ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 6
ЖУРНАЛИСТИКА И ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
С.П. Суворова, научный сотрудник кафедры социологии журналистики
факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
ЖУРНАЛИСТИКА НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ:
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ, ФУНКЦИЙ,
ЗАДАЧ
Статья посвящена всестороннему рассмотрению понятий "научная журналистика" и "научно-популярная журналистика". Данные понятия имеют объективные различия, которые определяются различными функциональными обязанностями этих видов деятельности, разными задачами при создании материалов и подходами к отражаемой в них предметной области, а также языковыми особенностями текстов.
На основании выявленных различий делается вывод, что "научная журналистика" представляет собою разновидность специальных научных коммуникаций, а "научно-популярная журналистика" является разновидностью журналистского творчества.
Ключевые слова: научная журналистика, научно-популярная журналистика, научные коммуникации, массовые коммуникации, просветительская функция журналистики.
The article is devoted to detailed examination of conceptions "science journalism" and "popular science journalism". These conceptions have objective differences, which are determined by different functional responsibilities of these kinds of activities, distinct goals during creating materials and approaches to reflecting the object domain, as well as linguistic peculiarities of texts.
Key words: science journalism, popular science journalism, science communications, mass communications, enlightenment function of journalism.
Понятия "научная журналистика" и "журналистика научно-популярная" чаще всего в теории журналистики употребляются как синонимичные, взаимозаменяемые и служат для обозначения того сегмента информационного пространства, в котором получает отражение жизнь науки. Однако это не вполне закономерно.
Дело в том, что к созданию данного сегмента причастны виды информационного производства, вызванные к жизни разными общественными потребностями и выполняющие в жизни общества разные функции. У них — разные субъекты, они существенно отличаются друг от друга по целям и методам деятельности, по характеристикам тех продуктов, которые создают. Бесспорно, между ними существует взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость. Но они не идентичны, и это необходимо осознавать.
О каких видах информационного производства идет речь?
Базовым для создания "научного сегмента" в культурном слое общественной жизни является, и это хорошо известно, такой вид деятельности, как наука. Она ориентирована на получение фундаментального или прикладного знания — интегральной информационной модели реального мира в его существенных связях, воплощенной в многочисленных продуктах, позволяющих изменять условия существования человечества.
В развитом обществе наука представляет собой мощный социальный институт, объединяющий все разновидности научной деятельности и обладающий собственными коммуникациями.
Эти коммуникации — назовем их научными — не входят в систему средств массовой коммуникации, хотя и осуществляются на общей с нею технической базе. Но они служат другим целям. Их предназначение — обеспечивать целостность, автономность и надежность науки как социального института. Они осуществляются в форме непосредственного и опосредованного общения ученых, образующих совокупный субъект научной деятельности, и выступают в качестве средства связи в его среде. Отсюда и проистекают их особенности.
Основными каналами опосредованного научного общения являются не только специализированные по отраслям научные журналы, но и другие научно-исследовательские издания — сборники научных трудов, монографии, брошюры, авторефераты диссертаций, тезисы докладов научных конференций, материалы конференций в электронном или печатном виде, содержащие авторские работы ученых: публикации результатов либо теоретических, либо экспериментальных исследований.
Тематика научных изданий фактически безгранична — они могут отражать любые вопросы любой отрасли науки: теории, законы, гипотезы, отдельные открытия, описание конкретного опыта, генезис науки или научного направления, дискуссию по поводу спорных вопросов, критику каких-либо положений и т.д. Здесь публикуются методики исследований, истории важнейших открытий, новые явления, закономерности развития природы и общества, освещаются известные факты с новых позиций.
Научные издания и научная периодика — это инструмент и результат научной деятельности, позволяющие глубоко и всесторонне исследовать и решать самые разнообразные научные проблемы, важные для развития науки, но не подлежащие оперативному включению их в социальный контекст.
Кроме того, наряду с научно-исследовательскими изданиями выделяют группу научных изданий, основное предназначение которых состоит в обеспечении знакомства общества с содержанием
произведений прошлого — научным наследием. Это так называемые источниковедческие издания.
Если научно-исследовательское издание предназначено для научной работы и содержит теоретические или экспериментальные данные (сведения), то источниковедческое издание классических произведений, документов, архивных материалов и т.п. отличается особой тщательностью подготовки текста к публикации и разветвленным научно-справочным аппаратом.
Научные публикации, публикации в научных журналах, научной периодике — а именно их прежде всего имеют в виду, когда речь идет о "научной журналистике", не рассчитаны на массового читателя. Это обусловливает известную закрытость научных коммуникаций, что позволяет провести апробацию полученных знаний в кругу ученого сообщества прежде, чем они начнут широко использоваться в обществе. Авторы и читатели научных публикаций — ученые (в том числе из смежных областей). Данный аудиторный фактор определяет язык научных текстов — это сложный специализированный язык формулировок и формул, терминов, схем, диаграмм.
Заметим, что для изложения научного материала в научных журналах зачастую используются жанры, которые мы встречаем и в журналистике: аннотация, рецензия, статья. Выпускаются научные журналы на такой же технической базе, что и различные печатные средства массовой информации, и в ряде случаев имеют схожую редакционную структуру. Однако специфика аудитории, языка и стиля изложения, а также функциональная направленность научных текстов не позволяют отнести их к тому же типу произведений, что и материалы журналистики.
Научные публикации, основной задачей которых является обеспечение циркуляции знаний в научном мире, информирование ученых о ходе, промежуточных результатах и итогах научных исследований с целью их дальнейшей апробации, выполняют коммуникативную функцию внутри научного сообщества, содействуют взаимодействию научных структур, обеспечивая тем самым целостность, стабильность, нормальное функционирование и развитие науки как социального института.
Научные публикации — это интегральный продукт науки, а не журналистики. Понятие "научная журналистика" по отношению к ним — не что иное, как обозначение совокупности коммуникационных каналов, включая редакционно-издательскую деятельность, благодаря которым они распространяются.
Другой вид информационного производства, поставляющий продукты в научный сегмент информационного пространства, представлен журналистикой — профессиональной деятельностью,
у которой в общественной жизни двойное предназначение. С одной стороны, она выступает как организатор духовного сотрудничества разных общественных сил для создания массовых информационных потоков, а с другой — как совокупность разновидностей творчества, производящих для этих потоков особый тип текста: журналистское произведение, несущее массовой аудитории необходимые для нее оперативные сведения о той или иной сфере действительности.
К таким разновидностям журналистского творчества относится и та, которую называют научно-популярной журналистикой. Научно-популярные журналистские материалы публикуются как в научно-популярных журналах, так и в универсальных общественно-политических, качественных, массовых печатных СМИ. Научно-популярная тематика отражается в теле- и радиопередачах, интернет-СМИ, на лентах информационных агентств. Тексты научно-популярной журналистики предназначены для массовой аудитории, излагаются на общедоступном языке и представляют собой адаптированное для каналов массовой коммуникации оперативное знание о продуктах науки и тех, кто их создает.
Рассматривая науку как объект отражения СМИ, необходимо четко определить в нем те аспекты, которые образуют предметную область научно-популярной журналистики и требуют наибольшего внимания сегодня. Основными из них являются:
• Научное знание нуждается в популяризации
Наука — не просто особая форма человеческого познания, суть которой — в освоении законов и закономерностей объективного мира. Она представляет собой профессиональную деятельность, основным продуктом которой являются знания естественного, общественно-гуманитарного, технического характера. Наука производит особые информационные продукты, выражаемые в специализированных языках. По степени истинности, доступности, значимости для массового сознания и практической применимости продукты науки существенно различаются, поэтому различна и мера необходимости в освоении их массовой аудиторией. Журналист способен "переводить" наиболее значимые для общества специализированные продукты на язык массовой аудитории и акцентировать возможности их применения, выступая как популяризатор научных знаний. В результате в прессе появляются научно-популярные материалы, отражающие ситуации появления или освоения в обществе продуктов науки, а также ситуации, характеризующие науку как процесс духовного творчества, духовного производства.
2 ВМУ, журналистика, № 6
17
• Люди науки — субъекты научной деятельности
Движение научной мысли в обществе, его научно-технический прогресс осуществляется благодаря личности ученого, важнейшая особенность которой — уникальность. Но для СМИ важно не только это. Через личность ученого можно выявлять особенности разных научных школ, показывать драматичность судеб, которые определяет борьба за истину, предвосхищающая научные достижения.
• Факты науки как сенсация, как начало новых научных направлений
Здесь имеется в виду необходимость освещения научных сенсаций — доказанных наукой открытий, имеющих особое общественное значение. К ним могут быть отнесены и открытия самородков — непрофессиональных ученых, если они являются результатом серьезной исследовательской работы.
К задачам журналистов при создании публикаций, отражающих вышеназванные аспекты научной деятельности, следует отнести:
1) своевременное информирование читателей о появлении новых продуктов, явлений и фактов науки;
2) содействие освоению массовой аудиторией особенностей продуктов науки (прояснение их основных смыслов, выявление значения и последствий научных открытий для развития науки и общества), а также знакомству с судьбами и личностями ученых, определяющих ход науки;
3) побуждение адресата информации к обсуждению событий научного мира (сопоставление точек зрения, оценок, аргументов), к интеллектуальному обогащению;
4) побуждение ученых, субъектов научной деятельности, к рефлексии, а при необходимости — к коррекции исследовательской позиции.
Исходя из особенностей предметной области и обозначенного круга задач журналистов при создании научно-популярных материалов, можно заключить, что основная функция, на реализацию которой они направлены, — это просветительская функция.
Просветительскую функцию журналистики мы определяем как ее особую обязанность в системе СМИ. Состоит эта обязанность в обеспечении массовой аудитории журналистскими текстами, в которых получают отражение новые и не освоенные аудиторией по той или иной причине продукты специализированных видов творчества — науки, культуры и искусства, содержащие в себе общественно значимые знания, нормы и ценности, и дается анализ их с точки зрения соответствия гуманистическим тенденциям общественного развития.
Просветительская функция журналистики осуществляется, сочетая в качестве средств такие виды деятельности, как информиро-
вание, популяризация, пропаганда, критика. В зависимости от актуализации того или иного вида деятельности меняется степень и характер реализации просветительской функции. Соответственно меняется и социальная роль журналистики в просвещении читательской аудитории.
Роль журналистов, специализирующихся на освещении научной тематики, которые ведут наблюдение за происходящим в сфере науки, не ограничивается и не должна ограничиваться только информированием, оповещением аудитории о появлении новых продуктов этой области или деятельности ученых. Главная роль журналиста (и ученого, если он является автором материала в СМИ) при создании просветительских научно-популярных текстов — роль популяризатора.
Именно популяризация является в данном случае основным инструментом просветительства в научно-популярных СМИ и реализации просветительской функции журналистики.
Понятие "популяризация" обозначает деятельность, направленную на превращение сложного, труднодоступного для понимания произведения в такое его отражение, посредством которого оно становится ясным, понятным, поддающимся освоению. Это требуется прежде всего в случаях, когда аудитории не известен или мало известен язык той области творчества, к которой относится произведение, — например, язык науки. В некотором смысле популяризация сродни деятельности переводчика: она образует мост между языками специализированных видов духовного творчества и языком массовой аудитории, между учеными и массовым читателем.
Научно-популярные тексты могут содержать в себе осмысление событий науки с точки зрения адекватности гуманистическим тенденциям общественного развития. Это становится для читателя стимулом к осознанному выбору знаний, норм и ценностей, что в конечном счете позитивно сказывается на состоянии массового сознания — одного из важнейших звеньев в механизме саморегуляции общества.
Существуют также и такие аспекты исследуемой предметной области, освещение которых в СМИ определяется не только необходимостью доведения до широкой аудитории продуктов науки как специализированной области духовного производства, но и значимостью науки как социального института:
• Общественная роль науки как социального института и особой сферы духовного производства
Своевременно информируя аудиторию о появлении продуктов научной деятельности, разъясняя, анализируя и оценивая явления науки, знакомя читателей со спецификой процесса научной дея-
Научная и научно-популярная журналистика: особенности и различия
журналистики Цитологи- ческие особенноста^^^ Научная журналистика Научно-популярная журналистика
Система коммуникаций Специальные научные коммуникации Массовые коммуникации
Аудитория Преимущественно специальная: ученые, сотрудники научно-исследовательских учреждений, сотрудники высшей школы Массовая аудитория, широкий круг читателей
Авторство Представители научного сообщества: ученые, аспиранты, студенты Журналисты, писатели, ученые (в статусе популяризаторов науки)
Предмет отображения Научные исследования в различных отраслях науки и их результаты, проблемы организации научной деятельности Продукты научной деятельности — научные знания, сфера их использования, а также отношения науки и общества, науки и человека и т.д., и т.п.
Основное целевое назначение Организация коммуникаций в научной среде, апробация вырабатываемых знаний Реализация просветительской функции журналистики
Виды изданий Научные журналы, научные порталы и блоги в Интернете; монографии, сборники научных трудов, бюллетени, авторефераты диссертаций, препринт, тезисы докладов/сообщений научной конференции, материалы конференции (съезда, симпозиума) Научно-популярные журналы, альманахи, газеты, интернет-СМИ, бюллетени информационных агентств, а также общественно-политические издания с универсальной тематикой, которые систематически публикуют научно-популярные материалы
Окончание таблицы
журналистики Цитологи- ческие особенноста^-^^ Научная журналистика Научно-популярная журналистика
Периодичность выхода Периодичность выхода варьируется: раз в год, раз в полугодие, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно, а также в зависимости от проведения научных мероприятий — съездов, симпозиумов, конференций Периодичность выхода специализированных научно-популярных изданий колеблется: есть издания, выходящие 1—2 раза в год, есть ежеквартальные и ежемесячные издания и даже альманахи, выпускаемые в произвольные сроки. Периодичность выхода научно-популярных материалов в общественно-политической прессе определяется концепцией и моделью издания
Область распространения Международное научное сообщество; научные сообщества регионов РФ; отдельные научно-исследовательские учреждения Массовая аудитория, структурированная по интересам
Язык/стиль Специализированный научный язык, научный стиль Общелитературный язык, научно-популярный, публицистический стиль
Жанры Монография, автореферат диссертации, диссертация, реферат, тезисы докладов, анонс, аннотация, интервью, рецензия, научная статья Анонс, аннотация, заметка, репортаж, интервью, рецензия, обозрение, научно-популярная статья, очерк
Основная социальная роль Средство оптимизации деятельности научного сообщества Средство просвещения общества
тельности, журналист имеет возможность привлекать внимание аудитории к месту и роли науки в обществе, социальным последствиям научной деятельности, способствовать развитию научного мировоззрения общества и росту его культурного уровня.
• Социально-экономическая платформа науки
Выступая как духовное творчество, наука в то же время представляет собой сферу деятельности, обладающую мощной организационной, социально-экономической структурой. Для журналиста это означает неизбежность рассмотрения таких проблем, как финансирование, материально-технические условия научной деятельности, организация научного процесса, продвижение и внедрение продуктов науки, обеспечение безопасности эффектов научной деятельности. Здесь журналист, естественно, выходит за рамки научной популяризации, выступая как аналитик, исследующий действительность и предлагающий пути ее усовершенствования.
Тексты, посвященные научной тематике, часто полифункциональны: они не только поясняют читателю суть научных явлений (просветительская функция), но и анализируют их социальные последствия.
Отметим также, что публикации в СМИ о науке способствуют налаживанию взаимодействия между научным сообществом и обществом, формируют общественное мнение о тех или иных научных проектах и выполняют ряд других важных коммуникативных задач.
Научно-популярные публикации, таким образом, информируют массовую аудиторию о продуктах науки и их создателях, содействуют освоению и обсуждению фактов и явлений науки, охватывая при этом широкий круг тем в рамках данной предметной области. Однако в связи с тем, что журналисты адаптируют научную информацию для адекватного восприятия ее читателями, в научно-популярных материалах суть научных открытий представлена не столь детализированно и глубоко, как в научных текстах. Как видим, общая предметная область, сфера отражения действительности — наука в текстах научных и научно-популярных освещается по-разному: различные ракурсы, тематические аспекты и способы подачи материала.
В итоге можно сделать вывод, что понятия "научная журналистика" и "научно-популярная журналистика" имеют объективные различия, которые определяются различными функциональными обязанностями этих видов деятельности, разными задачами при создании материалов и подходами к отражаемой в них предметной области, а также языковыми особенностями текстов (см. таблицу).
"Научная журналистика" представляет собою разновидность научных коммуникаций. Научные публикации, рассчитанные на ауди-
торию научного сообщества и обеспечивающие развитие науки как социального института, являются произведениями науки, а не журналистики.
"Научно-популярная журналистика" является разновидностью журналистского творчества. Научно-популярные материалы предназначены для массовой аудитории, излагаются на общедоступном языке. Они направлены на реализацию просветительской функции журналистики, обеспечивая тем самым оптимальное состояние массового сознания, что в свою очередь способствует саморегуляции общества как системы.
Поступила в редакцию 17.05.2009