УДК 5.7.1
статья поступила 24.12.2022
М.В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,
А.В. Безбородова, аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
ЗНАЧЕНИЕ АНАЛОГИИ В ЭВОЛЮЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР НАУКИ
В данной статье рассматривается категория структуры с позиции применимости в научной методологии. Благодаря методу аналогии многие понятия структурности сегодня пересматриваются, так как меняется взгляд на закономерности и общности функций, которые сегодня зависят от общих требований среды. Возникает необходимость переосмыслить и проверить эволюционные процессы наследования в ключе преемственности в аспекте аналогии. Авторы предлагают использование анализа аналогий поведения в решении вопроса эволюции функциональных структур психического отражения как в психологии, так и в области явлений религиозной психологии, где аналогии ещё мало-изучены. В заключении резюмируется, что структура как философская категория, развитие как философский принцип и аналогия как методология заслуживают большого внимания во всех науках.
Ключевые слова: принцип структурности, морфологическая структура, психическая структура, метод аналогии, наследственная преемственность, гомология, психическое отражение, абстрактное мышление, общности психики, принцип развития.
M.V. Doronina, A.V. Bezborodova,
Northern Trans-Ural State Agricultural University
THE SIGNIFICANCE OF ANALOGY IN THE EVOLUTION OF FUNCTIONAL STRUCTURES OF SCIENCE
This article examines the category of structure from the standpoint of applicability in scientific methodology. Thanks to the analogy method, many concepts of structurally are being revised today, as the view of patterns and generalities of functions that today depend on the general requirements of the environment is changing. There is a need to rethink and test the evolutionary processes of inheritance in the key of continuity in the aspect of analogy. The author suggests using the analysis of analogies of behavior in solving the question of the evolution of functional structures of mental reflection both in psychology and in the field of phenomena of religious psychology, where analogies are still poorly studied. In conclusion, the author summarizes that structure as a philosophical category, development as a philosophical principle and analogy as a methodology deserve great attention in all sciences.
Key words: the principle of structurality, morphological structure, mental structure, method of analogy, hereditary succession, homology, mental reflection, abstract thinking, community of the psyche, the principle of development.
Философская категория структуры как проявление диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в настоящее время разрабатывается применительно к ряду наук. Для познания работы мозга эта категория имеет очень большое значение. Принцип структурности, сформулированный И.П. Павловым в качестве одного из трёх принципов высшей нервной деятельности, нередко суживается до соотношения функции и морфологической структуры мозга. Современные взгляды на категорию
структуры расширяют этот принцип, говоря не только о морфологической, но и функциональной и диалектической, в частности, психологической структуре. Если речь идёт о психике человека, понятие о динамической функциональной структуре может быть применено для каждой из трёх категорий психических явлений: к психическим процессам, состояниям и свойствам личности. В последнем случае понятие структуры личности противопоставляется метафизическому профилю личности со своими отдельными функциями.
Диалектический принцип изучения явления в его развитии реализуется в эволюционном историко-этнографическом и онтогенетическом аспектах изучения психических структур. Но, к сожалению, развитие психики при этом обычно понимается в более упрощенном виде. И в эволюционной физиологии, и в эволюционной психологии широко распространено выражение «эволюционно», то есть наиболее позднее, но всегда без указания, о какой ветви живого мира идет речь. Важнейший метод аналогии, применяемый в самых различных науках и важный для контакта физиологии и психологии с кибернетикой и бионикой, в науках о мозге ещё недостаточно полно используется [8].
Хотя в учении об эволюции понятия гомологичного и аналогичного более связаны с морфологическими структурами, их трактуют в более широком плане, понимая под гомологией закономерности преемственного развития, а под аналогией закономерности общности функций, зависящие не от преемственного развития, а от общих требований среды. И в биологии, и в этнографии аналогия образуется в случаях, когда к организму, к личности или социальной группе среда предъявляет сходные требования [1].
В философских вопросах высшей нервной деятельности и психологии упущен из вида важный для разработки проблемы эволюционной аналогии факт независимого развития в эволюции животного мира ветви вторичноротых от ветви первичноротых.
До сих пор понятие «высокоорганизованные организмы животного мира» применимо к позвоночным. Но при этом теряется критерий оценки большей или меньшей вы-сокоразвитости, например, амфибий (вторичноротые) и более высокоразвитых цефалопод (первичноротые). С таких неверных позиций трудно также установить, по каким критериям организм птиц более саморегулируем, чем организм пчел. Поэтому все имеющиеся данные физиологов и психологов оправданы только для преемственной эволюции вто-ричноротых. Надо отметить, что наиболее кардинальной аналогией у достаточно высокоразвитых первичноротых и вторичноротых является условный рефлекс. Он является, например, у пчел и птиц аналогом, не гомологом, так как у простейших кишечнополостных, являющихся их ближайшими общими предками, условных рефлексов нет. Но существует индивидуально приобретенное поведение, свойственное в некоторой мере и одноклеточным организмам.
Анализ эволюции поведения в аспекте аналогии показывает необходимость проверки и уточнения, взглядов на наследственную преемственность ряда инстинктов у вто-ричноротых. Например, между инстинктом гнездования птиц и некоторых рыб обычно проводится наследственная преемственность - гомология. Однако гнёзда осьминога, чайки, ласточки являются бесспорным примером аналогий в поведении. Функциональная структура эволюционно преемственных инстинктов теряет свою традиционную неизменяемость, абсолютную запрограммированность и более гибко связывается с изменяющейся средой, что очень важно для кибернетики. Чем более неизменны и филогенетически запрограммированы инстинкты, тем проще их моделировать и распространять эти модели на всю высшую нервную деятельность. Усложнённое понимание инстинкта требует на определённом этапе соответствующего усложнения модели [3].
Анализ аналогий поведения помогает и решению вопроса об эволюции функциональных структур различных форм психического отражения. Морфологическая аналогия глаза осьминога и млекопитающих и функциональная аналогия у них условного рефлекса позволяют говорить об аналогии у них ощущений как формы психического отражения [2]. Ряд аналогий в поведении вторичноротых и высших (в своей ветви) первичноротых (строительство нор, уход за потомством) подтверждает ее.
Абстрактное мышление как форма отражения отличает человека с его социально сформированным сознанием от всех других животных обеих ветвей. Классическое различие архитектора и пчелы, сформулированное еще К. Марксом, в неменьшей степени относится и к архитектору, и к бобру, где последние связаны наследственной преемственностью - гомологией, отсутствующей у человека с пчелой. Также в эволюции различных форм психического отражения важен вопрос об аналогии эмоциональной формы отражения. Ещё Ч. Дарвин и его последователи изучали гомологичные, филогенетические преемственные ряды эмоций, а метод аналогии даёт возможность изучить их глубже [4]. Эмоциональная форма отражения мира как его соответствия или несоответствия нуждам организма, не формирующая образ предмета, но создающая субъективные переживания, более филогенетически древняя, чем ощущения. Здесь речь идёт о тех подкорковых, логических эмоциях, носящих регуляторную функцию, существующую только у млекопитающих. Их регуляторная функция позволяет говорить о продуктивности метода аналогии в их изучении [5].
Значение изучения аналогии не ограничивается только сказанным о биологической стороне психики. В области широкого круга социально-психологических явлений, например, в области явлений религиозной психологии, аналогии ещё малоизучены. Религиоведение глубоко и детально прослеживает исторические смены религии в их зависимости от смены общественно-экономических формаций [6]. Но, к сожалению, недостаточно проработан вопрос, что наряду с исторической гомологией имеют место и исторические аналогии. Например, многие магические обряды у австралийских и африканских племен значительно чаще возникали по аналогии, чем по гомологии. Небезынтересен и тот факт, что при исследовании аналогий в живописи и скульптуре Запада и Востока найдено немало уникальных психолингвистических языковых форм аналогий.
Поиск сходных признаков у объектов и установление сходства методом сравнения сегодня становится не только начальным этапом по выявлению аналогичности, но и помогает в получении высокого умозаключительного вывода.
Бесспорно, аналогия - это еще не научное доказательство, но если этот факт «утяжелить» количеством общих свойств, значительностью сходных свойств для изучаемых объектов, весомостью и степенью взаимной закономерной связи, то аналогия превращается в первоклассное методологическое средство для научного обоснования.
Изучение аналогичных форм отражения и поведения только сейчас приобретает особый философский смысл, так как возможность встречи с неземными существами (иными формами жизни) уже приобрела научную реальность. Космическая психология, не в смысле психология труда космонавта, а в смысле сравнительной психологии обитателей других планет, требует более подробного изучения. Общности психики, являющейся аналогией, должны быть рассмотрены в качестве моделей, приближающих нас к пониманию возможности психики и сознания на других планетах [7].
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что структура как философская категория, развитие как философский принцип и аналогия как методология заслуживают большого внимания во всех науках, изучающих мозг, психику и поведение. Необходимо всесторонне использовать возможности, которые представляет этим наукам наличие на Земле независимых ветвей развития животного мира в филогенезе и различных человеческих группах в их историческом развитии.
Библиографический список
1. Бубенцов, В. Ю. Метод аналогий. Поиск творческих решений / В. Ю. Бубенцов, Н. В. Бубенцов. - Москва : СОЛОН-Пресс, 2018. - 76 с. - Текст : непосредственный.
2. Векилова, С. А. Методологические основы психологии : учебно-методическое пособие / С. А. Векилова, О. В. Рудыхина. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. - 124 с. - Текст : непосредственный.
3. Доронина, М. В. Методология науки: становление, системность, основания, функции / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Тюмень : Бюро+, 2019. - 148 с. - Текст : непосредственный.
4. Методология научного исследования : учебник для вузов / Н. А. Слесаренко, Е. Н. Борхунова, С. М. Борунова [и др.] ; под редакцией Н. А. Слесаренко. - 5-е изд., стер. -Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 268 с. - Текст : непосредственный.
5. Мищенко, И. Н. Психолого-педагогические аспекты познавательных процессов личности у обучающихся в вузах : учебное пособие / И. Н. Мищенко, О. В. Парыгина. -Москва : РУТ (МИИТ), 2019. - 300 с. - Текст : непосредственный.
6. Петров, А. Г. Специальные главы математики. Метод электромеханической аналогии : учебное пособие / А. Г. Петров. - Москва : МИСИС, 2019. - 54 с. - Текст : непосредственный.
7. Щербаков, Д. А. Аналогии. Метафоры. Примеры : учебное пособие / Д. А. Щербаков. - Оренбург : ОГПУ, 2016. - 56 с. - Текст : непосредственный.
8. Цветков, В. Я. Основы теории сложных систем : учебное пособие / В. Я. Цветков.
- Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 152 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Bubencov, V. YU. Metod analogij. Poisk tvorcheskih reshenij / V. YU. Bubencov, N. V. Bubencov. - Moskva : SOLON-Press, 2018. - 76 s. - Tekst : neposredstvennyj.
2. Vekilova, S. A. Metodologicheskie osnovy psihologii : uchebno-metodicheskoe posobie / S. A. Vekilova, O. V. Rudyhina. - Sankt-Peterburg : RGPU im. A. I. Gercena, 2021. -124 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Doronina, M. V. Metodologiya nauki: stanovlenie, sistemnost', osnovaniya, funkcii / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tyumen' : Byuro+, 2019. - 148 s. - Tekst : neposredstvennyj.
4. Metodologiya nauchnogo issledovaniya : uchebnik dlya vuzov / N. A. Slesarenko, E. N. Borhunova, S. M. Borunova [i dr.] ; pod redakciej N. A. Slesarenko. - 5-e izd., ster. - Sankt-Peterburg : Lan', 2021. - 268 s. - Tekst : neposredstvennyj.
5. Mishchenko, I. N. Psihologo-pedagogicheskie aspekty poznavatel'nyh processov lich-nosti u obuchayushchihsya v vuzah : uchebnoe posobie / I. N. Mishchenko, O. V. Parygina. -Moskva : RUT (MIIT), 2019. - 300 s. - Tekst : neposredstvennyj.
6. Petrov, A. G. Special'nye glavy matematiki. Metod elektromekhanicheskoj analogii : uchebnoe posobie / A. G. Petrov. - Moskva : MISIS, 2019. - 54 s. - Tekst : neposredstvennyj.
7. SHCHerbakov, D. A. Analogii. Metafory. Primery : uchebnoe posobie / D. A. SHCHerbakov. - Orenburg : OGPU, 2016. - 56 s. - Tekst : neposredstvennyj.
8. Cvetkov, V. YA. Osnovy teorii slozhnyh sistem : uchebnoe posobie / V. YA. Cvetkov.
- Sankt-Peterburg : Lan', 2022. - 152 s. - Tekst : neposredstvennyj.
Контактная информация:
Доронина Марина Вячеславовна. E-mail: [email protected] Безбородова Анна Васильевна. E-mail: [email protected]