ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-1-126-133 УДК 796.032.2:796.097(045)
Зимние Олимпийские игры - 2022 на российских государственных телеканалах
А.В. Швецов
Финансовый университет, при Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Современное телевидение транслирует самые интересные спортивные события, не только пропагандируя спорт, но и воздействуя на общественные ценности в пользу активных занятий физической культурой. Во многом благодаря взаимодействию Международного олимпийского комитета и телевидения Олимпийские игры стали главным спортивным событием в мире. В настоящее время телевидение - основной источник материального благополучия для олимпийского движения, так как обеспечивает его финансирование путем покупки прав на телетрансляции и показывая рекламу спонсоров. На рубеже ХХ и XXI столетий спортивные соревнования были адаптированы под современные требования телевидения, от которого целиком и полностью зависит дальнейшее развитие любого вида спорта. Но и во взаимовыгодном сотрудничестве существует отрицательный момент: телевидение создает иерархию, на вершине которой находятся наиболее популярные в той или иной стране виды спорта. Таким образом, цель исследования - по данным телетрансляций зимних Олимпийских игр - 2022 на общедоступных (государственных) российских телеканалах выявить популярные среди россиян зимние виды спорта.
Ключевые слова: телетрансляции зимних Олимпийских игр; государственные российские телеканалы; рейтинги телетрансляций в зимних видах спорта
Для цитирования: Швецов А.В. Зимние Олимпийские игры — 2022 на российских государственных телеканалах. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(1):126-133. Р01: 10.26794/2226-7867-202414-1-126-133
ORiGiNAL PAPER
The 2022 Winter Olympics on Russian State TV Channels
A.V. Shvetsov
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
Modern television broadcasts the most interesting sports events, not only promoting sports but also influencing social values in favor of active physical education. Owing to the interaction of the International Olympic Committee and television, the Olympic Games have become the main sporting event in the world. Nowadays, television is the major source of material wellbeing for the Olympic movement. Television is one of the key partners of sports, providing its financing through the purchase of broadcasting rights and through the sponsors' television advertising. The further development of any sport entirely depends on television, which adapted sports competitions to its modern requirements at the turn of the 20th and 21st centuries. But there is also a negative point in mutually beneficial cooperation: television creates a hierarchy, at the top of which are the most popular sports in a particular country. The purpose of the study is to analyze TV broadcasts of the 2022 Winter Olympics on public Russian television channels and determine the most popular winter sports among Russians.
Keywords: Winter Olympics broadcasts; state Russian TV channels; TV ratings for winter sports
For citation: Shvetsov A.V. The 2022 Winter Olympics on Russian state TV channels. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. Humanitarian and social sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(1):126-133. DOI: 10.26794/22267867-2024-14-1-126-133
© Швецов А.В., 2024
ВВЕДЕНИЕ
Согласно правилу 7 Олимпийской хартии1 Международный олимпийский комитет (МОК) владеет всеми правами и информацией, связанной с Олимпийскими играми (ОИ) и единолично контролирует использование олимпийского телевизионного изображения. Именно телевидение превратило спорт в товар, стоимость которого резко возросла после допуска на ОИ профессионалов [1, 2]. Сейчас телевидение является главным источником финансирования в современном олимпийском спорте. Общие доходы МОК за 2017-2021 гг. составили 7,6 млрд долл. Из них продажа прав на телетрансляции составляет 61%, спонсорство и партнерство приносят 30%, продажа билетов и лицензирование — 5%, другие доходы — 3%2.
Продажа прав на телетрансляции началась с Зимней олимпиады — 1960 в Скво-Вэлли (ОЗИ), что стало поворотным моментом в истории олимпийского движения. Если стоимость телетрансляций ОЗИ-60 составила скромные 50 тыс. долл., то ОЗИ-88 в Калгари — почти 325 млн, а ОЗИ-10 в Ванкувере — почти 1,3 млрд долл. [3, 4].
С 1960 по 1972 г. главными получателями доходов от продажи прав на телетрансляции ОИ были организационные комитеты ОИ, а не МОК, который имел с этого 1-4%. Многие революционные изменения в олимпийском движении и олимпийском спорте произошли после 1980 г., когда президентом МОК стал Хуан Антонио Са-маранч. Он увидел перспективу роста доходов олимпийского движения за счет продажи прав показа ОИ американским телекомпаниям, причем на долгосрочный период и заблаговременно, когда место их проведения еще не было известно [1, 3]. После ОИ-88 в Сеуле Самаранч утверждал: «Олимпийское движение должно получать большую долю от продажи телевизионных прав. В настоящее время мы получаем 34%, а оргкомитет — 66%. В 1996 г. оргкомитет получит 60%, олимпийское движение — 40%, а в 1998 г. деньги будут разделены поровну» [1].
С 1992 г. МОК стал единственным представителем олимпийского движения, проводящим переговоры по поводу продажи прав на телетрансляции. Львиную долю поступлений в его
1 URL: https://studylib.ru/doc/2033677/olimpijskaya-hartiya?y sclid=lt5uc5ovpa110780316
2 URL: https://olympics.com/ioc/funding
бюджет обеспечивают американские телекомпании. В 2014 г. МОК и NBC Universal договорились о продаже прав вещания в США ОИ и ЗОИ с 2022 по 2032 г. за 7,65 млрд долл. Получается, что за этот период NBC Universal будет платить около 1,3 млрд в среднем за каждые Игры. Дополнительной частью этой сделки стало обязательство NBC Universal направлять 100 млн ежегодно на рекламу Игр и олимпийских ценностей с 2015 до 2020 г. [3].
Стратегия МОК в освещении ОИ проста, но эффективна: максимально увеличить телеохват как стран, так и телезрителей. С каждым олимпийским циклом общее количество телезрителей, наблюдающих за ходом ОИ, стабильно и динамично возрастает: в Сиднее-2000 оно составляло 3,6 млрд в Афинах-2004-3,9 млрд а в Пеки-не-2008-4,4 млрд. Стабильно растет и прибыль МОК. Так, контракты с телекомпаниями принесли МОК в цикле, охватывающем ОЗИ-10 и ОИ-12, 3,9 млрд долл., а в цикле ОЗИ-14 и ОИ-16 — более 4,2 млрд долл. [3, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время успешное выступление национальных команд и спортсменов на соревнованиях определяется высоким экономическим уровнем развития, природными и географическими условиями стран, наличием соответствующей спортивной материально-технической базы, а также народными и спортивными традициями [6]. И вполне естественно, что наибольшее внимание болельщиков в разных странах будут привлекать телетрансляции тех видов спорта, в которых местные спортсмены имеют реальные шансы на успешное выступление.
В ОЗИ представители СССР выступали с 1956 по 1988 г. В 1992 г., после распада СССР, существовала команда Содружества независимых государств (СНГ). Команды СССР/СНГ приняли участие в десяти ОЗИ, в которых семь раз побеждали в неофициальном командном зачете (НКЗ) и три раза (1968, 1984 и 1992 гг.) становились вторыми. Так успешно и эффективно на ОЗИ не выступала ни одна страна [6]. Итогом выступлений СССР/СНГ стали 217 медалей — 19,44% от разыгрываемых на этих десяти ОЗИ 372 комплектов наград в двенадцати видах спорта. Получается, что каждую пятую медаль на этих ОЗИ выиграли спортсмены СССР/СНГ.
Доминирование СССР в олимпийском спорте в 1950-1980-х гг. прошлого века во многом
определялось государственной политикой, направленной на развитие массовой физической культуры и доступности занятий детско-юношеским, студенческим и любительским спортом. Именно массовость занятий физической культурой и спортом во многом определяла результаты СССР в спорте высших достижений. Наиболее популярными были лыжные гонки, хоккей, фигурное катание, скоростной бег на коньках и биатлон. Результаты в этих пяти видах спорта стали основой лидирующего положения СССР/СНГ в медальном зачете на ОЗИ. Из 217 завоеванных олимпийских медалей 201 приходится на эти виды спорта (92%) и лишь 16 — на другие.
С 1994 г. Россия начала выступать на ОЗИ отдельной командой, но победные традиции постепенно стали утрачиваться. Главными причинами снижения результатов стали: изменение идеологии (замена социалистического пути развития на рыночный) и снижение экономических показателей основных отраслей производства, что резко привело к ухудшению материального уровня населения и уменьшению финансирования науки, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Но, несмотря на эти трудности, советская методика подготовки высококвалифицированных спортсменов, наличие большого числа физкультурно-спортивных объектов, сохранение системы детско-юношеского спорта и заинтересованность государства в успешном выступлении спортсменов на крупных международных соревнованиях позволили России стать первой в НКЗ на ОЗИ-94. В следующих трех ОЗИ Россия вела борьбу с ведущими странами (Норвегия, США, Германия), занимая в НКЗ места с 3-го по 5-е. Затем результаты снизились до уровня второй десятки: ОЗИ-10 — 11-е; ОЗИ-18 — 13-е и ОЗИ-22 — 9-е место. Исключением стали итоги домашних ОЗИ-14, в которых российская команда заняла 3-е место. И опять, как и во времена СССР, основные медальные достижения российских спортсменов приходились на лыжные гонки, хоккей, фигурное катание и биатлон. Но число выигранных олимпийских наград и результативность выступлений российских спортсменов в этих зимних видах спорта (за исключением фигурного катания) значительно снизились по сравнению с показателями предшественников.
Что касается телетрансляций международных соревнований уровня ОИ, ОЗИ, чемпионатов мира и Европы, то в СССР они осуществлялись на
Первом канале, сигнал которого наиболее полно охватывал территорию государства. Из-за отсутствия в то время данных о показателях телетрансляций сложно судить, какие виды спорта были в приоритете у болельщиков, но чаще всего выбор трансляций определялся достижениями советских спортсменов на мировой спортивной арене.
В 90-е гг. прошлого века спорт на российском телевидении почти исчез, и только в начале 2000-х постепенно стал возвращаться на телеэкраны. В 2003 г. телеканал «7ТВ» купил права на трансляцию Кубка мира по биатлону. Через два года телеканал «Спорт» (ВГТРК) перекупил права, и лидирующие позиции в России в зимнем соревновательном сезоне за последние 15-20 лет стали занимать телетрансляции состязаний по биатлону [7]. К домашним XXII ОЗИ в Сочи был создан федеральный спортивный телеканал «Матч ТВ», где показывают почти все крупные международные и российские соревнования.
На последних XXIII ОЗИ, которые проводились в Пекине (КНР) с 4-го по 20-е февраля 2022 г., программа включала состязания в 15 видах спорта. В России прямые телетрансляции всех соревнований ОЗИ-22 осуществляли ведущие государственные (федеральные) телеканалы: «Первый канал», «Россия-1» и «Матч ТВ» (далее — «Первый», «Россия» и «Матч»). Показ наиболее «успешных» видов спорта[(хоккей (матчи с участием сборной России), фигурное катание, биатлоне и лыжные гонки] разделили между собой два главных канала страны — «Первый» и «Россия».
Чтобы выявить наиболее популярные зимние виды спорта среди россиян, в данном исследовании сравниваются основные показатели телетрансляций ОЗИ-22. Для этого использовались данные технологичной исследовательской компании Mediascop (лидера на российском рынке мониторинга рекламы), СМИ и др. Деятельность компании базируется на международных стандартах проведения исследований. Роскомнадзор в 2019 г. утвердил Ме^аБсор как единого измерителя телеаудитории в России. Учитывались следующие основные показатели телетрансляции: доля, рейтинг и охват. Доля — среднее количество человек, смотревших телеканал, от всей телеаудитории в данный момент; рейтинг — среднее количество человек, смотревших телеканал, от всего населения страны; охват—среднее количество человек, смотревших телеканал/телепрограмму минимум 1 мин.3
3 URL: https://mediascope.net
Таблица 1 / Table 1
Показатели телетрансляций зимних Олимпийских игр - 2022, вошедшие в ТОР-10 / indicators of TV broadcasts of the 2022 Winter Olympics, included in the ТОР-10
Место Дата Вид спорта Телетрансляция Телеканал Рейтинг (%) Доля (%) Охват (%)
1 04.02 Церемония открытия Россия-1 3,8 25,6 9,2
2 05.02 Биатлон Смешанная эстафета (3) Первый 3,4 19,3 7,3
4 06.02 Лыжные гонки Скиатлон. Мужчины (1, 2) Первый 3,2 18,9 7,9
1 13.02 Биатлон Гонка преследования. Женщины (11) Первый 4,5 23,2 7,4
2 13.02 Лыжные гонки Эстафета. Мужчины (1) Первый 4,2 24,3 8,9
5 12.02 Хоккей ОКР - Чехия Первый 3,0 15,5 9,0
10 12.02 Лыжные гонки Эстафета. Женщины (1) Россия-1 2,7 19,3 6,5
1 20.02 Хоккей Финляндия - ОКР (2) Первый 4,7 43,9 10,2
2 18.02 Хоккей ОКР - Швеция Россия-1 4,2 26,1 11,3
3 15.02 Фигурное катание Короткая программа. Женщины. Первый 4,0 29,2 7,8
4 17.02 Фигурное катание Произвольная программа. Женщины (1, 2, 4) Россия-1 3,2 24,9 10,3
7 19.02 Фигурное катание Произвольная программа Спортивные пары (2-4) Россия-1 3,1 17,7 9,1
9 19.02 Лыжные гонки Масс-старт. Мужчины (1, 2, 4) Россия-1 3,1 20,4 7,7
16 20.02 Церемония закрытия Первый 2,7 13,7 7,9
Источник/Source: URL: mediascope.net
Примечание/Note: в скобках указаны места российских спортсменов / The places of Russian athletes are in brackets.
Компания Mediascop еженедельно подводит итоги телепрограмм по различным направлениям, среди которых нас интересуют: «Программы-лидеры в жанре спортивных программ» и «100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте от 18 до 54-х лет» (далее — «100 популярных программ»).
В категории «Программы — лидеры в жанре спортивных программ» телетрансляции с ОЗИ-22 занимали все первые десять мест, так
как другие соревнования такого масштаба в это время не проводились. Поэтому популярность зимних видов спорта среди российских телезрителей оценивалась при сравнении показателей спортивных телетрансляций с ОЗИ-22 в категории «100 популярных программ», где учитывались все телепрограммы, идущие на 23-х федеральных телеканалах в прямом эфире (новостные, информационно-аналитические, познавательные, музыкальные, социально-
политические, юмористические, спортивные, развлекательные, детские, документальные и др.). По данным еженедельных обзоров, в категории «100 популярных программ» определялось как общее количество спортивных телетрансляций с ОЗИ-22, так и по каждому виду спорта.
В табл. 1 представлены программы, которые вошли в первую десятку (ТОР-10) в номинации «100 популярных программ».
За первую неполную неделю (с 4-го по 6-е февраля) самые высокие показатели телетрансляций были зафиксированы на церемонии открытия XXIII ОЗИ в Пекине. В ТОР-10 вошли трансляции биатлонной смешанной эстафеты (2-е место) и лыжной гонкина 30 км (4-е место). В обоих случаях российские спортсмены были в числе призеров: биатлонисты — третьими, у лыжников же победителем стал А. Большунов, а Д. Спицов занял 2-е место.
За первые три дня в «100 популярных программ» вошли 18 телетрансляций: фигурное катание (места в списке: 49, 61, 68, 76) — 4 трансляции; фристайл (21, 36, 44) и шорт-трек (15, 28, 54) — по 3, лыжные гонки (4, 25) и прыжки на лыжах с трамплина (39, 75) — по 2; санный спорт (23), биатлон (2), хоккей (29), конькобежный спорт (41) — по одной трансляции.
На второй неделе (с 7 по 13 февраля) олимпийских соревнований в ТОР-10 вошли четыре телетрансляции — к биатлону (1-е место) и лыжным гонкам (2 и 10) добавился хоккей (5). Российские лыжники и лыжницы сумели победить в эстафетных гонках.
В число «100 популярных программ» вошли 28 телетрансляций с ОЗИ-22: биатлон (1, 12, 16, 40, 48, 63) — 6 трансляций, лыжные гонки (2, 10, 36, 61, 91) — 5, фигурное катание (23, 37, 50, 64) — 4, шорт-трек (39, 62, 90) — 3, хоккей (5, 57), конькобежный (71, 74) и санный спорт (45, 47) — по 2, прыжки с трамплина (46), фристайл (82), керлинг (69), лыжное двоеборье (93) — все по 1-й.
На третьей неделе (с 14 по 20 февраля) сразу шесть телетрансляций вошли в ТОР-10, что стало свидетельством хорошо спланированной работы федеральных телеканалов — «Первого» и «России», которые сумели полностью удовлетворить потребность болельщиков в спортивных зрелищах, где на первых ролях были представители России. Первые два места в ТОР-10 заняли финал и полуфинал хоккейного турнира с участием
российской команды. В финальной игре наша команда уступила Финляндии со счетом 1:2, но эта программа имела максимальные показатели рейтинга и доли среди всех телетрансляций с ОЗИ-22 — соответственно 4,5 и 43,9%. А полуфинальная игра со Швецией выявила максимальные значения охвата — 11,3%.
Еще три трансляции, вошедшие в ТОР-10 (3-, 4- и 7-е места), приходятся на фигурное катание. Выступления российских фигуристок в короткой и произвольной программах стали одними из главных событий ОЗИ в Пекине. В итоге: первая — А. Щербакова, вторая — А. Трусова и четвертая — К. Валиева.
Трансляция произвольной программы спортивных пар заняла 7-е место. С минимальным преимуществом выиграла китайская пара, на втором месте — Е. Тарасова / В. Морозов, на третьем — А. Мишина / А. Галлямов и на четвертом — А. Бойкова / Д. Козловский.
Девятое место в ТОР-10 заняла телетрансляция гонки с масс-старта у лыжников, в которой победил А. Большунов, вторым стал И. Якимушкин.
Всего за третью неделю в «100 популярных программ» вошли 19 телетрансляций в следующих видах спорта: хоккей (1, 2, 42, 73, 84), фигурное катание (3, 6, 7, 22, 93) и лыжные гонки (9, 19, 35, 43, 86) — по 5 трансляций, биатлон (49, 62, 65) — 3 и керлинг (68) — одна трансляция. Церемония закрытия стала 16-й в списке «100 популярных программ».
По итогам ОЗИ-22 команда РФ выступила лучше, чем 4 года назад, и заняла 9-е место в НКЗ. Результаты медальных выступлений российских спортсменов и число телетрансляций, попавших в ТОР-10 и в «100 популярных программ», в каждом виде спорта на ОЗИ-22 представлены в табл. 2.
Успешнее всего российские спортсмены на ОЗИ-22 выступили в лыжных гонках (11 медалей), фигурном катании (6) и биатлоне (4). Наиболее эффективными (соотношение выигранных медалей к общему числу разыгрываемых в каждом виде спорта) стали показатели в биатлоне: 12%, лыжных гонках — 33%, фигурном катании — 40% и хоккее — 50%. О высоком интересе российских телеболельщиков к олимпийским соревнованиям по биатлону, лыжным гонкам, фигурному катанию и хоккею свидетельствует тот факт, что из 65 телетрансляций, вошедших в «100 популярных программ», 43 приходятся на эти виды спорта.
Таблица 2 / Table 2
Количество медалей спортсменов из РФ и число трансляций ТОР-10 и ТОР-100 популярных программ в каждом виде спорта на зимних Олимпийских играх - 2022 / Medals of Russian athletes and broadcasts of TQP-10 and TQP-100 popular programs in each sport at the 2022 Winter Olympics
Виды спорта 1 II III I * ** ТОР-100 ТОР-10
1 Лыжные гонки 4 4 3 11 12 33,3 12 4
2 Фигурное катание 2 3 1 6 5 40,0 13 3
3 Биатлон - 1 3 4 11 12,1 10 2
4 Конькобежный спорт - 1 1 2 14 4,8 3 -
5 Шорт-трек - 1 1 2 9 7,4 6 -
6 Хоккей - 1 - 1 2 50,0 8 3
7 Прыжки с трамплина - 1 - 1 5 6,7 3 -
8 Фристайл - - 3 3 13 7,7 4 -
9 Санный спорт - - 1 1 4 8,3 3 -
10 Сноубординг - - 1 1 11 3,0 - -
11 Керлинг - - - - 3 0 2 -
12 Скелетон - - - - 2 0 - -
13 Лыжное двоеборье - - - - 3 0 1 -
14 Горные лыжи - - - - 11 0 - -
15 Бобслей - - - - 4 0 - -
Всего: 6 12 14 32 109 9,8 65 12
Источник/Source: URL: mediascope.net
Примечание/Note: * количество разыгрываемых комплектов наград; ** эффективность (результативность) выступлений россиян (%) / * number of reward sets being played; ** efficiency of Russians' performances (%).
В шести других видах спорта достижения скромнее: 3 медали во фристайле, по две — в конькобежном спорте и шорт-треке и по одной — в прыжках с трамплина, санном спорте и сноубординге. Эффективность выступлений: от 3% — в сноуборде до 8,3% — в санном спорте. Еще в пяти видах спорта россияне не выиграли медалей. Получается, что на остальные одиннадцать видов спорта пришлось всего 22 телетрансляции из номинации «100 популярных программ». При
этом не было ни одной подобной трансляции состязаний по скелетону, бобслею, сноубордингу и горным лыжам, что говорит о том, что эти виды спорта интересны в нашей стране только узкому кругу специалистов.
ВЫВОДЫ
1. Права на телевещание — основной источник финансового благополучия для олимпийского движения и олимпийского спорта, а также эле-
мент, который способствует генерации дохода для самих телекомпаний и спонсоров спорта вообще и ОИ в частности. Сейчас телевидение является основным источником финансирования в современном олимпийском спорте, а телевизионные рейтинги выступают главным критерием успеха или провала тех или иных состязаний и популярности видов спорта. Но, вместе с этим, телевидение усиливает существующее экономическое неравенство различных видов спорта и создает телевизионную иерархию, на вершине которой — наиболее любимые и популярные в той или иной стране.
2. В России прямые телетрансляции ОЗИ-22 осуществлялись на ведущих государственных (федеральных) телеканалах — «Первом канале», «России-1» и «Матч ТВ». Из 65 телетрансляций в 11 видах спорта, которые вошли в список «100 популярных программ» на российском телевидении, 43 приходятся на: фигурное катание — 13, лыжные гонки — 12, биатлон — 10 и хоккей — 8. Телетрансляции соревнований в этих видах спорта поделили между собой «Первый канал» и «Россия-1».
Остальные 22 телетрансляции велись на «Матч ТВ»: шорт-трек — 6, фристайл — 4, прыжки на лыжах с трамплина, конькобежный
и санный спорт — по 3, керлинг — 2 и лыжное двоеборье — 1. Не попали в номинацию «100 популярных программ» соревнования по скелетону, бобслею, сноубордингу и горнолыжному спорту.
Из 65 спортивных телетрансляций, вошедших в «100 популярных программ», 12 сумели войти в ТОР-10: лыжные гонки — 4; фигурное катание и хоккей — по 3; биатлон — 2.
3. Сравнение эффективности выступлений российских спортсменов на ОЗИ-22 выявили ее прямую взаимосвязь с рейтингами телетрансляций. Наиболее эффективно россияне выступали в хоккее, фигурном катании, лыжных гонках и биатлоне — соответственно 50, 40, 33,3 и 12,1%. Максимальный рейтинг телетрансляции установлен при показе финала хоккейного турнира между командами Финляндии и ОКР — 4,7%; на втором месте — биатлон (4,5%); на третьем — лыжные гонки (4,2%), на четвертом — соревнования фигуристок (4,0%).
4. Таким образом, можно утверждать, что лыжные гонки, фигурное катание, хоккей и биатлон — наиболее успешные для советских и российских спортсменов, а их популярность в России во многом основывается на национальных традициях и многолетней истории развития.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Платонов В. Н., Гуськов С. И. Олимпийский спорт. Кн. 1. Киев: Олимпийская литература; 1994. 496 с.
2. Починкин А. В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. М.: Советский спорт; 2006. 216 с.
3. Пенья Э. Ф. Управление правами на трансляцию Олимпийских игр: исторический подход. Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. 2015;1(14):38-49.
4. Ферран А., Шаппле Ж-Л, Сегэн Б. Олимпийский маркетинг. Пер. с анг. М.: Рид Медиа; 2013. 352 с.
5. Зуев В. Н., Смирнов П. Г. К вопросу о коммерциализации олимпийского движения посредством телевидения. Теория и практика физической культуры. 2014;(10):43-46.
6. Швецов А. В. Олимпийские зимние игры: этапы развития и страны — лидеры общего медального зачета. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(1):41-49.
7. Швецов А. В., Никишин И. В. Биатлон и лыжные гонки на российском телевидении в сезоне 2019/2020. Вестник спортивной науки. 2020;(6):82-85.
REFERENCES
1. Platonov V. N., Guskov S. I. Olympic sport. Book 1. Kiev: Olimpijskaya literatura; 1994. 496 p. (In Russ.).
2. Pochinkin A. V. Formation and development of professional commercial sports in Russia. Moscow: Sovetskij sport; 2006. 216 p. (In Russ.).
3. Penya E. F. Managing the rights to broadcast the Olympic Games: historical approach. Vestnik Rossijskogo Mezhdunarodnogo Olimpijskogo Universiteta = Bulletin of the Russian International Olympic University. 2015;1(14):38-49. (In Russ.).
4. Ferrand A., Chappellet J.-L., Seguin B. Olympic marketing. Transl. from Eng. Moscow: Rid Media; 2013. 352 p. (In Russ.).
5. Zuev V. N., Smirnov P. G. On the issue of commercialization of the Olympic movement through television. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2014;(10):43-46. (In Russ.).
6. Shvetsov A. V. Olympic Winter Games: stages of development and leading countries of the overall medal standings. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta = Humanities and social sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(1):41-49. (In Russ.)
7. Shvetsov A. V., Nikishin I. V. Biathlon and cross-country skiing on Russian television in the 2019/2020 season. Vestnik sportivnoj nauki = Bulletin of Sports Science. 2020;(6):82-85. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Андрей Валентинович Швецов — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Финансовый университет, Москва, Россия
Andrey V. Shvetsov — Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Department of Physical Education, Financial
University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-3366-6437
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 28.11.2023; принята к публикации 15.12.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was submitted on 28.11.2023; accepted for publication on 15.12.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.