С.В. Пупков
ЖУРНАЛИСТИКА В ПОЛИТИКЕ: СТАТУТ И СТАТУС От совокупности взглядов - к метатеории
Познание свойств информации и развитие высоких технологий дает новый импульс для изучения теоретических проблем регулирования массовых информационных отношений в сфере политики. Обретая в гуманитарной сфере в отличие от присвоенного ей технотронной эпохой роли «матери информатизации», статус субстрата человеческих отношений, информация предстает преломленной в субъективном пространстве сознания социально значащей темой, социально-психологическим феноменом, описываемым категориями этики, семантики и энергетики 1.
Представлениями об информации как сущности движения (во всяких формах его проявления, в том числе социальных и политических) обосновываются научные направления, заявляющие претензии на политическое как свою объектную сферу: информационная антропология, политическая информациология, политическая дискурсология 2. Синтез семантической теории информации, теории отражения и теории хронополитики позволяет развивать теорию политической журналистики, исследовать особенности медийного производства в контексте пространственно-временных измерений.
В политической теории журналистики существует потребность критически оценить классические схемы нахождения ее в структуре политической системы: обосновать журналистику как фактор ее развития, выявить основы взаимодействия с политической властью, установить политический статус как структуры и института, определить ее функции в обеспечении потребностей политических субъектов, включая крупнейших игроков на «театре политических действий» (государство, бизнес, гражданское общество), а также закономерности функционирования в контексте мировой политики и международных отношений 3. Заданность такого широкого диапазона определяется чувствительностью политической системы к информационным воздействиям, влияющим на ее устойчивость.
В.А. Сидоров отмечает, что «значение журналистики в политической системе в настоящее время находится на подъеме за счет все возрастающей потребности общества и его социальных групп, институтов, организаций в межсистемном диалоге. Былой приоритет информационного обеспечения исключительно внутрисистемных связей поколеблен. Воз-
никли условия для диалектического единства внутреннего и внешнего обмена информацией» 4.
В процессе реализаций современных массовых информационнокоммуникативных моделей, отражающих процессы «новой политизации» СМИ, вновь обостряется научная дискуссия о качественных характеристиках журналистики, поиске метатеории, применимой к объектнопредметной теории (в нашем случае - теории журналистики), для изучения структурных и дедуктивных свойств, формообразования, интерпретаций предметной теории (ее синтаксис, морфология и семантика).
Такой метатеорией является социальная информациология - новое научное направление, развивающееся в русле общей информациологии. Объектами ее исследования являются состояния и процессы, происходящие в самоорганизующихся метасистемах, к которым относятся социальные, политические, коммуникативные, массово-информационные и другие. Предметную сферу социальной информациологии составляют принципы, закономерности и законы проявления информации в социуме, формируемые информацией отношения и корреляции в материальном и идеальном пространствах сознания 5.
Методологический инструментарий социальной информациологии позволяет определить качественные характеристики журналистики, влияющие на устойчивость политической системы. В частности, выявляются такие ее эмерджентные (системные) свойства, которые постулируют журналистику как средство, объект и субъект мира политики:
- когерентность (взаимная связность, согласованное взаимодействие) и коррегирование (действенное влияние);
- постоянность и изменчивость (вариативность);
- гибкость (приспособляемость, конформизм);
- диффузность (проницаемость, конвергенция);
- агистерезисность (опережение и упреждение событий, формулирование «повестки дня»).
Совокупность свойств обеспечивает одну из основных, базисных функций журналистики и, шире, средств массовой информации - инструментальную. Она рассматривается как «идеальная модель информационного обмена, охватывающего комплекс эргономических свойств системы «субъект - инструмент - объект» 6. В информационной триаде «государственная власть - СМИ - общество» благодаря этой функции осуществляется управляемость, адаптированность, используемость и наблюдаемость системы.
Меру и результат проявления совокупности свойств журналистики, целенаправленно применяемых в соответствии с целью публичной деятельности с использованием средств массового информирования, в ин-
формациологии принято называть журнализмом 7 Параметры определяются как объективными свойствами информации, так и субъективными -акторами информационно-коммуникативных отношений, действующими в сфере политического (в том числе журналистами).
Место журналистики в мире политики: ниша или пространство?
Вышеназванные свойства и функции журналистики коррелируются с основными свойствами и функциями политики. С позиций информационного подхода, трактующего информацию также и как универсальный субстрат общественных отношений, «политика представляет собой не что иное, как особую форму информационно-коммуникационных процессов, формирующихся при распределении общественных ресурсов и статусов с помощью государственной власти» 8. Главное предназначение политики состоит в сведении к единому знаменателю интересов различных конфликтующих друг с другом групп, слоев, сословий и в достижении согласия или консенсуса в обществе по основополагающим вопросам общественно-политического устройства.
В свою очередь содержание категории «политическое» определяется свойствами и характеристиками феноменов, институтов, организационных форм и отношений, отражающих всеобщее властное признание и авторитет для утверждения и сохранения порядка в обществе и реализации других жизненно важных для него целей. Феномен политического колеблется между двумя крайними интерпретациями: первый - политика как результат и поле столкновения конфликтующих интересов; второй - как система обеспечения правления, порядка, справедливости в интересах всех членов общества.
В условиях глобализации актуализированы оба подхода, с той лишь разницей, что первый отражает ситуативный, функциональный, второй -атрибутивный, имманентный политическому. Определяющее значение имеет тот факт, что в основании политического лежит консенсусный принцип обеспечения всеобщей взаимосвязи социальных групп, институтов, частных и публичных сфер деятельности людей. Это непременное условие жизнеспособности любой системы, в том числе и политической. Журналистика, как говорилось выше, как раз и обладает необходимым потенциалом для реализации принципа конвенциальности.
Важная структурно-функциональная составляющая мира политического - политические отношения. Они могут реализоваться как между различными политическими институтами, так и между различными социальнополитическими силами. К ним относятся средства массовой информации так же, как классы, этносы, церковь и т. д. Их характер отражает мировоз-
зренческую базу и идеологическую основу мира политического, выступая в виде субъективной инфраструктуры политической системы.
В отечественной политологии политическую систему определяют как «целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества» 9.
В традиционном варианте политическая система решает следующие задачи:
- политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);
- согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);
- ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образа);
- восприятие и реагирование на потоки информации (информационнокоммуникативное обеспечение).
Возникающие в процессе общения информационные потоки и специфические коммуникации, возможность коммуникативным субъектам выполнять политические роли и функции по распределению ресурсов и полномочий власти К. Дойч рассматривает также как политическую систему 10. С этих позиций отмечается ряд трансформаций основных компонентов политической системы, существенно влияющих на ее устойчивость.
Первая группа связана со структурными изменениями, обусловленными закатом «государства всеобщего благоденствия». Вторая группа трансформаций объясняется формированием глобальной коммуникативной системы, происходящей одновременно с глобализацией мировой экономики, международных институтов. Она генерирует новый тип глобального демонстрационного эффекта, порождаемого исключительно медиа-средствами, и выступает катализатором общественных и политических преобразований, заимствования универсальных моделей и стандартов 11.
Говорим «партия» — подразумеваем «информация»
Особо важное значение для информационной устойчивости политической системы имеют партии и партийные системы 12. Им соответствуют определенные системы средств массового информирования, к которым в данном случае уместно применить характеристику М. Дюверже: средства массовой информации «выражают общественное мнение, но не в меньшей степени они же его и создают; они его формируют, но они же
его и деформируют» 13. Принцип соответствия между общественным мнением и эффективностью власти, олицетворяющей представительство народа в органе управления, для демократического режима является определяющим.
Среди других функций политической партии выделим те, которые имеют наиболее выраженное информационно-коммуникативное начало:
- обеспечение связей между различными уровнями и ветвями государственной власти;
- посредничество между различными социальными группами;
- мобилизация общественного мнения в поддержку выдвигаемых ими проблем, идейно и организационно обеспечивают избирательные кампании и выдвигают кандидатов на выборные должности на всех уровнях власти;
- формирование долговременных приверженностей своих сторонников (поддержание имиджа партии);
- объединение как способность выступать одновременно и как агенты конфликта между различными интересами, и как инструмент достижения компромисса и согласия между ними, объединяя мир политического и общество в неразрывное целое 14.
В постиндустриальную эпоху в условиях становления информационного общества возникают иные организационные модели: «картельная партия», «медиапартия», «кадровая», «харизматическая», «всеохватная».
Ведущие признаки «картельной партии», обоснованные в теории определения места партии в системе «гражданское общество - государство», отличаются особенностями проводимой политики, отношением к выборам и средствам массовой информации. Так, участники партии-картеля имеют привилегированный доступ к государственным должностям и регулируемым государством средствам массовой информации и коммуникации, пропагандистская роль которых настолько велика, что создает эффект прямых «телевыборов» партийного руководства. Пример картельной партии подтверждает тенденцию параллельного формирования медийной системы, структурно отражающей конфигурацию партийной.
«Медиапартии» как информационные структуры создаются специально под выборы или для достижения одной какой-то цели. В этом случае медиа исполняют политические функции, притом что такие партии явно управляются извне и «весьма трудно совместимы с духом представительной демократии» 15.
Поскольку интерес и потребность в обеспечении сведениями о содержании политических процессов удовлетворяются через средства массовой информации, все формы политической активности правомерно назвать информационно-коммуникативными. Организация устойчи-
вых информационных связей посредством средств массовой информации может быть выражена одним из правил (норм) коммуникативной организации: чем больше мировоззренческий, ценностный, организационный хаос, тем более должна быть информационная упорядоченность.
Какая журналистика сродни политике?
В современной науке политическая принадлежность журналистики определяется в новом научном направлении - политология журналистики, предметом которой являются взаимосвязанные с политикой теории, явления и тенденции развития журналистики 16.
В рамках доминирующей в отечественной теории журналистики социально-ролевой концепции прессы политика - одна из нескольких «равноправных» сфер функционирования средств массовой информации. В этой парадигме журналистика предстает как системное, целостное и внутренне дифференцированное образование, причем всегда в роли участницы политических
17
процессов . По статусу и роли пресса является одновременно и средством, и объектом, и субъектом, и наблюдателем политической деятельности. По этой причине исследовательский анализ детерминирован многокачественно-стью СМИ: указанные свойства перекрестно воздействуют друг на друга.
К одной из форм бытия политики, ее информационно-коммуникативного функционирования относят различные виды информационной деятельности: пропаганду, политическую рекламу, «пиар» (public relation) и промоушн. Особое место в этом ряду занимают политическая журналистика и публицистика как область массовой политической практики 18.
Несмотря на то, что в современных массмедийных системах продукт публицистической деятельности практически отсутствует, тем не менее, часть исследователей относят массовую информацию к содержательной части политической коммуникации, а средства массовой информации представляют как ее материальную основу.
Публицистика выделяется в особый тип социального общения: среди средств политической борьбы за сознание масс благодаря средствам массовой информации она нередко становится определяющей силой. Задача публицистики - политологическая интерпретация происходящих событий.
Общее и особенное в публицистике и политике находятся в постоянном динамическом равновесии. Они могут совпадать по объекту отражения, на макроуровне их объединяет общая методология научного и социального познания. Механизм влияния публицистики на политические процессы описан таким образом: «Сначала публицистика производит политические знания... затем она формирует отслеженной избирательной
информацией политическую культуру людей. И, наконец, она подталкивает человека к политическим действиям... Ведущим звеном в этой триаде служит производство политического знания» 19.
На макроуровне публицистику и политику объединяет общая методология научного и социального познания (на микроуровне они приобретают специфические качества). По объекту отражения и приемам его изучения они могут полностью совпадать. Это наблюдается в случаях, когда политологи выступают в средствах массовой информации в качестве публицистов, и, наоборот, когда публицисты участвуют в научно-практических форумах как политологи.
Выделяя общее и особенное в публицистике и политологии, ученые отмечают их постоянное динамическое равновесие в производстве информации политического характера. Разница в том, что политологическая информация получена, как правило, фактуально-логическим отражением политической жизни и предназначена политикам, управленцам, общественным активистам. Публицистическая - субъективно интерпретирована, эмоционально окрашена, адресована широкому кругу потребителей - массам 20
Очевидно, что не всякий журналистский текст отвечает таким характеристикам, поскольку ведь не каждый журналист обладает способностями и свойствами извлекать из текущей действительности необходимые интенции. Журналистика и публицистика как вид массово-информационной деятельности зависит от политической, идеологической, экономической ситуации в обществе.
История российской журналистики, включающая времена новейшей политической перестройки (начиная с 1986 года), позволяет на основе исторических аналогий выделить тенденции приобретения прессой политического качества, возникающего на функциональном, структурном, сущностном уровнях. То есть речь идет о системных трансформациях, затрагивающих саму природу политической организации общества. Насколько продуктивны такие изменения, какова степень их допустимости по отношению к развитию политической системы - на эти вопросы нет однозначных ответов.
В России отношение к роли прессы в период перестройки неоднократно менялось - от полного признания и безоглядной веры до неприятия и требования существенного урезания свободы слова 21. Однако такие колебания общественного мнения не только российский феномен. Например, немецкий политолог Р. фон Вайцзекер, анализируя динамику влияния средств массовой информации на стабильность политических процессов в странах развитой демократии, сделал вывод о том, что сила средств массовой информации при определенных условиях имеет «для демократии во всяком случае сомнительное влия-22
ние» . Это предупреждение созвучно политическому диагнозу
К. Поппера, предупреждавшегор, что никакая демократия не сможет выжить, если не будет положен конец злоупотреблению силой телевидения, превратившегося для демократии в слишком мощную силу.
Угроза устойчивости политической системе реальна не только в условиях «демократического транзита», но во всяком случае, если массмедийная система попадает под одностороннее идеологическое или политическое влияние в процессе самоорганизации или при внешнем воздействии (тесное сближение с политической властью или национальной олигархией, использующей средства массовой информации как средство достижения политических целей). Претензии на диспаритетное использование медийного ресурса государством (политической властью) и обществом не соответствуют ни политическому статусу, ни политическому статусу журналистики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Алексухин, С.И. Социально-психологические особенности взаимодействия в политике. - М., 1995.
2 См.: Шевченко, А.В. Информационная устойчивость политической системы. - М., 2005.
3 См.: Прохоров, Е.П. Демократия и журналистика. - М., 2004; Киричек, П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. - Саранск, 1995; Журналистика в мире политики. Исследовательские подходы и практика участия / под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2004; Кор-коносенко, С.Г. Журналистика в системе демократии: структурно-функциональные связи // Социально-политическое функционирование журналистики. - СПб., 2005.
4 Журналистика в мире политики. - С. 149.
5 См.: Попов, В.Д. Информациология и информационная политика. - М., 2001; Он же. Социальная информациология - наука XXI века (проблемы становления и развития). -М., 2004; Шевченко, А.В. Социально-информациологическая парадигма и информационная реальность // Государственная служба. - 2004. - № 6.
6 Воронова, А.А. Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2006.
7 См.: Саламон, Л. Всеобщая история прессы. - М., 2001; Шевченко, А.В. Информационные скрепы политической системы // i - формат. Журналистика провинции : научно-публицистический альманах. - 2006. - № 2. - С. 21.
8 Политические коммуникации / под ред. А.И. Соловьева. - М., 2004. - С. 8.
9 Категории политической науки. - М., 2002.
10 См.: Дойч, К. Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля. - М., 1993.
11 Аг, А. Политические аспекты глобализации. Национальное государство в условиях глобализации // Государственная служба за рубежом. - 2004. - № 3. - С. 64.
12 См.: Дюверже, М. Политические партии. - М., 2005.
13 Там же. - С. 440.
14 См.: Полунина, Г.В. Партийная система: критерии идентификации // Партии и партийные системы в современной России и послевоенной Г ермании. - М. ; Ростов н/Д, 2004. - С. 60-72.
15 См.: Поттхофф Х. Партийная демократия и плюралистическая общественно-полити-ческая система // Там же. - С. 51.
16 См.: Корконосенко, С.Г. Политология журналистики как научная и учебная дисциплина // Журналистика в мире политики. Исследовательские подходы и практика участия. - СПб., 2004.
17 См.: Корконосенко, С.Г. Политические роли российской журналистики // Журналистика - ХХ век: эволюция и проблемы. - СПб., 1996. - С. 42.
18 См.: Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики. - М., 1973.
19 Ученова, В.В. Гносеологические проблемы публицистики. - М., 1971. - С. 19.
20 См.: Киричек, П.Н. Указ. соч.
21 См.: Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов : аналитический доклад / Институт социологии РАН. - М., 2005.
22 Цит. по: Поттхофф, Х. Партийная демократия и плюралистическая общественнополитическая система. - С. 55.