Научная статья на тему 'Журналистика и медиасистема Республики Беларусь: историко-хронологический анализ (на примере печатных изданий для женской аудитории)82-89'

Журналистика и медиасистема Республики Беларусь: историко-хронологический анализ (на примере печатных изданий для женской аудитории)82-89 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
издания для женщин / медиасистема Беларуси / историко-хронологический анализ / женские журналы / история журналистики.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бойко Вера Николаевна

Статья посвящена историко-хронологическому анализу одного из сегментов белорусской медиасистемы – изданиям для женщин. Их развитие шло в русле с общей эволюцией медиасистемы Беларуси, что подтверждает тесную связь журналистики и медиасистемы с социально-историческими преобразованиями, проявляющуюся даже в специфических сегментах, каким являются женские журналы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистика и медиасистема Республики Беларусь: историко-хронологический анализ (на примере печатных изданий для женской аудитории)82-89»

Журналистика и медиасистема Республики Беларусь: историко-хронологический анализ

(на примере печатных изданий для женской аудитории)

Вера Бойко

Статья посвящена историко-хронологическому анализу одного из сегментов белорусской медиасистемы -изданиям для женщин. Их развитие шло в русле с общей эволюцией медиасистемы Беларуси, что подтверждает тесную связь журналистики и медиасистемы с социально-историческими преобразованиями, проявляющуюся даже в специфических сегментах, каким являются женские журналы.

Ключевые слова: издания для женщин, медиасистема Беларуси, историко-хронологический анализ, женские журналы, история журналистики.

УДК 070.48-055.2(091)(476)

Р0!: 10.30547/тес11аа1тапа1г1.2024.8289

ЕРИ:

© Бойко Вера Николаевна

научный сотрудник кафедры цифровой

журналистики факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

К постановке вопроса

Общие исторические корни белорусских и российских СМИ и журналистики дают возможность для осмысления общего и специфического опыта развития медиа-пространства двух стран. Последовательное изучение особенностей формирования и функционирования системы средств массовой информации в разные периоды с целью сохранения культурно-исторического наследия в условиях трансформации информационного и коммуникационного пространства, изучение связей истории журналистики с историей общества, социально-политической и культурной парадигмами становится важным для понимания истоков происходивших процессов и связей их с современностью. Рост заинтересованности историей в контексте современных общественных процессов актуализирует концепции исторической памяти, т.е., по определению Е. Тонкина, подхода, в котором именно социальная практика определяет облик прошлого, разделяемый массами в качестве важнейшей основы своей социальной или этнической идентичности (Tonkin, 1992: 111-112). Это подчеркивается, в частности, и в договоре «О создании Союзного государства», где формирование общего научного, технологического и информационного пространства обозначено как

важная задача (ст. 18); также в преамбуле Договора подчеркнута «общность исторических судеб» двух народов1. Внимание к истории подтверждает и регулярное проведение мероприятий в России и Беларуси. Источником современной исторической памяти выступают СМИ, литература, кино, музеи и в первую очередь школьное образование, поэтому важной представляется тенденция, озвученная Е.Л. Вартановой: «Изменения, <...> помещенные в широкий глобальный контекст, постепенно обрели форму важнейшей тенденции современности - движение идей, смыслов, ценностей и знаний от глобального Запада к глобальному Востоку, от глобального Севера к глобальному Югу, движение к самоопределению, свободомыслию и свобододействию национальных медиа-систем» (Типология СМИ, 2023: 112).

В контексте тенденций усиления внимания к историческим основаниям общественных процессов представляется важным проанализировать отдельные направления, в том числе связанные с формированием медиасистемы. Изучение этих процессов имеет научную значимость, т.к. не только позволяет выявить тематические и типологические особенности, но и помогает обозначить принципы их воздействия на аудиторию. Рассмотрение развития периодической печати в историческом контексте с одновременным определением типологических составляющих способствует изучению ее эволюционного характера, выявлению взаимосвязей трансформации типа с социально-историческими преобразованиями (Смеюха, 2012: 50).

Данная статья посвящена историко-хро-нологическому анализу одного из малоизученных сегментов белорусской медиа-системы - изданиям для женщин, выполнявшим в разные периоды важные функции, связанные с просвещением, развлечением, информированием и репрезентацией интересов женской аудитории. «Исследователи

подчеркивали, что роль аудитории как главного типоформирующего фактора значительно возросла после масштабных социально-политических и экономических трансформаций...», что позволяет выделить женские журналы в отдельную категорию (Типология СМИ, 2023: 9).

В российском научном поле проблемы исторического развития женской прессы исследованы достаточно подробно (Смеюха, 2011; Лапшина, 2018; Смирнова, 2012; Свитич, 2013; Коломийцева, 2008). Авторы обращают внимание на формирование журналов в соответствии с общими тенденциями развития периодики: просве-тительско-нравоучительной направленностью, постепенной коммерциализацией, приобретением универсальной тематики и развлекательно-прикладного характера. Изменения, вызванные социально-политическими трансформациями начала XX в., затронули и женские издания (Минаева, 2016). Специфика их функционирования на разных этапах рассматривалась и белорусскими исследователями: Н.А. Кулин-кой (2001), Р.И. Мелешевич (2005), Е. Купой (2008).

В работе обобщены данные белорусских и российских исследователей с использованием историко-хронологического анализа. Новым представляется изучение эволюции журналов для женщин в рамках общих тенденций истории белорусской журналистики, позволяющее лучше понять особенности и закономерности всей медиасистемы.

Развитие белорусских СМИ в контексте формирования национального государства

История белорусской журналистики тесно связана с формированием Беларуси как национального государства. Территории современной республики в разные годы принадлежали Великому княжеству Литовскому, Польше, Российской империи,

входили в Советский Союз. Каждая из этих своей целью всестороннее возрождение стран внесла свой вклад в формирование белорусской народной культуры и, следова-языковой, культурной, образовательной, тельно, твердо стоя на определенной де-информационной среды. мократической позиции, она пробила себе

Исследователи относят появление дорогу в самые глухие уголки Белоруссии, в первых газет на территории Беларуси ко самые темные слои населения. Для многих второй половине XVIII в. - периоду посте- тысяч людей она является первой газетой, пенного перехода под власть Российской прочитанной ими, первым источником зна-империи. Первой газетой считается Kurier ния, не носившего казенной печати, изло-Wilenski («Виленский курьер»), она появи- женного простым и ясным языком» (Дов-лась в 1760 г. Изначально она выходила нар-Запольский, 2016: 418). Ее читали на на польском языке, а с 1841 г. стала изда- территории всей губернии, что подтверж-ваться на русском под названием «Вилен- дает статистика по количеству корреспон-ский вестник». В XIX в. сотрудниками ре- денций, которые присылали в редакцию. дакции были известные белорусские уче- С начала 1920 гг. Белорусская ССР стала ные и писатели - Я. Тышкевич, У. Сыракомля, частью общей медиасистемы СССР с ее верА. Адзинец и др. тикалью республиканских изданий, а глав-В систему прессы XVIII-XIX вв. входили ным печатным органом - газета «Звязда» официальные, губернские и епархиальные («Звезда»). Особенностью этого периода газеты, несколько русскоязычных журналов. является не только ярко выраженная идео-Свои издания выпускали в Вильно, Минс- логическая функция печати, но и внима-ке, Полоцке, многие из них - на польском ние к языку и национальным особеннос-языке. К 1880 гг. польскую прессу заменит тям республик - в 1920-1930 гг. 88% газет русскоязычная, что связано с политиче- в БССР выходит на родном языке (Овсепян, ским курсом Российской империи, кото- 2001: 41), ко второй половине века этот по-рая на всем протяжении XIX в. боролась с казатель уменьшился до 73%, но они все польским влиянием (Довнар-Запольский, равно преобладают (Овсепян, 1968: 40). 2016). В целом языковой вопрос был край- Другой важной вехой этого времени стало не острым - с восстания 1863 г. до 1905 г. появление радио и телевидения. В 1925 г. было запрещено издание любой книжной открылась первая радиостанция в г. Гоме-и периодической продукции на белорус- ле. С самого начала вещание шло на бе-ском. Как следствие, этот язык считался лорусском языке, а учитывая, что в нача-языком необразованного простонародья. ле XX в. большая часть населения была Только в начале XX в. началось так называе- неграмотной, радио стало необычайно зна-мое «белорусское возрождение», включа- чимым СМИ. Со второй половины 1950 гг. вшее подъем литературы и публицистики, большую роль стало играть телевидение. а также научное внимание к истории края. В 1970-1980 гг. оно было самым динамич-Важную роль в этом процессе играла прес- но развивающимся СМИ: во всех городах са, особенно местные издания: «Минский и больших населенных пунктах принима-листок», «Виленский вестник», «Витебские ли сигнал из Минска, Москвы и областных ведомости», «Могилевские ведомости» и белорусских телестудий. др. Первой газетой на белорусском языке К началу социально-политических стала «Наша доля» (1906 г.), однако вышло трансформаций 1990 гг. в БССР выходило лишь четыре номера. По-настоящему зна- почти 300 газет и журналов, функциониро-чительный след оставила «Наша шва», по- вали Белорусское телеграфное агентство явившаяся позднее в том же году: «Ставя и Агентство печати «Навшы» («Новости»),

телевизоры и радиоприемники были почти в каждой семье. Однако большее влияние, чем технологические новшества, на СМИ этого периода оказали социально-политические трансформации. 27 июля 1991 г. Верховный совет БССР объявил Республику Беларусь суверенной страной. Сложившаяся за советский период медиа-система также подверглась изменениям под влиянием как экономических, так и политических факторов:«В Республике Беларусь сложилось свое автономное информационное пространство, которое характеризуется интенсивным заполнением не только традиционных коммуникативных каналов, но и развитием современных технологий: возникновением новых СМИ, включая частные агентства, организацию теле- и радиостудий, стремительное развитие рекламы, бурное развитие частного книгоиздания» (Слука, 2011: 382) [перевод наш. - В.Б.]. На рынке журнальной прессы происходило замещение советских журналов западными: Burda, Playboy и др., что привело к закрытию некоторых белорусских изданий в особо конкурентных сферах, например женской периодики (Слука, 2011: 387). Результаты анализа этапов и процессов исторического развития представлены в таблице.

Исследователи традиционно разделяют историю развития печати в России на три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский. Это деление будет верным и для Беларуси. Отсутствие последовательного экстенсивного развития до начала XX в. объясняется сложным периодом существования прессы на национальном языке, отражающей национальные интересы. В XX в. периодизация становится более дробной, система СМИ развивается как часть агитационно-пропагандистского комплекса с четкой вертикальной структурой.

Из таблицы видно, что среди сравнительно небольшого разнообразия дореволюционной прессы не нашлось места

изданиям для женщин. Это объясняется совокупностью факторов: более низким, чем в центральных районах, уровнем грамотности2, отсутствием высших учебных заведений для женщин. Соответственно, аудитория начала формироваться только с приходом советской власти и политикой всеобщего образования и включения женщин в активную социальную и рабочую (не крестьянскую) деятельность. Таким образом, о печатных изданиях для женской аудитории мы можем говорить только со второй четверти XX в.

Белорусские СМИ

для женской аудитории:

историко-хронологический анализ

Обозначенные в предыдущем разделе этапы и особенности исторического развития Беларуси обусловили специфику формирования медиасистемы, в том числе сегмента, нацеленного на женскую аудиторию. Важным фактором стали политические трансформации 1917-1919 гг., повлекшие появление этого типа изданий, рассчитанных на широкую женскую аудиторию; отделы по работе с женщинами были созданы в местных органах партийной власти. Местные издания создавались по всей стране, до Великой Отечественной войны выходило более 90 газет и журналов для женщин. Для Беларуси особую значимость играла политика ликвидации неграмотности. Система печати для женщин выстраивалась партийными органами с целью привлечь женскую часть общества в ряды партии коммунистов и обеспечить ее участие в социальном строительстве: «... объединить женщин на борьбу с хозяйственной разрухой, готовить из работниц организаторов и руководителей производства, вовлекать женщин в общественную работу, вести работу за улучшение санитарно-гигиенических, продовольственных, жилищных условий и т.д.» (Минаева, 2015: 83).

85

Таблица 1. Историко-хронологическое развитие журналистики и медиасистемы Республики Беларусь

Период Характеристика

ХШ-ХУН вв. (возникновение летописания, книгопечатания и публицистики) Первая литература: каноническая, летописи и хроники. Деятельность Ф. Скорины. Книги и периодика на польском языке.

ХУ!!!-Х!Х вв. (возникновение и развитие периодической печати) Первые газеты на польском и русском языках, возникновение системы периодических изданий в рамках системы печати Российской империи. Соперничество польской и российской культур. Политика русификации, борьба с католичеством.

Конец XIX - начало XX в. («Белорусское возрождение») Взлет национального самосознания и культуры. Появление периодических изданий и литературы на белорусском языке. Увеличение количества исследований по истории, этнографии края, фиксация фольклора и народных традиций, которые перестают считаться «низкой», деревенской культурой.

1917-1940 гг. (журналистика в политической системе СССР) Формирование системы партийных изданий в рамках системы печати СССР. Борьба с неграмотностью. Появление периодических изданий для крестьян, рабочих, женщин. Распространение радио.

1941-1945 гг. (журналистика в период Великой Отечественной войны) Приостановлен выпуск газет на оккупированных территориях, их издавали подпольно или привозили из России. Антифашистская пропаганда и поддержка партизанского движения.

1945-1986 гг. (журналистика и СМИ в послевоенные годы) Рост числа газет. Появление и распространение телевидения. Внимание СМИ направлено на социально-экономические, политические и культурные стороны жизни.

1986-1991 гг. (белорусская журналистика и СМИ в период трансформации советского государства) Падение доверия к СМИ в связи со сложными ситуациями (Чернобыльская катастрофа).

1991 - н.в. (медиасистема Республики Беларусь) Журналистика как бизнес, появление негосударственных СМИ. Сохраняется влияние крупных государственных медиакомпаний и информационных агентств. Появление интернет-СМИ и влияние цифровизации на процессы.

Источник: составлено автором.

«Беларуская работнща i сялянка» («Белорусская работница и крестьянка») (1924 г.)3 выходила на белорусском языке; ее первым редактором стала заведующая женотделом ЦК ВКП (б) Мария Муратова. Общественная дискуссия тех лет и содержание журнала во многом совпадали, отражали политику своего времени: «женщины <...> будут

проводить заветы Ильича при созидании нового, социалистического образа жизни, а для руководства этой деятельностью были созданы разнообразные структуры, в частности, появились волостные организаторы, для которых были составлены специальные «Инструкции по работе среди женщин» (Гапова, 2016: 71). Развитие журнала шло

в русле всей системы СМИ БССР: в годы войны на его страницах активно велась антифашистская пропаганда, в послевоенные годы он оставался популярным источником информации для белорусских женщин; из журнала постепенно ушел «идеологический запал», но появилось много прикладной информации - советов, рецептов, выкроек. В 1980 гг. тираж «Работнщы i сялянм» достиг рекордной отметки - 1,5 млн экз.

Другим изданием начала XX в. была «Жаноцкая справа» («Женское дело»), оно не входило в систему советских СМИ, т.к. выходило в г. Вильно (Литва), где в 1931 г. было основано «Объединение белорусских женщин имени Алоизы Пашкевич (Тетки)». Журнал выходил внетерритории республики, однако доля белорусского населения там была большая, поэтому и по названию, и по целям, и по составу авторов (Белорусский Женский кружок) его можно назвать белорусским. Вышло (или сохранилось) четыре номера (Гапова, 2016). «Журнал делался группой интеллигенток, но был ориентирован на сельских женщин, жительниц местечек и небогатых горожанок. В нем публиковались небольшие тексты о национальной культуре, белорусская хроника (сведения о собраниях, объединениях, арестах активистов и учителей белорусской гимназии в Вильно), новости из "женского мира" - сведения о женском движении в различных странах мира; значительную часть занимали советы по ведению хозяйства и воспитанию детей» (Гапова, 2016: 91). Различия между «Белорусской работницей и селянкой» и «Женским делом» показывают влияние политических факторов на тип, особенности содержания, проблематики изданий, ориентированных на одну аудиторию - женщин.

Вторым переломным моментом, повлиявшим на бытование изданий для женщин, стал развал СССР. Женские журналы особо показательны, т.к. изменились и тип собственности (негосударственные),

и экономическая модель (рекламная), и оформительская (глянцевая бумага, фотографии, современная верстка). Появились местные версии самых известных международных брендов, часть из которых пришла из России. Среди оригинальных изданий тех лет можно назвать «Женские дела», «Я+Я», «Эрос», «Беларусачка», «Ксюша», «Золотая орхидея». «Работница и селянка» получила новое название: «Журнал называется "Алеся" - это веяние 90 гг., когда, вроде бы, "Работница и селянка" стало звучать не гламурно, не престижно», -объясняет его главный редактор Лариса Раковская4.

Однако несмотря на разнообразие и новый, глянцевый формат, журналы конца 1990 - 2000 гг. подвергались критике со стороны научного сообщества. Н.А. Кулин-ка отмечает недостатки в женских образах, их стереотипность. Е. Купа также обращает внимание на недостатки журналов «Алеся» и «Гаспадыня»: «... недостаточно полно раскрывает социальные проблемы женского мира. Своим читателям, женщинам, "Алеся" предлагает обсудить ряд бытовых тем и поделиться советом по вопросам воспитания детей, психологии семейных отношений, здоровья и красоты» (2008: 358). Автор считает, что этого недостаточно: «Сегодня в Беларуси нет изданий,направленных на развитие и саморазвитие женщины как личности, показывающих на своих страницах сбалансированный образ женщины, ведущей активную и разнообразную жизнь» (2008: 358).

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что развитие СМИ для женщин шло в русле с общим развитием медиасистемы Беларуси, их трансформации отражают изменения, которые происходили в истории страны. Период от зарождения книгопечатания до начала XX в. был для страны сложным, национальная культура находилась под

87

сильным влиянием польской и российской культур, действовали запреты на использование белорусского языка в прессе. Включение местных изданий в общую медиа-систему СССР способствовало росту числа газет и журналов, а также их тиражей. Аудитория расширилась в том числе и за счет женщин - для них стал выходить журнал «Беларуская работнща I сялянка». В результате социально-политических трансформаций 1990 гг. и обретения страной независимости произошли кардинальные изменения в медиасистеме, в том числе в сегменте женской прессы. На белорусском рынке появились международные и российские бренды, а также новые оригинальные СМИ. Изменения коснулись как

содержательной, так и оформительской модели транслируемых образов.

В целом результаты исследования показали, что развитие печатных изданий для женщин происходило в русле общих для прессы Беларуси тенденций. Данный вывод представляется важным, т.к. подтверждает тесную связь журналистики и медиасистемы с социально-историческими преобразованиями, проявляющуюся даже в специфических сегментах системы, каким являются женские периодические издания. Их историческое развитие обуславливает современное состояние изданий для женщин, анализ которых будет проведен на следующих этапах рассмотрения темы.

Примечания

1 Договор о создании Союзного государства. Режим доступа: https://soyuz.by/dogovor-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva (дата обращения: 10.10.2023).

2 К 1904 г. уровень грамотности в Гродненской и Могилевской губерниях был меньше 60%, в Минской - 35%. См. подр.: Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813-1913). Статистические очерки. М.: Госстатиздат, 1956. С. 305-306.

3 Впоследствии журнал несколько раз переименовывался: с 1931 по 1941 г. он назывался «Работнща i калгаснща Беларуа» («Работница и колхозница Беларуси»), с 1946 - «Работнща i сялянка» («Работница и селянка»).

4 «Алеся» или «Работница и селянка»? К 95-летию журнала коллектив задумался о смене названия. Режим доступа: https://ctv.by/chto-segodnya-vazhnee-novoe-nazvanie-alesya-ili-rabotnica-i-selyanka-mozhno-otvetit-na-sayte (дата обращения: 10.10.2023).

Библиография

Гапова Е. Западная Беларусь: пробуждение гражданки // Гапова Е. Классы наций: феминистская критика нациостроительства. М.: НЛО, 2016. С. 83-98. Довнар-Запольский М.В. История Белоруссии. Минск: Беларусь, 2016. Коломийцева Е.Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков: история развития и типологические особенности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2008.

Кулинка Н.А. Женская печать как тип изданий и социокультурный контекст: дис. ... канд. филол. наук. Минск, 2001.

Купа Е. Женская проблематика в СМИ // Журналiстыка-2008. Стан, праблемы i пер-спектывы: мат. 10-й МНжнар. навук.-практыч. канф. (11-12 снежня 2008 г.) / С.В. Дубовк (рэд.). Мшск: БДУ, 2008. С. 357-360.

Лапшина Г.С. Женское лицо русской журналистики. М.: Флинта, 2018.

Меляшэвiч Р.1. «Беларуская работнща i сялянка» - першае нацыянальнае выданне для жанчын // Вестн. БДУ. Сер. 4. 2005. № 2. С. 129-133.

Минаева О.Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении «женского вопроса» в СССР в 1920-1930-е гг. М.: МедиаМир, 2015.

Минаева О.Д. Формирование и развитие системы периодических изданий для советских женщин в 1917-1941 гг.: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2016.

Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. М.: РИП-холдинг, 2001.

Овсепян Р.П. Советская многонациональная печать. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

Свитич Л.Г. Женская пресса России в динамике // Гендер и СМИ. Ежегодник 2012. М.: Фак. журн. МГУ, 2013. С. 104-106.

Слука А.Г. Беларуская журналктыка: падручнк. Минск: БДУ, 2011.

Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: историко-типологический аспект: монография. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.

Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: история и типология // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 50-57.

Смирнова О.В. Гендерные исследования профессии журналиста // Меди@льма-нах. 2012. № 5. С. 18-28.

Типология СМИ: Традиционные и новые подходы / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. М.: Логос Пресс, 2023.

Tonkin E. (1992) Narrating Our Pasts. The Social Construction of Oral History. Cambridge: Cambridge University Press.

Дата поступления в редакцию: 10.01.2024 Дата публикации: 20.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.