems in the works of Rostov anatomists
The article deals with the results and prospects of development of scientific researches in the sphere of integrative anthropology, carried out by the staff of the normal anatomy department in Rostov State Medical University.
Key words: anthropology, individual anatomical variability, constitution.
© Коллектив авторов, 2011 г. УДК 378.180.6:155.5]:572
С. Н. Чилингариди, А. А. Бахмет, С. В. Чава, И. Г. Потапова
ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Кафедра анатомии человека Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова
Нет таких отраслей медицинской науки, которые прямо или косвенно не быти бы связаны с антропологией. Еще более 100 лет назад А. П. Богданов указытал, что антропология дополняет односторонносты медицины и способствует своим целыным философским научным взглядом тому, чтобы медик из ученого-механика, «подчинивающего заплаты и поломки в организме», все более и более поднимался до уровня ученого - исследователя человеческого рода в его нормалынык и патологических изменениях.
Получивший признание у передовык врачей того времени лозунг: «Лечиты не болезны, а болыного», несомненно, явился резулытатом проникновения в клинику антропологических идей.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N02 • 2011
До настоящего времени в системе высшего медицинского образования самостоятельный курс антропологии не был предусмотрен. Однако общие вопросы антропогенеза и антропогенетики рассматриваются в курсе биологии человека с основами общей генетики, вопросы морфологии человека - в курсе анатомии человека. Методы антропометрии и вариационной статистики освещаются, соответственно, в курсах гигиены детей и подростков, применение антропологических данных при экспертизе возраста, пола или идентификации личности рассматриваются также в курсе судебной медицины.
Ввиду большого значения антропологических данных в медицинском образовании в 2010 г. в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова была введена дисциплина «Антропология» в рамках факультета Высшего сестринского образования по специальностям «Медицинская психология» и «Социальная работа». В этом же году на базе Первого МГМУ им. И. М. Сеченова был открыт педиатрический факультет, в связи с чем знание основных аспектов возрастной антропологии приобретает теоретическое и практическое значение.
Важнейшими задачами профессиональной подготовки специалиста в системе медицинского образования является развитие у студентов умения нестандартно решать поставленные задачи, делать оригинальные обобщения для формирования основ клинического мышления, в задачи которого входит описание внешних антропологических факторов, таких как индивидуальная и половая изменчивость, особенности возрастных изменений.
Для этого должны быть использованы самые передовые методы педагогического обучения и контроля.
На кафедре анатомии человека Первого МГМУ им. И. М. Сеченова одним из методов, решающих подобную задачу, является применение рентгенограмм для обучения и контроля знаний студентов I и II курсов лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов.
Методы рентгеновского исследования будут подробно изучаться студентами на старших курсах. Однако целесообразно уже на младших курсах использовать азы рент-геноанатомии при изучении соответствующих разделов анатомии человека (спланхнологии, анатомии зубочелю-стного аппарата и особенно остеосиндесмологии).
В частности, кисть является наиболее показательным объектом для рентгенологического исследования развития костной системы живого человека. Последовательное появление точек окостенения в костях запястья и в эпифизах трубчатых костей позволяет с точностью
до нескольких дней определить костный возраст человека.
Во время обучения на клинических кафедрах студенты все чаще встречаются с различными вариантами строения и положения органов. Так, например, нельзя не учитывать положение внутренних органов, особенно если речь идет о разных типах телосложения человека. Врачу об этом всегда следует помнить, чтобы не принять вариант нормы за патологию.
Без обстоятельных морфологических знаний невозможно досконально изучить клинические науки, поэтому в системе медицинского образования им должно быть отведено особое место.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения : общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. - М., 1997.
2. Буров, А. С. О сроках окостенения скелета конечности человека / А. С. Буров // Суд.-мед. экспертиза. - 1978. - Т. 16. - № 3.
3. Гинзбург, В. В. Элементы антропологии для медиков / В. В. Гинзбург. - Л., 1963.
4. Чернилевский, Д. В. Технология обучения в высшей школе / Д. В. Чернилевский, О. Н. Филатов. - М., 1996.
РЕЗЮМЕ
С. Н. Чилингариди, А. А. Бахмет, С. В. Чава,
И. Г. Потапова
Значение антропологии в формировании клинического мышления у студентов
Важнейшими задачами профессиональной подготовки специалиста в системе медицинского образования являются развитие у студентов умения нестандартно решать поставленные задачи, делать оригинальные обобщения, формирование основ клинического мышления. Одним из методов, решающих подобные задачи, является применение антропологических знаний в курсе морфологических и клинических дисциплин.
Ключевые слова: антропология, клиническое мышление, медицинское образование.
SUMMARY
5. N. Chilingaridi, A. A. Bakhmet, S. V. Chava,
I. G. Potapova
Importance of anthropology in formation of clinical thinking in students
The maj or problems of vocational training of experts in the medical education system are to develop in the students the ability to solve non-standard tasks and to do original conclusion, as well as to lay down the bases of clinical thinking. One of the methods in solving of the problems is application of anthropological knowledge in the course of morphological and clinical disciplines.
Key words: anthropology, clinical thinking, medical education.